Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 06:03, курсовая работа
Сюжетно-композиционное построение журналистского произведения обусловлено конкретным замыслом. Собранный и осмысленный автором фактический материал подлежит и литературному оформлению. В ходе реализации этой творческой задачи все элементы содержания произведения упорядочиваются не только благодаря идее, синтезирующей многомерные связи и отношения между фактом, мнением и проблемой и так далее. Эта упорядоченность достигается так же и формальными средствами, среди которых особое место занимают сюжет и композиция.
Целью данной работы является изучение сюжета и композиции журналистского произведения.
Введение 3
1 Композиция журналистского произведения 5
2 Сюжет журналистского произведения 15
2.1 Понятие сюжета журналистского произведения 15
2.2 Сюжетное построение журналистского произведения 19
Заключение 25
Литература 26
Чем сложнее противоречия,
характеризующие ситуацию, и чем
сильнее противопоставлены
Перед развязкой обычно напряжение достигает высшей точки. Эта кульминирующая точка напряжения.
В процессе сюжетного оформления журналистского материала надо учитывать следующие моменты:
1) Необходим повествовательный вв
2) Не всякое повествование
начинается с экспозиции. Если
мы имеем тот простейший
3) Иногда мы узнаем ситуацию по побочным намекам, и связное впечатление создается лишь в результате собирания таких как бы попутно оброненных замечаний. В таком случае мы не имеем собственно экспозиции, то есть не имеем сплошного повествовательного куска, где бы были собраны мотивы экспозиции.
4) Но иногда, обрисовав нам какое-нибудь событие, непонятное еще для нас в общей связи, автор в качестве пояснения к нему (в форме ли собственного изложения или речи персонажа) дает такую экспозицию — рассказ о том, что было раньше уже изложено. Здесь мы имеем перестановку экспозиции, частный случай временных сдвигов в развертывании фабулярного материала.
Это задерживание экспозиции может продолжаться до конца изложения: на протяжении всего повествования читатель иногда не знает всех необходимых для понимания происходящего сведений. Обыкновенно это незнание читателя вводится в повествование как незнание этих обстоятельств основной группой персонажей, то есть читателю сообщается только то, что знает какой-нибудь персонаж. В развязке делается сообщение этого неизвестного обстоятельства. Такая развязка, которая включает в себя элементы экспозиции и как бы освещает обратным светом все известные из предшествующего изложения перипетии, является регрессивной развязкой.
Обычно эта задержка экспозиции вводится как система тайн. При этом могут быть такие комбинации: читатель знает, герои не знают; часть героев знает, часть не знает; читатель и часть героев не знают; никто не знает — истина обнаруживается случайно; герои знают, читатель не знает.
Эти тайны могут пронизывать все повествование, могут охватывать лишь отдельные мотивы. В таком случае один и тот же мотив может в сюжетном построении фигурировать несколько раз.
При анализе сюжетного построения (сюжетосложения) отдельных произведений следует обращать особое внимание на пользование временем и местом в повествовании.
В журналистском произведении следует различать фабульное время и время повествования. время — это время, в которое предполагается совершение излагаемых событий, время повествования — это то, которое занимает прочтение произведения. Это последнее время покрывается понятием объема произведения.
Фабульное время дается:
1) датировкой момента
действия, абсолютной (когда просто
указывается хронологический
2) указанием на временные
промежутки, занимаемые событиями
("разговор продолжался
3) созданием впечатления
этой длительности: когда по объему
речей или по нормальной
При этом повествовательные формы обычно состоят из кусков непрерывного действия (обычно при наличии ведущего повествование персонажа), разделяемого временными интервалами и дополняемого суммарным сообщением (без ведущего персонажа) о событиях, попадающих в эти интервалы или выходящих за пределы непрерывного повествования (произошедших до начала рассказа или после его конца).
Что касается места действия,
то здесь характерны два типа: статичность,
когда все герои собираются в
одно место, или кинетичность, когда
герои перемещаются с места на
место для необходимых
Заключение
Назначение композиции журналистского произведения - связывание различных событий, разделенных во времени и пространстве.
Сюжет – это движение событий, переживаний героев, в которых раскрываются человеческие судьбы, противоречия, общественные конфликты, характеры.
Композиция оказывается прежде всего расположением в пространстве произведения осмысленных автором событий, ситуаций или лиц в характерности их взаимоотношений и движений.
Композиционная гармония частей может быть достигнута через принципы монтажного построения текста. Данный подход был выработан в практике коноискусства, и по сути означает отбор за монтажных столом наиболее удачных эпизодов с целью их сцепления в единую целостную картину.
Сюжет же дает публицисту возможность раскрыть в развитии и многосторонне изобразить характеры и обстоятельства, выявить связи между ними.
Сюжет произведения вырабатывается как результат творческого процесса, строится в соответствии с той социальной целью, которую преследует автор.
Таким образом, и композиция и сюжет – неотъемлемые части любого журналистского произведения, дающие автору возможность доступно и понятно изложить свои мысли, «достучаться» до читателя.
Литература
1. Бакланов М.К. Психологические основы профессионального мастерства. – Рсотов-на-Дону, 2006
2. Бухарцева Р.Г. Психологические особенности журналистского творчества. – М.: Первое изд-во, 2005
3. Горохов В.М. Закономерности публицистического творчества. – М.: Инфра-М, 2005
4. Кайда Л.Г. Эффективность публицистического текста. – М.: Журналист, 1999
5. Ким М.Н. Журналистика: методология профессионального творчества. – СПб.: Питер, 2006
6. Корноносенко С.Г. Основы творческой деятельности журналиста. – СПб.: Питер, 2004
7. Мельник Г.С., Тепляшин А.Н. Основы творческой деятельности журналиста. – СПб.: Питер, 2007
8. Свитич Л.Г. Эффективность журналисткой деятельности. – СПб.: Питер, 2007
9. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. – М.: Инфра-М, 2006
10. Шостак М.И. Работа современного репортера. – М.: Миг, 2005
11. Шостак М.И. Журналист и его произведение. – М.: МИР, 2001
12. Шумилина Т.В. Методы сбора информации в журналистике. – М.: Инфра-М, 2006