Ток-шоу за рубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 09:27, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы обуславливается повышенным интересом к проблемам массовой коммуникации, её организации в контексте эфирного телевизионного общения, недостаточным исследованием особенностей структуры и природы жанрового дискурса ток-шоу как особого вида телевизионного дискурса.
Цель исследования – описание приемов организации дискурса ток-шоу и анализ сценариев дискурса ток-шоу.
Объект(ток-шоу) как одно из направлений журналистики.

Оглавление

Введение----------------------------------------------------------------------------3

Глава 1.Ток-шоу: понятия и направления---------------------------------5
1.1. Создатели, участники, телезрители------------------------------------8

Глава2.Понятие дискурса-------------------------------------------------------14
2.1. Стратегические и тактические приемы организации
дискурса ток-шоу---------------------------------------------------------------17
2.2 Характеристика поведения зрителей в студии--------------------21

Глава 3. Сравнительный анализ отечественного и западного ток-шоу-- 22

Заключение----------------------------------------------------------------------26

Список использованной литературы-----------------------------------------27

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 56.21 Кб (Скачать)

     Цель  информационной речи состоит в том, чтобы помочь понять и усвоить, а  это достижимо лишь при условии, что речь прозрачна и ясна, чему и способствуют метатекстовые конструкции. Метаорганизаторы, указывающие на линейную и формальную организацию речи, используются чаще всего с целью сегментации информации.

     Кроме того, метатекст не только структурирует текст на уровне отдельных блоков, но и объединяет эти блоки в единый дискурс. Метаорганизаторы выполняют также роль информатора, т. е. реализуют диктальную стратегию, способствуя облегчению восприятия непрерывного потока информации и адекватному ее прочтению.

     В дискурсе ток-шоу не наблюдается единой тематической целостности, так как сюжеты не связаны между собой по смыслу. Тем не менее можно проследить смысловое единство в пределах одного тематического блока и, что немаловажно, выявить номинационный характер тематических цепочек.

     Тематическая  цепочка - это вся совокупность номинаций, относящихся к одному референту, понятию, которое и является предметом  речи.

     Структура ток-шоу отличается тем, что в  передаче может быть представлена только одна тема. В этом случае мы выделяем один тематический блок, разбитый на несколько дискурсивных блоков (речь

     ведущего  и гостя студии, ведущего и зрителя  студии, репортаж корреспондентов и  т.д.).

     Наряду  с коммуникативной задачей, объединяющей дискурс ток-шоу в единое целое, есть еще одна категория, связывающая все тематические блоки программы между собой, - это категория временной локализованности.

     Многие  ученые сходятся во мнении, что категория  временной отнесенности свойственна всем текстам и высказываниям. При этом действия могут быть локализованными и нелокализованными во времени в рамках одного и того же временного плана.

     Выделяются  абсолютное и относительное время  в зависимости от того, выступает  ли в роли временного дейктического центра момент речи (абсолютное время) или какой-либо иной момент (относительное время).

     В ток-шоу последовательное описание событий не является первостепенным и встречается гораздо реже, чем  пространное обсуждение проблемы (рассуждения  общем положении вещей, о социально-культурном опыте в целом). Для таких типов  передач характерно употребление настоящего неактуального абстрактного или  потенциального времени.

     В ток-шоу часто встречаются различные  обстоятельства времени или упоминаются  конкретные даты, указывающие на принадлежность действия к тому или иному временному плану: сегодня, вчера, завтра, только что. Именно эти обстоятельства времени подчеркивают связь событий с моментом говорения.

     Таким образом, все события, описываемые  в ток-шоу, относятся к прошедшему или настоящему временному плану. При  этом дискурс построен так, что прошедший план событий помещен в рамку настоящего (момента говорения).

     Среди способов реализации вспомогательных  стратегий в качестве основных выделяем следующие тактики: информирование, комментирование, разъяснение, иллюстрирование, саморепрезентация и оценивание.

     Диктальная стратегия, являющаяся базовой в исследуемом нами жанре, представлена тактиками информирования, комментирования, разъяснения и иллюстрирования.

     Мы  рассматриваем принципы реализации выделенных нами тактик с позиции  прагматики, то есть теории речевого акта и коммуникативного хода, поскольку  именно они являются одними из самых  явных показателей преобладания той или иной тактики в дискурсе.

     Понятие хода используется для характеристики функции речевого акта относительно продолжения дискурса, т.е. коммуникативный ход можно рассматривать как один из приемов реализации той или иной тактики.

     Вместе  с развитием публицистики в российских СМИ категория модальности становится более значимой. Передачи с преобладающей модальной стратегией строятся по принципу субъективного и объективного оценивания информации. Здесь рассматриваются открытые способы выражения оценочности, производимые за счет экспрессивных средств субъективной модальности. 

2.2 Характеристика поведения зрителей в студии 

     Поведение зрителей в студии характеризуется  соучастием в создании общей атмосферы  и смысла шоу, оценочностью (морализаторством), инфантилизмом, неконструктивностью в разрешении конфликтов .

     Соучастие в создании общей атмосферы и  смысла шоу проявляется в отсутствии оппозиции поведению и позиции  ведущего, в молчаливой или активной поддержке его ерничанья и  самодемонстрации.

     Оценочность (морализаторство) проявляется в безапелляционных характеристиках участников сюжетов и в морализаторских советах.

     Инфантилизм (признаки психологически незрелого  поведения и мышления, нравственно-психологическая  незрелость) зрителей в студии проявляется прежде всего в реакциях и поведении, характерных для детско-подростковых фаз психологического и нравственного развития до возраста 14 лет. Это, в частности, отсутствие зрелого этического отношения к происходящему в студии и к содержанию обсуждаемых сюжетов. Одним из весьма показательных моментов является поддержка большинством женской части аудитории идеи «свободной любви» в сюжете «Free love».

     Неконструктивность в разрешении конфликтов является следствием всех вышеперечисленных характеристик поведения зрителей в студии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Сравнительный анализ отечественного и западного ток-шоу 

     Если  сравнивать отечественное ток-шоу и западное, то испытания Большого Брата, "Голод", жесткие условия в Последнем герое лишь цветочки по сравнению с фантазией западных продюсеров. Там понятие ток-шоу несколько иное. Ток-шоу это, во-первых, скандал.

     Вот, что пишет Роман Ковальский в  своей статье: «Конкурсы, которыми пичкали  нашего брата с голубых экранов, — лишь жалкое подобие того шокирующего  и масштабного действа, которое  творится на телевидении западном. В большей части проектов крупнейших американских телеканалов центральной  идеей и ведущим мотивом шоу  стали унижение, стыд и позор. По мнению американских телемагнатов, именно унижение и прилюдный срам могут максимально заинтересовать и привлечь наибольшую аудиторию. Путем изучения общественного мнения было однозначно установлено, что самые постыдные и оскорбительные действия, к исполнению которых привлекаются (но, заметьте, не принуждаются!) герои ток-шоу, не только не отталкивают, а, напротив, невероятно разжигают и возбуждают интерес».

     В СНГ публику привлекают пока несколько другие вещи. Нам нравится смотреть, как из гадких утят в считанные месяцы делают лебедей («Фабрика звезд» и «Стань звездой»), или как строятся дома, которые, впрочем, достаются впоследствии совсем не тем, кто их строил (шоу «Дом» на ТНТ), или, на худой конец, просто созерцать естественный процесс добывания/поедания еды («Голод» — все на том же ТНТ), а также шоу «За стеклом 1,2,3» — один из первых проектов на российском ТВ, «Последний герой» и «Тату в поднебесной».

     На  западе и в США самыми высокими рейтингами симпатий зрители награждают скандальных и агрессивных персонажей. Их предпочитают спокойным, рассудительным, занимающимся в кадре рисованием или музыкой. А наибольшую аудиторию  получают серии с наличием насилия. И это неудивительно, с древности  человека привлекали катастрофы, аварии и кровопролитие. В этом крылся успех  гладиаторских боев, и огромная посещаемость "Колизеев". Невольно начинаешь  задумываться, с одной стороны  цивилизованное общество, с новыми моральными принципами и устоями, с  другой толпа зевак с сохранившимися инстинктами.

     Приведу топ самых скандальных и шокирующих западных ток-шоу:

     · Наиболее шокирующим стало шоу  "Сart House", снятое скрытыми видеокамерами в одном из борделей Лос-Анджелеса. На пленку запечатлевался весь процесс пребывания клиента в этой своеобразной "студии" - приход, выбор девушки, торг и даже сами любовные утехи. Любопытно, что из 50 "счастливчиков", попавших под прицел невидимых камер, лишь трое отказались подписать документ, дающий телеканалу право транслировать в эфире компрометирующие материалы.

     · Шоу "The Bachelor" ("Холостяк") ставило перед своим главным героем непростую задачу: выбрать даму сердца из представленных на его суд 25 претенденток. Одну за другой каждый день в прямом эфире молодой человек прилюдно отвергал, красочно и подробно объясняя причины своего поступка (все недостатки каждой барышни грязно обмусоливались им перед телезрителями). В итоге в финал вышли две барышни. И еще неизвестно, что доставило 26-миллионной зрительской аудитории большее удовольствие — радость победительницы или слезы отвергнутой финалистки? Феноменальный успех программы был настолько предсказуем, что сразу после оглашения результатов, было заявлено, что оставшаяся не у дел финалистка станет героиней следующей серии шоу — "The Bachelorette" ("Незамужняя") и выбирать из 25 претендентов придется уже ей!

     · Но и такого успеха производителям ток-шоу оказалось недостаточно. Решив затянуть петлю ещё туже, английские продюсеры и сценаристы решили добавить в действие немного садизма. Так появился проект "Exhausted" ("Истощенный"). Его участников (борющихся за приз в 100 тысяч фунтов) лишили не еды, не возможности помыться, не свободы выбора второй половины, а простого человеческого сна! Днем и ночью героям приходилось выполнять всевозможные задания, зачастую связанные с сильнейшими физическими нагрузками. Небольшой отдых уставшим участникам таки предоставляли, однако и он был весьма специфичен: например - лицезрение свежевыкрашенной стены или просмотр занудного монотонного ролика со сладко зевающими людьми. Прикорнуть разрешалось максимум на час. Тех, кто уснул, отправляли "на волю".

     Но  есть положительные примеры, когда  ток-шоу сеют разумное и доброе:

  • В Британии показывают телевизионное шоу «From Ladette to Lady», в котором из сильно пьющих молодых девушек делают настоящих леди и даже виконтессу. В первом сезоне это были просто девицы из низших классов, продавщицы, дочери дальнобойщиков. Во втором сезоне для шоу подобрали совсем уж деградирующих: в передаче участвует девица, которую в Греции замели за демонстрацию чудес силиконовой хирургии незнакомцам, сильно пьющая заправщица, сотрудница солярия, тратящая 800 фунтов в месяц из своего тысячефунтового жалованья на посиделки в барах. Задача девушек — добиться всего того, чего столько лет ждали от них родители.
  • В США создали новую версию
  • Ток-шоу «Большой брат». Для ее реализации по кошачьим приютам провели кастинг. По его итогам были отобраны 10 котов и кошек, которых поселили в доме на Мэдисон авеню в Нью-Йорке и круглосуточно снимали на протяжении 10 недель. Кошки из Нью-Йорка и Лос-Анджелеса стали настоящими «гламурными» телезвездами. Каждую неделю судьи и телезрители отбирали одного наименее достойного кандидата, который выходит из игры. Выбывший получает приз от спонсора — годовой запас кошачьей еды. Кроме того, проигравших животных расселяли в семьи фанатов-телезрителей. Победитель шоу стал лицом крупной компании по производству товаров для кошек.

 

      Заключение 

     Ток-шоу  относительно молодой жанр на отечественном  телевидении. Он прошел этап становления, но его жанровое определение представляет определенную проблему в современной  науке. Классификация жанра может  быть весьма разнообразной, если учесть многообразие классифицирующих критериев.

     На  нынешнем этапе ток-шоу относятся  к числу самых рейтинговых  передач, поэтому их авторы заинтересованы в поддержании и сохранении аудитории. Для достижения этой цели часто используются способы манипулятивного воздействия ток-шоу на телезрителей. В развитии современного телекурса, не ориентированного на традиции советского периода, выделяется следующая тенденция: в тех передачах, к основным жанровым особенностям которых относится активная роль их участников, данная активность по преимуществу конфликтная.

     Наиболее  ярко конституирующие признаки модели массмедийной конфликтной языковой личности проявляются в коммуникативном поведении ведущего – постоянного участника постановочных ток-шоу, в которых конфликтность является сюжетообразующим фактором. Ведущий выполняет две, казалось бы, взаимоисключающие функции – быть непререкаемым авторитетом, занимающим положение «над» конфликтной ситуацией, и провоцировать высокую степень конфликтности общения на протяжении всей передачи. Конечная цель ведущего в рамках коммуникативного сценария, определяемого концепцией программы, – стать победителем в глазах телеслушателей в противостоянии всем участникам шоу.

 

      Список использованных источников информации: 

     Поскольку явление «реального телевидения» появилось  на экранах сравнительно недавно, то литературных источников по исследуемой  теме практически нет. При написании  работы я использовала еще и интернет-источники )

     http://lib.protoplex.ru/?showid=309

     http://www.inopressa.ru 

Монографии: 

  1. Вакурова Н.В., Московкин Л.И. Типология жанров современной экранной продукции.
  2. Вартанов А.С. Актуальные проблемы телевизионного творчества на телевизионных подмостках. М.,
  3. Костомаров В.Г., Бурвикова Н.Д. Старые мехи и молодое вино. Из наблюдений над русским словоупотреблением конца ХХ века. Спб., 2001.
  4. Кузин В.И. Психологическая культура журналиста. Учебное пособие. СПб, 2001.
  5. Матвеева Л.В., Аникеева Т.Я., Мочалова Ю.В. Психология телевизионной коммуникации. М., 2000.

Информация о работе Ток-шоу за рубежом