Методы анализа литературного текста: особенности сюжета и композиции романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 18:50, контрольная работа

Краткое описание

Роман А. С. Пушкина "Евгений Онегин" относится к числу произведений, которые составляют целую эпоху в истории не только русской, но и мировой литературы. Белинский назвал пушкинский роман "энциклопедией русской жизни", потому что в нем с удивительной полнотой отразились все сферы жизни России 20-х годов XIX века, самые характерные тенденции современного Пушкину общества.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………3
1. Замысел романа в сознании поэта……………………………………………..6
2. Изменения в процессе работы над произведением……………………...….. 10
3. «Евгений Онегин» как «свободный роман»…………………………………..14
Заключение……………………………………………………………………… 17
Использованная литература………………………………………………………19

Файлы: 1 файл

Методы анализа литературного текста.doc

— 104.00 Кб (Скачать)

     ФГОУ  Арктический государственный институт

     искусств  и культуры

     Факультет библиотечных, информационных технологий

     менеджмента культуры

     Кафедра менеджмента 
 
 
 
 
 

     Контрольная работа

     по дисциплине литература

     Методы  анализа литературного  текста: особенности

     сюжета и композиции романа А.С. Пушкина

     «Евгений  Онегин» 
 
 
 
 

                     выполнила: студентка I-го курса

                         СКФ-10 з.о.

                      Герасимова  Туяра Иннокентьевна

                     проверила: к.ф.н., доцент

                         Пономарева Р.Д. 
                     

Якутск, 2011

     Содержание 

Введение……………………………………………………………………………3

1. Замысел  романа в сознании поэта……………………………………………..6

2. Изменения  в процессе работы над произведением……………………...….. 10

3. «Евгений Онегин»  как «свободный роман»…………………………………..14

Заключение………………………………………………………………………   17

Использованная  литература………………………………………………………19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Роман А. С. Пушкина "Евгений Онегин" относится к числу произведений, которые составляют целую эпоху  в истории не только русской, но и  мировой литературы. Белинский назвал пушкинский роман "энциклопедией  русской жизни", потому что в нем с удивительной полнотой отразились все сферы жизни России 20-х годов XIX века, самые характерные тенденции современного Пушкину общества.

     В романе выделяются две сюжетные линии. Первая- это любовный роман, взаимоотношения Онегина и Татьяны Лариной, а вторая- это взаимоотношения Онегина и Ленского.

     Роман состоит из восьми глав. Первая из них  представляет собой развернутую  экспозицию, в которой автор знакомит нас с главным героем- «молодым повесой» Евгением Онегиным, показывает его жизнь в столице. Во второй главе происходит завязка второй сюжетной линии- знакомство Онегина с Ленским.

     Завязка первой сюжетной линии происходит в  третьей главе. Онегин знакомится с  семейством Лариных, где он увидел Татьяну. Она же, в свою очередь, сразу отметила Онегина.

     Татьяна воспитывалась как типичная провинциальная девушка того времени. В своем воображении она создала образ возлюбленного, не похожего на окружающих ее молодых людей, окруженного какой-то тайной. Она ведет себя как истинная героиня романа: пишет ему письмо в духе тех, которые она читала в книгах, ведь она «по-русски знала плохо». Герой «тронут был» признанием юной девушки, но «жизнь семейным кругом» ограничивать не хотел, поэтому и прочитал ей нотацию в саду, призвав ее «учиться властвовать собой». Это своего рода кульминация в развитии первой сюжетной линии.

     Пятая глава романа знаменательна тем, что Татьяна, мучимая «страстью нежной», видит сон, который имеет важную композиционную роль. Он позволяет читателю как бы предугадать последующие события- смерть Ленского. Важны также и именины Татьяны. Они играют важную роль в развитии второй сюжетной линии. Именно на именинах Татьяны Онегин «поклялся Ленского взбесить и уж порядком отомстить». Ленский, возвышенная и страстная душа, находящаяся во власти пламенной страсти к Ольге, не мог стерпеть обиды и предательства друга.

     Соответственно, главу шестую мы можем назвать  кульминацией и развязкой второй сюжетной линии.

     Что же касается первой сюжетной линии, то ее развитие продолжается. Татьяну  увозят на ярмарку невест в Москву, а затем она выходит замуж за важного генерала. Через два года она встречается в Петербурге с Онегиным. Теперь она уже светская дама, «законодательница зал», занимающая такое же положение в обществе, как и Онегин. Теперь уже он влюбляется в Татьяну и пишет ей письмо. Так в восьмой главе происходит развязка первой сюжетной линии.

     Однако  следует отметить важную композиционную особенность романа- это открытость финала. В развязке как первой, так и, отчасти, второй сюжетных линий нет четкой определенности. Так, автор предполагает два возможных пути для Ленского, если бы он остался жив, а не был убит на дуэли:

Быть  может, он для блага мира

Иль хоть для славы был рожден...

А может  быть и то: поэта 

Обыкновенный  ждал удел...

     Помимо  необычной развязки можно отметить то, как построен роман «Евгений Онегин». Основной принцип его организации- это симметрия и параллелизм.

     Симметрия выражается в повторении одной сюжетной ситуации в третьей и восьмой главах: встреча- письмо- объяснение.

     При этом Татьяна и Онегин меняются местами. В первом случае автор на стороне Татьяны, а во втором- на стороне Онегина. «Сегодня очередь моя», - говорит Татьяна, как бы сопоставляя две «истории любви».

     Онегин  изменился и говорит вещи совершенно иного характера, чем в первый раз. Татьяна же остается верна себе: «Я вас люблю (к чему лукавить)..».

Композиция  писем параллельна, так как можно  говорить о схожести следующих моментов: написание письма, ожидание ответа и объяснение. Петербург здесь  играет обрамляющую роль, появляясь  в первой и восьмой главах. Осью симметрии этих сюжетных ситуаций является сон Татьяны. Следующей особенностью композиции романа можно назвать то, что части романа противопоставлены друг другу, в некотором роде даже подчинены принципу антитезы: первая глава- это описание петербургской жизни, а вторая- показ жизни поместного дворянства.

     Основной  композиционной единицей служит глава, которая является новым этапом в  развитии сюжета.

     Поскольку лирическое и эпическое в романе равноправно, то и лирические отступления играют немаловажную роль в композиции романа.

     Лирические  отступления появляются в переломные моменты повествования: перед объяснением  Татьяны с Онегиным, перед сном Татьяны, перед дуэлью.

     Часто лирические отступления содержат обращения  к читателю, что позволяет связать лирическое с эпическим:

Позвольте ж мне, читатель мой,

Заняться  старшею сестрой.

     Знаменательна и композиционная роль пейзажа в  романе: во-первых, он показывает ход  времени (правда, время в романе не всегда соотносится с реальным), во-вторых, характеризует внутренний мир героев (часто природные зарисовки сопровождают образ Татьяны). 
 
 
 
 

  1. Замысел романа в сознании поэта
 

     Пушкин работал над романом свыше семи лет. Роман был, по словам Пушкина, «плодом ума холодных наблюдений и сердца горестных замет». Работу над ним Пушкин называл подвигом- из всего своего творческого наследия только «Бориса Годунова» он характеризовал этим же словом. На широком фоне картин русской жизни показана драматическая судьба лучших людей дворянской интеллигенции.

     Начал работу над «Онегиным» Пушкин в 1823 году, во время своей южной ссылки. Автор отказался от романтизма как ведущего творческого метода и начал писать реалистический роман в стихах, хотя в первых главах ещё заметно влияние романтизма. Изначально предполагалось, что роман в стихах будет состоять из 9 глав, но впоследствии Пушкин переработал его структуру, оставив только 8 глав.

     Публиковался  роман в стихах отдельными главами, и выход каждой главы становился большим событием в современной  литературе. Первая глава романа была опубликована в 1825 г. В 1831 году роман в стихах был окончен и в 1833 году вышел в свет. Он охватывает события с 1819 года по 1825 год: от заграничных походов русской армии после разгрома Наполеона до восстания декабристов. Это были годы развития русского общества, времени правления царя Александра I. В романе «Евгений Онегин» отразились события первой четверти XIX века, то есть время создания и время действия романа примерно совпадают.

     Роман является уникальным, ведь ранее в  мировой литературе не существовало ни одного романа в стихах. Александр Сергеевич Пушкин создал роман в стихах подобно поэме Байрона «Дон Жуан». Определив роман как «собранье пестрых глав», Пушкин подчёркивает одну из черт этого произведения: роман как бы «разомкнут» во времени, каждая глава могла бы стать последней, но может иметь и продолжение. И тем самым читатель обращает внимание на самостоятельность каждой главы романа. Роман стал энциклопедией русской жизни 20-х годов позапрошлого века, так как широта охвата романа показывает читателям всю действительность русской жизни, а также многосюжетность и описание разных эпох.

     Именно  это дало основание В. Г. Белинскому в своей статье «Евгений Онегин» сделать вывод:

«„Онегина“  можно назвать энциклопедией  русской жизни и в высшей степени  народным произведением».

     Белинский справедливо назвал «Онегина» «самым задушевным произведением Пушкина», в котором с наибольшей полнотой отразились «вся жизнь, вся душа, вся любовь» поэта, «его чувства, понятия, идеалы». Около девяти лет, почти половину своей творческой жизни, отдал Пушкин делу создания своего романа, вложив в него плоды «ума холодных наблюдений и сердца горестных замет».

     По  первоначальному замыслу роман  «Евгений Онегин» должен был состоять из девяти глав» которые в черновике Пушкин озаглавил так, разделив их на три части:

     Часть  1-я.  1  песнь- Хандра. II- Поэт. III- Барышня.

    Часть 2-я. IV песнь- Деревня. V- Именины. VI- Поединок.

     Часть   3-я.   VII    песнь- Москва.   VIII- Странствие.   IX- Большой свет.

     Впоследствии  Пушкин изъял восьмую главу и  отрывки из неё поместил в качестве приложения к роману. Была написана и десятая глава, но поэт сжег ее. Осталось лишь несколько неполных строф. Такова внешняя история создания романа. Из нее видно, как долго над ним работал Пушкин. Эта неторопливость объясняется грандиозными замыслами поэта как в области содержания задуманного им романа, так и его художественного оформления.

     Еще в  «Кавказском пленнике» Пушкин задумал дать образ типичного для начала XIX века представителя дворянской интеллигенции, который не являлся членом тайных политических обществ, но критически относился к светскому образу жизни, протестовал против условностей света, сковывающих свободу человеческой личности.

     Этот  же образ он продолжал раскрывать и в поэме «Цыганы». Но поэт увидел, что рамки романтической поэмы  не позволяют ему вымолит свою задачу с надлежащей полнотой. Основное внимание к поэмах было обращено на одинокую личность героя, на изображение его сложной душеной жизни. Под влиянием которых сложился его характер, та среда, в которой он вырос и жил, отношения его с обществом- все это в поэме не давалось, оставалось неизвестным читателям. Такой односторонней зарисовки личности героя требовал сам жанр романтической поэмы.

Информация о работе Методы анализа литературного текста: особенности сюжета и композиции романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»