Работа журналиста в информационном агентстве ИТАР-ТАСС

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 13:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – выявить основные принципы работы журналиста в информагентстве и определить специфику создания сообщений для ленты новостей на примере агентства ИТАР-ТАСС.

Оглавление

Введение………………………………………………………….…………..……2
1 Глава – Особенности работы в информационном агентстве………….….….5
1.1 Специфика работы журналиста……………………………………….……..5
1.2 Система жанров информационных агентств………………………………14
Краткие выводы к 1 Главе………………..……………………………………..23
2 Глава – Специфика подготовки новостей для новостной ленты ИТАР-ТАСС
2.1 Организация работы в агентстве……………………………………………25
2.1 Анализ текстов информационной ленты……………………...……………29
Краткие выводы ко 2 Главе………………………….………………………….33
Заключение……………………………………………………………………….34
Список использованной литературы………...…………………………………36

Файлы: 1 файл

Работа журналиста в информационном агентстве.docx

— 90.16 Кб (Скачать)

Перечисленные выше сообщения  создают основной поток новостей. Однако существуют еще формы "дополнительных" новостей. Во-первых, при различных  политических и экономических катаклизмах  на ленте появляется анализ происходящего. Анализ относится к типу "персонализированных" сообщений. Все сообщения этого  типа публикуются под именем написавшего  и содержат его взгляд на вещи. Как  правило, такие новости на внутреннюю тему пишутся очень опытным редактором, мнение которого представляет несомненный  интерес для подписчиков. Если говорить конкретно об анализе, его цель –  объяснить подписчикам, не все из которых являются политическими  или экономическими экспертами, что  происходит на самом деле, поставить  происшедшее в определенный смысловой  ряд, а также прогнозировать дальнейшее развитие событий. Анализ по объему не должен превышать 60 строк, иначе новость  станет неудобочитаемой.

К разряду аналитической  информации может также относиться и "портрет" определенного политика, написанный хорошо знакомым с его  биографией журналистом. Портреты обычно не занимают более 30 строк и составляются по общему образцу. Вначале кратко рассказывается о том, что представляет из себя определенный политик, его политическая ориентация и самые известные поступки. Потом излагается его биография, где заостряются наиболее существенные, с точки зрения журналиста, моменты деятельности политика. В последнее время портрет стал обычным жанром, и на всех важнейших политиков по всему миру у агентств есть готовые портреты, с тем, чтобы оперативно представить их читателю.

Аналитические новости часто  дополняются документацией. Документация – это прошедшие минимальную  обработку факты, предоставляемые  читателю для того, чтобы он сам  смог сделать вывод из происшедшего. Как правило, при политических или  экономических событиях в качестве документации используют неотредактированные  выдержки из речей важных политиков. К примеру, после отставки правительства  это будут выдержки из речи президента, в которой он объяснит необходимость  этого шага. В качестве документации могут быть использованы выдержки из документов, договоров или законов, так или иначе связанных с освещаемой темой.

Как правило, важные и сложные  политические события также снабжаются дополнительными справочными сведениями. Справочные сведения бывают нескольких типов. Во-первых, это может быть объяснение правовой ситуации, связанной  с определенными событиями. То есть если бы Президент РФ подписал закон  о реституции, несмотря на его собственные  замечания к нему, то в качестве справочных сведений к основной новости  выступило бы разъяснение российской Конституции, что после преодоления  права вето Президент обязан подписать  закон такого рода. Нужно отметить, что справочная информация пишется  только в том случае, если событие  действительно важное и о нем  написано больше одной новости.

Другой вид справочной информации – это хронология, то есть предыстория события, изложенная в хронологическом порядке. В  том же случае с законом о реституции, в хронологии рассказывалась бы вся  история этого вопроса, начиная  со времен второй мировой войны. Все  справочные материалы готовятся  редакторами, а такие материалы, как хронология, готовятся заранее  и хранятся в базе данных агентства. Объем справочных материалов, в принципе, ограничен 60 строками, но чаще всего  редакторам хватает 30–45 строк.

Кроме этих основных жанров, около трети содержания ленты  новостей составляют жанры второго  типа – отчеты о регулярно происходящих событиях.

Прежде всего – это  статистическая информация – ежемесячные  данные комитетов статистики по инфляции, ВВП, безработице и т.п., сводки государственных  органов о происшествиях и  т.п. Законы этого жанра просты: сообщения  состоят из тех же частей, что  и обычные новости, однако начинаются они всегда одинаково – с самой  важной цифры. То есть каждый месяц  данные об инфляции располагаются в  совершенно одинаковом порядке. Иногда в новости, для большей наглядности, вставляются табличные данные, но они всегда предваряются не только заголовком, но и обычным текстовым лидом.

Отдельным жанром статистической информации являются так называемые "новости компаний". Основной объект таких заметок – предприятия, акции которых котируются на биржах. Такие заметки должны содержать  всю информацию, необходимую владельцу  акций или их потенциальному покупателю, в каком состоянии находится  предприятие. Обыкновенно такие "новости  компаний" появляются регулярно  – раз в месяц, квартал или  раз в год, в зависимости от того, какая система отчета принята  на предприятии. Как правило, такие  новости начинаются с показателя чистой прибыли компании, потом публикуются  дополнительные данные бухгалтерского баланса и производственные показатели. Конец новости всегда сопровождается справочной информацией о предприятии.

Еще один жанр – это обзор  ситуации на биржах. Заголовок таких  новостей обычно содержит сообщение  о главном изменении на рынке, а в качестве подробностей приводятся мнения участников рынка о причинах роста или падения цен на акции  или товары. В конце таких сообщений  помещаются последние цены на основные биржевые товары.

Есть на ленте агентств жанр новостей, напоминающий газетный: это "feature" (фичер). В переводе с американского английского – это "главная статья номера в газете" и одновременно "гвоздь программы". Бывший главный редактор dpa  Бениршке объяснял суть этого жанра: "Темы, которые не обязательно имеют актуальный повод, но обязательно написаны легкой рукой". Специалист по коммуникации Е. Майер так видит жанр "feature": "Если в репортаже должна быть отражена конкретная судьба, без обобщений, то в "feature" отражаются общие процессы или явления, показанные на конкретном примере" (Цит. по: Meyer-Boele.Journalismus von Heute. 1991). "Feature" не обязательно привязан к определенному информационному поводу. Новость этого жанра может совмещать в себе и анализ, и такой жанр, как очерк, и определенные элементы репортажа. "Feature" пишется как на политические, так и на "смешанные темы" – культура, наука или история. Все новости этого жанра подписываются и публикуются газетами, как правило, в оригинальном виде. Лид в "feature", в отличие от всех сообщений агентства, может быть похожим на начало газетной статьи. Корреспонденты агентства регулярно пишут материалы этого жанра.*

Еще одним жанром, похожим  на газетный, является жанр интервью. Отметим, что жанр интервью в агентстве  имеет свои особенности: во-первых, интервью никогда не появляется на ленте отдельно. Обычно все интервью оформляются в новости и излагаются в непрямой речи. Только особенно яркие  выражения или определения, носящие  сугубо личную окраску, оформляются  как цитаты. Во-вторых, интервью целиком  является одним из видов документации, о которой речь шла выше. Как  правило, они совмещаются с такой  документацией и продаются отдельно. В-третьих, сам интервьюер не выражает собственную точку зрения в своих  вопросах: он просто просит рассказать о самых важных моментах, интересующих публику. Хотя, нужно оговориться, сам  выбор вопросов носит на себе некий  характер индивидуальности.

Регулярно по утрам агентства  предлагают своим клиентам обзоры прессы. Обычно агентство получает макеты еще  не вышедших газет для того, чтобы  более оперативно их обрабатывать.

Чтобы подписчики ориентировались  в потоке информации, которое выпускает агентство, сразу после важного события, которое, по мнению редакторов агентства, станет "темой дня", на ленте появляется так называемая диспозиция. В российских информационных агентствах в настоящее время такой жанр не практикуется, в то время как в западной журналистике его используют уже несколько лет. В слаглайне типичной диспозиции пишутся ключевые слова всех новостей по этой теме, например, "Украина Правительство Отставка" и добавляется "Диспозиция". Существуют также утренние диспозиции, в которых сообщается, на какие основные темы агентство собирается делать акценты в своей работе на день. Конечно, диспозиции не являются жесткими, и поэтому, если в течение дня случается что-либо сверхважное, по этому поводу появляется особая диспозиция.

Кроме того, почти все  информационные агентства с утра выпускают план событий на день, где в хронологическом порядке  излагаются ожидаемые мероприятия. Такие материалы составляют технические  сотрудники, готовящие внутренние планы  работы информационного агентства.

______________

* Погорелый Ю.А. Информационное агентство: стиль оперативных сообщений, - М., 2000 г.

** Интерфакс (коллектив авторов: Герасимов В. В., Ромов Р. Б., Новиков А., А и др.) Технология новостей от Интерфакса. Аспект пресс М., - 2011 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы к Главе 1

Мы рассмотрели все аспекты работы журналиста в информационном агентстве. Работа может состоять из нескольких частей – просмотр новостных лент различных служб и ведомств, связь с пресс-службами и ньюсмейкерами, выбор и обработка сообщений, которые от них поступают. Так же задачей журналиста является посещение различных официальных мероприятий: пресс-конференций, круглых столов. Многим корреспондентам приходится работать «в поле», то есть выполнять различные задания вне редакции. Мы рассмотрели также особенности поиска новостей, их обработки и диктовки новостей по телефону. Как оказалось, работа в информационном агентстве очень напряженная, она требует внимания, ответственности, быстрой реакции особой манеры поведения журналиста, профессиональных и личностных качеств. Стоит отметить одно, на мой взгляд, наиболее важное – стрессоустойчивость. Чтобы выполнять все быстро и в срок, успевая перепроверить информацию, нужно иметь большое терпение. Как говорил  Первый заместитель Главного редактора агентства РИА Новости Филимонов Максим Геннадьевич в интервью интернет порталу Media Jobs.ru: «Информационное агентство – это завод, а не мастерская»*.

Что касается информационных жанров в информагентстве – они  очень разнообразны и не ограничиваются новостными заметками, «мягкими новостями». Некоторые жанры новостей встречаются на ленте чаще, другие реже. Мы рассмотрели все возможные способы написания «новостной заметки» и тематику, на которую они пишутся. В лентах российских информационных агентств чаще всего встречаются такие новостные жанры как – «срочное сообщение», «расширенное сообщение», «обзор», «обобщение». Также достаточно часто появляются «молнии». Остальные, так называемые, «дополнительные» жанры новостей появляются реже – это «анализ», «портрет», «документация», «справочная информация». Существуют также жанры второго типа, они информируют о регулярно происходящих событиях. Многие жанры информационных лент перекликаются с газетными и нередко влияют на них.

_______________

* http://www.mediajobs.ru/media/519

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Глава – Специфика  подготовки новостей для новостной  ленты ИТАР-ТАСС

2.1 Организация работы  в агентстве

Традиции журналистской  работы ИТАР-ТАСС формировались годами. История агентства почти вековая. За это время тассовцы накопили уникальный творческий и профессиональный опыт. В Москве и 134 региональных центрах, в 67 странах пяти континентов работают высококвалифицированные журналисты, ежесуточно выпускающие порядка 4200 килобайт разнообразных текстовых материалов (ими можно заполнить около 100 газетных полос), а также несколько десятков оперативных фотоснимков и графических изображений. Богатейшими возможностями обладает банк данных ИНФО-ТАСС, уникальный фотоархив включает в себя около 1 млн. снимков. Агентство также выпускает авторитетные аналитические и справочные издания.

Рассмотрим организацию  работы в информационном агентстве  ИТАР-ТАСС на примере работы в службе мониторинга. Каждое утро в этом отделе ИТАР-ТАСС начинается с мониторинга свежей прессы, как это ни парадоксально. Журналисты выделяют с помощью газет основные темы дня или продолжают «вести» вчерашние, также они создают новостные заметки, используя цитаты из интервью с какими-либо политическими деятелями, либо другими ньюсмейкерами. Также журналисты просматривают новостные выпуски ведущих телеканалов, записывают на диктофоны все комментарии экспертов.

В ИТАР-ТАСС так же, как  и в других агентствах существует внутренняя лента - специальная программа, доступная только для сотрудников агентства. Она активно используется сотрудниками службы мониторинга, они просматривают, какие сообщения уже готовятся к выходу на ленту, чтобы не повторятся. В нее попадают все сообщения подготовленные журналистами и корреспондентами, работающими как в Москве, регионах и по всему миру. Редакционная группа решает пускать ли новость на главную ленту – Единую новостную Ленту, которой пользуются СМИ (газеты, журналы, ТВ и радио). На Единую Новостную Ленту, требуются информационные материалы, которые можно отнести к понятиям общемировой и общенациональной новости, а также «мягкая» и спортивная информация. Лента формируется по принципу отбора важнейших событий и интересных, развлекательных материалов со всего мира. Объем ленты до 400 событий в сутки. К примеру, Лента «новости стран СНГ и Балтии» формируется за счет материалов о событиях, прежде всего в этих странах, а также комментариев, оценок о происходящем там представителями других государств. Объем до 120 сообщений в сутки. Лента «Мировые новости» состоит из сообщений в странах дальнего зарубежья. Объем до 150 сообщений в сутки.

Редактор или выпускающий  должны оценить важность, значимость новости, затем - надежность источника  информации, при необходимости –  проверить должности и имена  упоминаемых лиц. Сотрудники выпуска агентства всегда работают в цейтноте, и здесь особо важна их информированность, широта знаний: как правило, на уточнение отведено мало времени (максимум полчаса), поэтому высоко ценятся журналисты, которые без участия справочной службы могут проверить написанное репортерами.

Таким образом, прежде чем  попасть на главную ленту, сообщение  перепроверяют. Если журналист спустя полчаса не видит свое сообщение на главной ленте, значит, редакторы не допустили его до публикации.

Что касается проверки фактов  и так называемого «правила двух источников» (в некоторых СМИ «трех источников»), то здесь дело обстоит непросто. Это правило сводится к тому, что новость имеет право на публикацию при наличии двух источников, подтверждающих ее. Однако сегодня в практике российских информагентств это правило практически не работает. Стремление к максимально оперативной передаче важной новости не позволяет тратить время на ее проверку, особенно в тех случаях, когда первый источник, сообщивший ее, не вызывает сомнения. По сути дела, сегодня принцип оперативности становится приоритетным в работе всех информагентств по отношению к принципу точности. Но, тем не менее, нередко в службе мониторинга ИТА-ТАСС происходит проверка данных, которые найдены в интернете, сотрудники по телефону уточняют достоверность информации у ньюсмейкеров.

Кроме того известность ньюсмейкера является одним из важных факторов при отборе информации. Многие сотрудники информагентств, особенно их руководители и работники выпусков, знают, как часто малоизвестные депутаты или общественные деятели настойчиво навязывают агентствам свои заявления, пресс-релизы, комментарии и прочие материалы, рекламирующие их деятельность. Основным, кардинальным требованием к источнику информации, определяющим его ценность и значимость, бесспорно, является его достоверность и авторитетность (то есть осведомленность по тому или иному вопросу).

Журналисту информагентства следует работать быстро. Написание новостных материалов не должно затягиваться. Если корреспондент находится на мероприятии, то он чаще всего звонит в агентство и диктует сообщение по телефону. Он может после мероприятия приехать и написать новость сам, но в этом случае время будет потеряно. Зачастую журналисты соревнуются в быстроте создания сообщений на «горячие» темы. Чей материал быстрее попадет к редактору, тот и выйдет в выпуск.

Если журналист работает исключительно с интернет ресурсами (работа с Интернет-ресурсами – основа работы в службе мониторинга ИТАР-ТАСС), то его работа заключается в следующем – просматривать официальные сайты министерств, ведомств, государственных органов и их пресс-служб, отслеживать новости, которые появляются на сайтах. Журналист должен оперативно создавать новостные сообщение, если они не выходили на ленте ранее. Также необходимо просматривать ленты агентств-конкурентов, сравнивать с лентой ИТАР-ТАСС, смотреть, какие важные новости и события были пропущены и не появились на ленте ТАСС, но появились у конкурентов. Служба международного мониторинга просматривает сайты иностранных агентств и пресс-служб.

Информация о работе Работа журналиста в информационном агентстве ИТАР-ТАСС