Работа журналиста в информационном агентстве ИТАР-ТАСС

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 13:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – выявить основные принципы работы журналиста в информагентстве и определить специфику создания сообщений для ленты новостей на примере агентства ИТАР-ТАСС.

Оглавление

Введение………………………………………………………….…………..……2
1 Глава – Особенности работы в информационном агентстве………….….….5
1.1 Специфика работы журналиста……………………………………….……..5
1.2 Система жанров информационных агентств………………………………14
Краткие выводы к 1 Главе………………..……………………………………..23
2 Глава – Специфика подготовки новостей для новостной ленты ИТАР-ТАСС
2.1 Организация работы в агентстве……………………………………………25
2.1 Анализ текстов информационной ленты……………………...……………29
Краткие выводы ко 2 Главе………………………….………………………….33
Заключение……………………………………………………………………….34
Список использованной литературы………...…………………………………36

Файлы: 1 файл

Работа журналиста в информационном агентстве.docx

— 90.16 Кб (Скачать)

Оглавление:

Введение………………………………………………………….…………..……2

1 Глава – Особенности  работы в информационном агентстве………….….….5

    1. Специфика работы журналиста……………………………………….……..5
    2. Система жанров информационных агентств………………………………14

Краткие выводы к 1 Главе………………..……………………………………..23

2 Глава – Специфика  подготовки новостей для новостной ленты ИТАР-ТАСС

2.1 Организация работы  в агентстве……………………………………………25

2.1 Анализ текстов информационной  ленты……………………...……………29

Краткие выводы ко 2 Главе………………………….………………………….33

Заключение……………………………………………………………………….34

Список использованной литературы………...…………………………………36

Приложение 1…………………………………………………………………….37

Приложение 2…………………………………………………………………….38

Приложение 3…………………………………………………………………….39

Приложение 4…………………………………………………………………….40

Приложение 5…………………………………………………………………….44

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Информационные агентства  находятся в самом центре системы  средств массовой информации. Их работа редко доходит до широкой публики  напрямую: как правило, новости, которые  готовят агентства, используют другие средства массовой информации: газеты, телевидение и радио. Главными читателями информационных "лент" (названных  так из-за рулонов бумаги, использовавшихся  долгое время для печати сообщений  агентств) являются профессиональные журналисты или аналитики – только они способны разобраться в сотнях сообщений, появляющихся на "лентах новостей".

Безусловно, материалы, размещаемые  в новостных лентах, отличаются от тех информационных сообщений, заметок  и статей, которые мы каждый день читаем в газете, слышим по радио или видим на экране телевизора.

Актуальность выбранной  темы «Работа журналиста в информационном агентстве: специфика работы с новостью»  обусловлена следующими факторами:

    1. Интересом многих журналистов и профессиональных исследователей журналистики к работе информационных агентств, к методике создания и редактирования новостей в агентствах.
    2. Влиянием, которое информагентства оказывают на современные СМИ и характер их новости.
    3. Стремительным развитие мультимедиа и средств массовой коммуникации, которые на сегодняшний день позволяют информагентствам предоставлять информацию напрямую читателю посредством интернета.

Степень разработанности  данной темы является достаточно низкой. На мой взгляд, это связано с  тем, что в основном модель работы национальных российских информагентств была перенята у западных информационных агентств. И исследовательская литература по данной теме в основном затрагивает специфику работы западных агентств (например: Каппон Р. «Слово, или как профессионально писать для Ассошиейтед Пресс» - 1989 г., Воскобойников Я.С. Юрьев В.К. Журналист и информация. Опыт западной прессы. М., 1993).

Учебное пособие Погорелыва Ю. А. «Информационное агентство: стиль оперативных сообщений» достаточно подробно рассматривает принцип и процесс создания информационных сообщений. В книге описываются требования к сообщениям ведущих зарубежных и российских информационных агентств, объясняются механизмы возникновения, модификации и исчезновения жанров оперативных информационных сообщений. Также существует учебно-методическое пособие, составленное коллективом авторов, «Технология новостей от Интерфакса», где рассмотрен механизм работы этого агентства.

Объектом исследования являются ведущие информационные агентства России.

Предметом исследования курсовой работы являются особенности работы в агентстве ИТАР-ТАСС и их новостные статьи.

Цель исследования – выявить основные принципы работы журналиста в информагентстве  и определить специфику создания сообщений для ленты новостей на примере агентства ИТАР-ТАСС.

Данная цель достигается  последовательным решением следующих  задач:

  1. Рассмотреть специфику работы журналиста в информационном агентстве;
  2. Привести жанровую систему информационных агентств;
  3. На примере работы в службе мониторинга ИТАР-ТАСС выявить особенности журналистской работы.
  4. Провести анализ сообщений ленты по критериям составления новостных заметок.

Таким образом, цель и задачи работы определили следующую ее структуру. В первой главе «Особенности работы в информационном агентстве» рассматривается специфика работы журналиста, система жанров информагентств, дается определение ключевым понятиям аппарата. Во второй главе – «Специфика подготовки новостей для ленты ИТАР-ТАСС» приводится практическая часть работы – рассматривается организация работы журналиста в агентстве на примере работы службы мониторинга и приводится анализ текстов информационной ленты, методика их создания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Глава – Особенности  работы в информационном агентстве

    1. Специфика работы журналиста

Чтобы понять, чем отличается работа журналиста информагентства от работы журналиста любого другого средства массовой информации, нужно в первую очередь выяснить, что такое информационное агентство. Рассмотрим понятие, которое приводит Погорелый Ю. А.

Информационные агентства  — специализированные информационные предприятия (организации, службы, центры), обслуживающие СМИ. Их основная функция — снабжать оперативной политической, экономической, социальной, культурной информацией редакции газет, журналов, телевидения, радиовещания, а также другие учреждения, организации, частных лиц, являющихся подписчиками на их продукцию. Функционирование агентств ориентировано на сбор новостей.

Принципы работы информационных агентств во всем мире одинаковы. Каждый журналист агентства, кроме редакторов, специализируется на определенной теме и "ведет" тех или иных общественно  значимых людей или, в случае с  экономической информацией, те или  иные рынки или предприятия. Значительную часть своего рабочего времени он тратит именно на то, чтобы выяснить, что же будет происходить в  его "секторе ответственности" в ближайшее время. Каждый корреспондент  готовит свой индивидуальный план работы, который позже входит в состав большого плана работы всего агентства. Таким образом, агентство знает, что в определенный момент времени  должно произойти определенное событие. Если об этом событии прессе не сообщают его участники (в форме пресс-релизов, пресс-конференций и т.п.), корреспондент  сам выясняет, что произошло. После этого он пишет новость. (Слово "новость" в этой работе, как правило, обозначает "заметку о событии" или "сообщение". До тех пор, пока новость не окажется на ленте, она так и останется частью индивидуального знания корреспондента. Почти каждый день в любом агентстве одна или несколько новостей так и не появляются на ленте и остаются никому не известными.*

Любое информационное агентство  будет дееспособным и уважаемым  лишь в случае оперативной и бесперебойной  работы всех его сотрудников, каким  бы большим ни был коллектив. Масштабы производства здесь и в самом  деле велики. Рассмотрим особенности работы одного их крупнейших национальных агентств, дающих универсальную по тематике информацию - ИТАР-ТАСС.

Существует несколько  важных особенностей работы журналиста в информационном агентстве. Прежде всего, это постоянная готовность к  срочному выполнению оперативного задания. Любая информация агентства всегда имеет точное время сообщения и чаще всего включает в себя дату текущего дня. Оперативный повод – основа любой передаваемой информации. Другую особенность назовем «чутье на новость». В связи с этим стоит помнить о том, что новости надо планировать. Значит, нужно иметь самые тесные связи с источниками информации и заблаговременно знать планы объектов, деятельность которых поручено освещать репортеру. Третья важная особенность – высокая ответственность за каждое передаваемое слово. Это вполне понятно: если информационное агентство передаст недостоверное, ошибочное сообщение, то его распространят многие СМИ. Поэтому отделы справок подвергают тщательной проверке все факты, даты, имена и названия, ссылки на документы, упоминаемые в информации. Существуют и особенности построения материалов для информационных агентств. Практически любое сообщение готовится по принципу «перевернутой пирамиды», обязателен лидер-абзац. Высокие требования предъявляются к надежности информации.

Поскольку агентства адресуют свою продукцию всем средствам массовой информации, каждое сообщение должно быть интересно как газетам и  журналам, так и радио и телевидению. Значит, корреспонденту нужно учитывать  особенности различных СМИ. Например, Единая новостная лента ИТАР-ТАСС, главный продукт этой фабрики оперативной информации, сообщает обо всех заслуживающих внимания событиях в России, ближнем и дальнем зарубежье, освещает деятельность высших эшелонов власти, новости в общественно-политической, деловой и культурной сферах, основные события в мире спорта, затрагивает криминальную тематику. Лента передается подписчикам в реальном времени по сети Интернет, по электронной почте и в режиме «он лайн», по выделенному и коммутируемому каналам связи, спутниковой системе ИТАР-ТАСС, по системам «ТВ – Информ – ТАСС», «Радиотекст», а также обычной почтой в печатном виде. Уже сама система рассылки говорит о том, что информация, подготовленная журналистом, должна быть «удобоваримой» для всех этих каналов. Агентство учитывает и потребности конкретных СМИ. Так, «Телерадиодневник» содержит практически готовые для эфира выпуски кратких новостей из России и из-за рубежа. Это семь неповторяющихся выпусков в сутки, рассчитанных на 3–4 минуты каждый. Учитываются и другие особенности как печатных, так и аудиовизуальных СМИ. Санкт-Петербургское региональное управление ИТАР-ТАСС, например, по предварительным заказам клиентов готовит пакеты на разнообразные темы и доставляет их заказчикам с необходимой периодичностью.

Как уже отмечалось, работа в информационных агентствах побуждает  журналистов к высокой оперативности. При подготовке материала для  радио или телевидения время  в тексте должно обозначаться словами  «только что» или «час назад». Ежедневной газете подойдет «сегодня», еженедельнику  или журналу достаточно «на днях». Особые требования предъявляются при подготовке эксклюзивных материалов. Федеральные (общероссийские) газеты заинтересуются сообщением, где есть слова «впервые в мире», «впервые в России». Областным и региональным изданиям интересны новости из их региона. Городские и районные газеты с большим удовольствием возьмут информацию, в которой упоминаются местные знаменитости, известные фирмы или личности.

Важно знать, что информационные продукты агентств являются объектами авторского права и охраняются законом. Внесение каких-либо изменений в материалы недопустимо. Об этом часто забывают как газетчики, так и журналисты аудиовизуальных СМИ. Есть и другие правовые особенности. Если российское агентство работает со сведениями, полученными из зарубежных источников, то в соответствии с Законом РФ «Об участии в международном информационном обмене» оно несет ответственность за распространяемую информацию. Значит, при подготовке материала к распространению в России журналист обязан проверить достоверность полученных сообщений.**

Существует несколько  важных правил, которыми должен руководствоваться  журналист информационного агентства при сборе информации. Нужно всегда иметь в виду, что никто никогда добровольно не хочет рассказывать правду. Задача журналиста – раскопать ее. Нужно представить тему новости в развитии – отталкиваясь от известного и зная, как обычно происходят такие события, нужно нарисовать в голове или на бумаге весь процесс, стараясь не упустить важнейших этапов. После нужно нарисовать график, который отражал бы три вещи: что должно произойти, когда и как я об этом узнаю? И далее нужно действовать по графику, последовательно добывая необходимую информацию.

Если компания или ведомство  решило что-то сообщить прессе, информационное агентство должно получить эту информацию в первую очередь. У ньюсмейкеров не должно возникать проблем при ее передаче. Принятое в сегодняшнем профессиональном арго журналистов слово «ньюсмейкер» не имеет аналогов в русском языке и является калькой с английского. Оно означает того, кто «делает новости». В этом качестве может выступать практически кто угодно, все зависит от ситуации, это может быть президент или премьер, а может быть случайный свидетель преступления, то есть буквально любой человек, у которого есть что сообщить СМИ.****

Важно чтобы телефон журналиста был всегда включен. Мобильный телефон нельзя выключать никогда – ни после работы, ни на выходных. Если вам заранее известно, что на протяжении длительного времени вы будите без оперативной связи (например, в стране пребывания не работают отечественные операторы), обязаны предупредить руководство и коллег независимо от того, отпуск это или командировка. В таких случаях необходимо также предупредить ключевых ньюсмейкеров, от которых вам традиционно поступает наиболее срочная информация (например, о катастрофах, крупных авариях и т.д.), и передать им телефон заменяющего вас на время отсутствия коллеги.

Также ньюсмейкеры должны знать общую электронную почту  подразделения, куда передаются новости  и отдельную почту журналиста. Все пресс-релизы должны идти как  минимум на два адреса – общий  и адрес журналиста. Также журналист  обязан предоставлять ньюсмейкерам контакты своего начальника, редактора.

Все важные страницы веб-сайтов компаний, о которых чаще всего  пишет журналист, включая посвященные  им страницы на биржах, должны быть занесены в автоматические программы анализа  изменений сайтов. Уже большинство  информационных агентств используют подобные программы.

Несмотря на все предосторожности, можно легко пропустить входящее событие, если регулярно не спрашивать компанию или ньюсмейкеров о планах. Нужно знать график корпоративных  событий компании или ведомства, планы появления на публике ньюсмейкеров. Все эти планы нужно заносить в личный анонс, из которого потом  делаются анонсы как для ленты, так и для внутренней работы.

Информация о работе Работа журналиста в информационном агентстве ИТАР-ТАСС