Роль прецедентных текстов в заголовках публикаций интернет-издания «Лента.ру"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 10:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – проанализировать функции прецедентных текстов в заголовках материалов интернет-издания «Lenta.ru».
В ходе исследования будут решены следующие задачи:
• на основе изучения научной литературы выявить понятие, функции и роль прецедентного текста;
• показать роль заголовка в понимании материала;
• проанализировать прецедентные тексты в заголовках интернет-издания Lenta.ru.

Оглавление

Введение 3
1. Прецедентный текст в заголовках СМИ 5
1.1 Прецедентный текст. Понятие и функции 5
1.2 Заголовок и его роль в понимании публикации 11
2. Анализ роли прецедентных текстов в заголовках публикаций Lenta.ru 19
2.1 Интернет-издание Lenta.ru 19
2.2 Анализ заголовков издания 20
Заключение 33
Используемая литература 35
Приложение 1 38
Приложение 2 47

Файлы: 1 файл

Антонова_Курсовая работа_Прецедентные заголовки.doc

— 301.50 Кб (Скачать)

Министерство образования Российской Федерации

НОУ ВПО Гуманитарный университет

Факультет телерадиожурналистики

 

 

 

 

Роль прецедентных текстов в заголовках публикаций интернет-издания «Лента.ру»

 

 

 

Курсовая работа

студентки 5 курса

Антоновой В. Д.

 

 

 

Научный руководитель:

кандидат филологических наук

Баранова А. А.

 

 

 

 

 

Екатеринбург,

2014

 

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Современная журналистика диктует свои правила: хочешь удержать свою аудиторию – выделяйся. И чем ярче твой материал, тем выше интерес со стороны читателя или зрителя. Один из самых популярных инструментов «выделиться» – на телевидении – хорошая подводка, а в печатных и электронных СМИ это – громкий, «вкусный» заголовок. Особенно это актуально для интернет изданий – ведь читатель о каком-либо материале зачастую узнает лишь по заголовку. Сам материал при этом находится скрытый. Лишь перейдя по ссылке, пользователь может узнать суть материала. И как раз для того, чтобы он прочитал твой материал, зачастую приходится проделать едва ли не титанический труд. Сегодня журналисту в этом помогают разные уловки: шокирующий заголовок, или заголовок, построенный на основе прецедентного текста. Прецедентные заголовки при умелом использовании всегда выгодно и ярко выделяют сообщение. В качестве такого заголовка журналист берёт известное широкой публике выражение, обыгрывая его в тему своему сообщению (статье, репортажу и т. д.), при этом создаётся ассоциативная цепочка, которая в том числе помогает лучше понять смысл самого сообщения.

Составление прецедентного заголовка – задача непростая. Журналисту, чтобы заголовок был успешным, необходимо не только знание ситуации, которую он описывает, но и общая эрудиция в самых различных сферах – от народных пословиц и поговорок, до знания кинематографа и профессионального сленга.

Прецедентный текст в заголовке может влиять на восприятие материала читателем. Потому, интересным будет разобрать именно влияние таких заголовков на понимание публикации.

Объект исследования работы – заголовки материалов интернет-издания «Lenta.ru».

Предмет исследования – прецедентные тексты, используемые для создания заголовков.

Цель данной работы – проанализировать функции прецедентных текстов в заголовках материалов интернет-издания «Lenta.ru».

В ходе исследования будут решены следующие задачи:

  • на основе изучения научной литературы выявить понятие, функции и роль прецедентного текста;
  • показать роль заголовка в понимании материала;
  • проанализировать прецедентные тексты в заголовках интернет-издания Lenta.ru.

В качестве материала для исследования я взяла 15 публикаций с прецедентными текстами в заголовках материалов интернет-издания «Lenta.ru».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Прецедентный текст в заголовках СМИ

 

1.1 Прецедентный текст. Понятие  и функции

 

Всякая культура стремится выработать свою систему идентифицирующих признаков, позволяющих отличать «своих» от «чужих». Одним из таких признаков является знание или незнание определенных текстов, которые получили название прецедентных. Прецедентный текст – это реминисценция от одного слова до текста. К прецедентным текстам относятся не только цитаты из художественных произведений, но и мифы, предания, устно-поэтические произведения, притчи, легенды, сказки, анекдоты и т. п. Прецедентным текстом может быть и имя собственное, например, имя известной исторической личности, персонажа какого-либо литературного произведения или киногероя.

Прецедентные тексты играют чрезвычайно важную роль в культуре общества и, в частности, в создаваемых этим обществом литературных произведениях.

За каждым прецедентным текстом стоит своя уникальная система ассоциаций, вызываемых в сознании носителей языка. Таковыми могут быть личность автора, принадлежность к исторической эпохе, сюжет, наиболее впечатляющие отрывки, величина текста, особенности авторской стилистики, история написания и т. д.

Свои прецедентные тексты может иметь и отдельная группа людей – от представителей одного поколения до группы друзей или семейной пары. Обращение к концепту прецедентного текста указывает на принадлежность отправителя речи к той же группе (социальной, политической, возрастной и т. д.), что и адресат. Наличие своего уникального набора прецедентных текстов является признаком наличия у членов группы чувства групповой идентичности.

У представителей каждой культуры, носителей каждого языка, жителей каждой страны имеется какое-то количество своих прецедентных текстов, известных внутри данной культурной группы и незнакомых членам других культурных групп.1

Если прежде употребление в публикациях пословиц, поговорок, афоризмов, крылатых слов, «говорящих» имён, цитат было в основном направлено на украшение, то сейчас это осмысливается как социокультурный феномен.

Как пишет Галиева Э. Ю., «стилистический приём аллюзии, привлекая внимание получателя информации к культурному контексту, реализует свою дейктическую, отсылочную функцию в той степени, в какой адресат в состоянии активизировать в сознании определённые знания, тексты и соотнести их с услышанным или прочитанным».2 Это значит, что прецедентный текст в заголовке может настолько хорошо сработать, насколько изначальный текст известен аудитории.

Сам термин «прецедентный текст» был введен в научный обиход Ю. Н. Карауловым. Он же представил определение прецедентного текста:

  1. Значимый для той или иной личности в познавательном и эмоциональном отношениях текст;
  2. Текст, имеющий сверхличностый характер, т. е. хорошо известный широкому окружению данной личности, включая ее предшественников и современников.3

По определению Баженовой Е. А., прецедентный текст – это потенциально автономный смысловой блок речевого произведения, актуализирующий значимую для автора фоновую информацию и апеллирующий к культурной памяти читателя; результат «смысловой компрессии исходного текста»; характеризуется «признаками автосемантичности, дейктичности и реинтерпретируемости, т. е. многократной повторяемости в интертекстуальном ряду»; также говорится, что прецедентный текст может быть извлечен из текста-источника «без потери познавательно-эстетической ценности и использован как самостоятельное утверждение в виде отдельного мини-текста или в других текстах».4

Функционирование прецедентных текстов изучается в основном на материале художественной литературы, газетных и журнальных публикаций или рекламы. Между тем, прецедентные единицы играют важную роль и в сфере научного общения.5

Прохоров Ю. Е. выделяет четыре уровня прецедентности:

  1. Первый уровень прецедентности соответствует индивидууму, т. е. понятен конкретному человеку, «со своим собственным сознанием, объемом памяти, лексиконом»;
  2. Второй уровень прецедентности рассчитан на определённый социум (группу индивидуумов) – семья, конфессия, профессия и т.п. Здесь подразумеваются «общие знания, представления, ценностные ориентации и средства их семиотизации с другими членами этого социума»;
  3. Третий уровень прецедентности обращён к представителю определённой нации/культуры, «который владеет неким общим для всех включенных в данное сообщество набором “культурных предметов” и их символов»;
  4. Четвертый уровень прецедентности – самый объемлющий, а именно, обращённый к человеку в общем смысле, который обладает «общими для всех людей знаниями и представлениями».6

В соответствии с уровнями языковой личности или, точнее, уровнями сознания языковой личности, выделяются уровни прецедентности, для каждого из которых характерны собственные черты:

  1. авто-прецедентный;
  2. социумно-прецедентный;
  3. национально-прецедентный;
  4. универсально-прецедентный.

Автопрецеденты «представляют собой отражение в сознании индивида некоторых феноменов окружающего мира, обладающих особым познавательным, эмоциональным, аксиологическим значением для данной личности, связанных с особыми индивидуальными представлениями, включенными в неповторимые ассоциативные ряды». В качестве примера Прохоров предлагает образ зеленой водокачки, который может ассоциироваться с детством конкретного индивида: «подобные ассоциации весьма индивидуальны, и далеко не для всех представление о водокачке является прецедентным и обладает указанным значением».7

Социумно-прецедентные феномены «известны любому среднему представителю того или иного социума и входят в коллективное когнитивное пространство». В качестве примера такого прецедента Прохоров предлагает текст Евангелия, являющегося прецедентным для каждого представителя христианства.8

Национально-прецедентные феномены «известны любому среднему представителю того или иного лингвокультурного сообщества и входят в когнитивную базу этого сообщества».9

И, наконец, универсально-прецедентный уровень представлен феноменами, которые «известны любому современному полноценному homo sapiens и входят в универсальное когнитивное пространство человечества».10

Некоторые исследователи обладают схожей концепцией. Например, Красных В. В выделяет те же три уровня прецедентности, как и Прохоров, однако без наличия первого из них – автопрецедентного.11

При этом со временем понятие прецедентного текста расширяется, в основном за счёт появления прецедентов, значимых в относительно короткий промежуток времени. К примеру, Слышкин Г. Г. и Ефремова М. А. к прецедентным текстам относят «любую характеризующуюся цельностью и связностью последовательность знаковых единиц, обладающую ценностной значимостью для определенной культурной группы».12

В соответствии с данным определением в число прецедентных текстов входят: «тексты, обладающие ценностной значимостью в течение относительно короткого времени»; «тексты, прецедентные для сравнительно узкого круга лиц (семейной группы, студенческого коллектива, например, рекламный ролик или анекдот)».

При этом ценность может быть как положительной, так и отрицательной, а усвоение текста социумом может являться как актом «доброй воли», так и результатом так называемого «текстового насилия», директивного или при помощи метода паразитической дополнительности. Под текстовым насилием понимается усвоение текста при отсутствии у адресата самостоятельно сформировавшейся интенции ознакомления с текстом, и осуществлять его могут как индивиды, так и общественные институты. В качестве примеров прецедентности такого типа можно привести трилогию Л. И. Брежнева «Малая земля», «Целина» и «Возрождение» или текст любого популярного рекламного ролика.13

Прецедентные тексты в СМИ появились в результате своеобразной языковой игры журналистов. Она, в свою очередь, возникла в связи с большой конкуренцией между редакциями. Языковая игра в журналистских текстах нацелена на то, чтобы вызвать у аудитории определенный эмоциональный отклик. Прецедентный текст в СМИ нацелен на то, чтобы вызвать у читалеля/зрителя ассоциацию с ситуацией, которая ему уже знакома. Это общеизвестное выражение, к примеру, афоризм, или какая-то известная фраза из фильма, песни, высказывания политиков и прочее. Прецедентный текст – элемент культурной памяти человека. Самый важный элемент прецедентного текста – он должен быть известен большому количеству людей. К примеру, выражение – «На Бога надейся, а сам не плошай» – общеизвестный афоризм, его смысл понятен без каких-либо дополнительных объяснений – это значит: в каком-то деле тебе может помочь удача, но и сам ты должен идти к цели, чтобы добиться своего.14

Таким образом, прецеденты являются значимой частью жизни личности, социума, народа, человечества. Круг прецедентов можно охарактеризовать по важности и применимости, а именно: для одного человека, для общности (семья, работники организации, верующие и т.п.), для нации/народа (за счёт общей культуры, языка) и для всего человечества в целом. По времени так же существуют различия: прецедент может быть кратковременным (анекдот, рекламный слоган) и долговременным в использовании (чаще всего это прецеденты литературные, к примеру, словосочетания и выражения сказок).

За счёт обширности применения и возможной дифференцированности вовздействия, прецеденты всё более часто используются в различных публикациях, кинематографе, СМИ. 

Далее мы рассмотрим применение прецедента применительно к заголовкам публикаций, обозначив общее понятие термина «заголовок» и роль прецедентного заголовка в средствах массовой информации.

 

 

1.2 Заголовок и его роль в  понимании публикации

 

Вряд ли кто сочтёт уместным спорить о важной роли заголовка в восприятии основного текста (публикации, материала). Изучению заголовка посвящено много работ отечественных и иностранных авторов. Заголовок имеет двойственную природу: с одно стороны, он воспринимается как речевой элемент вне текста, обладающий самостоятельностью; с другой стороны – является его компонентом, связанным с другими компонентами и составляющий с ним единое целое.

В работах, посвященных заголовку, он рассматривается в двух аспектах: структурном и психологическом, что объясняется его природой. Определяя статус заголовка вне текста, необходимо отметить его автономные функции, например: функцию изображения авторского отношения к предмету речи и условиям общения. Заголовок выполняет и обусловленные функции, выступая при этом в связи с текстом, например, функцию изображения авторского отношения к тексту и тональности текста. С этой точки зрения рассматриваются приемы привлечения внимания к статье и проблемы эффективности газетных заголовков как средств актуализации смыслов.15

Информация о работе Роль прецедентных текстов в заголовках публикаций интернет-издания «Лента.ру"