В.Г. Короленко и Л.Н.Толстой против смертной казни

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 22:03, курсовая работа

Краткое описание

Практическая актуальность состоит в том, что вопрос «за» и «против» смертной казни до сих пор актуален. Чтобы до конца рассмотреть эту проблему мы обратимся к заметке В.Г. Короленко «Бытовое явление» и Л.Н.Толстого «О карательной юстиции в России».
Исходя из актуальности исследования, опираясь на анализ научной литературы и результаты предварительных исследований, была определена следующая проблема исследования: тема смертной казни актуальна в наше время, так почему же до сих пор не решена проблема смертной казни в России?
Цель исследования - проанализировать публицистику В.Г. Короленко и Л.Н. Толстого

Оглавление

Введение.........................…………………………………..……………….....3

1 В. Г. Короленко — публицист……………………………………………..7
В.Г.Короленко - ранний этап творчества……………………………………7
1.2Последствие кризиса и отход на задний план «борьбы с мелочами»….8
Выводы по 1 главе…………………………………………………………...11

2 Л.Н.Толстой о карательной юстиции в России………………………….12
2.1 Л.Н. Толстой о трех способах порабощения людей…………………..12
2.2 Карательная юстиция в России, как все три способа порабощения….14 людей…………………………………………………………………………17
2.3. Карательная юстиция. Кому и зачем она нужна?.................................17
2.4 «Бытовое явление» (Заметки о смертной казни)»……………………21
Выводы по 2 главе. …………………………………………………………28
Заключение…………………………………………………………………...29
Список использованных источников………………………………………31
Приложения………………………………………………………………….33

Файлы: 1 файл

Курсач.doc

— 157.00 Кб (Скачать)

Сюда же можно отнести  и потрясающие разоблачения тюремных порядков, истязаний, которым подвергались заключенные в тюрьмах («Истязательская  оргия», «Ликвидация псковской голодовки», «О «России» и о революции» - 1911 г.), пыточной практики в обиходе царского «правосудия» («Любители пыточной археологии» - 1905 г., «Русская пытка в XIX в.» - 1912 г.). Этот вопрос Короленко собирался даже осветить исторически, намереваясь написать специальную работу под названием «Страна пыток» - об истории пыток в России, официально отмененных еще в XVIII веке, но фактически процветавших на протяжении всей истории самодержавного режима.

В 1911 году, в связи с  подготовкой дела Бейлиса, Короленко пишет обращение «К русскому обществу (По поводу кровавого навета на евреев)», в 1912 году участвует в совещании юристов и общественных деятелей, посвященном близкому процессу, в 1913 году присутствует на суде в качестве корреспондента. За одну из своих корреспонденции («Господа присяжные заседатели»), вскрывавшую подтасовку состава присяжных, Короленко   был   привлечен   к   судебной   ответственности.

Так продолжал Короленко  борьбу против реакционной шовинистической  политики самодержавия, борьбу, которую он так успешно начал еще в 90-е годы защитой удмуртских крестьян на Мултанском процессе.

Публицистика писателя - многолетняя борьба с произволом царской военщины, с самоуправными насильническими нравами, процветавшими и культивировавшимися в офицерской среде. В ряде статей, написанных в 1899-1912 годы и объединенных в марксовском «Полном собрании сочинений» в особый цикл «Честь мундира и нравы военной среды», Короленко рассказал о вопиющих беззакониях, насилиях и даже убийствах, учиненных «людьми в мундирах» над беззащитными , обывателями, над работниками прессы. Общественное значение этих статей было очень велико: они были прямо и резко направлены против властной, замкнутой и тщательно оберегаемой от критики привилегированной корпорации.

Все публицистические работы Короленко вполне отвечают тому требованию «вмешиваться в жизнь», которое Короленко поставил себе в 1897 году. Это было в самом деле непосредственное, личное вмешательство в события, иногда не осложненное даже публицистическими выступлениями, как, например, защита участников аграрных волнений в 1902 году. В публицистической же работе обличение самодержавных порядков, мужиконенавистничества, шовинизма, неправосудия, произвола и страшных насилий сопровождалось защитой жертв царизма и заканчивалось часто спасением десятков человеческих жизней. Все эти публицистические выступления имели широкий общественный резонанс. Теперь Короленко не мог бы себя обвинить в «репортерстве», в пристрастии к «борьбе с мелочами» и в отрыве от жизни.

Выводы по главе 1.2.  После кризиса В.Г.Короленко перестает уделять внимание борьбе с мелочами. Общественная борьба Короленко становится исключительно яркой и напряженной, он яростно выступает против смертной казни.

Выводы по 1 главе. Так вырисовываются непосредственные результаты общественной деятельности Короленко. Стремление «описывать» было слишком органично для Короленко, чтобы прекратиться.

 

2. Л. Н. Толстой о карательной юстиции в России

 

2.1 Л.Н. Толстой:  три  способах порабощения людей.

Государство, считает Толстой, основано на насилии, на порабощении одними людьми других. Всякое порабощение одного человека другим, по мысли Толстого, базируется только на том, что один человек может лишить другого жизни и, «не оставляя этого угрожающего положения, заставить другого исполнять свою волю».

По логике рассуждений Л.Н. Толстого в письме к В.Г. Короленко 1910 г., если человек отдает свой труд другим, «питается  недостаточно, отдает малых детей  в тяжелую работу, уходит от земли  и посвящает всю свою жизнь  ненавистному и не нужному для себя труду», значит, он делает это только вследствие того, что за неисполнение всего этого ему угрожают лишением жизни.

В своих произведениях Толстой  описывает три способа порабощения  людей. Первый способ порабощения самый  древний. Он состоит в прямой угрозе убийством. Вооруженный человек, угрожающий другому лишением жизни, говорит безоружному: «Я могу убить тебя ...но я не хочу делать этого, я милую тебя, - во-первых, потому что мне неприятно убивать тебя, во-вторых, потому что мне и тебе будет выгоднее работать на меня, чем быть убитым. Итак, делай все, что я велю, а если откажешься, то я убью тебя». Это, считает Толстой, есть личная форма рабства, которое «первое появляется у всех народов и теперь еще встречается у первобытных народов». Постепенно этот способ порабощения с усложнением жизни видоизменяется. Способ этот становится все более и более неудобен для «насильника», так как ему для того, чтобы пользоваться трудом слабых, необходимо «содержать их так, чтобы они были способны к работе». И, кроме того, этот способ «принуждает насильника беспрестанно с угрозой убийства стоять над порабощенным».

Вырабатывается другой способ порабощения, который «пять тысяч лет тому назад, как это записано в Библии, был изобретен Иосифом Прекрасным» /там же/. Способ этот - голод. Пользуясь этим способом, поработитель говорит голодным: «Я могу заморить вас голодом, потому что хлеб у меня, но я милую вас только с тем, чтобы вы за хлеб, который я буду вам давать, делали все то, что я велю». Поступая так, «насильник» держит в своей зависимости людей не только «голодом, но и жаждой, и холодом, и всякими другими лишениями» /5, т. 16, с.264/.

Устанавливается третья форма рабства - денежное рабство, состоящее в том, что «сильный говорит слабому: я с каждым из вас отдельно могу сделать все, что хочу: могу прямо ружьем убить каждого, могу убить тем, что отниму землю, которою вы кормитесь, могу за денежные знаки, которые вы должны мне доставить, купить весь тот хлеб, которым вы кормитесь, и продать его чужим людям и всякую минуту уморить вас всех голодом, могу отобрать все, что у вас есть: и скот, и жилища, и одежды, но мне неудобно это и неприятно, и потому я вам всем предоставляю распоряжаться вашей работой и вашими произведениями труда, как вы хотите; только подавайте мне столько-то денежных знаков, требование которых я распределяю или по головам, или по земле, на которой вы сидите, или по количеству пищи, или питья вашего, или ваших одежд, или построек. Подавайте мне эти знаки, а между собой распоряжайтесь как хотите, но знайте, что я не буду защищать и отстаивать ни вдов, ни сирот, ни больных, ни старых, ни погорелых; я буду защищать только правильность обращения этих денежных знаков. Прав будет предо мной и будет отстаиваться мною только тот, кто правильно подает мне, сообразно требованию, установленное количество денежных знаков. А как они приобретены - мне все равно» .

Организация третьего способа порабощения  гораздо сложнее, чем второго. И  поэтому при третьем способе  поработителям приходится делиться еще с большим количеством людей, чем при втором способе. Но и выгод от него для «насильника» значительно больше. Они заключаются в следующем: во-первых, в том, что «посредством этого способа может быть отобрано большее количество труда и более удобным способом», во-вторых, в том, что «при этом способе насилие распространяется на всех ускользавших прежде безземельных людей». Этот третий способ порабощения людей тоже очень старый и входит в употребление вместе с двумя первыми, не исключая их совершенно.

Все эти три способа порабощения людей, считает Толстой, никогда не переставали существовать. Для демонстрации картины насилия одних людей над другими он прибегает к образному описанию действительности: «Все три способа можно сравнить с винтами, прижимающими ту доску, которая наложена на рабочих и давит их. Коренной, основной средний винт, без которого не могут держаться и другие винты, тот, который завинчивается первый и никогда не отпускается, - это винт личного рабства, порабощения одних людей другими посредством угрозы убийства мечом; второй винт, завинчивающийся уже после первого, порабощение людей отнятием земли и запасов пищи - отнятие, поддерживаемое личной угрозой убийства; и третий винт - это порабощение людей посредством требования денежных знаков, которых у них нет, поддерживаемое тоже угрозой убийства. Все три винта завинчены, и когда туже натягивается один, тогда только слабнут другие».

Вывод по главе 2.1. Л.Н.Толстой говоря о трех способах порабощения людей, приходит к выводу, что эти способы никогда не перестанут существовать.

 

2.2 Карательная  юстиция в России, как все три  способа порабощения людей.

Для полного порабощения  людей, по мысли Толстого, государством устанавливается карательная юстиция, которая использует все три винта, все три способа порабощения, и «в нашем обществе всегда употребляются все три способа порабощения, всегда завинчены все три винта». Первый способ порабощения людей личным насилием, утверждает Толстой, никогда не уничтожался и не уничтожится до тех пор, пока будет какое бы то ни было порабощение одних людей другими, потому что на нем зиждется всякое порабощение. Рабство личное не только не уничтожено, считает Толстой, но «в наших цивилизованных обществах» еще и усилилось с введением общей воинской повинности. Второй способ порабощения отнятием у людей земли существовал и продолжает существовать. «Винт этого порабощения людей, - пишет Толстой, - ослабляется или притягивается по мере того, как туго натянуты другие винты; так, в России, когда порабощение личное было распространено на большинство рабочих, поземельное порабощение было излишне, но винт личного рабства в России ослаблен был только тогда, когда подтянуты были винты поземельного и податного порабощения». Третий способ порабощения точно так же продолжает существовать, и с распространением в разных государствах денежных знаков и усилением государственной власти этот способ получил особенную силу. Эта форма властвования поработила народ до такой степени, что «0,9 русского рабочего народа работают у помещиков и фабрикантов только потому, что их принуждает к тому требование податей государственных и поземельных».

Порабощение государством людей с  его тремя основными приемами, утверждает Толстой, существует точно  такое же, как и прежде: «Мы  только не видим его потому, что  каждая из трех форм рабства получила новое оправдание, заслоняющее от нас его значение. Личное насилие вооруженных против безоружных получило оправдание защиты отечества от воображаемых врагов его; в сущности же оно имеет одно старое значение: подчинение покоренных насилующим. Насилие отобрания земли у трудящихся над нею получило оправдание награды за услуги для мнимого общего блага и утверждается правом наследства; в сущности оно то же обезземеление и порабощение людей, которое произведено было войском (властью). Последнее же, денежное - податное насилие - самое сильное и главное в настоящее время, получило самое удивительное оправдание: лишение людей их имущества, свободы, всего их блага делается во имя свободы, общего блага. В сущности же оно не что иное, как то же рабство, только безличное».

Где будет насилие, возведенное  государством в закон карательной  юстиции, считает Толстой, там будет  и порабощение. Толстой не согласен со взглядами тех, которые утверждают, что можно в рамках государства  справедливо и демократично перераспределить имеющиеся богатства. «Чтобы остановить утекание богатств из рук рабочих в руки нерабочих, - пишет Толстой, - нужно найти... ту дыру, через которую происходит это утекание. Дыра эта есть насилие вооруженного над безоружным, насилие войска, посредством которого отбираются и самые люди от труда, и земля от людей, и произведения труда людей». Пока будет, утверждает Толстой, хотя бы один вооруженный человек, признающий за собой право убить какого бы то ни было другого человека, до тех пор будет неправильное распределение богатств и рабство.

В государственных масштабах главным  средством карательной юстиции, с помощью которого власть осуществляет насилие, является армия, войско. Толстой  говорит, что возможность совершать  над людьми телесное насилие прежде всего дает организация вооруженных людей, подчиняющихся единой воле, именуемая войском. «Войско всегда стояло и теперь стоит в основе, власти. Власть всегда находится в руках тех, кто повелевает войском, и всегда все властители - от римских кесарей до русских и немецких императоров — озабочены более всего войском, заискивают только в войске, зная, что если войско с ними, то власть в их руках». Государственное насилие, утверждает Толстой, зиждется только на вооруженных людях, «которые своими руками бьют, вяжут, запирают, убивают». Ведь если бы не было этих вооруженных людей, готовых по приказу совершать самые бесчеловечные поступки, то, рассуждает Толстой, «ни один из тех людей, которые подписывают приговоры казней, вечных заключений, каторг, никогда не решился бы сам повесить, запереть, замучить одну тысячную часть тех, которых он теперь спокойно, сидя в кабинете, распоряжается вешать и всячески мучить только потому, что он этого не видит, а делает это не он, а где-то вдалеке покорные исполнители». Не будь этих вооруженных людей, не было бы того безумия, уверяет Толстой, когда «земля, окружающая мрущих от безземелья крестьян, есть собственность человека, не работающего на ней». Не было бы и поборов с народа, и казненных за проповедование истины, и многих-многих других варварств. Все это делается только потому, считает Толстой, что все властители несомненно уверены, что у них всегда «под руками покорные люди, готовые привести всякие их требования в исполнение посредством истязаний и убийств».

Вывод по главе 2.2. Говоря о карательной юстиции, как всех трех средствах порабощения людей, приходит к выводу, что мы не видим порабощения, так как каждая из трех форм рабства получила новую оболочку, которая скрывает от нас истинного значения.

Информация о работе В.Г. Короленко и Л.Н.Толстой против смертной казни