В.Г. Короленко и Л.Н.Толстой против смертной казни

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 22:03, курсовая работа

Краткое описание

Практическая актуальность состоит в том, что вопрос «за» и «против» смертной казни до сих пор актуален. Чтобы до конца рассмотреть эту проблему мы обратимся к заметке В.Г. Короленко «Бытовое явление» и Л.Н.Толстого «О карательной юстиции в России».
Исходя из актуальности исследования, опираясь на анализ научной литературы и результаты предварительных исследований, была определена следующая проблема исследования: тема смертной казни актуальна в наше время, так почему же до сих пор не решена проблема смертной казни в России?
Цель исследования - проанализировать публицистику В.Г. Короленко и Л.Н. Толстого

Оглавление

Введение.........................…………………………………..……………….....3

1 В. Г. Короленко — публицист……………………………………………..7
В.Г.Короленко - ранний этап творчества……………………………………7
1.2Последствие кризиса и отход на задний план «борьбы с мелочами»….8
Выводы по 1 главе…………………………………………………………...11

2 Л.Н.Толстой о карательной юстиции в России………………………….12
2.1 Л.Н. Толстой о трех способах порабощения людей…………………..12
2.2 Карательная юстиция в России, как все три способа порабощения….14 людей…………………………………………………………………………17
2.3. Карательная юстиция. Кому и зачем она нужна?.................................17
2.4 «Бытовое явление» (Заметки о смертной казни)»……………………21
Выводы по 2 главе. …………………………………………………………28
Заключение…………………………………………………………………...29
Список использованных источников………………………………………31
Приложения………………………………………………………………….33

Файлы: 1 файл

Курсач.doc

— 157.00 Кб (Скачать)

- Ваше превосходительство,- сказал он,- вчера вы дали мне золотой на телеграмму родителям или на лакомства. Позвольте вернуть вам ваши деньги. Отдайте их палачу, который повесит меня по вашему приговору...

Это заявление явилось  основанием защитникам для требования о пересмотре дела. Приговор отменили, Маньковского оправдали. В ходе пересмотра дела выяснилось, что генерал Канабеев ненормальный и его отправили  в сумасшедший дом. Возник законный вопрос: сколько человек отправил на виселицы этот безумец в генеральской форме? Таких фактов в статье приведено огромное количество. В ней рассказывалось также о деле выдающегося деятеля большевистской партии Михаиле Васильевиче Фрунзе. Вот что писал об этом В. Г. Короленко:

«Двадцать шестого января 1909 года временный военный суд  во Владимире приговорил М. В. Фрунзе к смертной казни за покушение  на убийство урядника. Свидетеля, который  первоначально оговорил Фрунзе, к  прокурору доставил урядник лично, на свой счет, а затем этот свидетель дважды отказался от показания, заявив, что был запуган. Целый ряд свидетелей-очевидцев  удостоверил,  что  Фрунзе целых три дня (во время, когда произошло покушение) провел в Москве. Защитник приговоренного уверен в ошибке и обратился к депутатам с просьбой ходатайствовать о пересмотре дела. Что случилось потом с Фрунзе?»

Действительно, что же произошло дальше с Фрунзе? Главный, военный суд отменил приговор и передал дело на новое рассмотрение. Вторично судили Фрунзе 22 сентября 1910 года - и снова был вынесен совершенно необоснованный смертный приговор. Только категорические протесты общественности заставили военно-полевой суд заменить смертную казнь десятилетней каторгой.

В неопубликованной части  статьи «Черты военного правосудия» Короленко писал: «Однако будем продолжать этот скучный перечень газетных отчетов, за которыми стоят столько тяжелых страданий, отчаяния, горя и... возможных судебных ошибок».

В те дни, когда Короленко  в Куоккале писал «Черты военного правосудия», рядом с ним жил писатель и литературовед Корней Иванович Чуковский.

Как-то поздним июльским вечером после прочтения статьи «Бытовое явление», рассказывает в  своих воспоминаниях К. И. Чуковский, он долго не мог заснуть и выбежал на безлюдную улицу - без шляпы, босиком, и вскоре очутился на взморье, в двух километрах от дома...

Каково же было удивление  Чуковского, когда на песчаном пригорке он заметил невысокую полную фигуру Короленко, понуро шагавшего к морю. Он тоже не мог заснуть. Он не мог  оставаться равнодушным к тем фактам произвола и варварства, которые он описывал в своих «смертницких» статьях.

Короленко рассказывал  Чуковскому, что ему очень тяжело писать такие статьи, как «Бытовое явление»; что он «рад был бы не писать об этих ужасах, что его тянет  к «художественному», но ничего не поделаешь: писательская совесть заставляет его погружаться с головой, в публицистику. Всякий раз, когда он бросает искусство и принимается за написание статей вроде «Бытового явления», на него нападают бессонницы, которые не дают ему ни жить, ни работать. Оказалось, что и сегодня он не спит по такой же причине: разворошил у себя на столе собранные им материалы для новой статьи, которая будет еще страшнее «Бытового явления»: в ней он расскажет те нередкие случаи, когда по приговорам военных судов власти вешают невинных людей»1.

Хотя Короленко создавал свои статьи в состоянии огромного  волнения, с первого взгляда кажется, что они написаны в относительно спокойных тонах, в них почти  нет восклицательных знаков, риторических вопросов, желания ошеломить читателя. Сила статей - в фактах, в объективности, в деловитости, точности материала. Эти факты неопровержимы, они взяты из жизни. Вот почему они произвели огромное впечатление и были убийственны для царизма.

Статьи «Бытовое явление» и «Черты военного правосудия» встретили горячий отклик в России. Писатель получил сотни писем из Петербурга, Киева, Москвы, Харькова, Армавира, Ставрополя, Красноярска, Ярославля, Екатеринослава, Самары, Ростова, а также из Мюнхена, Рима, Парижа, Софии, Мадрида, Цюриха, Брюсселя и других городов.

К очеркам «Бытовое явление» и «Черты военного правосудия» примыкают  по тематике также статьи «В успокоенной  деревне», «Истязательская оргия» и  другие, написанные в те же годы.

В статье «Истязательская  оргия» Короленко изобличил варварские порядки, господствовавшие в Псковской каторжной тюрьме. Из мрачных стен этой тюрьмы доносились глухие стоны: здесь систематически избивали арестованных, издевались над ними. Это привело к тому, что сто пять человек объявили голодовку, а тюремное начальство в отместку за это организовало массовую и жестокую порку заключенных. Ста тридцати заключенным было нанесено 5625 ударов розгами, а жаловаться, вполне понятно, было некому.

«Теперь Псков,- писал  Короленко,- является ареной захватывающей и потрясающей трагедии. Некоторые из голодающих проявляют большую слабость... Сто пять человек пытаются умереть, а тюремная администрация, быть может, опять розгами стремится возбудить в них охоту к жизни...»

Короленко указывал, что  такие же избиения заключенных проводятся в тюрьмах Верхотурья, Вятки, Перми, Вологды, Зерентуя и других, по всей России.

Вывод по главе 2.4. Короленко и Толстой  вновь и вновь приходят к выводу  о том, что причина порабощения людей заключена в поддержании ими закона насилия.

Выводы по главе 2. Короленко в статье «Бытовое явление» писал, что реформы возможны «при дружной и напряженной работе вверху и внизу». Различны позиции повествователей у Толстого и Короленко. У Толстого повествователь выступает как человек, заранее все знающий, все давно обдумавший. У Короленко - это не проповедник, внушающий читателю готовые выводы, а человек, который делится своими размышлениями, знакомит даже с ходом своих мыслей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Нами была определена следующая тема исследования: В.Г. Короленко и Л.Н.Толстой против смертной казни. По заметкам Короленко и Толстого.

Цель исследования заключалась в том, чтобы проанализировать  деятельность В.Г.Короленко и Л.Н Толстого, как противников смертной казни. А также провести сравнительный анализ их  произведений « Бытовое явление» и « Не могу молчать». На основе вышеизложенных материалов, сделать определённые выводы с помощью собственных рассуждений.

Защита народа в публицистике обоих писателей не исчерпывается  статьями о смертной казни. Конкретные случаи беззакония служили поводом для их публицистических выступлений не один раз. Действия карательных отрядов во время голода 1891-1893 гг., телесные наказания и расправы с крестьянами освещены в XII главе книги Толстого «Царство божие внутри вас», в статье «Стыдно». Оба эти произведения были известны Короленко (о них он говорил в статьях 1908 года). И когда работал над «Сорочинской трагедией», то перед ним снова, как пример, стоял Толстой.

При сходстве ряда мотивов  и в этих произведениях сказываются различия между писателями: Толстой стремится пробудить совесть господствующих классов, Короленко - гражданское правосознание народных масс и чувство собственного достоинства в каждом человеке из народа, в каждом мыслящем человеке. Один из главных принципов «Сорочинской трагедии», как и всей публицистики Короленко, - раскрытие несоответствия между произволом, царившим в стране, и (пусть и несовершенными) государственными законами. К своим статьям он относился не только, как к публицистике зовущей, будящей и воспитывающей, но и как к юридическим документам, которые своей скрупулезной точностью, верностью фактам смогут в любое время послужить общественной правде. Толстой иначе относится к фактам: он проповедник, и факты для него только примеры социального и морального зла; изучив фактическую сторону дела, он не считает необходимым вносить в свое произведение все конкретные случаи и детали и даже порою сознательно отбрасывает их, как показывают черновые варианты XII главы «Царства божия внутри вас».

Сходство и различие писателей прослеживается и в  их выступлениях, посвященных Русско-японской войне, девятому января 1905 года и другим важным событиям современной общественно-политической жизни. Сила воздействия публицистики Толстого и Короленко определяется страстностью тона, энергией негодования, образной насыщенностью их статей. У обоих наряду с рассуждениями, фактами, статистическими данными и документами мы встречаем и яркие характеры, портреты, пейзажи, сцены, диалоги.

Толстой прямо утверждал, что в борьбе с социальным злом все решают люди, а Короленко, явно полемизируя с Толстым, доказывал решающую роль общественных учреждений.

В этом отличие позиций  писателей. Толстой отвергал любые  государственные учреждения, законы, он не верил в их гарантии. Он выступал как максималист, полностью отрицающий государство, не оставляющий камня на камне от современного устройства жизни, борющийся с ним страстной проповедью, разоблачением того обмана, на котором, по его мнению, держится мир насилия. Он полагал, что «выход не в том, чтобы насилием разрушать насилие», а в борьбе другой, может быть, не менее трудной, состоящей в «воздержании людей от участия в насилии».

Короленко же - «государственник», он противник современного ему строя жизни. Его мечта - гармоническое общество, которое зиждется на основах разума и справедливости. Но это - далекое будущее. На пути к нему нужно перестраивать и совершенствовать формы общественной жизни и государственного строя, используя все меры ненасильственной борьбы, а если это не подействует, то бороться и насильственным путем.

 

 

Список использованных источников

1. Андреев, Г. Н. Чему учил граф Лев Толстой [Текст] / Г. Н. Андреев М. : Стрела, 2004. - 156 с.

2.Гудзий, Н. К. Л. Н. Толстой. Художественная литература [Текст] / Н.К.Гудзий. Л. Н. Толстой М.: Алькор, 1978.- 100 с.

4. Есин, Б. И. 300 лет российской газете. От печатного станка "к электронным медиа [Текст] / Б. И. Есин М. : Флинта, 2002.

5. Есин, Б.И. История русской журналистики XIX [Текст] / Б.И.Есин М. : МГУ, 2003.

6. Есин, Б.И., Кузнецов И.В. Три века московской журналистики [Текст] / Б. И. Есин М. : МГУ, 1997.- 56 с., 124 с., 312 с.

7. Куканов, Л. М. Публицистика В. Г. Короленко (1878 - 1896 гг.) [Текст] / Л. М. Куканов М. : МГУ, 1978.

8. Литературный процесс и русская журналистика конца XIX - начала XX в., 1890-1904 [Текст] / - М.: Наука, 1981.

9. Общественно-политическая проблематика периодической печати России (XIX - начало XX вв.). Сб. статей М.: МГЗПИ, 1990.

10. Толстой, Л. Н. Переписка с русскими писателями [Текст] / Л. Н. Толстой М.: Гослитиздат.,1973.- 184 с.,200 с.

11. Толстой, Л. Н. В чем моя вера? // Избранные религиозно-философские произведения Л. Н. Толстого. М.,1992).

12. Толстой, Л. Н. Избранные философские произведения [Текст] / Л. Н. Толстой М.: 1992.- 23 с.;67 с.; 215 с.

13. Толстой, Л. Н. Путь жизни [Текст] /Л. Н.Толстой М.: 1993.- 20 с.; 58с.; 129с.

14. Чуковский К. Короленко в кругу друзей. Воспоминания. //Октябрь, 1960, № 3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

Приложение А 

(обязательное)

Л.Н.Толстой  «Переписка с русскими писателями»

(в сокр.)

Прочитав первую часть  статьи, Л. Н. Толстой 27 марта 1910 года писал  Короленко:

«Владимир Галлактионович!

Сейчас прослушал  вашу статью о смертной казни и  всячески во время чтения старался, но не мог удержать - не слезы, а рыдания. Не нахожу слов, чтобы выразить вам мою благодарность и любовь за эту и по выражению, и по мысли, и главное, по чувству - превосходную статью.

Ее   надо   перепечатать   и   распространять в миллионах экземпляров. Никакие  думские речи, никакие трактаты, никакие драмы, романы не произведут одной тысячной того благотворного действия, какое должна произвести эта статья.

Она должна произвести это действие - потому, что вызывает такое чувство сострадания к  тому, что переживали и переживают эти жертвы людского безумия, что невольно прощаешь им какие бы ни были их дела, и никак не можешь, как ни хочется этого, простить виновников этих ужасов...

Радует одно то, что такая статья, как ваша, объединяет многих и многих живых, неразвращенных людей одним общим всем идеалом добра и правды, который, что бы ни делали враги его, разгорается все ярче и ярче».

Л. Н. Толстой счел нужным откликнуться и на вторую часть статьи «Бытовое явление». 26 апреля 1910 года он писал Короленко: «Прочел и вторую часть вашей статьи, уважаемый Владимир Галлактионович. Она произвела на меня такое же, если не еще большее впечатление, чем первая. Еще раз в числе, вероятно, многих и многих благодарю Вас за нее. Она сделает свое благое дело. Надо бы непременно напечатать и как можно больше распространить ее. Будет ли это сделано?»

1 Чуковский К. Короленко в кругу друзей. Воспоминания. //Октябрь, 1960, № 3, с.  195




Информация о работе В.Г. Короленко и Л.Н.Толстой против смертной казни