Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 09:27, курсовая работа
Актуальность темы обуславливается повышенным интересом к проблемам массовой коммуникации, её организации в контексте эфирного телевизионного общения, недостаточным исследованием особенностей структуры и природы жанрового дискурса ток-шоу как особого вида телевизионного дискурса.
Цель исследования – описание приемов организации дискурса ток-шоу и анализ сценариев дискурса ток-шоу.
Объект(ток-шоу) как одно из направлений журналистики.
Введение----------------------------------------------------------------------------3
Глава 1.Ток-шоу: понятия и направления---------------------------------5
1.1. Создатели, участники, телезрители------------------------------------8
Глава2.Понятие дискурса-------------------------------------------------------14
2.1. Стратегические и тактические приемы организации
дискурса ток-шоу---------------------------------------------------------------17
2.2 Характеристика поведения зрителей в студии--------------------21
Глава 3. Сравнительный анализ отечественного и западного ток-шоу-- 22
Заключение----------------------------------------------------------------------26
Список использованной литературы-----------------------------------------27
Начну с создателей. Телевизионному топ-менеджеру, по большому счету, все равно, на чем зарабатывать рейтинговые очки. Популярны сериалы — смотрите хоть ежечасно. Популярны ток-шоу — мы видим их на экране все чаще и чаще. Слова Дениса Нордена, американского телемагната: «Нам не нужно, чтобы это было хорошо. Нам нужно, чтобы это было в четверг» — стали девизом современного ТВ.
Еще одним весомым плюсом ток-шоу следует считать их колоссальную рентабельность. Еще год назад отечественные продюсеры уверяли, что снять шоу в разы сложнее по сравнению с сериалом. Теперь же, набив руку на выпускающихся онлайновых проектах снимать передачу нового формата даже удобнее. Дело еще в том, что эфирное время для ток-шоу стоит дешевле, чем тот же хронометраж для сериала. Для примера, 45 минут сериала обойдутся продюсеру от 60 до 120 тыс. долл., в то время как для шоу это будет стоить от 10 тыс. долл.
Одна из основных ветвей получения дохода от реалити — product placement (появление рекламного продукта в кадре). Согласно экспертным оценкам, в России рекордное количество средств от размещения рекламы внутри программы получило шоу "Дом-2" телеканала ТНТ и составило 4 млн. долл. Второе и третье места делят проекты "Последний герой" и "Фабрика звезд", выходившие в эфир на "Первом канале" и заработавшие по 3 млн. долл. каждый. Такой спрос на размещение своей рекламной марки в кадрах передачи можно объяснить. Во-первых, реклама размещается не в привычном для нас виде, а в скрытом. Это может быть не сразу заметный на заднем плане лейбл, или рекламируемая вещь на тумбочке, столе. Такая реклама не вызывает раздражение, чего нельзя сказать об обычной. Во-вторых, благодаря широкому кругу телезрителей, реалити-шоу является самым коротким путем донесения информации до большего количества потенциальных покупателей. Американский журнал Forbes ежегодно публикует рейтинг самых прибыльных ток-шоу Соединенных Штатов. Согласно данным за 2004 год, с большим отрывом лидирует American Idol (в российском эфире "Народный артист"), заработавший 261 млн. долл. "Серебро" принадлежит шоу Survivor: Pearl Island ("Последний герой") с прибылью 73 млн. Кстати, именно Survivor поставил рекорд по охвату аудитории. Его финал в США смотрел 51 млн. человек, то есть немногим более 40% зрителей всей страны. Третье место сводного американского чарта досталось Apprentice ("Кандидат") с суммой 54 млн. Затем следует Bachelor: Jessie Palmer с 38 млн. и Bachelorette с 27,7 млн.(ссылка)
Перейду к участникам ток-шоу. Что их заставляет принимать участие в проекте? Как говорил герой Аль Пачино в фильме «Адвокат дьявола»: «Определенно, тщеславие — мой самый любимый из грехов». Что характерно, герой именитого актера был дьяволом.
Зритель, понаблюдав за участниками первых российских ток-шоу, осознали: телевидение — рядом, и попасть в «ящик» под силу каждому. Так началась гонка на выживание в телеэфире.
Не менее важным фактором стремления попасть на теле-проект является денежный приз, к которому автоматически добавляется популярность, признание, самоутверждение и, в некоторых случаях, самореклама. Все это в совокупности своей и привлекает потенциальных участников. Но, как и везде, существует обратная сторона медали — долгое пребывание под объективами камер, в замкнутом пространстве, в суровых условиях, что неблагоприятно воздействует, прежде всего, на психику человека. В отдельных случаях участие в шоу может обернуться настоящей трагедией. Например, один из участников шведского варианта "Survivor" ("Уцелевший") — "Последний герой", будучи исключенным своей командой из игры, через две недели по возвращении с острова домой покончил жизнь самоубийством. Британскую учительницу Лизу Эванс уволили с работы после участия в подобном шоу. Мотивировка — многочисленные жалобы родителей на то, что они не позволят человеку, ходившему полуголым на глазах у всей страны, учить уму-разуму их детей. Или история про участника американского "За стеклом" Джастина Себика, который в один прекрасный момент накинулся на другого участника с кухонным ножом. Все обошлось без жертв, но с немалыми телесными повреждениями. Но это не пугает «охотников за сокровищами».Напрашивается вопрос: что заставляет нас смотреть реалити с таким живым интересом, ведь даже полюбившиеся нашим бабушкам мексиканские сериалы отходят на второй план? Ведь, казалось бы, наблюдать за обычными людьми, которые большинство своего времени занимаются бытовухой как минимум неинтересно. Однако рейтинги зрительских симпатий говорят иначе.
Среднемировой рейтинг реалити-шоу с 1999 года вырос до 20%, то есть почти 1,3 млрд. человек от всего населения Земли предпочитают эти программы всем другим. Рекордсменом по числу эфирных проектов является Европа, где их выпуск составляет 40% от всех программ, производимых каналами. Объяснить это можно следующим образом. Любопытный по своей сути человек любит подглядывать, поэтому новый формат телевидения, позволяющий делать это "легально" вызвал интерес и спрос, чем, собственно, и завоевал себе огромную популярность.
Ирина Петровская популярность ток-шоу у российских телезрителей объясняет тем, что «это, пожалуй, единственная возможность увидеть на экране себе подобных: ничем не примечательных людей, которые интересны лишь желанием любой ценой «раскрасить» свою тусклую, лишенную событий жизнь. Сами они это сделать не в состоянии. Им кажется, что за них это сделает всесильное ТВ. И ради этого они готовы поскупиться и собственной свободой, и чувством собственного достоинства, не говоря уже о достоинстве других».
Как
видим, причины у всех, кто задействован
в создании и реализации ток-шоу различны,
но очевидно одно — популярность реального
ТВ неумолимо растет, как среди телезрителей,
так и среди создателей подобного рода
проектов.
Глава
2. Понятие дискурса
Серио П. выделяет восемь значений термина "дискурс":
- эквивалент понятия "речь" (по Ф. Соссюру), т.е. любое конкретное высказывание.
- единица, по размерам превосходящая фразу.
- воздействие высказывания на его получателя с учетом ситуации высказывания.
- беседа - как основной тип высказывания.
- речь с позиций говорящего в противоположность повествованию, которое не учитывает такой позиции (по Э. Бенвенисту).
- употребление единиц языка, их речевую актуализацию.
- социально или идеологически ограниченный тип высказываний, например, феминистский дискурс.
- теоретический конструкт, предназначенный для исследований условий производства текста .
В.Г. Костомаров и Н.Д. Бурвикова противопоставляют дискурсию (процесс развертывания текста в сознании получателя информации) и дискурс (результат восприятия текста, когда воспринимаемый смысл совпадает с замыслом отправителя текста) (Костомаров, Бурвикова, 1999, с. 10). Такое понимание соответствует логико-философской традиции, согласно которой противопоставляются дискурсивное и интуитивное знания, т.е. знания, полученные в результате рассуждения и в результате озарения.
Суммируя различные понимания дискурса, М.Л. Макаров показывает основные координаты, с помощью которых определяется дискурс: формальная, функциональная, ситуативная интерпретации. Формальная интерпретация – это понимание дискурса как образования выше уровня предложения.
Функциональная интерпретация в самом широком понимании – это понимание дискурса как использования (употребления) языка, т.е. речи во всех ее разновидностях.
Ситуативное (точнее – культурно-ситуативное) понимание дискурса раскрывается в "Лингвистическом энциклопедическом словаре" и содержится в работах Н.Д. Арутюновой, для которой дискурс – это речь, "погруженная в жизнь". Дискурс – это "связный текст в совокупности с экстралингвистическими – прагматическими, социокультурными, психологическими и другими факторами; текст, взятый в событийном аспекте; речь, рассматриваемая как целенаправленное социальное действие, как компонент, участвующий во взаимодействии людей, в механизмах их сознания (когнитивных процессах). В отличие от термина "текст", термин "дискурс" не применяется к древним и другим текстам, связи которых с живой жизнью не восстанавливаются непосредственно".
Дискурс как комплекс ограничений рассматривается как нормативная система "этикет" (Формановская, 2002): внутренние правила дискурса обобщаются на основании материала семантического уровня с привлечением экстралингвистических данных социальной истории в категории тезауруса; внешние правила дискурса определяются деятельностными экстралингвистическими характеристиками.
С позиций лингвистики речи дискурс – это процесс живого вербализуемого общения, характеризующийся множеством отклонений от канонической письменной речи, отсюда внимание к степени спонтанности, завершенности, тематической связности, понятности разговора для других людей. При этом существенную роль играют понятия адресата и адресанта, Поскольку наравне с «речевой волей» адресанта «существенным (конститутивным) признаком» высказывания является его обращенность к кому-либо, его адресованность: кому адресовано высказывание, как говорящий (или пишущий) ощущает и представляет себе своих адресатов, какова сила их влияния на высказывание – от этого зависит композиция и, главное, стиль высказывания, – с этой социолингвистической позиции дискурс может быть описан либо как персональный (личностно-ориентированный), либо как институциональный (общественно-ориентированный). Говорящий в персональном дискурсе раскрывает свою личность, в институциональном дискурсе – статус и роль в определенном общественном институте. В институциональном дискурсе говорит не «я», а «институциональный голос», отстраненный от носителя голоса и связанный с должностью или ролью.
Нами
принято в том числе и понимание дискурса
как «системы ограничений, которые накладываются
на неограниченное число высказываний
в силу определенной социальной или идеологической
позиции», которое было разработано и
описано Д.С. Лихачевым и корреспондирует
с концепцией Л. Витгенштейна. Данное понимание
дискурса как системы правил в определенной
коммуникативной ситуации отсылает нас
к анализу идеологии – одновременно к
лексикону, содержащему мотивы, установки,
цели и интенциональности действий и к
проблеме «нормированности» дискурса
в виде категории «литературный этикет».
2.1 Стратегические и
тактические приемы
организации дискурса
ток-шоу
Тактические приемы, организующие дискурс на коммуникативном, структурном, тематическом уровне реализуют и вспомогательные стратегии, а именно диктальную стратегию. Эти приемы направлены на упорядочение не только внешних, структурных показателей оформленности дискурса, но также и внутренних его компонентов: смысловое членение информации, номинационный характер семантических компонентов блока, актуальность временных границ высказываний и др.
Метатекст является одним из важнейших тактических приемов организации дискурса на структурном уровне, поскольку метатекстовые организаторы являются вехами, маркирующими начало и завершение отдельных информационных блоков или передачи в целом. Метатекст как часть коммуникации, направленная на саму себя, выполняет множество разных функций в дискурсе, цель которых будет зависеть от типа передачи и установки автора.
Наиболее
распространенными
1) метаорганизаторы, указывающие на порядок следования частей:
Начну я с вопроса/...;
Сюда же могут быть отнесены метаорганизаторы Сегодня в программе..., После рекламы вас ждет, которые вводятся в начале или середине передачи с последующим перечислением, событий в том порядке, в котором о них будет рассказано. Иногда порядок следования отдельных блоков может отличаться от порядка, в котором они были упомянуты в заголовках. Это делается в том случае, если ведущий хочет акцентировать внимание зрителей на важности события.
2) метаорганизаторы, которые представляют ведущих и канал, на котором идет передача. Их функция двояка, так как они еще сигнализируют о начале или завершении самой передачи. Чаще всего данные метаорганизаторы употребляются вместе с фразами этикетного типа:
Добрый
вечер в эфире программа «
3) метаорганизаторы, указывающие на начало и завершение программы. Данная функция может быть выражена эксплицитно:
А я на этом прощаюсь с вами//До свидания/;
Эти вопросы хотелось бы обсудить/ и не только эти вопросы/ c нашими гостями/ это политологи/ и я хотел бы их представить/...;
Помимо
самой распространенной вышеперечисленной
группы в информационных программах
встречаются также