Методология и классификация криминологического прогнозирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 20:14, реферат

Краткое описание

Оперативно-розыскная деятельность -- вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом (далее -- органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность), в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 40.89 Кб (Скачать)

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную  деятельность, в пределах своих полномочий вправе также собирать данные, необходимые  для принятия решений:

  1. О допуске к сведениям, составляющим государственную тайну.
  2. О допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды.
  3. О допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или о доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления.
  4. Об установлении или о поддержании с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий.
  5. По обеспечению безопасности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
  6. О выдаче разрешений на частную детективную и охранную деятельность.

Статья 8. Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий

Гражданство, национальность, пол, место жительства, имущественное, должностное и социальное положение, принадлежность к общественным объединениям, отношение к религии и политические убеждения отдельных лиц не являются препятствием для проведения в отношении  их оперативно-розыскных мероприятий  на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным  законом.

Проведение оперативно-розыскных  мероприятий, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных  и иных сообщений, передаваемых по сетям  электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения и при наличии информации: 
[Федеральным законом от 5 января 1999 г. N 6-ФЗ абзац первый части второй статьи 8 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции]

  • 1. О признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно.
  • 2. О лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно.
  • 3. О событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях, создающих  угрозу государственной, военной, экономической  или экологической безопасности Российской Федерации, на основании  мотивированного постановления  одного из руководителей органа, осуществляющего  оперативно-розыскную деятельность, допускается проведение оперативно-розыскных  мероприятий, предусмотренных частью второй настоящей статьи, с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента  начала проведения оперативно-розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о  проведении такого оперативно-розыскного мероприятия либо прекратить его  проведение.

В случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных  лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме разрешается  прослушивание переговоров, ведущихся  с их телефонов, на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную  деятельность, с обязательным уведомлением соответствующего суда (судьи) в течение 48 часов.

Проверочная закупка или  контролируемая поставка предметов, веществ  и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых  ограничен, а также оперативный  эксперимент или оперативное  внедрение должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную  деятельность, а равно лиц, оказывающих  им содействие, проводятся на основании  постановления, утвержденного руководителем  органа, осуществляющего оперативно-розыскную  деятельность.

Проведение оперативного эксперимента допускается только в  целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия тяжкого преступления, а также в целях выявления  и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.

При проведении оперативно-розыскных  мероприятий по основаниям, предусмотренным  пунктами 1--4 и 6 части второй статьи 7 настоящего Федерального закона, запрещается  осуществление действий, указанных  в пунктах 8--11 части первой статьи 6 настоящего Федерального закона.

Оперативно-розыскные мероприятия, обеспечивающие безопасность органов, осуществляющих оперативно-розыскную  деятельность, проводятся в соответствии с настоящим Федеральным законом  и исключительно в пределах полномочий указанных органов, установленных  соответствующими законодательными актами Российской Федерации. По основаниям, предусмотренным пунктом 5 части  второй статьи 7 настоящего Федерального закона, разрешается осуществлять действия, указанные в пунктах 8--11 части первой статьи 6, без судебного решения при наличии согласия гражданина в письменной форме.

Статья 9. Основания и порядок судебного рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав граждан при проведении оперативно-розыскных мероприятий

Рассмотрение материалов об ограничении конституционных  прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных  и иных сообщений, передаваемых по сетям  электрической и почтовой связи, на неприкосновенность жилища при проведении оперативно-розыскных мероприятий  осуществляется судом, как правило, по месту проведения таких мероприятий  или по месту нахождения органа, ходатайствующего об их проведении. Указанные  материалы рассматриваются уполномоченным на то судьей единолично и незамедлительно. Судья не вправе отказать в рассмотрении таких материалов в случае их представления.

Основанием для решения  судьей вопроса о проведении оперативно-розыскного мероприятия, ограничивающего конституционные  права граждан, указанные в части  первой настоящей статьи, является мотивированное постановление одного из руководителей органа, осуществляющего  оперативно-розыскную деятельность. Перечень категорий таких руководителей  устанавливается ведомственными нормативными актами.

По требованию судьи ему  могут представляться также иные материалы, касающиеся оснований для  проведения оперативно-розыскного мероприятия, за исключением данных о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках  органов, осуществляющих оперативно-розыскную  деятельность, и о лицах, оказывающих  им содействие на конфиденциальной основе, об организации и о тактике  проведения оперативно-розыскных мероприятий.

По результатам рассмотрения указанных материалов судья разрешает  проведение соответствующего оперативно-розыскного мероприятия, которое ограничивает конституционные права граждан, указанные в части первой настоящей  статьи, либо отказывает в его проведении, о чем выносит мотивированное постановление. Постановление, заверенное печатью, выдается инициатору проведения оперативно-розыскного мероприятия  одновременно с возвращением представленных им материалов.

Срок действия вынесенного  судьей постановления исчисляется  в сутках со дня его вынесения  и не может превышать шести  месяцев, если иное не указано в самом  постановлении. При этом течение  срока не прерывается. При необходимости  продления срока действия постановления  судья выносит судебное решение  на основании вновь представленных материалов.

В случае, если судья отказал  в проведении оперативно-розыскного мероприятия, которое ограничивает конституционные права граждан, указанные в части первой настоящей  статьи, орган, осуществляющий оперативно-розыскную  деятельность, вправе обратиться по этому  же вопросу в вышестоящий суд.

Руководители судебных органов  создают условия, обеспечивающие защиту сведений, которые содержатся в представляемых судье оперативно-служебных документах.

Статья 10. Информационное обеспечение и документирование оперативно-розыскной деятельности

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную  деятельность, для решения задач, возложенных на них настоящим  Федеральным законом, могут создавать  и использовать информационные системы, а также заводить дела оперативного учета.

Дела оперативного учета  заводятся при наличии оснований, предусмотренных пунктами 1--6 части  первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях собирания и  систематизации сведений, проверки и  оценки результатов оперативно-розыскной  деятельности, а также принятия на их основе соответствующих решений  органами, осуществляющими оперативно-розыскную  деятельность.

Факт заведения дела оперативного учета не является основанием для  ограничения конституционных прав и свобод, а также законных интересов  человека и гражданина.

Дело оперативного учета  прекращается в случаях решения  конкретных задач оперативно-розыскной  деятельности, предусмотренных статьей 2 настоящего Федерального закона, а  также установления обстоятельств, свидетельствующих об объективной  невозможности решения этих задач.

Перечень дел оперативного учета и порядок их ведения  определяются нормативными актами органов, осуществляющих оперативно-розыскную  деятельность.

Статья 11. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности

Результаты оперативно-розыскной  деятельности могут быть использованы для подготовки и осуществления  следственных и судебных действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий  по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, выявлению  и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а  также для розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и  суда, уклоняющихся от исполнения наказания  и без вести пропавших.

Результаты оперативно-розыскной  деятельности могут служить поводом  и основанием для возбуждения  уголовного дела, представляться в  орган дознания, следователю или  в суд, в производстве которого находится  уголовное дело, а также использоваться в доказывании по уголовным делам  в соответствии с положениями  уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, регламентирующими  собирание, проверку и оценку доказательств.

Представление результатов  оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или  в суд осуществляется на основании  постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную  деятельность, в порядке, предусмотренном  ведомственными нормативными актами. 
[Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд утверждена приказом Федеральной службы налоговой полиции РФ, ФСБ РФ, МВД РФ, Федеральной службы охраны РФ, ФПС РФ, ГТК РФ и Службы внешней разведки РФ от 13 мая 1998 г. N 175/226/336/201/286/410/56]

Результаты оперативно-розыскной  деятельности в отношении лиц, перечисленных  в пунктах 1-4 и 6 части второй статьи 7 настоящего Федерального закона, учитываются  при решении вопроса об их допуске  к указанным видам деятельности.

Статья 12. Защита сведений об органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

Сведения об используемых или использованных при проведении негласных оперативно-розыскных  мероприятий силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах оперативно-розыскной  деятельности, о лицах, внедренных в  организованные преступные группы, о  штатных негласных сотрудниках  органов, осуществляющих оперативно-розыскную  деятельность, и о лицах, оказывающих  им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и о  тактике проведения оперативно-розыскных  мероприятий составляют государственную  тайну и подлежат рассекречиванию  только на основании постановления  руководителя органа, осуществляющего  оперативно-розыскную деятельность.

Предание гласности сведений о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных  сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих  или оказывавших им содействие на конфиденциальной основе, допускается  лишь с их согласия в письменной форме и в случаях, предусмотренных  федеральными законами.

Судебное решение на право  проведения оперативно-розыскного мероприятия  и материалы, послужившие основанием для принятия такого решения, хранятся только в органах, осуществляющих оперативно-розыскную  деятельность.

Оперативно-служебные документы, отражающие результаты оперативно-розыскной  деятельности, могут быть представлены органу дознания, следователю, судье, другим органам, осуществляющим оперативно-розыскную  деятельность, в порядке и случаях, установленных настоящим Федеральным  законом. 
[Федеральным законом от 5 января 1999 г. N 6-ФЗ часть четвертая статьи 12 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции]

Глава III. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную  деятельность

Статья 13. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность 
[Федеральным законом от 21 июля 1998 г. N 117-ФЗ в статью 13 настоящего Закона внесены изменения]

На территории Российской Федерации право осуществлять оперативно-розыскную  деятельность предоставляется оперативным  подразделениям:

  1. Органов внутренних дел Российской Федерации.
  2. Органов федеральной службы безопасности.
  3. Федеральных органов налоговой полиции.
  4. Федеральных органов государственной охраны.
  5. Органов пограничной службы Российской Федерации.
  6. Таможенных органов Российской Федерации.
  7. Службы внешней разведки Российской Федерации.
  8. Министерства юстиции Российской Федерации.

Оперативные подразделения  органа внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации и  органа внешней разведки Федерального агентства правительственной связи  и информации при Президенте Российской Федерации проводят оперативно-розыскные  мероприятия только в целях обеспечения  безопасности указанных органов  внешней разведки и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает  полномочий органов, указанных в  пунктах 1--8 части первой настоящей  статьи.

Информация о работе Методология и классификация криминологического прогнозирования