Криминальная составляющая теневого сектора мировой экономики как угроза глобальной и национальной безопасности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 09:21, научная работа

Краткое описание

Актуальность выбора темы исследования связана также с тем обстоятельством, что, несмотря на всю её важность и значительность как в теоретическом, так, и особенно, в практическом отношении, она не получила надлежащего освещения ни в российской, ни в зарубежной экономической науке. Хотя и имеется достаточно значительная литература по криминальной проблематике, нельзя не заметить и тот факт, что криминальная экономика практически обделена большим вниманием. В этом смысле наше иссле-дованиепризвано в определённой мере ликвидировать имеющееся «белое место» в нашей экономической науке.

Оглавление

Глава 1. Криминальная составляющая теневого сектора мировой экономики: теоретические и методологические аспекты
1.1 Теневая экономика: теоретические аспекты.19
1.2 Криминальная составляющая теневой экономики.24
1.3 Теневая экономика стран мира: методы определения и величина.37
Выводы по первой главе.41
Глава 2. Криминальная составляющая теневого сектора мировой экономики: структура, организация и управление
2.1 Структура мировой криминальной экономики.43
2.2 Некоторые новые тенденции в мировой криминальной экономике.51
2.3 Субъекты мировой криминальной экономики.59
Выводы по второй главе.69
Глава 3. Формирование криминальной составляющей теневой экономики в России: тенденции и проблемы к г»
3.1 Генезис криминализации теневой экономики в России.71
3.2 Тенизация и криминализация российской экономики в 90-х годах XX века.76
3.3 Масштабы тенизации и криминализации России.85
Выводы по третьей главе.94
Глава 4. Криминальная составляющая теневого сектора мировой экономики как угроза глобальной и национальной безопасности
4.1 Криминальные вызовы глобальной и национальной безопасности.97
4.2 Основные направления борьбы с транснациональной преступностью.104
4.3 Борьба правоохранительных органов России с транснациональной преступностью.113
4.4 О новых концептуальных основах правоохранительной деятельности в РФ.
Выводы по четвёртой главе.120
Заключение.130
Список литературы.134
Примечания.149

Файлы: 1 файл

nurjan.doc

— 228.50 Кб (Скачать)

В конце ХХв. и начале ХХ1в. в центре внимания международного сообщества оказалась проблема борьбы с легализацией (отмыванием) преступных доходов, причём легализация была приравнена к финансовому терроризму. Правовую базу борьбы с этим видом противоправно-криминальных деяний составил ряд конвенций, принятых ещё в 90-х годах, но особенно Конвенция ООН по противодействию прямому или косвенному предоставлению и сбору средств для осуществления террористической деятельности. Инициативу по борьбе с легализацией (отмыванием) преступных доходов взяла на себя ОЭСР, создавшая Международную службу финансовых действий (ФАТФ);  

Заметно повысилась роль Интерпола, который оказывает  большую помощь странам-членам этой организации  в повышении эффективности  их правоохранительных систем и особенно в сфере борьбы с транснациональной  преступностью; После распада СССР и в ходе буржуазно-демократической революции в России фактически была уничтожена существовавшая ранее правоохранительная система, что в немалой степени способствовало ослаблению способности государства к противостоянию резко усилившейся в 90-х гг. активности организованной преступности. Перестройка и создание новой правоохранительной системы затянулись, а действия её в изучаемый период оказались малоэффективными. Постоянные структурные перестройки и реформы реформ в области правоохранительной деятельности лишь ухудшают общую ситуацию;  

7. Принявшиеся властями  России в 90х  гг. ХХв. меры по  повышении эффективности  правоохранительной  деятельности носили  декларативно-имитационный  характер и не  остановили криминализацию  экономики страны;  

8. Некоторые западные  аналитики (П.Роулинсон,  Ф.Вильямс и другие) высказывают пессимистические  прогнозы, считая, сто  Россия якобы уже  стоит перед реальностью  превращения организованной  преступности в доминирующий фактор российского общества, а в союзе с коррумпированной элитой и якобы даже почти управляет государством. Автор считает, что такие прогнозы преждевременны, и не учитывают некоторые позитивные новые тенденции, появившиеся в начале XXI века;  

9. В начале 2003г. Президент  В.В.Путин провёл  реорганизацию ряда  федеральных структур. Своими указами  он упразднил Федеральную  службу налоговой  полиции (ФСНП) и  Федеральное агентство  правительственной  связи и информации (ФАПСИ), а также передал пограничную службу (ФПС) в ведение Федеральной службы безопасности (ФСБ). Одновременно создан самостоятельный федеральный орган — Государственный комитет Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, которому передаётся материальная база ФСНП. По мнению Президента В.В.Путина, эти структурные изменения должны улучшить координационные работы силовых ведомств и устранить дублирование в их деятельности. МВД получило призрачную монополию на расследование экономических преступлений, и роль УБЭПов, их влияние внутри министерства резко возрастёт. Но полной монополия не будет, т.к. вне контроля МВД остаётся Департамент экономической безопасности ФСБ и Служба финансового мониторинга.  

10. По нашему мнению  борьба России  с организованной преступностью в экономической сфере может быть эффективной лишь, во-первых, в контексте эффективной национальной стратегии и политики поступательного социально-экономического развития страны в национальных интересах и, во-вторых, в качестве элемента возрождения и укрепления России;  

11. Заслуживают первоочерёдного  внимания власти  и общества вопрос  о разработке новой  эффективной концепции  правоохранительной  государственной  политики по борьбе  с транснациональной  (международной) преступностью  и криминальной экономикой и осуществление на этой основе комплекса конкретных мероприятий по коренному реформированию как самой правоохранительной деятельности, так и её организационно-управленческой структуры;  

12. Исходным моментом  в разработке указанных  выше концепции и политики должно быть, во-первых, признание того, что Россия, как национальное государство, не может развиваться, допуская одновременно наличие и рост криминального «государства в государстве», и, во-вторых, признание того, что нынешний рост криминальной экономики и активизация ОПГ есть одно из проявлений системного кризиса в России; Борьба с криминализацией экономики и общества — это борьба России не только за своё выживание, но и за реальную перспективу своего возвращения в число высокоразвитых стран. Этот факт требует его осознания всем обществом и руководством, а также принятия соответствующих конкретных мер для ликвидации криминальной угрозы национальной безопасности и будущему страны и нации. А из второго тезиса следует, что повысить эффективность антикриминальной борьбы можно лишь в комплексе с другими мерами экономического, социального и политического характера, нацеленными на улучшение условий и качества жизни населения, подъём экономики, общий социально-экономический прогресс страны, а этого нельзя добиться, не осуществляя целенаправленно и некоторые необходимые изменения в нынешнем курсе.  

Заключение  

На  основании проделанного в диссертации  исследования автор  пришёл к следующим  общим выводам:  

1. В зарубежной и  российской экономической науке отсутствуют как общепринятые теория теневой экономики и теория криминальной экономики, так и их понятийный аппарат. Существуют различные частные теории теневой экономики, различающиеся между собой объектом исследования (теория паралельной экономики, теория подпольной экономики, теория скрытой экономики и т.д.). Теорию криминальной экономики в развитых странах Запада заменяет экономическая теория преступлений и наказания (economics of crime and punishment). Перед российской экономической наукой сохраняется задача разработки эндогенной общей теории теневой экономики (объект исследования — теневая экономика в широком смысле слова, или теневая экономика - 1); специальной теории теневой экономики (объект исследования - теневая экономика в узком смысле слова, или теневая экономика — 2); и теории криминальной экономики (объект исследования — криминальная экономика), а также их понятийного аппарата;  

2. В условиях глобализации  и интернационализации  экономических, финансовых  и иных системообразующих  новый экономический порядок факторов, происходит заметная концентрация контроля над криминального типа продукцией и услугами со стороны транснациональных крупных и крупнейших ОПГ. В 90х гг. ХХв. обозначился процесс повсеместного образования мощных криминальных синдикатов, концернов, корпораций и тд., формирующих мировой криминальный общий рынок и мировые отраслевые криминальные рынки. Одновременно обострилась борьба за передел криминальных «зон влияния»; в эту борьбу включается и организованная преступность из России;  

3. В 90е гг. ХХв.  имел место бурный  рост криминальной  экономики в её  глобальном, региональном  и национальном (страновом)  измерениях, который  можно объяснить  как общими закономерностями  развития и трансформации  мировой экономики  в эпоху глобализации  и резким обострением экономического и социального положения во многих странах мира и их растущей тенизацией и криминализацией, так и всплеском потребления продукции и услуг криминальной экономики в группе развитых стран.  

4. Среднемировые темпы  прироста объёмов продукции и услуг мировой криминальной экономики в изучаемом периоде (1990-2000гг.) почти втрое превышали среднемировые темпы прироста официальной (легальной) мировой экономики;  

5. Совокупный оборот  продукции и услуг  мировой криминальной  экономики вырос с 2.2трлн. долл. в 1990г до 5.1трлн. долл. в 2000г. и продолжает расти высокими темпами и в начале XXI-го века;  

6. В связи с опережающими  темпами прироста  продукции и услуг  мировой криминальной  экономики в 90е  годы ХХв. произошло  значительное увеличение её удельного веса. По отношению к официальному (легальному) совокупному мировому ВВП мировая криминальная экономика составляла в 1990г. 7.3%, а в 2000г. - 12.7%. Этот очень существенный по масштабам сдвиг в соотношении официальной (легальной) мировой экономики и мировой криминальной экономики свидетельствует о превращении последней в серьёзнейшую проблему глобальной безопасности мирового содружества в целом. При этом отмеченная опаснейшая тенденция в полной мере появилась и на национальном (страновом) уровне (практически во всех странах мира). Но особенно - в развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки и постсоциалистических странах бывшей мировой социалистической системы;  

7. Наиболее высокими  темпами в 90х  гг. ХХв. и начале  ХХ1в. растёт транснациональный сегмент мировой криминальной экономики. В первую очередь речь идёт о своеобразном буме финансовых преступлений, которые по своим масштабам не имеют прецедентов в прошлом. В США в 2001г. в результате финансовых махинаций, афер, псевдобанкротств и «пирамид» рядовые держатели корпоративных акций и других ценных бумаг потеряли 2трлн. долл. Крупнейшие банкротства отмечены за последние 50 лет именно в 90е годы ХХв. и в начале ХХ1в. Практически все крупнейшие банкротства 90х годов ХХв. - начала ХХ1в. в США были вызваны злонамеренными действиями корпоративного менеджмента;  

8. Структура мировой  криминальной экономики  в целом и большинства  развитых стран  мира в 90е гг. ХХв. окончательно  трансформировалась  с выделением трёх  важнейших составляющих: финансовых преступлений, наркобизнеса и отмывания (легализации) доходов и имущества, полученных преступным путём;  

9. Появились и быстро  набирают обороты  новые сегменты, а  именно компьютерное  мошенничество, торговля  человеческими органами  и тканями, торговля  кровью и её препаратами, детская проституция и порноиндустрия, контрабанда редкими видами флоры и фауны, и ряд других видов криминально-экономической деятельности;  

10. Глобализация, информационная  революция, появление  новых компьютерных  технологий, рост  сетевой Интернет — экономики значительно расширяют возможности и инструментарий для совершения масштабных преступлений экономических и особенно финансовых преступлений, чем и пользуется транснациональная организованная преступность. Усилился и процесс использования оффшорных зон всех видов и форм. При этом на смену традиционным оффшорам идут «электронные государства», которые создают для криминала и теневого бизнеса широкие возможности для осуществления финансовых махинаций нового типа в международном масштабе, ставящих часто правоохранительные органы стран мира в сложное положение. В связи с распространением электронной торговли заметно активизировалось и электронное мошенничество в этой сфере. В результате электронных подлогов, искажения передаваемой по электронным каналам информации банки и другие финансово-кредитные системы ежегодно несут огромные потери (что тщательно скрывается от клиентов);  

11. Получаемые через  мировые финансовые  каналы огромные  преступные доходы  явились мощным  фактором возникновения в 90х гг. ХХв. в ряде стран ещё более мощных, чем в 80-х гг. гигантских супербанков и вызвали к жизни грандиозные финансовые афёры, спекуляции и разрастание мировой виртуальной экономики в целом;  

12. Величина отмываемых  в мире денег,  полученных преступным путём, выросла с 500млрд. долл. в 1990г. до 1.2трлн. долл. в 2000г. Эти финансовые потоки, связанные с бурно растущее криминальной экономикой - превращаются в мощный фактор роста фиктивного капитала и виртуальной экономики;  

13. Российские власти  занижали масштабы тенизации экономики страны в 90х.гг. ХХв. В 1994 году Госкомстат РФ поменял советскую статистическую методику (официально - для обеспечения её сопоставимости с мировой), и пересмотрел её в сторону увеличения на четверть российского ВВП. В действительности российская теневая экономика (с учётом её криминальной составляющей) превышает эту цифру;  

14. Структура криминальной  составляющей теневой  экономики России  отличается как  от среднемировой,  так и особенно - от этой же экономики  в развитых странах. В  

России  доминируют (по размерам оборота) коррупция, контрабандный вывоз  природных ресурсов и финансовые преступления;  

15. К началу ХХ1в.  российская организованная  преступность в  ходе перехода  России к рыночной  экономике, сумела  занять в стране  сильные позиции в экономике. Проникновение организованной преступности в экономику России является опасным долгосрочным фактором, разрушающим государственные институты, организующим возможности развития и создающим условия, в которых не могут существовать и функционировать ни демократическая общественно-политическая система, ни её институты;  

16. Ускорение в 90-х  годах ХХв. роста  мировой криминальной  экономики в целом  и особенно в  постсоциалистических  и постсоветских  странах, бурный  рост транснациональных  (международных) экономических преступлений и международного терроризма поставили международное сообщество (и прежде всего систему ООН) перед фактом появления глобальной угрозы нового типа - глобальной проблемы тенизации и криминализации экономики и общества. Этот процесс в различных странах мира протекает различными темпами и последствия его различны. Однако в целом его результаты представляют исключительную и нарастающую опасность как для отдельных стран, так и для глобальной безопасности всего международного сообщества. Организованная преступность выступает спонсором и соучастником международного терроризма. Особенно значительные связи существуют между наркобизнесом и терроризмом;  

17. Основная опасность  со стороны транснациональной  организованной преступности для национальной и глобальной безопасности стран мира состоит не только в криминализации их экономик, но и интенсификации процесса сращивания организованной преступности с коррумпированными властями;  

18. В сложившихся  в современной  России негативных  условиях системного кризиса и острой криминальной обстановки существует насущная необходимость применения более эффективных мер против тенизации экономики и общества. Первостепенным предусловием появления этих мер и успешности их реализации может быть разработка новой концепции эффективной государственной политики по борьбе с транснациональной экономической преступностью. В работе предложены концептуальные основы такой политики и ряд конкретных рекомендаций и предложений по отдельным её направлениям.

Информация о работе Криминальная составляющая теневого сектора мировой экономики как угроза глобальной и национальной безопасности