Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 09:21, научная работа
Актуальность выбора темы исследования связана также с тем обстоятельством, что, несмотря на всю её важность и значительность как в теоретическом, так, и особенно, в практическом отношении, она не получила надлежащего освещения ни в российской, ни в зарубежной экономической науке. Хотя и имеется достаточно значительная литература по криминальной проблематике, нельзя не заметить и тот факт, что криминальная экономика практически обделена большим вниманием. В этом смысле наше иссле-дованиепризвано в определённой мере ликвидировать имеющееся «белое место» в нашей экономической науке.
Глава 1. Криминальная составляющая теневого сектора мировой экономики: теоретические и методологические аспекты
1.1 Теневая экономика: теоретические аспекты.19
1.2 Криминальная составляющая теневой экономики.24
1.3 Теневая экономика стран мира: методы определения и величина.37
Выводы по первой главе.41
Глава 2. Криминальная составляющая теневого сектора мировой экономики: структура, организация и управление
2.1 Структура мировой криминальной экономики.43
2.2 Некоторые новые тенденции в мировой криминальной экономике.51
2.3 Субъекты мировой криминальной экономики.59
Выводы по второй главе.69
Глава 3. Формирование криминальной составляющей теневой экономики в России: тенденции и проблемы к г»
3.1 Генезис криминализации теневой экономики в России.71
3.2 Тенизация и криминализация российской экономики в 90-х годах XX века.76
3.3 Масштабы тенизации и криминализации России.85
Выводы по третьей главе.94
Глава 4. Криминальная составляющая теневого сектора мировой экономики как угроза глобальной и национальной безопасности
4.1 Криминальные вызовы глобальной и национальной безопасности.97
4.2 Основные направления борьбы с транснациональной преступностью.104
4.3 Борьба правоохранительных органов России с транснациональной преступностью.113
4.4 О новых концептуальных основах правоохранительной деятельности в РФ.
Выводы по четвёртой главе.120
Заключение.130
Список литературы.134
Примечания.149
-D
Таблица 1
Удельный
вес теневой и
криминальной экономики
в совокупном мировом
ВВП, 1990-2000гг.
ПОКАЗАТЕЛИ 1990г.
2000г.
Мировой
совокупный ВВП:
Абсолютная
величина, трлн. долл. 30.1 40.2
к итогу 100.0 100.0
Теневая
экономика - 1:
Абсолютная
величина, трлн.долл. 5.3 9.3
к итогу 17.6 22.5
Теневая
экономика - 2:
Абсолютная
величина, трлн. долл. 3.1 4.2
к итогу 10.3 9.8
Криминальная
экономика:
Абсолютная
величина, трлн. долл. 2.2 5.1
к итогу 7.3 12.7
Подсчитано
по: 54, 77, 81,186,193, 202, 265, 19.02.2002; 287, 7.07.1
25.10.2002; 389,10.01.2002;
298,299.
В
свою очередь, теневая
экономика в широком
смысле слова десагрегируется
на две субсистемы
второго уровня, а
именно теневую экономику
в узком смысле
слова (теневая экономика
— 2) и собственно криминальную
экономику. Теневая
экономика в узком смысле
слова подразделяется
на две субсистемы: внелегальную
экономику малого и
среднего бизнеса и
предпринимательства
и внелегальную экономику
домашних хозяйств и
самозанятости. Теневая
экономика в узком смысле
слова — это хозяйственная
система, участники
(субъекты), которой
нелегально или внелегально
осуществляют производство
и сбыт обычных товаров
и услуг или же занимаются
нелегально или вне-легально
обычными вилами законной
деятельности. Именно
на этот факт и обращает
внимание Статистический
комитете ООН в своей
методологии, о которой
мы писали ранее.
Собственно
криминальная экономика
подразделяется на две
субсистемы третьего
иерархического уровня:
внутриориентированную (нетранснациональную)
криминальную экономику
и деятельность и экспортно-ориентированную
(транснациональную)
криминальную экономику
и деятельность. В реальной
жизни криминал контролирует
не только собственно
криминальную экономику,
но и часть формальной (легальной)
экономики.
Большой
интерес представляет
распространённая на
Западе экономическая
теория преступлений
и наказания (Economics of Crime and Punishment),
«отцом» которой
считается Лауреат
Нобелевской премии
по экономике (1994г.) Г.Беккер (США).
Указанная теория предлагает
новый подход к изучению
преступности (прежде
всего экономической)
и борьбе с нею.
Во
второй главе —
«Криминальная составляющая
теневого сектора
мировой экономики:
структура, организация
и управление» - анализируются
проблемы структурного,
организационного и
управленческого характера,
связанные с мировой
криминальной экономикой.
Характерной
чертой эволюции мировой
криминальной экономики
в 90-х годах было
бурное увеличение транснациональных
преступлений экономического
характера в финансовой
сфере, корпоративном
управлении и незаконного
оборота наркотических
средств и психотропных
веществ (злоупотребление
ими приняло во многих
странах мира характер
эпидемии). Резко выросли
масштабы легализации (отмывание)
доходов, полученных
преступным путём (более
чем вдвое), преступлений
в банковской и финансово-кредитной
системах (обычно - с
помощью компьютерных
технологий) и институциональной
коррупции. Одновременно
сохранялись стабильно
высокие темпы роста
и в таких традиционных
отраслях мировой криминальной
экономики как рэкет,
фалыпивомонетчество,
контрабанда оружия,
секс-индустрия, индустрия
азартных игр, контрабанда
антиквариата и ряд
других. В 90-е года появились
и превратились в устойчиво
крупные рынки такие
виды криминального
производства как контрабандная
торговля человеческими
органами и тканями,
детская секс-индустрия
и порнография, контрабандная
торговля редкими представителями
флоры и фауны. Незаконная
миграция в 90-х годах (в
значительной степени
находящаяся в руках
ОПГ) приняла характер
«великого переселения
народов». Появилась
масштабная работорговля («живым
товаром» и другие виды).
Ещё
одной особенностью
мировой криминальной
экономики является
высокая концентрация
контроля указанных
выше продукции и
услуг в группе
крупнейших ОПГ, имеющих
транснациональный
характер. Наиболее
мощные транснациональные
ОПГ существуют в США,
Италии, Японии, Китае (и
в странах с крупными
китайскими диаспорами),
Колумбии, Мексике и
некоторых других странах
мира. Организованная
преступность вытесняет
мелких преступников,
подчиняя их своим интересам
и заменяя крупное криминальное
производство криминальных
товаров и услуг всё
более крупным. Это ведёт
к повсеместному образованию
мощных криминальных
синдикатов, концернов
и т.д. В 90-х годах ХХв.
резко увеличилось число
криминальных транснациональных
корпораций (КТК), криминальных
транснациональных
обществ закрытого типа (КТОЗТ).
Формируются обширные
зарубежные криминально-производственные
и сбытовые сети (по
аналогии с мировыми
сетями ТНК и ТНБ). Речь
идёт о формировании
криминального общего
рынка в глобальном
масштабе с соответствующим
разделом зон влияния.
В
третьей главе
— «Формирование
криминальной составляющей
теневой экономики
в России: тенденции
проблемы» - исследуется
генезис и особенности
формирования и функционирования
криминальной экономики
в России.
Развал
СССР и начавшийся
в России невиданный
в истории переход
от социализма к капитализму,
именуемый «переходным
периодом», сопровождается
не только глубочайшими
трансформациями
кризисного типа, но
и усиленной тенизацией
и криминализацией российской
экономики и общества.
В
России в 90-х годах
число ОПГ выросло
с 0.8 тыс. в 1990 году до 12
тыс. в 2000 году; при
этом территория страны
была «поделена» между
всего 120 «семьями».
Активно выступают
российские ОПГ и на
мировой арене.
Явно
негативный характер
носила осуществляемая
в два этапа
в 90-х годах приватизация
государственной
собственности, которая
за бесценок (а порой
практически и
да-. ром) оказалась
в руках относительно
узкой группы лиц.
Установлено также,
что основную часть
вывезенных из России
за последние 10 лет денежных
средств составляют
суммы, полученные от
коррупции во властных
структурах, а также
доходы «олигархов».
Средний
класс (основа демократического
общества) в России
в 90-х годах стремительно
люмпенизировался и
в настоящее время почти
исчез, как политическая
сила. Основная масса
населения России оказалась
за чертой бедности
и занята самовыживанием,
пополняя ряды теневой
экономики.
В
главе четвёртой
— «Криминальная
составляющая теневого
сектора мировой экономики
как угроза глобальной
и национальной безопасности» -
исследуются следующие
основные вопросы: криминальные
вызовы глобальной и
национальной безопасности
стран мира; основные
направления борьбы
стран мира и мирового
сообщества в целом
с транснациональной (международной)
преступностью и транснациональными (международными)
преступлениями; роль
ООН в координации усилий
стран мира в борьбе
с транснациональной
преступностью; борьба
правоохранительных
органов РФ с транснациональной
преступностью и транснациональными
преступлениями.
Опыт
развития мирового сообщества
в XX веке, а особенно
в последнее его
десятилетие, и в
первые годы начавшегося XXI
века характеризуются
ростом понимания
членами этого
сообщества роли экономической
безопасности как важнейшего
компонента цивилизованного
развития. Одновременно
можно сказать, что среди
глобальных проблем
человечества появились
и стали во весь рост
такие новые глобальные
проблемы как международный
терроризм и транснациональная (международная)
экономическая преступность.
Но, если первая после
событий 11 сентября 2001
года в США, не вызывает
сомнений, то вторая
как-то остаётся в тени
первой.
Следует
отметить, что международное
сообщество (и прежде
всего через систему
ООН) добились в изучаемый
период определённых
успехов в создании
международно-правовой
базы для борьбы с транснациональной
преступностью и транснациональными
преступлениями. Активно
действует система ООН
и её институциональный
механизм прежде всего
против наркобизнеса
и наркомафии, а также
против легализации (отмывания)
«грязных денег». К этим
действиям и привлекается
и Интерпол (членами
которого являются 123
государства мира, в
т.ч. и Россия).
В
зарубежных странах (особенно
в группе наиболее
развитых) в 90-е годы
ХХв. усилились меры
по противодействию
транснациональной
преступности и наращиванию
правоохранительного
потенциала. Заметное
развитие получило и
международное сотрудничество
в этой области. Наиболее
энергично в этом направлении
продвигаются США, особенно
после событий 11 сентября 2001
года. Вместе с тем в
США наметился и довольно
тревожный крен в сторону
гипотетически возможного
превращения в полицейское
государство, о чём говорит
и проект о создании
супербанка данных на
всех граждан страны.
Одновременно начатая
было борьба Д.Буша с
финансовыми махинациями
и псевдобанкротствами,
столкнуласб с противодействием
мощных сил.
Результаты
борьбы демократических
властей России после 1991
года с организованной
преступностью, тенизацией
и криминализацией экономики
и общества вызывают
в целом больше вопросов,
чем ответов. Эффективность
деятельности правоохранительных
органов остаётся низкой.
Крайне обострились
многие социальные проблемы.
Каждый третий россиянин
живёт за чертой бедности,
а каждый тридцатый
бомж. Растёт безработица,
наркомания, проституция
и т.д.
Государство
в силу объективных
и субъективных причин
начинает утрачивать
способность эффективно
и своевременно выполнять
свои основные функции
в области экономики,
в социальной и политической
сферах. Возникает необходимость
определённой корректировки
курса развития страны.
Россия находится в
системном кризисе,
а системные кризисы
можно (и должно) лечить
системой. В рамках разработки
более эффективного
курса необходимо осуществить
новые, более эффективные
меры по совершенствованию
и трансформации государственной
политики в сфере борьбы
с экономической преступностью
и адекватно ответить
на криминальные угрозы
национальной безопасности
России. Определённые
надежды на улучшение
ситуации в этой области
вызывают принимаемые
Президентом В.В. Путиным
меры.
В Заключении работы сделаны общие выводы по диссертационному исследованию.
Заключение:
Выводы
по четвёртое главе
1. 90-е
годы ХХв. прошли
под знаком усиления
борьбы международного
сообщества против транснациональной
(международной) преступности,
ведущую роль в которой
играла система ООН.
В 1991г. была принята
Программа ООН в области
предупреждения преступности
и уголовного правосудия.
Десятилетие 1991-2000гг.
было объявлено Десятилетием
ООН борьбы с незаконным
оборотом наркотиков
и их злоупотреблением.
В 2001г. началось новое
Десятилетие ООН борьбы
с транснациональной
преступностью;
2.
Общие цели Программы
ООН борьбы с
транснациональной
преступностью — это
предупреждение преступности
внутри государств и
транснациональной
преступности; борьба
с преступностью на
национальном и международном
уровнях; объединение
и сплочение усилий
всех государств-членов
ООН в этой борьбе; активизация
регионального и глобального
сотрудничества в этой
области. Для создания
правовой основы этой
борьбы в ООН приняты
и принимаются многочисленные
международные конвенции
и различные другие
правовые акты;
3.
В 90х гг. ХХв.
была разработана
также общая международная
концепция противодействия
легализации (отмыванию)
доходов, полученных
преступным путём. Это
отражено в таких важнейших
международно-правовых
документах, как Конвенция
Совета
Европы об отмывании,
выявлении, изъятии
и конфискации
доходов от преступной
деятельности 1990 года (т.н.
Страсбургская Конвенция),
Директива Совета Европейского
Сообщества №91/308 от 10
июня 1991 года «О воспрепятствовании
использования финансовой
системы в целях легализации
доходов от преступной
деятельности», Долгосрочный
план действий против
транснациональной
преступности (т.н. Венская
декларация 2000г.) и ряд
других;
Непосредственной
координацией борьбы
с наркобизнесом
и наркомафией
занимается Комиссия
по наркотическим
средствам, одна из шести
функциональных комиссий
ЭКОСОС. Комиссия отвечает
за разработку и реализацию
политики по всем вопросам
связанным с незаконным
оборотом наркотиков,
в глобальном и национальном
масштабах. Под эгидой
ЭКОСОС функционируют
также Международный
комитет по контролю
над наркотиками, играя
роль информационного,
консультирующего и
контролирующего органа.
Роль координатора национальных
действий в этой области
выполняет ещё один
орган - Программа ОНН
по международному контролю
над наркотиками;