Понятие аудита, его цели и функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 18:19, курсовая работа

Краткое описание

В процессе работы специалисты разрабатывают оптимальные методы подбора персонала различных уровней, составляют профессиограммы и создает мотивацию для дальнейшей деятельности сотрудников фирмы.
Результат аудита - сокращение текучести кадров, повышение производительности труда, выявление необходимости обучения персонала и экономия средств на поиски новых кадров.

Файлы: 1 файл

управление кр.doc

— 171.00 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

Основой любой современной организации  являются люди, поскольку именно люди обеспечивают эффективное использование  любых видов ресурсов, имеющихся  в распоряжении организации, и определяют ее экономические показатели и конкурентоспособность. Вклад людских ресурсов в достижение целей организации и качество производимой продукции или предоставляемых услуг зависит от эффективности управления персоналом и в частности от того, насколько эффективно проводится работа по отбору персонала. Увольнение работника по причине его неспособности освоить новую работу или вписаться в коллектив сведут на нет результаты отбора и приведут к дополнительным материальным затратам и поиску другого сотрудника.

Аудит персонала необходим для  оценки эффективности системы управления кадрами организации. Он способствует выявлению ошибок, которые могут повлечь за собой финансовые потери и нанести ущерб репутации компании.

Цели аудита персонала:

оценка профессиональных способностей сотрудников;

оценка системы управления организации;

оценка условий труда;

определение мотивации и потенциала сотрудников.

В процессе работы специалисты разрабатывают  оптимальные методы подбора персонала  различных уровней, составляют профессиограммы  и создает мотивацию для дальнейшей деятельности сотрудников фирмы.

Результат аудита - сокращение текучести  кадров, повышение производительности труда, выявление необходимости  обучения персонала и экономия средств  на поиски новых кадров.

Адаптация персонала на рабочем  месте является необходимым звеном кадрового менеджмента.

Аудитор должен также проверить  связь между основными руководящими принципами политики управления человеческими  ресурсами и ценностями, объявленными организацией в своем плане развития.

Эффективное развитие любой компании требует постоянного повышения уровня компетенции и квалификации ее сотрудников. Полноценный грамотный кадровый аудит персонала является основным средством контроля за кадровой ситуацией на предприятии.

Аудит персонала включает в себе целый комплекс мероприятий, направленных на становление прочной кадровой системы. Предлагаемые услуги позволяют подготовить соответствующую почву для взращивания собственных лидеров внутри компании, ускорить развитие предприятия и повысить эффективность работы кадрового состава - в этом также заключен аудит персонала организации.

Аудит персонала организации направлен  на становление и развитие корпоративной  культуры, личностный рост кадров и, следовательно, повышение кадровой независимости  компании. Аудит персонала является сегодня одним из наиболее актуальных способов прогрессивного развития бизнеса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические аспекты аудита персонала организации

 

    1. Понятие аудита, его цели и функции

Специфика любого аудита ориентирована  на природу изучаемого объекта и  диктует использование определенных методов. Область человеческих ресурсов описывается в основном качественными характеристиками. Поэтому для возмещения недостающей количественной информации необходимо применять методы и технику, свойственные социальным наукам. Такой подход позволяет выявить способность предприятия разрешать социальные проблемы, оказывающие непосредственное влияние на трудовую деятельность индивидуума.

Как правило, в организациях используется внешний аудит. Руководство обращается к консалтинговой фирме с приглашением провести экспертизу социального характера, например при внедрении новой технологии, перепрофилировании производства, структурной реорганизации, создании временных или оперативных творческих групп, разрешении конфликтных ситуаций между работниками и работодателем. Эксперт, осуществляющий аудиторскую проверку, должен хорошо ориентироваться в финансовых вопросах, управленческой этике, социально-психологических аспектах управления, знать трудовое и административное право.

Основными этапами деятельности аудитора являются:

знакомство с поставленной задачей,

определение границ своих действий,

изучение социального баланса  и другой документации самого предприятия  и нормативных документов,

составление вопросников и анкет,

подготовка детализированной рабочей  программы,

реализация работы и

составление отчета.

Обычно такая экспертиза одного или нескольких однопрофильных предприятий  занимает около 10 месяцев при работе 3-4 экспертов.

Социальный аудитор начнет проверку с изучения и исследования результатов  деятельности предприятия, чтобы с помощью справочных материалов и нормативных документов обнаружить все отклонения от норм и стандартов. Особое внимание при этом уделяется финансовым и бухгалтерским документам, данным аналитического и синтетического учета, а также расходам на содержание персонала.

Исследование результатов деятельности предприятия, проведенное с использованием справочных материалов и нормативных  документов, позволяет обнаружить отклонения от норм и стандартов, выявить сильные  и слабые стороны предприятия, выделить как настоящие, так и будущие проблемы (риски), провести анализ причин их возникновения, предложить заказчику рекомендации для последующих действий.

Перед началом обследования аудитор  должен четко зафиксировать для  себя три основных отправных момента:

убедиться в том, что существует реальность создания четкого равновесия между выгодой предприятия и надеждами персонала;

оцепить возможность использования  получаемых результатов для проведения в жизнь главной цели - повышения  уровня компетентности персонала;

определить тип аудита и объекты изучения.

После этого должен быть составлен  подробный, детализированный план исследований.

Для ознакомления с фирмой, выработки  программы проверки аудитор сначала  проводит предварительное анкетирование  или опрос сотрудников. Значительный объем информации дает изучение социального баланса предприятия, составляемого обычно раз в три года, и планов социального развития.

Предварительное анкетирование позволяет  разработать программу проверки, подстроенную под предприятие, и  выбрать значимые точки, на которых сосредоточить дальнейшую работу. Аудитор является ответственным в применении подходящих средств для получения достоверных и удовлетворительных результатов.

Можно выделить четыре этапа экспертизы:

1. Проведение предварительного  анкетирования или опроса. Аудитор должен освоиться с контролируемой фирмой, чтобы определить значимые точки для проверки, выработать программу проверки, грамотно распределить свое время и силы. Этот этап представляет собой предварительную диагностику. Инструменты этого процесса представлены ниже.

2. Обоснование рабочей детализированной  программы (лиц, с которыми  нужно встретиться и переговорить, используемые материальные средства  и документы, временные рамки).

3. Реализация аудиторской проверки.

4. Редактирование отчета.

Анализ социального баланса  помогает получить следующие сведения:

структуру и характеристики работающих в организации (уровень квалификации работников, стаж работы, возрастную пирамиду и др.), что является очень важным для понимания их поведения и  оценки возможности адаптации к социальной политике, осуществляемой на предприятии;

условия труда и состояния техники  безопасности (риск производственного  травматизма и несчастных случаев  по дороге на работу, профессиональные заболевания, организация и содержание работы, физические условия труда, продолжительность и планирование рабочего времени). Вся совокупность информации, связанной с графиком работы, планированием рабочего времени и отпусков, позволяет охарактеризовать качество жизни или хотя бы принципы, влияющие на это качество;

поведение работников, которое в  сопоставлении со структурными характеристиками населения и условиями жизни  в регионе составляет важный элемент  диагностики и идентификации  социальных проблем.

Для описания социальной политики нужно вычленить несколько наиболее значимых индикаторов в зависимости от целей аудита:

занятость (ее уровень, природа предложенного  труда, обеспечение стабильности состава  работников, влияние нововведений, практика продвижения по службе, занятость  женщин, лиц пожилого возраста и других уязвимых категорий работников);

оплату и стимулирование труда (относительный уровень вознаграждений, их виды. динамика и структура, нижний уровень заработной платы и т.д.);

безопасность и улучшение условий  труда (вложение финансовых средств в эту область и оценка полученных результатов);

профессиональное обучение (объем, виды, содержание, продолжительность, стоимость).

После анализа социальной политики предприятия формулируются ее сильные  и слабые стороны, ставится общий  диагноз.

Диагностика позволяет выявить:

имеющие место соответствия и несоответствия между должностными характеристиками и проводимой политикой;

связи и случайные нестыковки между  различными сторонами социальной политики;

принципиальные источники социальных рисков;

зоны социальных издержек.

Завершается аудиторская проверка составлением отчета, в котором анализируются  принципы социальной направленности, определяется ответственность каждой из групп персонала и предлагаются стимулирующие меры.

В отчете могут быть рассмотрены различные пути совершенствования управления персоналом, включая внедрение новых технологий (информационной, офисной, телекоммуникационной), сформулированы предложения, касающиеся модификации существующих процедур, совершенствования документации, уточнения.

Для успешного проведения социальной политики в организации отчет  аудитора должен содержать конкретные рекомендации. В зависимости от поднятых проблем и обнаруженных трудностей аудитор может иногда сформулировать предложения к действиям. Но это  не всегда так. Во многих случаях аудитор ограничивается предложениями действий, позволяющих решить ту или иную проблему, организовать рабочую группу, повысить квалификацию, обратиться к внешнему эксперту, провести дополнительный аудит и т.д.

Успех социального аудита во многом зависит от качества предоставленной информации, от желания и возможностей заказчика.

Исторически профессиональный аудит  стал формироваться как следствие  развития консультационных услуг. Консультанты учитывают стандарты, нормативы, методики, указания, нормы и правила, а аудиторы их строго придерживаются.

            1.2Аудит персонала. Основные параметры

Аудит персонала - сущность данной процедуры  заключается в оценке соответствия кадрового потенциала организации  ее целям и стратегии развития, а также диагностика причин возникновения проблем по вине персонала с формулированием конкретных рекомендаций для руководства.

Аудит персонала:

оценка соответствия кадрового  потенциала организации ее целям  и стратегии развития;

диагностика причин возникновения проблем по вине персонала;

выработка конкретных рекомендаций для  руководства и службы управления персоналом. Предметом аудита персонала  являются все составляющие процесса управления персоналом.

Аудит персонала - незаменимый инструмент управления кадровым ресурсом компании, который позволяет решать следующие задачи в СМИ и медиа-холдингах:

оценка соответствия кандидата  требованиям вакансии;

оценка готовности сотрудника к  продвижению на новую должность;

аудит профессиональных характеристик  сотрудников (в том числе управленческий аудит, аудит в области продаж, аудит административно-технического персонала);

выявление сильных и слабых сторон сотрудников и кандидатов;

оценка совместимости сотрудников;

определение потребности персонала  в тренингах и обучении;

разработка рекомендаций по эффективному управлению персоналом и введению сотрудников  в должность;

формулирование должностных обязанностей и требований;

оценка интеллектуального потенциала сотрудников и кандидатов;

формирование эффективной команды.

Аудит персонала - это система консультационной поддержки, аналитической оценки и независимой экспертизы кадрового потенциала организации, которая наряду с финансово-хозяйственным аудитом позволяет выявить соответствие кадрового потенциала организации ее целям и стратегии развития; соответствие деятельности персонала и структур управления организации существующей нормативно-правовой базе; эффективность кадровой работы по решению задач, стоящих перед персоналом организации, ее руководством, отдельными структурными подразделениями; причины возникающих в организации социальных проблем (рисков) и возможные пути их разрешения или снижения их негативного воздействия. При этом главной, глобальной целью аудита персонала является оценка эффективности и производительности деятельности персонала как одного из важнейших факторов, обеспечивающих прибыльность организации.

В практике менеджмента аудит персонала  является, с одной стороны, способом наблюдения подобно финансовому  или бухгалтерскому аудиту, а с  другой - инструментом управления, который позволяет решить ту или иную проблему, возникающую в сфере трудовых отношений.

Аудит персонала осуществляется на основании общепризнанных для любой  аудиторской проверки принципов: профессионализм, независимость, достоверность, честность  и объективность, сопоставимость с международным правом.

Такой принцип, как независимость  аудиторской проверки, в основном присущ внешним аудиторам, не зависящим  от руководства организации.

Информация о работе Понятие аудита, его цели и функции