Сюжет и композиция

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 01:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение сюжета и композиции журналистского произведения.
Журналистское произведение отличается от любого другого – литературного, художественного и так далее. Соответственно имеются различия и в сюжетно-композиционных построениях журналистского произведения, анализ и пояснения которых являются задачами данной работы.

Оглавление

Введение 3
1 Композиция журналистского произведения 5
2 Сюжет журналистского произведения 15
2.1 Понятие сюжета журналистского произведения 15
2.2 Сюжетное построение журналистского произведения 19
Заключение 25
Литература 26

Файлы: 1 файл

сюжет и композиция.doc

— 99.00 Кб (Скачать)


Содержание

 

Введение                                                                                                                                3

1 Композиция журналистского произведения                                            5

2 Сюжет журналистского произведения                                                         15

   2.1 Понятие сюжета журналистского произведения              15

   2.2 Сюжетное построение журналистского произведения    19

Заключение                                                                                    25

Литература                                                                                                                            26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Сюжетно-композиционное построение журналистского произведения обусловлено конкретным замыслом. Собранный и осмысленный автором фактический материал подлежит и литературному оформлению. В ходе реализации этой творческой задачи все элементы содержания произведения упорядочиваются не только благодаря идее, синтезирующей многомерные связи и отношения между фактом, мнением и проблемой и так далее. Эта упорядоченность достигается так же и формальными средствами, среди которых особое место занимают сюжет и композиция.

Композиция  - это закономерное построение произведения, гармоничное соотношение отдельных его частей, компонентов,  образующих единое целое. Композиция – это принцип организации отображаемого автором  материала.

Композиция произведения – это прежде всего  такое построение, которое служит тому,  чтобы воплотить отношение автора к содержанию и одновременно заставить читателя  так же  относиться к этому произведению.

Сюжет – это движение событий, мыслей, переживаний, в которых раскрываются общественные конфликты, освещаемые автором в своем произведении.

Целью данной работы является изучение сюжета и композиции журналистского произведения.

Журналистское произведение отличается от любого другого – литературного, художественного и так далее. Соответственно имеются различия и в сюжетно-композиционных построениях журналистского произведения, анализ и пояснения которых являются задачами данной работы.

Конкретизируя поставленные задачи, можно сформулировать их следующим образом:

- определить понятия сюжета и композиции журналистского произведения;

- сформулировать основные элементы композиции и сюжета журналистского произведения;

- описать основные этапы сюжетного и композиционного построения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Композиция журналистского произведения

 

Слово «композиция» происходит от латинского composition – составления, связывание. В журналистском произведении, в силу особенностей публицистического отображения действительности – прерывистого и мозаичного, могут связываться различные события, разделенные во времени и пространстве: смысловые блоки, раскрывающие суть того или иного явления, разнородные факты и наблюдения, мнения и оценки людей и так далее.

Однако, подразумевается не просто их скопление, а такое соединение различных содержательных компонентов, которое способствовало бы созданию целостного произведения.

Целостность характеризуется новыми качествами и свойствами, не присущими отдельным частям – элементам,  но возникающим в результате их взаимодействий в определенной системе связей. Целостность достигается единством художественной формы и содержания.

Диалектика взаимодействия содержания и формы  вытекает из разнокачественного уровня  элементов содержания. Одни из них выражают сущность явления (теоретический факт, идея, концепция), другие фиксируют конкретные проявления  этой сущности (эмпирический факт, мнение, ситуация).

Основные группы элементов содержания – фактическая, проблематическая, идейно-концептуальная  - обладают неодинаковой способностью к формообразованию.

Например, фактическая сторона события лучше всего отображается  в информационных жанрах, проблемно-тематическая  - в аналитических, а идейно-концептуальная – в художественно-публицистических.

Так, например, в аналитической статье И.Г. Андреева «Проблемы формирования личности подростков» раскрывается информация о современном состоянии данного вопроса с  точки зрения теоретически существующей проблемы и на конкретных примера их жизни. Естественно, данная информация является проблемно-тематической, журналистский материал аналитически описывает существующую в стране актуальную проблему, а автор, анализируя эти вопросы, пытается предложить свое решение.

Выбор той или иной жанровой формы всегда диктуется   теми задачами, которые стоят перед журналистом. В одном случае ему необходимо информировать  общественность о каких-либо знаменательных событиях, в другом – дать анализ происшедшего, в третьем – создать типический образ современника.

Типичный пример статьи, подразумевающей создание образа современника, которая к тому же несет еще и воспитательный характер – статья «У дивизии есть будущее» под авторством Ирины Морозовой. В статье рассказывается о праздновании 65-летней годовщины Краснознаменной ракетной дивизии. Но основным героем данной статьи стал офицер Николай Соловцов, отдавший полжизни  службе в этом полку.

В статье описана биография данного человека с самых первых дней его службы в советской армии и по сегодняшний день. Повествуется о всех трудностях, с которыми Н. Соловцов сталкивался на своей жизненном пути и рассказывается как он преодолевал эти трудности с тем, чтобы выйти из любой сложной ситуации с высоко поднятой головой.

Но прежде, чем приступить к изложению материала, журналисту нужно выбрать оптимальную композиционную форму, которая должна содействовать типам связей, характерных для окружающей действительности: временным и причинно-следственным.

Нельзя забывать и о том, что любая форма есть отражение динамики развития и становления главной идеи произведения, ради которой оно пишется. Поэтому все его части, их количественный и качественный баланс определенным образом подчиняется логическому раскрытию основной авторской мысли.

Композиция оказывается прежде всего расположением  в пространстве произведения осмысленных автором событий, ситуаций или лиц в характерности их взаимоотношений и движений.

Композиционная гармония частей  может быть достигнута  через принципы монтажного построения текста. Данный подход был выработан в практике коноискусства, и по сути означает отбор за монтажных столом наиболее удачных  эпизодов с целью их сцепления в единую целостную картину.

В киноведении широко используются различные термины, обозначающие отдельные этапы рабочего процесса над композицией. Здесь говорят о разных видах монтажа картин: доминантном, обертонном, интеллектуальном, информационном. Употребляются термины «полимонтаж» (когда на одной плоскости экрана сталкиваются  одновременно два или три действия), «монтажная перебивка», «монтажное крепление», «проходы героя» и так далее.

В очерковом произведении монтажный принцип может быть использован и при отборе реальных событий, и при монтаже наиболее ярких эпизодов, и при компоновке различных частей текста.

Журналисты охотно используют данный принцип в своей работе. На вопрос: «Как вы строите композицию материала?» журналист А. Васинский ответил: «Помогает сценарный опыт. Все время переставляю абзацы, меняю начало, конец, стараюсь добиться динамики, ритма». [5, c. 22]

Монтаж – это правила построения текста с точки зрения последовательности его элементов,  а журналистский образ – это метазнак идейно-тематического решения произведения. [5, с 67].

Этот образ создается автором на основе синтеза реалий сегодняшнего дня и образов культуры.

Выделяют различные варианты монтажа – от простых, как в информационном сообщении: заголовочная строка (хед-лайн) – лид (активное начало) – корпус (остальная часть текста); до сложнейших, когда материал делится на главки – каждая из них может иметь свою композицию и отличаться своими монтажными эффектами, но в совокупности они образуют такую последовательность повествования, при которой оказывается возможным и объемное восприятии текста.

В практической журналистике выработаны различные приемы составления лида: лид-рассказ, лид-временное умолчание, лид-цитата, лид-говорящие подробности, лид-встряска, лид-стаккато, провоцирующий лид, лид вопрос и прямое обращение и другие.

Функциональное назначение лида -  привлечение внимания аудитории к информации. С этой целью в одних случаях только  упоминается основная канва события, а в других дается  интегрирующая подробность, в третьих – используется яркая деталь, а в четвертых – задается риторический вопрос и так далее.

Выбор Лида зависит от характера самого сообщения и тех целей, которые ставит перед собой журналист.

На концентрацию внимания читателей рассчитано и разделение большого текста на отдельные главки. Такой монтажный подход позволяет:

1. Разбить все произведение  на тематические блоки;

2. В каждом таком разделе рассмотреть  тот или иной конкретный вопрос;

3. Выстроить все части по принципу сюжетного развития, от завязки до кульминации;

4. С помощью логических мостиков придать тексту  целостность.

На газетной полосе статья, построенная  по такому принципу, равномерно распределяет внимание читателя в пространстве произведения.

Так, неудачным примером, можно назвать статью некоторого начинающего автора «Встал утром – почисти планету» о насущной проблеме загрязнения окружающей среды и экологической безопасности.

Материал статьи очень актуален и интересен, но совершенно не возможен для восприятия.

Статья написана по материалам конференции, состоявшейся в крае с участием многих заинтересованных в данном вопросе лиц. Было бы идеально композиционной формирование данной статьи в форме вопрос – ответ, как зачастую это делается в различных научных сборниках статей.

Систематическое же перечисление вопросов, обсуждаемых на данной конференции, и представленное затем  обсуждение участников конференции, сильно затрудняет восприятие информации, утомляет при чтении и в конечном итоге заставляет разочаровываться от прочтения статьи.

Членение текста на главки не редки прямо отражает  специфику жизненного материала, использованного журналистом. Например, если текст составлен из рассказов разных людей, о нескольких самостоятельных, не связанных друг с другом событиях, объединенных только авторской мыслью, главки отражают это членение материала.

Главки позволяют автору отразить смысловое членение  материала, установленное в соответствии с потребностями передачи замысла. Это дополнительный, обладающий собственными специфическими возможностями способ выражения смысловых единиц оттенков. Части с помощью заголовков фиксируют либо ход события, либо ход авторской мысли. Последний становится более отчетливым, если заголовки отражают тему или даже основную мысль очередной главки.

Следующий способ композиционного построения  текста можно обозначить  как прием разработки мотива. В данном случае автор выдвигает ударный эпизод или ищет интересный сюжетный ход.

В качестве ударного эпизода может выступить интересный случай, встреча, история, событие, оттолкнувшись от которого автор динамически  разворачивает действие, раскрывая заявленную тему.

Так, например, начинается публикация Алексея Парина «Мировые звезды рождаются в России»: «Как раз когда   я  находился в Вене, умерла одна из примадонн старшего поколения – Леони Ризанек, супер исполнительница партии Рихарда Штрауса. Она несла в себе магический заряд  оперной дивы до последних  дней и простилась со сценой совсем  недавно, в семидесятилетнем возрасте».

Далее журналист, во-первых, рассуждает о том, что делает оперную певицу дивой, а во-вторых описывает как на венскую оперную сцену приходит новая примадонна – россиянка Ольга Гурякова. [7, с. 12]

Два эпизода – смерть одной оперной звезды и появление новой – произведены автором вполне мотивированно.

С их помощью ему удалось не только рассказать о всемирно известных певицах, но и описать атмосферу  и дух спектаклей, в которых они пели.

Выдвижение ударного эпизода всегда связано  с акцентировкой читательского внимания на теме журналистского выступления, вызывает интерес и желание ознакомиться с дальнейшими событиями.

Композиция  - это закономерное построение произведения, гармоничное соотношение отдельных его частей, компонентов,  образующих единое целое. Композиция – это принцип организации отображаемого автором  материала.

Информация о работе Сюжет и композиция