Сюжет и композиция

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 01:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение сюжета и композиции журналистского произведения.
Журналистское произведение отличается от любого другого – литературного, художественного и так далее. Соответственно имеются различия и в сюжетно-композиционных построениях журналистского произведения, анализ и пояснения которых являются задачами данной работы.

Оглавление

Введение 3
1 Композиция журналистского произведения 5
2 Сюжет журналистского произведения 15
2.1 Понятие сюжета журналистского произведения 15
2.2 Сюжетное построение журналистского произведения 19
Заключение 25
Литература 26

Файлы: 1 файл

сюжет и композиция.doc

— 99.00 Кб (Скачать)

Тема фабульного произведения представляет собой некоторую более или менее единую систему событий, одно из другого вытекающих, одно с другим связанных. Совокупность событий в их взаимной внутренней связи и назовем фабулой.

При сюжетном построении произведения часто важную роль играет развитие интриги.

Развитие интриги (или, при сложной группировке персонажей, параллельных интриг) ведет или к устранению противоречий, или к созданию новых противоречий. Обычно в конце фабулы возникает ситуация, в которой все противоречия примирены, интересы согласованы. Если ситуация, заключающая в себе противоречия, вызывает движение фабулы, так как из двух борющихся начал какое-то должно возобладать, и их длительное существование невозможно, то примиренная ситуация дальнейшего движения не вызывает, ожиданий в читателе не возбуждает, и поэтому такое положение является концевым и именуется развязкой.

Чем сложнее противоречия, характеризующие ситуацию, и чем сильнее противопоставлены интересы персонажей, тем ситуация является более напряженной. Напряжение ситуации увеличивается по мере приближения к большой смене положения.

Перед развязкой обычно напряжение достигает высшей точки. Эта кульминирующая точка напряжения.

В процессе сюжетного оформления журналистского материала надо учитывать следующие моменты:

1) Необходим повествовательный ввод в исходную ситуацию. Изложение обстоятельств, определяющих исходный состав персонажей и их связи, именуется экспозицией.

2) Не всякое повествование начинается с экспозиции. Если мы имеем тот простейший случай, когда автор прежде всего приступает к ознакомлению нас с участниками материала, мы получаем прямую экспозицию. Но довольно типичен внезапный приступ, когда изложение начинается с уже развивающегося действия, и лишь постепенно автор ознакомляет нас с ситуацией героев своего произведения. В таком случае мы имеем задержанную экспозицию. Это задержание экспозиции бывает иной раз очень длительно, — ввод мотивов, составляющих экспозицию, бывает различен.

3) Иногда мы узнаем ситуацию по побочным намекам, и связное впечатление создается лишь в результате собирания таких как бы попутно оброненных замечаний. В таком случае мы не имеем собственно экспозиции, то есть не имеем сплошного повествовательного куска, где бы были собраны мотивы экспозиции.

4) Но иногда, обрисовав нам какое-нибудь событие, непонятное еще для нас в общей связи, автор в качестве пояснения к нему (в форме ли собственного изложения или речи персонажа) дает такую экспозицию — рассказ о том, что было раньше уже изложено. Здесь мы имеем перестановку экспозиции, частный случай временных сдвигов в развертывании фабулярного материала.

Это задерживание экспозиции может продолжаться до конца изложения: на протяжении всего повествования читатель иногда не знает всех необходимых для понимания происходящего сведений. Обыкновенно это незнание читателя вводится в повествование как незнание этих обстоятельств основной группой персонажей, то есть читателю сообщается только то, что знает какой-нибудь персонаж. В развязке делается сообщение этого неизвестного обстоятельства. Такая развязка, которая включает в себя элементы экспозиции и как бы освещает обратным светом все известные из предшествующего изложения перипетии, является регрессивной развязкой.

Обычно эта задержка экспозиции вводится как система тайн. При этом могут быть такие комбинации: читатель знает, герои не знают; часть героев знает, часть не знает; читатель и часть героев не знают; никто не знает — истина обнаруживается случайно; герои знают, читатель не знает.

Эти тайны могут пронизывать все повествование, могут охватывать лишь отдельные мотивы. В таком случае один и тот же мотив может в сюжетном построении фигурировать несколько раз.

При анализе сюжетного построения (сюжетосложения) отдельных произведений следует обращать особое внимание на пользование временем и местом в повествовании.

В журналистском произведении следует различать фабульное время и время повествования. время — это время, в которое предполагается совершение излагаемых событий, время повествования — это то, которое занимает прочтение произведения. Это последнее время покрывается понятием объема произведения.

Фабульное время дается:

1) датировкой момента действия, абсолютной (когда просто указывается хронологический момент происходящего, например — "в два часа дня 8 января 2005 года" или "зимою") или относительной (указанием на одновременность событий или их временное отношение: "через два года" и т.д.),

2) указанием на временные промежутки, занимаемые событиями ("разговор продолжался полчаса", "путешествие длилось три месяца" или косвенно "прибыли в место назначения на пятый день"),

3) созданием впечатления этой длительности: когда по объему речей или по нормальной длительности действий, или косвенно — мы определяем, сколько времени могло отнять излагаемое. Следует отметить, что третьей формой журналист пользуется весьма свободно, втискивая длиннейшие речи в краткие сроки и, наоборот, растягивая краткие речи и быстрые действия на длительные промежутки времени.

При этом повествовательные формы обычно состоят из кусков непрерывного действия (обычно при наличии ведущего повествование персонажа), разделяемого временными интервалами и дополняемого суммарным сообщением (без ведущего персонажа) о событиях, попадающих в эти интервалы или выходящих за пределы непрерывного повествования (произошедших до начала рассказа или после его конца).

 

Что касается места действия, то здесь характерны два типа: статичность, когда все герои собираются в одно место, или кинетичность, когда герои перемещаются с места на место для необходимых столкновений. И в том и в другом случае необходим такой выбор места, который лучше всего оправдывает необходимые для развития интриги встречи персонажей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Назначение композиции журналистского произведения  - связывание различных событий, разделенных во времени и пространстве.

Сюжет – это движение событий, переживаний героев, в которых раскрываются человеческие судьбы, противоречия, общественные конфликты, характеры.

Композиция оказывается прежде всего расположением  в пространстве произведения осмысленных автором событий, ситуаций или лиц в характерности их взаимоотношений и движений.

Композиционная гармония частей  может быть достигнута  через принципы монтажного построения текста. Данный подход был выработан в практике коноискусства, и по сути означает отбор за монтажных столом наиболее удачных  эпизодов с целью их сцепления в единую целостную картину.

Сюжет же дает публицисту возможность раскрыть  в развитии и многосторонне изобразить характеры и обстоятельства, выявить связи между ними.

Сюжет произведения вырабатывается как результат творческого процесса, строится в соответствии с той социальной целью, которую преследует автор.

Таким образом, и композиция и  сюжет – неотъемлемые части любого журналистского произведения, дающие автору возможность доступно и понятно изложить свои мысли, «достучаться» до читателя.

Литература

 

1. Бакланов М.К. Психологические основы профессионального мастерства. – Рсотов-на-Дону, 2006

2. Бухарцева Р.Г. Психологические особенности журналистского творчества. – М.: Первое изд-во, 2005

3. Горохов В.М. Закономерности публицистического творчества. – М.: Инфра-М, 2005

4. Кайда Л.Г. Эффективность публицистического текста. – М.: Журналист, 1999

5. Ким М.Н. Журналистика: методология профессионального творчества. – СПб.: Питер, 2006

6. Корноносенко С.Г. Основы творческой деятельности журналиста. – СПб.: Питер, 2004

7. Мельник Г.С., Тепляшин А.Н. Основы творческой деятельности журналиста. – СПб.: Питер, 2007

8. Свитич Л.Г. Эффективность журналисткой деятельности. – СПб.: Питер, 2007

9. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. – М.: Инфра-М, 2006

10. Шостак М.И. Работа современного репортера. – М.: Миг, 2005

11. Шостак М.И. Журналист и его произведение. – М.: МИР, 2001

12. Шумилина Т.В. Методы сбора информации в журналистике. – М.: Инфра-М, 2006

27

 



Информация о работе Сюжет и композиция