Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 09:21, научная работа
Актуальность выбора темы исследования связана также с тем обстоятельством, что, несмотря на всю её важность и значительность как в теоретическом, так, и особенно, в практическом отношении, она не получила надлежащего освещения ни в российской, ни в зарубежной экономической науке. Хотя и имеется достаточно значительная литература по криминальной проблематике, нельзя не заметить и тот факт, что криминальная экономика практически обделена большим вниманием. В этом смысле наше иссле-дованиепризвано в определённой мере ликвидировать имеющееся «белое место» в нашей экономической науке.
Глава 1. Криминальная составляющая теневого сектора мировой экономики: теоретические и методологические аспекты
1.1 Теневая экономика: теоретические аспекты.19
1.2 Криминальная составляющая теневой экономики.24
1.3 Теневая экономика стран мира: методы определения и величина.37
Выводы по первой главе.41
Глава 2. Криминальная составляющая теневого сектора мировой экономики: структура, организация и управление
2.1 Структура мировой криминальной экономики.43
2.2 Некоторые новые тенденции в мировой криминальной экономике.51
2.3 Субъекты мировой криминальной экономики.59
Выводы по второй главе.69
Глава 3. Формирование криминальной составляющей теневой экономики в России: тенденции и проблемы к г»
3.1 Генезис криминализации теневой экономики в России.71
3.2 Тенизация и криминализация российской экономики в 90-х годах XX века.76
3.3 Масштабы тенизации и криминализации России.85
Выводы по третьей главе.94
Глава 4. Криминальная составляющая теневого сектора мировой экономики как угроза глобальной и национальной безопасности
4.1 Криминальные вызовы глобальной и национальной безопасности.97
4.2 Основные направления борьбы с транснациональной преступностью.104
4.3 Борьба правоохранительных органов России с транснациональной преступностью.113
4.4 О новых концептуальных основах правоохранительной деятельности в РФ.
Выводы по четвёртой главе.120
Заключение.130
Список литературы.134
Примечания.149
В
конце ХХв. и начале
ХХ1в. в центре внимания
международного сообщества
оказалась проблема
борьбы с легализацией (отмыванием)
преступных доходов,
причём легализация
была приравнена к финансовому
терроризму. Правовую
базу борьбы с этим видом
противоправно-криминальных
деяний составил ряд
конвенций, принятых
ещё в 90-х годах, но особенно
Конвенция ООН по противодействию
прямому или косвенному
предоставлению и сбору
средств для осуществления
террористической деятельности.
Инициативу по борьбе
с легализацией (отмыванием)
преступных доходов
взяла на себя ОЭСР,
создавшая Международную
службу финансовых действий (ФАТФ);
Заметно
повысилась роль Интерпола,
который оказывает
большую помощь странам-членам
этой организации
в повышении эффективности
их правоохранительных
систем и особенно
в сфере борьбы
с транснациональной
преступностью; После
распада СССР и в ходе
буржуазно-демократической
революции в России
фактически была уничтожена
существовавшая ранее
правоохранительная
система, что в немалой
степени способствовало
ослаблению способности
государства к противостоянию
резко усилившейся в 90-х
гг. активности организованной
преступности. Перестройка
и создание новой правоохранительной
системы затянулись,
а действия её в изучаемый
период оказались малоэффективными.
Постоянные структурные
перестройки и реформы
реформ в области правоохранительной
деятельности лишь ухудшают
общую ситуацию;
7.
Принявшиеся властями
России в 90х
гг. ХХв. меры по
повышении эффективности
правоохранительной
деятельности носили
декларативно-имитационный
характер и не
остановили криминализацию
экономики страны;
8.
Некоторые западные
аналитики (П.Роулинсон,
Ф.Вильямс и другие)
высказывают пессимистические
прогнозы, считая, сто
Россия якобы уже
стоит перед реальностью
превращения организованной
преступности в доминирующий
фактор российского
общества, а в союзе
с коррумпированной
элитой и якобы даже
почти управляет государством.
Автор считает, что такие
прогнозы преждевременны,
и не учитывают некоторые
позитивные новые тенденции,
появившиеся в начале XXI
века;
9.
В начале 2003г. Президент
В.В.Путин провёл
реорганизацию ряда
федеральных структур.
Своими указами
он упразднил Федеральную
службу налоговой
полиции (ФСНП) и
Федеральное агентство
правительственной
связи и информации (ФАПСИ),
а также передал
пограничную службу (ФПС)
в ведение Федеральной
службы безопасности (ФСБ).
Одновременно создан
самостоятельный федеральный
орган — Государственный
комитет Российской
Федерации по контролю
за оборотом наркотических
и психотропных веществ,
которому передаётся
материальная база ФСНП.
По мнению Президента
В.В.Путина, эти структурные
изменения должны улучшить
координационные работы
силовых ведомств и
устранить дублирование
в их деятельности. МВД
получило призрачную
монополию на расследование
экономических преступлений,
и роль УБЭПов, их влияние
внутри министерства
резко возрастёт. Но
полной монополия не
будет, т.к. вне контроля
МВД остаётся Департамент
экономической безопасности
ФСБ и Служба финансового
мониторинга.
10.
По нашему мнению
борьба России
с организованной
преступностью в экономической
сфере может быть эффективной
лишь, во-первых, в контексте
эффективной национальной
стратегии и политики
поступательного социально-экономического
развития страны в национальных
интересах и, во-вторых,
в качестве элемента
возрождения и укрепления
России;
11.
Заслуживают первоочерёдного
внимания власти
и общества вопрос
о разработке новой
эффективной концепции
правоохранительной
государственной
политики по борьбе
с транснациональной
(международной) преступностью
и криминальной экономикой
и осуществление на
этой основе комплекса
конкретных мероприятий
по коренному реформированию
как самой правоохранительной
деятельности, так и
её организационно-управленческой
структуры;
12.
Исходным моментом
в разработке указанных
выше концепции и
политики должно быть,
во-первых, признание
того, что Россия, как
национальное государство,
не может развиваться,
допуская одновременно
наличие и рост криминального
«государства в государстве»,
и, во-вторых, признание
того, что нынешний рост
криминальной экономики
и активизация ОПГ есть
одно из проявлений
системного кризиса
в России; Борьба с криминализацией
экономики и общества
— это борьба России
не только за своё выживание,
но и за реальную перспективу
своего возвращения
в число высокоразвитых
стран. Этот факт требует
его осознания всем
обществом и руководством,
а также принятия соответствующих
конкретных мер для
ликвидации криминальной
угрозы национальной
безопасности и будущему
страны и нации. А из
второго тезиса следует,
что повысить эффективность
антикриминальной борьбы
можно лишь в комплексе
с другими мерами экономического,
социального и политического
характера, нацеленными
на улучшение условий
и качества жизни населения,
подъём экономики, общий
социально-экономический
прогресс страны, а этого
нельзя добиться, не
осуществляя целенаправленно
и некоторые необходимые
изменения в нынешнем
курсе.
Заключение
На
основании проделанного
в диссертации
исследования автор
пришёл к следующим
общим выводам:
1.
В зарубежной и
российской экономической
науке отсутствуют как
общепринятые теория
теневой экономики и
теория криминальной
экономики, так и их
понятийный аппарат.
Существуют различные
частные теории теневой
экономики, различающиеся
между собой объектом
исследования (теория
паралельной экономики,
теория подпольной экономики,
теория скрытой экономики
и т.д.). Теорию криминальной
экономики в развитых
странах Запада заменяет
экономическая теория
преступлений и наказания
(economics of crime and punishment).
Перед российской экономической
наукой сохраняется
задача разработки эндогенной
общей теории теневой
экономики (объект исследования
— теневая экономика
в широком смысле слова,
или теневая экономика - 1);
специальной теории
теневой экономики (объект
исследования - теневая
экономика в узком смысле
слова, или теневая экономика
— 2); и теории криминальной
экономики (объект исследования
— криминальная экономика),
а также их понятийного
аппарата;
2.
В условиях глобализации
и интернационализации
экономических, финансовых
и иных системообразующих
новый экономический
порядок факторов, происходит
заметная концентрация
контроля над криминального
типа продукцией и услугами
со стороны транснациональных
крупных и крупнейших
ОПГ. В 90х гг. ХХв. обозначился
процесс повсеместного
образования мощных
криминальных синдикатов,
концернов, корпораций
и тд., формирующих мировой
криминальный общий
рынок и мировые отраслевые
криминальные рынки.
Одновременно обострилась
борьба за передел криминальных
«зон влияния»; в эту
борьбу включается и
организованная преступность
из России;
3.
В 90е гг. ХХв.
имел место бурный
рост криминальной
экономики в её
глобальном, региональном
и национальном (страновом)
измерениях, который
можно объяснить
как общими закономерностями
развития и трансформации
мировой экономики
в эпоху глобализации
и резким обострением
экономического и социального
положения во многих
странах мира и их растущей
тенизацией и криминализацией,
так и всплеском потребления
продукции и услуг криминальной
экономики в группе
развитых стран.
4.
Среднемировые темпы
прироста объёмов
продукции и услуг мировой
криминальной экономики
в изучаемом периоде (1990-2000гг.)
почти втрое превышали
среднемировые темпы
прироста официальной (легальной)
мировой экономики;
5.
Совокупный оборот
продукции и услуг
мировой криминальной
экономики вырос
с 2.2трлн. долл. в 1990г
до 5.1трлн. долл. в 2000г.
и продолжает расти
высокими темпами и
в начале XXI-го века;
6.
В связи с опережающими
темпами прироста
продукции и услуг
мировой криминальной
экономики в 90е
годы ХХв. произошло
значительное увеличение
её удельного веса. По
отношению к официальному (легальному)
совокупному мировому
ВВП мировая криминальная
экономика составляла
в 1990г. 7.3%, а в 2000г. - 12.7%.
Этот очень существенный
по масштабам сдвиг
в соотношении официальной (легальной)
мировой экономики и
мировой криминальной
экономики свидетельствует
о превращении последней
в серьёзнейшую проблему
глобальной безопасности
мирового содружества
в целом. При этом отмеченная
опаснейшая тенденция
в полной мере появилась
и на национальном (страновом)
уровне (практически
во всех странах мира).
Но особенно - в развивающихся
странах Азии, Африки
и Латинской Америки
и постсоциалистических
странах бывшей мировой
социалистической системы;
7.
Наиболее высокими
темпами в 90х
гг. ХХв. и начале
ХХ1в. растёт транснациональный
сегмент мировой криминальной
экономики. В первую
очередь речь идёт о
своеобразном буме финансовых
преступлений, которые
по своим масштабам
не имеют прецедентов
в прошлом. В США в 2001г.
в результате финансовых
махинаций, афер, псевдобанкротств
и «пирамид» рядовые
держатели корпоративных
акций и других ценных
бумаг потеряли 2трлн.
долл. Крупнейшие банкротства
отмечены за последние 50
лет именно в 90е годы
ХХв. и в начале ХХ1в.
Практически все крупнейшие
банкротства 90х годов
ХХв. - начала ХХ1в. в
США были вызваны злонамеренными
действиями корпоративного
менеджмента;
8.
Структура мировой
криминальной экономики
в целом и большинства
развитых стран
мира в 90е гг.
ХХв. окончательно
трансформировалась
с выделением трёх
важнейших составляющих:
финансовых преступлений,
наркобизнеса и отмывания (легализации)
доходов и имущества,
полученных преступным
путём;
9.
Появились и быстро
набирают обороты
новые сегменты, а
именно компьютерное
мошенничество, торговля
человеческими органами
и тканями, торговля
кровью и её препаратами,
детская проституция
и порноиндустрия, контрабанда
редкими видами флоры
и фауны, и ряд других
видов криминально-экономической
деятельности;
10.
Глобализация, информационная
революция, появление
новых компьютерных
технологий, рост
сетевой Интернет —
экономики значительно
расширяют возможности
и инструментарий для
совершения масштабных
преступлений экономических
и особенно финансовых
преступлений, чем и
пользуется транснациональная
организованная преступность.
Усилился и процесс
использования оффшорных
зон всех видов и форм.
При этом на смену традиционным
оффшорам идут «электронные
государства», которые
создают для криминала
и теневого бизнеса
широкие возможности
для осуществления финансовых
махинаций нового типа
в международном масштабе,
ставящих часто правоохранительные
органы стран мира в
сложное положение.
В связи с распространением
электронной торговли
заметно активизировалось
и электронное мошенничество
в этой сфере. В результате
электронных подлогов,
искажения передаваемой
по электронным каналам
информации банки и
другие финансово-кредитные
системы ежегодно несут
огромные потери (что
тщательно скрывается
от клиентов);
11.
Получаемые через
мировые финансовые
каналы огромные
преступные доходы
явились мощным
фактором возникновения
в 90х гг. ХХв. в ряде стран
ещё более мощных, чем
в 80-х гг. гигантских
супербанков и вызвали
к жизни грандиозные
финансовые афёры, спекуляции
и разрастание мировой
виртуальной экономики
в целом;
12.
Величина отмываемых
в мире денег,
полученных преступным
путём, выросла с 500млрд.
долл. в 1990г. до 1.2трлн.
долл. в 2000г. Эти финансовые
потоки, связанные с
бурно растущее криминальной
экономикой - превращаются
в мощный фактор роста
фиктивного капитала
и виртуальной экономики;
13.
Российские власти
занижали масштабы тенизации
экономики страны в 90х.гг.
ХХв. В 1994 году Госкомстат
РФ поменял советскую
статистическую методику (официально
- для обеспечения её
сопоставимости с мировой),
и пересмотрел её в сторону
увеличения на четверть
российского ВВП. В действительности
российская теневая
экономика (с учётом
её криминальной составляющей)
превышает эту цифру;
14.
Структура криминальной
составляющей теневой
экономики России
отличается как
от среднемировой,
так и особенно -
от этой же экономики
в развитых странах.
В
России
доминируют (по размерам
оборота) коррупция,
контрабандный вывоз
природных ресурсов
и финансовые преступления;
15.
К началу ХХ1в.
российская организованная
преступность в
ходе перехода
России к рыночной
экономике, сумела
занять в стране
сильные позиции в экономике.
Проникновение организованной
преступности в экономику
России является опасным
долгосрочным фактором,
разрушающим государственные
институты, организующим
возможности развития
и создающим условия,
в которых не могут существовать
и функционировать ни
демократическая общественно-политическая
система, ни её институты;
16.
Ускорение в 90-х
годах ХХв. роста
мировой криминальной
экономики в целом
и особенно в
постсоциалистических
и постсоветских
странах, бурный
рост транснациональных
(международных) экономических
преступлений и международного
терроризма поставили
международное сообщество (и
прежде всего систему
ООН) перед фактом появления
глобальной угрозы нового
типа - глобальной проблемы
тенизации и криминализации
экономики и общества.
Этот процесс в различных
странах мира протекает
различными темпами
и последствия его различны.
Однако в целом его результаты
представляют исключительную
и нарастающую опасность
как для отдельных стран,
так и для глобальной
безопасности всего
международного сообщества.
Организованная преступность
выступает спонсором
и соучастником международного
терроризма. Особенно
значительные связи
существуют между наркобизнесом
и терроризмом;
17.
Основная опасность
со стороны транснациональной
организованной преступности
для национальной и
глобальной безопасности
стран мира состоит
не только в криминализации
их экономик, но и интенсификации
процесса сращивания
организованной преступности
с коррумпированными
властями;
18. В сложившихся в современной России негативных условиях системного кризиса и острой криминальной обстановки существует насущная необходимость применения более эффективных мер против тенизации экономики и общества. Первостепенным предусловием появления этих мер и успешности их реализации может быть разработка новой концепции эффективной государственной политики по борьбе с транснациональной экономической преступностью. В работе предложены концептуальные основы такой политики и ряд конкретных рекомендаций и предложений по отдельным её направлениям.