Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 10:59, курсовая работа
Цель данной работы – проанализировать функции прецедентных текстов в заголовках материалов интернет-издания «Lenta.ru».
В ходе исследования будут решены следующие задачи:
• на основе изучения научной литературы выявить понятие, функции и роль прецедентного текста;
• показать роль заголовка в понимании материала;
• проанализировать прецедентные тексты в заголовках интернет-издания Lenta.ru.
Введение 3
1. Прецедентный текст в заголовках СМИ 5
1.1 Прецедентный текст. Понятие и функции 5
1.2 Заголовок и его роль в понимании публикации 11
2. Анализ роли прецедентных текстов в заголовках публикаций Lenta.ru 19
2.1 Интернет-издание Lenta.ru 19
2.2 Анализ заголовков издания 20
Заключение 33
Используемая литература 35
Приложение 1 38
Приложение 2 47
Министерство образования Российской Федерации
НОУ ВПО Гуманитарный университет
Факультет телерадиожурналистики
Роль прецедентных текстов в заголовках публикаций интернет-издания «Лента.ру»
Курсовая работа
студентки 5 курса
Антоновой В. Д.
Научный руководитель:
кандидат филологических наук
Баранова А. А.
Екатеринбург,
2014
Оглавление
Введение
Современная журналистика диктует свои правила: хочешь удержать свою аудиторию – выделяйся. И чем ярче твой материал, тем выше интерес со стороны читателя или зрителя. Один из самых популярных инструментов «выделиться» – на телевидении – хорошая подводка, а в печатных и электронных СМИ это – громкий, «вкусный» заголовок. Особенно это актуально для интернет изданий – ведь читатель о каком-либо материале зачастую узнает лишь по заголовку. Сам материал при этом находится скрытый. Лишь перейдя по ссылке, пользователь может узнать суть материала. И как раз для того, чтобы он прочитал твой материал, зачастую приходится проделать едва ли не титанический труд. Сегодня журналисту в этом помогают разные уловки: шокирующий заголовок, или заголовок, построенный на основе прецедентного текста. Прецедентные заголовки при умелом использовании всегда выгодно и ярко выделяют сообщение. В качестве такого заголовка журналист берёт известное широкой публике выражение, обыгрывая его в тему своему сообщению (статье, репортажу и т. д.), при этом создаётся ассоциативная цепочка, которая в том числе помогает лучше понять смысл самого сообщения.
Составление прецедентного заголовка – задача непростая. Журналисту, чтобы заголовок был успешным, необходимо не только знание ситуации, которую он описывает, но и общая эрудиция в самых различных сферах – от народных пословиц и поговорок, до знания кинематографа и профессионального сленга.
Прецедентный текст в заголовке может влиять на восприятие материала читателем. Потому, интересным будет разобрать именно влияние таких заголовков на понимание публикации.
Объект исследования работы – заголовки материалов интернет-издания «Lenta.ru».
Предмет исследования – прецедентные тексты, используемые для создания заголовков.
Цель данной работы – проанализировать функции прецедентных текстов в заголовках материалов интернет-издания «Lenta.ru».
В ходе исследования будут решены следующие задачи:
В качестве материала для исследования я взяла 15 публикаций с прецедентными текстами в заголовках материалов интернет-издания «Lenta.ru».
1. Прецедентный текст в заголовках СМИ
1.1 Прецедентный текст. Понятие и функции
Всякая культура стремится выработать свою систему идентифицирующих признаков, позволяющих отличать «своих» от «чужих». Одним из таких признаков является знание или незнание определенных текстов, которые получили название прецедентных. Прецедентный текст – это реминисценция от одного слова до текста. К прецедентным текстам относятся не только цитаты из художественных произведений, но и мифы, предания, устно-поэтические произведения, притчи, легенды, сказки, анекдоты и т. п. Прецедентным текстом может быть и имя собственное, например, имя известной исторической личности, персонажа какого-либо литературного произведения или киногероя.
Прецедентные тексты играют чрезвычайно важную роль в культуре общества и, в частности, в создаваемых этим обществом литературных произведениях.
За каждым прецедентным текстом стоит своя уникальная система ассоциаций, вызываемых в сознании носителей языка. Таковыми могут быть личность автора, принадлежность к исторической эпохе, сюжет, наиболее впечатляющие отрывки, величина текста, особенности авторской стилистики, история написания и т. д.
Свои прецедентные тексты может иметь и отдельная группа людей – от представителей одного поколения до группы друзей или семейной пары. Обращение к концепту прецедентного текста указывает на принадлежность отправителя речи к той же группе (социальной, политической, возрастной и т. д.), что и адресат. Наличие своего уникального набора прецедентных текстов является признаком наличия у членов группы чувства групповой идентичности.
У представителей каждой культуры, носителей каждого языка, жителей каждой страны имеется какое-то количество своих прецедентных текстов, известных внутри данной культурной группы и незнакомых членам других культурных групп.1
Если прежде употребление в публикациях пословиц, поговорок, афоризмов, крылатых слов, «говорящих» имён, цитат было в основном направлено на украшение, то сейчас это осмысливается как социокультурный феномен.
Как пишет Галиева Э. Ю., «стилистический приём аллюзии, привлекая внимание получателя информации к культурному контексту, реализует свою дейктическую, отсылочную функцию в той степени, в какой адресат в состоянии активизировать в сознании определённые знания, тексты и соотнести их с услышанным или прочитанным».2 Это значит, что прецедентный текст в заголовке может настолько хорошо сработать, насколько изначальный текст известен аудитории.
Сам термин «прецедентный текст» был введен в научный обиход Ю. Н. Карауловым. Он же представил определение прецедентного текста:
По определению Баженовой Е. А., прецедентный текст – это потенциально автономный смысловой блок речевого произведения, актуализирующий значимую для автора фоновую информацию и апеллирующий к культурной памяти читателя; результат «смысловой компрессии исходного текста»; характеризуется «признаками автосемантичности, дейктичности и реинтерпретируемости, т. е. многократной повторяемости в интертекстуальном ряду»; также говорится, что прецедентный текст может быть извлечен из текста-источника «без потери познавательно-эстетической ценности и использован как самостоятельное утверждение в виде отдельного мини-текста или в других текстах».4
Функционирование прецедентных текстов изучается в основном на материале художественной литературы, газетных и журнальных публикаций или рекламы. Между тем, прецедентные единицы играют важную роль и в сфере научного общения.5
Прохоров Ю. Е. выделяет четыре уровня прецедентности:
В соответствии с уровнями языковой личности или, точнее, уровнями сознания языковой личности, выделяются уровни прецедентности, для каждого из которых характерны собственные черты:
Автопрецеденты «представляют собой отражение в сознании индивида некоторых феноменов окружающего мира, обладающих особым познавательным, эмоциональным, аксиологическим значением для данной личности, связанных с особыми индивидуальными представлениями, включенными в неповторимые ассоциативные ряды». В качестве примера Прохоров предлагает образ зеленой водокачки, который может ассоциироваться с детством конкретного индивида: «подобные ассоциации весьма индивидуальны, и далеко не для всех представление о водокачке является прецедентным и обладает указанным значением».7
Социумно-прецедентные феномены «известны любому среднему представителю того или иного социума и входят в коллективное когнитивное пространство». В качестве примера такого прецедента Прохоров предлагает текст Евангелия, являющегося прецедентным для каждого представителя христианства.8
Национально-прецедентные феномены «известны любому среднему представителю того или иного лингвокультурного сообщества и входят в когнитивную базу этого сообщества».9
И, наконец, универсально-прецедентный уровень представлен феноменами, которые «известны любому современному полноценному homo sapiens и входят в универсальное когнитивное пространство человечества».10
Некоторые исследователи обладают схожей концепцией. Например, Красных В. В выделяет те же три уровня прецедентности, как и Прохоров, однако без наличия первого из них – автопрецедентного.11
При этом со временем понятие прецедентного текста расширяется, в основном за счёт появления прецедентов, значимых в относительно короткий промежуток времени. К примеру, Слышкин Г. Г. и Ефремова М. А. к прецедентным текстам относят «любую характеризующуюся цельностью и связностью последовательность знаковых единиц, обладающую ценностной значимостью для определенной культурной группы».12
В соответствии с данным определением в число прецедентных текстов входят: «тексты, обладающие ценностной значимостью в течение относительно короткого времени»; «тексты, прецедентные для сравнительно узкого круга лиц (семейной группы, студенческого коллектива, например, рекламный ролик или анекдот)».
При этом ценность может быть как положительной, так и отрицательной, а усвоение текста социумом может являться как актом «доброй воли», так и результатом так называемого «текстового насилия», директивного или при помощи метода паразитической дополнительности. Под текстовым насилием понимается усвоение текста при отсутствии у адресата самостоятельно сформировавшейся интенции ознакомления с текстом, и осуществлять его могут как индивиды, так и общественные институты. В качестве примеров прецедентности такого типа можно привести трилогию Л. И. Брежнева «Малая земля», «Целина» и «Возрождение» или текст любого популярного рекламного ролика.13
Прецедентные тексты в СМИ появились в результате своеобразной языковой игры журналистов. Она, в свою очередь, возникла в связи с большой конкуренцией между редакциями. Языковая игра в журналистских текстах нацелена на то, чтобы вызвать у аудитории определенный эмоциональный отклик. Прецедентный текст в СМИ нацелен на то, чтобы вызвать у читалеля/зрителя ассоциацию с ситуацией, которая ему уже знакома. Это общеизвестное выражение, к примеру, афоризм, или какая-то известная фраза из фильма, песни, высказывания политиков и прочее. Прецедентный текст – элемент культурной памяти человека. Самый важный элемент прецедентного текста – он должен быть известен большому количеству людей. К примеру, выражение – «На Бога надейся, а сам не плошай» – общеизвестный афоризм, его смысл понятен без каких-либо дополнительных объяснений – это значит: в каком-то деле тебе может помочь удача, но и сам ты должен идти к цели, чтобы добиться своего.14
Таким образом, прецеденты являются значимой частью жизни личности, социума, народа, человечества. Круг прецедентов можно охарактеризовать по важности и применимости, а именно: для одного человека, для общности (семья, работники организации, верующие и т.п.), для нации/народа (за счёт общей культуры, языка) и для всего человечества в целом. По времени так же существуют различия: прецедент может быть кратковременным (анекдот, рекламный слоган) и долговременным в использовании (чаще всего это прецеденты литературные, к примеру, словосочетания и выражения сказок).
За счёт обширности применения и возможной дифференцированности вовздействия, прецеденты всё более часто используются в различных публикациях, кинематографе, СМИ.
Далее мы рассмотрим применение прецедента применительно к заголовкам публикаций, обозначив общее понятие термина «заголовок» и роль прецедентного заголовка в средствах массовой информации.
1.2 Заголовок и его роль в понимании публикации
Вряд ли кто сочтёт уместным спорить о важной роли заголовка в восприятии основного текста (публикации, материала). Изучению заголовка посвящено много работ отечественных и иностранных авторов. Заголовок имеет двойственную природу: с одно стороны, он воспринимается как речевой элемент вне текста, обладающий самостоятельностью; с другой стороны – является его компонентом, связанным с другими компонентами и составляющий с ним единое целое.
В работах, посвященных заголовку, он рассматривается в двух аспектах: структурном и психологическом, что объясняется его природой. Определяя статус заголовка вне текста, необходимо отметить его автономные функции, например: функцию изображения авторского отношения к предмету речи и условиям общения. Заголовок выполняет и обусловленные функции, выступая при этом в связи с текстом, например, функцию изображения авторского отношения к тексту и тональности текста. С этой точки зрения рассматриваются приемы привлечения внимания к статье и проблемы эффективности газетных заголовков как средств актуализации смыслов.15
Информация о работе Роль прецедентных текстов в заголовках публикаций интернет-издания «Лента.ру"