Сюжет и композиция

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 06:03, курсовая работа

Краткое описание

Сюжетно-композиционное построение журналистского произведения обусловлено конкретным замыслом. Собранный и осмысленный автором фактический материал подлежит и литературному оформлению. В ходе реализации этой творческой задачи все элементы содержания произведения упорядочиваются не только благодаря идее, синтезирующей многомерные связи и отношения между фактом, мнением и проблемой и так далее. Эта упорядоченность достигается так же и формальными средствами, среди которых особое место занимают сюжет и композиция.
Целью данной работы является изучение сюжета и композиции журналистского произведения.

Оглавление

Введение 3
1 Композиция журналистского произведения 5
2 Сюжет журналистского произведения 15
2.1 Понятие сюжета журналистского произведения 15
2.2 Сюжетное построение журналистского произведения 19
Заключение 25
Литература 26

Файлы: 1 файл

сюжет и композиция.doc

— 99.00 Кб (Скачать)

К элементам композиции журналистского произведения относятся эпиграфы, посвящения, прологи, эпилоги, части, главы, явления, предисловия и послесловия "издателей", диалоги, монологи, эпизоды, вставные рассказы и эпизоды, письма, песни.

Все художественные описания - портреты, пейзажи, интерьеры - также являются композиционными элементами.

Создавая произведение, автор сам выбирает принципы компоновки, "сборки" этих элементов, их последовательности и взаимодействия, используя при  этом особые композиционные приемы.

Основные  принципы и  приемы композиционного построения:

- действие произведения  может начаться с конца событий,  а последующие эпизоды восстановят  временной ход действия и разъяснят  причины происходящего; такая  композиция называется обратной;

- автор использует  композицию обрамления, или кольцевую,  при которой автор использует, например, повтор строф (последняя  повторяет первую), описаний (произведение  начинается и заканчивается пейзажем  или интерьером), события начала  и финала происходят в одном и том же месте, в них участвуют одни и те же герои и т.д.;

- автор использует  прием ретроспекции, то есть возвращения  действия в прошлое, когда закладывались  причины происходящего в настоящий  момент повествования; 

- нередко при использовании  ретроспекции в произведении появляется вставной рассказ героя, и такой вид композиции будет называться "рассказ в рассказе";

- нередко организатором  композиции выступает художественный  образ, который   становится  ведущим структурообразующим элементом  произведения;

- автор может предпослать  основному действию экспозицию;

- композиция произведения  может быть основана на симметрии  слов, образов, эпизодов (или сцен, главок, явлений и т.д.) и будет  являться зеркальной;

- нередко автор использует  прием композиционного "разрыва" событий: обрывает повествование на самом интересном месте в конце главы, а новая глава начинается с рассказа о другом событии.

Композиция - это аспект формы журналистского произведения, но через особенности формы выражается его содержание. Композиция произведения является важным способом воплощения авторской идеи.

Композиция произведения может быть тематической, при которой  главным становится выявление отношений  между центральными образами произведения.

Различают три вида такой  композиции:

- последовательная, представляющая собой логическое рассуждение, переход от одной мысли к другой и последующий вывод в финале произведения;

- развитие и трансформация центрального образа: центральный образ рассматривается автором с различных сторон, раскрываются его яркие черты и характеристики; такая композиция предполагает постепенное нарастание эмоционального напряжения и кульминацию переживаний, которая нередко приходится на финал произведения;

- сопоставление 2-х образов, вступивших в художественное взаимодействие, такая композиция строится на приеме антитезы, или противопоставления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Сюжет журналистского  произведения

 

2.1 Понятие сюжета журналистского  произведения

 

Часто журналисты используют сюжетные приемы  построения произведения.

Слово «сюжет» происходит от французского sujet – предмет, то есть система событий в художественном произведении, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым жизненным явлениям. Событие или система событий, изображаемые писателем, протекают во времени, в причинно-следственных связях и отличаются относительной завершенностью. Отсюда вытекают элементы сюжета:

Экспозиция – своеобразный пролог,

Завязка – начало действия,

развитие действия – более или менее подробное повествование о происходящих событиях,

кульминация – высшая точка развития действия (здесь движущая пружина сюжета сжимается до предела, все герои и события соединены как бы в единый фокус с тем, чтобы в результате решающего действия, поступка, события, количество перешло в качество, наметилось разрешение конфликта,

перипетии – события, ведущие к развязке,

развязка – конец, завершение конфликта, действия,

эпилог – краткое  повествование о том, что было дальше.

В журналистике под сюжетом понимают  движение событий, мыслей, переживаний, в которых и раскрываются человеческие характеры, судьбы, противоречия, общественные конфликты.

Именно сюжет дает публицисту возможность раскрыть в  развитии и разносторонне изобразить характеры и обстоятельства, выявить связь между ними.

Те или иные элементы сюжета могут быть опущены  в том  или ином журналистском произведении, их последовательность может меняться. Все зависит от авторского замысла.

Так, к примеру статья Татьяны Курявцевой   «Законные осложнения» об обязательной с недавних пор процедуре ежегодного медицинского переосвидетельствования для инвалидов и связанных с этим трудностях, построена строго в соответствии с требованиям к сюжету журналистского произведения.

Есть в данной статье и пролог, отражающий тему, вопрос, описываемый в данной статье «Жалобы на ежегодные медицинские переосвидетельствования поступили Президенту Российской Федерации во время прямой линии с ним».

Далее в соответствии с сюжетным построением представлена завязка и развитие действий – рассказ о необходимости данной процедуры и всех сложностях прохождения ее инвалидами на примере конкретного человека – инвалида, лишившегося обеих ног.

Кульминация статьи несет  информацию о ежедневных на протяжении двух недель визитах человека в городскую больницу с тем, чтобы пройти переосвидетельствование и получить протезы.

Ну и наконец развязка – информация о том, что все  эти мучения были пустыми, желаемого  результата так и не было достигнуто.

Права к статье составлении  эпилог, из которого можно узнать, что после беседы с Президентом, мучения данного инвалида закончились, желаемой он получил, правда с помощью «важных людей». Однако здесь же представлена и информация к размышлению: «А как быть тем, кто не смог дозвониться на прямую линию?..»

Сюжет – это не композиционная формула, незыблемая по своим параметрам, а инструмент творчества, который  в умелых руках дает замечательные  результаты.

В отличии от литературного  сюжета, журналистский  сюжет более  собран, не развернут, в нем как  правило отсутствует экспозиция, завязка и развитие действий максимально сопряжены друг с другом, а кульминация и развязка являются едва ли не самой развитой частью.

Сюжет – это не механический слепок события или явления, не зеркально  отраженная конструкция предмета. Он вырабатывается как результат творческого процесса, строится в соответствии с той социальной целью, которую преследует публицист.

А цели и задачи при  сюжетном построении материала  могут  быть самыми разными. В одних случаях  журналисту необходимо отразить динамику развития того или иного события, в других – показать становление характера героя произведения, в третьих – отразить жизненную коллизию или конфликт, в четвертых – осветить какую-то конкретную проблему.

Во всех этих случаях  журналист выбирает те приемы и средства сюжетного построения, которые наиболее выгодно для идеи произведения способны высветить объект или предмет описания.

Выстраивая свое сочинение  по принципу событийного сюжета, автор, как правило, стремится показать основную канву или контур события, которое может быть свернуто или развернуто во времени  и пространстве.

Главное при этом показать динамику развития  той или иной конкретной жизненной ситуации от завязки  до ее завершения. В ходе описания могут  быть применены и не сюжетные вкрапления – эпизоды, в которых даются необходимые дополнительные сведения. Сюда же могут быть отнесены и прямые суждения журналиста, позволяющие вписать   сюжетные куски в широкий социальный контекст, поставить те проблемы, которые накрепко связаны с  событиями и персонажами.

В качестве примера можно  привести публикацию И. Григорьева «Был бы он из наших», построенную по принципу событийного сюжета.

Свой рассказ автор  начинает с того, как в 1992 году по приглашению немецких коллег – германистов  он читал лекцию  в университете г. Касселя. Здесь он познакомился с бывшим унтер-офицером, воевавшим на восточном фронте во время Второй мировой войны, Карлом Першем, который рассказал удивительную историю о двух людях, разлученных судьбой почти на пол века. Герман Шлордт попал в плен под Сталинградом. Работая в лагере военнопленных под Саратовом, он познакомился с девятнадцатилетней Ольгой Сосиной, окончившей школу и курсы медсестер как раз в то время.  Автор очерка описывает встречу этих людей и их любовь, пронесенную почти через всю жизнь.  А завязались их отношение так: «В начале марта 1945 года к женскому дню в лагере готовили концерт самодеятельности, в котором разрешили участвовать пленным. Герман хорошо играл на аккордеоне, все его бригада с утра до ночи посменно (работа есть  работа) репетировала на струнных и духовых  незнакомые советские песни. Ольга должна была петь «Синенький скромный платочек» и «На позицию девушка» под его аккордеон. Может быть с этих репетиций все и началось. Ольга и Герман полюбили друг друга тайной, безусловно запретной – по тем временам и обстоятельствам – любовью». [3, с. 43]

Но трагедия героев очерка состояла не только в этом. Весной 1947 года Герман уехал на Родину, оставив  свою избранницу в Саратове. Все  последующие годы бывший военнопленный пытался наладить  связи с Ольгой, но безуспешно. Запросы Германа на въезд в страну оставались без ответа. Завершилась эта история только в конце 90-х годов. 

Благодаря автору очерка встреча двух людей состоялась.

Материал И. Григорьева отличается четким  сюжетным построением. В нем есть завязка, кульминация и счастливая развязка. Прослеживая судьбы своих героев автор приводит то их воспоминания, то рассказы очевидцев тех времен, то собственные раздумья о людях, с которыми судьба его столкнула.

В данном случае художественные вкрапления подчинены единому авторскому замыслу: раскрытию характеров своих  героев.

Естественно, что данный сюжетный тип  организации материала  предпочтителен при подготовке произведения, где объектом журналистского анализа является человек. В иных случаях используются другие виды построения.

В связи с этим сюжет  журналистского произведения трактуется в настоящее время более широко.

Принято вести речь и  о сюжете мысли (речь идет о развитии авторской мысли, от тезиса, аргументации, до выводов и обобщений), и о лирическом сюжете (показывающем смены эмоциональных состояний человека).

Чаще всего в журналистском  произведении используется три вида сюжетов:

- простой сюжет –  сюжет, соответствующий естественному  ходу событий;

- пространственно-временной сюжет – сюжет, в котором события могут происходить  в одном и том же пространстве, но в разных временных измерениях;

- ассоциативный сюжет  – сюжет, в котором повествование  произвольно меняется в зависимости  от ассоциативного настроения героев или автора.

Сюжет – это ход  повествования, способ раскрытия и  развития темы на основе  ее драматургии.

2.2 Сюжетное построение журналистского произведения

 

В расположении  тематических элементов при сюжетном построении наблюдаются два важнейших типа связей:

1) причинно-временная  связь между вводимым тематическим  материалом;

2) одновременность излагаемого  или иная сменность тем без  внутренней причинной связанности  излагаемого.

В первом случае мы имеем  произведения фабульные (повести, романы, эпические поэмы), во втором — произведения бесфабульные, "описательные".

Следует подчеркнуть, что  для фабулы требуется не только временный  признак, но и причинный. Путешествие  может излагаться тоже по временному признаку, но, если оно повествует только о виденном, а не о личных приключениях путешествующего, мы имеем бесфабульное повествование.

Чем слабее эта причинная  связь, тем сильнее выступает  связь чисто временная.

Остановимся подробнее  на первом типе произведений (фабульных), так как большинство журналистских произведений относится именно к нему, в то время как бесфабульные произведения стоят на границе между журналистскими произведениями и прозаическими (в широком значении этого последнего слова).

Тема фабульного произведения представляет собой некоторую более или менее единую систему событий, одно из другого вытекающих, одно с другим связанных. Совокупность событий в их взаимной внутренней связи и назовем фабулой.

При сюжетном построении произведения часто важную роль играет развитие интриги.

Развитие интриги (или, при сложной группировке персонажей, параллельных интриг) ведет или к устранению противоречий, или к созданию новых противоречий. Обычно в конце фабулы возникает ситуация, в которой все противоречия примирены, интересы согласованы. Если ситуация, заключающая в себе противоречия, вызывает движение фабулы, так как из двух борющихся начал какое-то должно возобладать, и их длительное существование невозможно, то примиренная ситуация дальнейшего движения не вызывает, ожиданий в читателе не возбуждает, и поэтому такое положение является концевым и именуется развязкой.

Информация о работе Сюжет и композиция