Роль прецедентных текстов в заголовках публикаций интернет-издания «Лента.ру"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 10:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – проанализировать функции прецедентных текстов в заголовках материалов интернет-издания «Lenta.ru».
В ходе исследования будут решены следующие задачи:
• на основе изучения научной литературы выявить понятие, функции и роль прецедентного текста;
• показать роль заголовка в понимании материала;
• проанализировать прецедентные тексты в заголовках интернет-издания Lenta.ru.

Оглавление

Введение 3
1. Прецедентный текст в заголовках СМИ 5
1.1 Прецедентный текст. Понятие и функции 5
1.2 Заголовок и его роль в понимании публикации 11
2. Анализ роли прецедентных текстов в заголовках публикаций Lenta.ru 19
2.1 Интернет-издание Lenta.ru 19
2.2 Анализ заголовков издания 20
Заключение 33
Используемая литература 35
Приложение 1 38
Приложение 2 47

Файлы: 1 файл

Антонова_Курсовая работа_Прецедентные заголовки.doc

— 301.50 Кб (Скачать)

Заголовок является своеобразным названием публикации. Важность его происходит из того, что вероятность его прочтения – более 90%, так как он в первую очередь выделен на полосе, а глаз автоматически замечает на полосе все слова, написанные крупным выделяющимся шрифтом. К тому же, если внимание читателей привлечь при помощи заголовка не удаётся, статья обычно оказывается непрочитанной.

Роль заголовков в интернет-изданиях ещё более велика, потому как читатели в выборе публикации ориентируются только по названиям, часто не имея возможности видеть полный текст (разве что выдержку из него), пока не откроют соответствующую статью в полном формате.

Неудачно выбранный заголовок может вовсе обесценить все усилия, затраченные на подготовку и написание материала. Потому на выбор заголовка зачастую уходит не меньше времени, чем на написание самой публикации.

По Колесниченко А. В., заголовок имеет две функции:

  • информативная;
  • контактную.16

Заголовок должен сообщить читателю, о чем статья, и заставить его эту статью прочесть. Поэтому заголовок часто сравнивают с вывеской и витринами магазина. Как вывеска и витрины – это обещание, что в магазине можно найти такой-то товар, так заголовок – это обещание, что в статье будет определенная информация. Поэтому требования к заголовку таковы: он должен быть достаточно привлекательным, чтобы заинтересовать читателей, но не дезориентировать их, обещая то, чего на самом деле в статье нет. Обман вызывает раздражение, и человек рано или поздно перестанет читать издание, которое обещает в заголовках ту информацию, которая в статьях отсутствует.

По форме заголовки подразделяются на:

  • номинативные;
  • предикативные.

Номинативный заголовок представляет собой неполное предложение, как правило, фразу из двух существительных или существительного и прилагательного. Например, «Год престижа», «Фарш несогласных», «В шкуре звезды». Номинативный заголовок обычно содержит оценку новости и сопровождается подзаголовком – распространенным предложением, излагающим ее суть. Колесниченко приводит такой пример заголовка с подзаголовком: «Дед Мороз и красный нос (заголовок). Актеры с ужасом и смехом вспоминают пьяные театральные утренники 1 января (подзаголовок)» («Новые Известия», 28 декабря 2007 г.).

Предикативный заголовок – это, напротив, полное предложение, например «Майор Сковородко отсудил у Министерства обороны 4 тысячи долларов», «Путин поменял состав Общественной палаты», «Европа расплатилась за рабовладение». Предикативный заголовок может как сопровождаться подзаголовком, так и выступать самостоятельно. Как правило, его используют в коротких новостях, тогда как номинативный – в более крупных материалах.17

Существует также понятие «заголовочный комплекс». Это комбинация заголовка, подзаголовка и (не всегда) названия рубрики. Заголовочный комплекс позволяет не перегружать заголовок, а сосредоточить внимание на выполнении им контактной функции, переложив информативную функцию на подзаголовок. Если же вводится еще и рубрика, то она берет на себя информирование о теме (проблемная ситуация, изложенная в статье), позволяя подзаголовку сосредоточиться на идее (какой выход предлагается из этой проблемной ситуации). При написании заголовочного комплекса нужно следить, чтобы в различных его элементах не повторялись одинаковые слова.

Требования к заголовку таковы. Заголовок должен:

  • быть ясным высказыванием;
  • заключать в себе основную идею текста;
  • не противоречить содержанию материала;
  • быть корректным, легко схватываемым и понятно сформулированным;
  • возбуждать интерес читателя.18

Проверить заголовок можно при помощи ТАКТ-теста (от англ. Taste – вкус, Attractiveness – привлекательность, Clarity – ясность, Truth – правда). К примеру, едва ли может быть сочтен удачным с точки зрения вкуса такой заголовок статьи о пожаре в доме престарелых, повлекшем человеческие жертвы: «Старики не дожили до смерти».

К плохим заголовкам также относят «нулевые», «двойные» и комментарийные. «Нулевой» заголовок что-то подразумевает, но что именно – для читателей остается загадкой. Подобное происходит, когда в качестве заголовков используют банальные крылатые фразы, пословицы, поговорки, лозунги, а также непонятные широкому кругу читателей термины.

«Двойной» заголовок – это высказывание, в котором объединены сразу два аспекта темы. В результате он оказывается длинным по форме и запутанным по содержанию. В таких случаях рекомендуется либо отказаться в заголовке от одного из аспектов, либо из одной статьи сделать две, каждую со своим заголовком.

Комментарийные заголовки являются неудачными при использовании их в информационных статьях. У читателей может сложиться впечатление, что им навязывают чье-то мнение и готовят к восприятию изложенной в статье информации под определенным углом. Издание, в котором преобладают комментарийные заголовки, воспринимается как партийное или корпоративное, то есть занимающееся не информированием своих читателей, а пропагандой или рекламой.

Кроме того, Колесниченко уберегает от употребления в заголовках сложных синтаксических конструкций и удаления друг от друга связанных между собой слов, например определения и определяемого слова. Также не рекомендует употреблять в заголовке многозначные и неизвестные широкой публике слова, так как в этом случае название статьи могут понять неправильно.

К использованию цитат в качестве заголовков также следует подходить крайне осторожно. Только в интервью и портретах подобные заголовки однозначно считаются уместными. Во всех остальных случаях следует иметь в виду, что фраза, сказанная персонажем статьи, практически всегда отразит смысл материала гораздо хуже, чем это мог бы сделать сам журналист. И цитатный заголовок будет свидетельствовать лишь о том, что автор материала или редактор не потрудились придумать собственный и просто взяли показавшуюся им наиболее яркой фразу персонажа.19

Придумывание заголовков – особая разновидность журналистской работы. Как правило, автору для своего текста придумать хороший заголовок достаточно сложно. Мешает «перегруженность» информацией, когда не удается дистанцироваться от собственной статьи, взглянуть на нее со стороны, выделить наиболее яркие моменты, которые могли бы быть затем отражены в заголовке. Поэтому на практике журналисты обычно сдают статьи с «рабочими» названиями, а окончательные заголовки придумывают редакторы либо специальные сотрудники, обладающие навыками «сквозного чтения». Иногда задание придумать заголовок к какому-нибудь тексту получает вся редакция, и подобный мозговой штурм, как показывает практика, приносит результаты.

Еще одним способом создания заголовков является парадокс – сочетание несочетаемых слов, например «Обострение стабильности».

В современной журналистике наиболее распространенными являются заголовки, построенные по принципу модификации устойчивого выражения (прецедента). То есть берется какая-то общеизвестная цитата, поговорка, фразеологизм, а затем в ней заменяется слово на созвучное ему, но имеющее отношение к тексту. Получается фраза, сочетающая в себе смысл данного текста, который она озаглавливает, и оценку, выраженную в исходном устойчивом выражении. Наиболее ярко подобный тип заголовков используют газеты «Коммерсантъ» и «Московский комсомолец». Здесь Колесниченко приводит такие примеры заголовков: «Дамоклов вентиль», «С Анной Политковской свели счета» «Мандат незалежности» («Коммерсантъ»), «Хороший чиновник – “мэрт”вый чиновник», «Человек человеку долг», «Учительница строгого режима» («Московский комсомолец»).20

По мнению Сметаниной С. И., появление в текстах и заголовках материалов прецедентных текстов наделяет материал так называемой интертекстуальностью. То есть получается своеобразный текст о тексте. Прецедентные тексты в СМИ чаще всего используются для того, чтобы завоевать большую аудиторию. Чтобы увлечь зрителя или читателя журналисты используют общеизвестные фразы – они понятны аудитории, не нужно вникать в смысл фразы, который уже буквально заложен в подсознании. Таким образом, для аудитории решается проблема восприятия информации, а СМИ получает своего зрителя.

Большое количество прецедентных текстов именно в заголовках легко обосновать: именно заголовок является так называемым «крючочком», который цепляет читателя. Именно по заголовку должно быть понятно: о чем пойдет речь и будет ли интересен материал для читателя.

Заголовок в интернет-издании, представляющий собой особую разновидность медиатекста, состоит из одного или нескольких предложений, называющих материал, предшествует основному тексту статьи и отражает его главную тему. Основными функциями, которые выполняет заголовок, являются номинативно-информативная, воздействующая, рекламная и графически-выделительная.21

При этом, как считают исследователи, современным заголовкам все чаще отводится не столько информативная, сколько интригующая роль, они призваны привлечь внимание, озадачить, или шокировать. Поэтому заголовок иногда насыщен образными лексическими средствами в большей степени, чем сам текст статьи. Именно поэтому заголовки с прецедентными текстами стали встречаться все чаще.

Итак, заголовок – витрина публикации, прочитывается в первую очередь, и именно от него зависит интерес к последующему материалу. Для привлечения должного внимания заголовку необходимы: ясность высказывания, корректность, созвучие самому материалу и даже доля интриги. Заголовки могут состоять из двух-трёх слов, вызывающих интерес к дальнейшему прочтению и выполняющих контактную функцию (номинативный заголовок), или же содержать в себе информативную часть, суть последующего материала (предикативный).

К интернет-изданиям прилагаются ещё более жёсткие требования в составлении заголовков, потому как в ленте читаются только лишь они. В этом случае выгоднее создавать комплексный заголовок, снабжённый подзаголовком. 

Использование прецедентного текста в заголовке увеличивает вероятность прочтения материала. Использование и переигрывание общеизвестных фраз играет на увеличение аудитории СМИ, помогает создать тот «крючок», который цепляет и заинтересовывает в материале.

В практической части будут анализироваться: тип заголовка (номинативный/предикативный/комплексный), прецедентный текст, послуживший созданию заголовку, тип прецедентности заголовка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ роли прецедентных текстов в заголовках публикаций Lenta.ru

2.1 Интернет-издание Lenta.ru

 

Lenta.ru – одно из ведущих российских новостных интернет-изданий, основанное в 1999 году Антоном Носиком при содействии Фонда эффективной политики. Работает круглосуточно, освещая мировые и внутрироссийские новости.

Официальное название – электронное периодическое издание «Лента.ру» интернет-газета (LENTA.RU).

Lenta.ru зарегистрирована в Министерстве  Российской Федерации по делам  печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций (свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № 77-4400 от 23 февраля 2001 года) в качестве электронного периодического издания.

Издание принадлежит холдингу «Рамблер-Афиша», объединившемуся в марте 2013 года с SUP Media.

По данным Alexa.com на март 2014 года сайт Lenta.ru занимает 16 место по популярности в России. В 2010 году Гарвардский университет провел исследование русской блогосферы, которое признало «Ленту.ру» наиболее часто цитируемым в русскоязычных блогах источником новостей. Согласно исследованию компании comScore, проведенному в апреле 2013 года, сайт Lenta.ru занял 5 место по посещаемости среди европейских новостных сайтов.

Lenta.ru 4 раза занимала 1 место в  конкурсе РОТОР в номинации «Информационный сайт года» и один раз, в 2000 году – в номинации «Новостной сайт года».

Максим Мошков дважды побеждал в РОТОР-e (в номинациях «Программист года» в 1999 и «Человек года» в 2005 году).

30 ноября 2012 года Lenta.ru стала лауреатом  Антипремии Рунета в номинации «BDSMM» с формулировкой «За отжыги в соцсетях».22

Как видно, это издание, можно сказать, имеет свои устоявшиеся традиции в освещении событий, некоторую идеологию в том числе. Наличие довольно большого количества прецедентных текстов в заголовках, в основном направленных на создание некоего комического эффекта – можно назвать одной из черт этого издания.

Разберём же несколько таких прецедентных текстов в заголовках и их роль в понимании основного материала. Для удобства, публикации оформлены в приложении (см. прил. 1), а также дана прямая ссылка на интернет-источник.

 

2.2 Анализ заголовков издания

 

«Где тебя носило» 23

Публикация посвящена возможности проверки подержанных автомобилей по общей базе угонов. Для покупателей это возможность не нарваться на «серую» машину, а для бывших владельцев – возможность вернуть коня в гараж.

Заголовок номинативный, комплексный, состоит из основного заголовка «где тебя носило» и подзаголовка «ГИБДД запустила сервис для проверки подержанных автомобилей».

Основной заголовок является не переделанным прецедентным текстом, отсылающим к песне из советского шедевра, кинофильма Иван Васильевич меняет профессию – песня про счастье «Вдруг, как в сказке, скрипнула дверь». А вот и сам куплет песни, откуда взят данный прецедентный текст:

Информация о работе Роль прецедентных текстов в заголовках публикаций интернет-издания «Лента.ру"