Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 01:07, курсовая работа
Целью данной работы является изучение сюжета и композиции журналистского произведения.
Журналистское произведение отличается от любого другого – литературного, художественного и так далее. Соответственно имеются различия и в сюжетно-композиционных построениях журналистского произведения, анализ и пояснения которых являются задачами данной работы.
Введение 3
1 Композиция журналистского произведения 5
2 Сюжет журналистского произведения 15
2.1 Понятие сюжета журналистского произведения 15
2.2 Сюжетное построение журналистского произведения 19
Заключение 25
Литература 26
Тема фабульного произведения представляет собой некоторую более или менее единую систему событий, одно из другого вытекающих, одно с другим связанных. Совокупность событий в их взаимной внутренней связи и назовем фабулой.
При сюжетном построении произведения часто важную роль играет развитие интриги.
Развитие интриги (или, при сложной группировке персонажей, параллельных интриг) ведет или к устранению противоречий, или к созданию новых противоречий. Обычно в конце фабулы возникает ситуация, в которой все противоречия примирены, интересы согласованы. Если ситуация, заключающая в себе противоречия, вызывает движение фабулы, так как из двух борющихся начал какое-то должно возобладать, и их длительное существование невозможно, то примиренная ситуация дальнейшего движения не вызывает, ожиданий в читателе не возбуждает, и поэтому такое положение является концевым и именуется развязкой.
Чем сложнее противоречия, характеризующие ситуацию, и чем сильнее противопоставлены интересы персонажей, тем ситуация является более напряженной. Напряжение ситуации увеличивается по мере приближения к большой смене положения.
Перед развязкой обычно напряжение достигает высшей точки. Эта кульминирующая точка напряжения.
В процессе сюжетного оформления журналистского материала надо учитывать следующие моменты:
1) Необходим повествовательный ввод в исходную ситуацию. Изложение обстоятельств, определяющих исходный состав персонажей и их связи, именуется экспозицией.
2) Не всякое повествование начинается с экспозиции. Если мы имеем тот простейший случай, когда автор прежде всего приступает к ознакомлению нас с участниками материала, мы получаем прямую экспозицию. Но довольно типичен внезапный приступ, когда изложение начинается с уже развивающегося действия, и лишь постепенно автор ознакомляет нас с ситуацией героев своего произведения. В таком случае мы имеем задержанную экспозицию. Это задержание экспозиции бывает иной раз очень длительно, — ввод мотивов, составляющих экспозицию, бывает различен.
3) Иногда мы узнаем ситуацию по побочным намекам, и связное впечатление создается лишь в результате собирания таких как бы попутно оброненных замечаний. В таком случае мы не имеем собственно экспозиции, то есть не имеем сплошного повествовательного куска, где бы были собраны мотивы экспозиции.
4) Но иногда, обрисовав нам какое-нибудь событие, непонятное еще для нас в общей связи, автор в качестве пояснения к нему (в форме ли собственного изложения или речи персонажа) дает такую экспозицию — рассказ о том, что было раньше уже изложено. Здесь мы имеем перестановку экспозиции, частный случай временных сдвигов в развертывании фабулярного материала.
Это задерживание экспозиции может продолжаться до конца изложения: на протяжении всего повествования читатель иногда не знает всех необходимых для понимания происходящего сведений. Обыкновенно это незнание читателя вводится в повествование как незнание этих обстоятельств основной группой персонажей, то есть читателю сообщается только то, что знает какой-нибудь персонаж. В развязке делается сообщение этого неизвестного обстоятельства. Такая развязка, которая включает в себя элементы экспозиции и как бы освещает обратным светом все известные из предшествующего изложения перипетии, является регрессивной развязкой.
Обычно эта задержка экспозиции вводится как система тайн. При этом могут быть такие комбинации: читатель знает, герои не знают; часть героев знает, часть не знает; читатель и часть героев не знают; никто не знает — истина обнаруживается случайно; герои знают, читатель не знает.
Эти тайны могут пронизывать все повествование, могут охватывать лишь отдельные мотивы. В таком случае один и тот же мотив может в сюжетном построении фигурировать несколько раз.
При анализе сюжетного построения (сюжетосложения) отдельных произведений следует обращать особое внимание на пользование временем и местом в повествовании.
В журналистском произведении следует различать фабульное время и время повествования. время — это время, в которое предполагается совершение излагаемых событий, время повествования — это то, которое занимает прочтение произведения. Это последнее время покрывается понятием объема произведения.
Фабульное время дается:
1) датировкой момента действия, абсолютной (когда просто указывается хронологический момент происходящего, например — "в два часа дня 8 января 2005 года" или "зимою") или относительной (указанием на одновременность событий или их временное отношение: "через два года" и т.д.),
2) указанием на временные промежутки, занимаемые событиями ("разговор продолжался полчаса", "путешествие длилось три месяца" или косвенно "прибыли в место назначения на пятый день"),
3) созданием впечатления этой длительности: когда по объему речей или по нормальной длительности действий, или косвенно — мы определяем, сколько времени могло отнять излагаемое. Следует отметить, что третьей формой журналист пользуется весьма свободно, втискивая длиннейшие речи в краткие сроки и, наоборот, растягивая краткие речи и быстрые действия на длительные промежутки времени.
При этом повествовательные формы обычно состоят из кусков непрерывного действия (обычно при наличии ведущего повествование персонажа), разделяемого временными интервалами и дополняемого суммарным сообщением (без ведущего персонажа) о событиях, попадающих в эти интервалы или выходящих за пределы непрерывного повествования (произошедших до начала рассказа или после его конца).
Что касается места действия, то здесь характерны два типа: статичность, когда все герои собираются в одно место, или кинетичность, когда герои перемещаются с места на место для необходимых столкновений. И в том и в другом случае необходим такой выбор места, который лучше всего оправдывает необходимые для развития интриги встречи персонажей.
Заключение
Назначение композиции журналистского произведения - связывание различных событий, разделенных во времени и пространстве.
Сюжет – это движение событий, переживаний героев, в которых раскрываются человеческие судьбы, противоречия, общественные конфликты, характеры.
Композиция оказывается прежде всего расположением в пространстве произведения осмысленных автором событий, ситуаций или лиц в характерности их взаимоотношений и движений.
Композиционная гармония частей может быть достигнута через принципы монтажного построения текста. Данный подход был выработан в практике коноискусства, и по сути означает отбор за монтажных столом наиболее удачных эпизодов с целью их сцепления в единую целостную картину.
Сюжет же дает публицисту возможность раскрыть в развитии и многосторонне изобразить характеры и обстоятельства, выявить связи между ними.
Сюжет произведения вырабатывается как результат творческого процесса, строится в соответствии с той социальной целью, которую преследует автор.
Таким образом, и композиция и сюжет – неотъемлемые части любого журналистского произведения, дающие автору возможность доступно и понятно изложить свои мысли, «достучаться» до читателя.
Литература
1. Бакланов М.К. Психологические основы профессионального мастерства. – Рсотов-на-Дону, 2006
2. Бухарцева Р.Г. Психологические особенности журналистского творчества. – М.: Первое изд-во, 2005
3. Горохов В.М. Закономерности публицистического творчества. – М.: Инфра-М, 2005
4. Кайда Л.Г. Эффективность публицистического текста. – М.: Журналист, 1999
5. Ким М.Н. Журналистика: методология профессионального творчества. – СПб.: Питер, 2006
6. Корноносенко С.Г. Основы творческой деятельности журналиста. – СПб.: Питер, 2004
7. Мельник Г.С., Тепляшин А.Н. Основы творческой деятельности журналиста. – СПб.: Питер, 2007
8. Свитич Л.Г. Эффективность журналисткой деятельности. – СПб.: Питер, 2007
9. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. – М.: Инфра-М, 2006
10. Шостак М.И. Работа современного репортера. – М.: Миг, 2005
11. Шостак М.И. Журналист и его произведение. – М.: МИР, 2001
12. Шумилина Т.В. Методы сбора информации в журналистике. – М.: Инфра-М, 2006
27