Криминология, цели и функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 01:14, творческая работа

Краткое описание

Криминология - это самостоятельная междисциплинарная наука со своей историей, использующая оригинальные методы исследования и имеющая разветвленную сеть институтов и организаций во всем мире. Криминология это наука о преступности, её причинах и условиях ей сопутствующих, о личности тех, кто совершает преступления, а также о методах контроля за преступностью и борьбы с ней.

Оглавление

Ведение…………………………………………………………………………….3
Криминология, как предмет……………………………………………………...5
Цели, задачи и функции криминологии………………………………………10
Методы криминологии ………………………………………………………….13
Система криминологии………………………………………………………….23
Заключение……………………………………………………………………….26
Список использованной литературы…………………………………………...28

Файлы: 1 файл

Тв.раб.Наука криминалогия.docx

— 65.67 Кб (Скачать)

Названные функции не в полной мере соответствуют задачам криминологии, и в первую очередь ее практической направленности. Наука криминология должна не только объективно отражать предмет своего познания, объяснять природу связанных с преступностью явлений и процессов, прогнозировать их будущее развитие, но и разрабатывать практические меры воздействия на нежелательные явления, детерминирующие преступность. Следовательно, целесообразно выделить еще и практически-преобразовательную функцию, выполнение которой позволяет реализовать результаты осуществления названных трех функций в практическом действии, направленном на желаемое преобразование объекта изучения.6

Криминологическое учение представляет собой не просто набор знаний о  преступности и ее взаимосвязях. Полученные криминологической наукой знания складываются в своеобразную систему, состоящую  из двух основных блоков - Общей и  Особенной частей.

Общая часть включает рассмотрение теоретических основ криминологии, Особенная часть - изучение криминологической  характеристики отдельных видов  преступлений и своеобразия деятельности по их предупреждению.

И в заключении, хочется  отметить, что такое построение криминологических знаний представляется вполне обоснованным, поскольку охватывает как общетеоретические основы предмета познания и саму логику криминологической науки, так и особенности криминологической характеристики отдельных видов и групп преступлений, путей и средств их предупреждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Методы криминологии

 

Своеобразие криминологии как  науки определяется существованием, наряду с предметом, ее метода. Под методом науки криминологии понимается совокупность приемов и средств, с помощью которых раскрываются закономерности, содержание и формы явлений, входящих в предмет криминологии. Таким образом, метод криминологии тесно связан с ее предметом и их нужно рассматривать в диалектической взаимосвязи.7

Проблемы, изучаемые криминологией, могут быть глубоко и достаточно полно исследованы только на основе диалектики - всеобщего метода познания. Использование основных философских  законов и категорий, таких как  познаваемость социальных явлений, единство и борьба противоположностей, переход количества в качество, причинность  и следствие и т.п., позволяет  глубже проникнуть в сущность изучаемых  криминологией явлений и процессов.

Диалектика помогает проследить на криминологических объектах взаимосвязь  общего, особенного и единичного, необходимого и случайного, причины и следствия. Эти законы диалектики лежат в  основе криминологической характеристики структуры преступности, сущности и  классификации ее причин, выработки  предупредительных мер. Использование  диалектического метода в криминологии помогает при изучении личности преступника  комплексно анализировать систему  его жизнедеятельности и мотивационную  сферу.

Однако философия не дает науке криминологии готовых решений  тех вопросов, которые она изучает, а только вооружает ее методологией познания для нахождения верных и  обоснованных решений. Поясняя это, следует отметить, что исторический подход, будучи важным проявлением  диалектического изучения общества, учит нас рассматривать преступность как своеобразную систему, функционирующую в разных исторических условиях, показывает ее изменения на различных этапах общественного развития. В криминологической науке учет исторического развития позитивных и негативных факторов, анализ их характеристик во взаимодействии, а подчас и в противоборстве, совершенно необходимы для познания закономерностей возникновения и изменения как преступности в целом, так и отдельных видов преступлений. В противном случае неизбежны вульгаризация и упрощение, поверхностные и неточные выводы. Так, если оценивать в криминологическом плане сегодняшнюю преступность в стране, ее особенности и тенденции без исторического анализа предпосылок ее изменения, то неизбежно возникнут ошибочные суждения и оценки.8

Поэтому не случайно применению в криминологии системного подхода  к изучению явлений в последние  годы придается все большее значение. По степени глубины познания и  масштабности охвата предмета исследования этот подход можно отнести к числу  современных всеобщих методов познания.

Системный подход предполагает изучение криминологического объекта  как целостного единства с познанием  степени и характера взаимосвязи  элементов (подсистем), входящих в системное  образование. Важнейшее назначение этого подхода заключается в  том, что его использование позволяет  выявить качественные устойчивые стороны  интегрального образования, а не просто зафиксировать механическую совокупность составляющих его компонентов. Достоинством данного подхода является и то, что он позволяет использовать всеобщий метод как отправную  точку научного познания, а общенаучные  и частнонаучные методы - как способы  решения конкретных исследовательских  задач.

Примером системы криминологического характера являются причины и  условия преступности. Такая система  слагается из взаимодействующих  подсистем и элементов, представляющих питательную почву для преступности. Ей противостоит система борьбы с преступностью. Обе системы, как криминогенная, так и антикриминогенная, взаимодействуют в соответствии с законом единства и борьбы противоположностей и в свою очередь входят в более общую систему общественных отношений на данном этапе развития общества.9

В необходимых случаях  системный метод может быть дополнен комплексным подходом к исследованию криминологических проблем.

Комплексность и системность, как методологические принципы социального  исследования, хотя и взаимосвязаны, но не тождественны. Системный подход нейтрален по отношению к идеологии  и поэтому без каких-либо качественных изменений может использоваться наукой. Комплексный подход отражает социально значимую направленность познания. Он призван обеспечить изучение и осмысление социальной действительности не с формальной или технической  стороны, а со стороны содержательной, качественной, идеологической.10

При изучении системы воздействия  на преступность комплексный подход предполагает решение следующих  задач: определение сущности и функционального  назначения системы воздействия  на преступность; описание суммы образующих ее элементов и их функций; выявление  характера взаимосвязи структурных  элементов; исследование характера  взаимосвязей системы с внешней  средой; рассмотрение системы воздействия  на преступность в историческом аспекте; оценку реальных возможностей современного общества в противоборстве с преступностью; поиск путей и средств ее преодоления.

Помимо всеобщего метода познания, в криминологии широко используются общенаучные, частнонаучные методы и специальные криминологические  методики.

Общенаучные методы включают формальную логику, т.е. анализ и синтез, индукцию, дедукцию, обобщение, абстрагирование, выдвижение гипотез и др.

Анализ и синтез представляют собой процессы практического или  мысленного разложения целого на части  и воссоединения целого из частей. Анализ позволяет изучить отдельные  части целого, раскрыть отношения, которые  являются общими для всех частей, и  тем самым осознать особенности  возникновения и развития всего  изучаемого объекта. Путем синтеза  исследуемое явление воспроизводится  в мышлении как некое целое  во всем многообразии его связей и  частей.

Индукция - это движение знания от единичных утверждений к общим  положениям. Различают полную и неполную индукцию. В первом случае вывод  о классе явлений в целом получают на основе рассмотрения всех явлений  этого класса. Во втором случае вывод  делается исходя из рассмотрения лишь некоторых явлений данного класса. В научной практике более часто  применяется неполная индукция. С  индукцией неразрывно связана дедукция, и эта связь столь же необходима, как связи анализа и синтеза.11

В настоящее время под  дедукцией понимается доказательство или выведение следствия из посылок, совершаемое на основе законов логики и носящее достоверный характер. Дедуктивный метод применяется, как правило, после того, как накоплен фактический материал в известной  области криминологического знания, с целью более глубокого познания полученных данных, их систематизации, строгого выведения из исходных предположений  всех следствий.

В криминологическом познании широко применяется такой научный  метод, как обобщение, под которым  понимается отражение и формулирование закономерностей, лежащих в основе изучаемого явления. Обобщение, как  правило, связано с построением  теории определенного класса.

В ряду общенаучных методов  важное место принадлежит абстрагированию, под которым понимается процесс  мысленного выделения одних свойств  и связей изучаемого явления и  отвлечения их от различных побочных явлений. Это позволяет выделить главные, существенные признаки явления  и установить таким образом закономерности его развития. Примером абстрактного суждения в системе криминологических  знаний может служить понятие  преступности. В нем отражены не все признаки преступности, а лишь наиболее существенные, характеризующие  ее природу и основные закономерности.

Необходимым моментом научного криминологического знания является выдвижение гипотез. Само понятие гипотеза означает, что еще не доказанное теоретическое  положение основано на предположении. Выдвижение, обоснование и доказательство гипотезы является необходимым элементом  всякого научного знания, в том  числе и криминологического.

Впитывая в себя весь арсенал  средств познания социальной действительности, криминология использует и применяет  в своих целях различные частнонаучные  методы, в том числе такие социологические  методы, как наблюдение, анкетирование, интервьюирование и анализ документов.

Наблюдение состоит в  непосредственном восприятии самим  исследователем фактов, касающихся изучаемого криминологического объекта и поставленных исследовательских задач. Принято  различать включенное и невключенное наблюдение. Последнее в определенной степени носит самопроизвольный характер. Оно заключается в том, что не только исследователь, но и  практический работник в своей повседневной деятельности наблюдает и оценивает те или иные факты и явления социальной действительности, и у него складываются определенные реальные представления о сущности наблюдаемого. Эти знания могут оказать значительную помощь в решении конкретных задач. По общему правилу, приступая к наблюдению, исследователь должен заранее определить программу, включающую перечень интересующих его фактов, их характеристик и признаков. Тогда исследователь имеет ясно поставленную цель и в соответствии с заранее подготовленной программой изучает нужный криминологический объект.12

Важным методом познания является опрос. Он осуществляется в  форме двух основных разновидностей: анкетирования и интервьюирования.

Анкетный опрос - наиболее удобный способ получения нужной криминологической информации. Для  этого необходимо четко, правильно  и понятно сформулировать вопросы  анкеты. Самое главное, чтобы они  обеспечивали однозначное толкование. Не следует составлять громоздкие анкеты. Анкеты могут быть формализованными и неформализованными. В формализованной анкете содержатся так называемые закрытые вопросы, на которые заранее сформулированы альтернативные варианты ответов ("да" - "нет"). В неформализованной анкете опрашиваемому предоставляется возможность самому сформулировать ответ. Такие анкеты более сложны для их последующей обработки.

К числу распространенных методов опроса относится интервьюирование. Проводится оно в форме беседы с опрашиваемым, в ходе которой  выясняются и фиксируются интересующие исследователя факты и оценки опрашиваемого.

В некотором отношении  интервьюирование имеет преимущество перед анкетированием, поскольку  при анкетировании не всегда удается  создать необходимый психологический  контакт с опрашиваемым, так как  оно носит заочный характер. При интервьюировании непонятные или затруднительные вопросы могут быть разъяснены и уточнены исследователем, сформулированы в другой, доступной и понятной форме. К тому же анкеты не всегда возвращаются.

Среди разнообразных приемов  получения криминологической информации важное место занимает анализ документов.

В общепринятом понимании  документ является средством фиксации сведений о фактах, событиях, явлениях объективной действительности и  мыслительной деятельности, имеющих  отношение к исследуемой криминологической  проблеме. Такими документами могут  быть материалы расследования и  рассмотрения в суде дел о совершенных  преступлениях, личные дела осужденных, справочная информация и любые другие письменные акты, являющиеся носителями нужной криминологической информации. Чтобы изучение документов проводилось  целенаправленно, следует заранее  составить вопросник, который призван  помочь исследователю в отборе нужных данных.

В процессе проведения криминологических  исследований возникает вопрос, каким  методам отдать предпочтение, чтобы  получить наиболее полную и достоверную  информацию. Обычно при этом используется комплекс методов. Важно с учетом достоинства и недостатков каждого  решить, какие из них наиболее соответствуют  характеру, обстоятельствам и условиям предполагаемых исследований. Нужно  запомнить, что не существует какого-то одного универсального метода, с помощью  которого можно решить все поставленные задачи. В этих случаях нужно поступать  так, чтобы недостатки одного метода восполнялись достоинствами другого.13

Информация о работе Криминология, цели и функции