Работа журналиста в информационном агентстве ИТАР-ТАСС

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 13:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – выявить основные принципы работы журналиста в информагентстве и определить специфику создания сообщений для ленты новостей на примере агентства ИТАР-ТАСС.

Оглавление

Введение………………………………………………………….…………..……2
1 Глава – Особенности работы в информационном агентстве………….….….5
1.1 Специфика работы журналиста……………………………………….……..5
1.2 Система жанров информационных агентств………………………………14
Краткие выводы к 1 Главе………………..……………………………………..23
2 Глава – Специфика подготовки новостей для новостной ленты ИТАР-ТАСС
2.1 Организация работы в агентстве……………………………………………25
2.1 Анализ текстов информационной ленты……………………...……………29
Краткие выводы ко 2 Главе………………………….………………………….33
Заключение……………………………………………………………………….34
Список использованной литературы………...…………………………………36

Файлы: 1 файл

Работа журналиста в информационном агентстве.docx

— 90.16 Кб (Скачать)

Публичные мероприятия: конференции, «круглые столы» и т.п – это прежде всего хороший повод эксклюзивно пообщаться с вашим ньюсмейкером, так как само содержание этих мероприятий часто полезной нагрузки не несет. Следует по возможности заранее договорится с самим ньюсмейкером или его помощником о возможности подойти в перерыве или до начала мероприятия, для того чтобы задать те или иные вопросы.

Работа на публичных мероприятиях также требует соблюдения нескольких неочевидных на первый взгляд правил. Нельзя опаздывать. Более того, нужно  приходить всегда на 20-40 минут до начала – как раз к этому  времени приходят все выступающие. В это время к ним можно  подойти.

Нужно общаться с ньюсмейкерами  или их людьми. Не общайтесь на мероприятиях с коллегами. Общаться на конференции  с коллегами вместо ее участников – все равно, что сидеть на концерте виртуозов с плеером.

Следует быть вежливым с  организаторами, именно они могут  вам помочь с поиском того или  иного человека, которого вы не знаете в лицо. Также нужно знакомиться  с максимально возможным кругом людей из отрасли. Если тот или  иной человек не может быть полезным сейчас, это еще не значит, что  он не понадобится в будущем. Журналисту следует заводить свои источники  информации. Для этого нужно регулярно  брать интервью. Это самый лучший способ познакомится. Не нужно довольствоваться письменными ответами на вопросы, а  надо требовать личной встречи. Самое  главное правило – надо общаться с максимальным количеством людей. Журналист, которого никто не знает, сам не будет ничего знать.

Журналист должен создавать готовую новость, даже если он находится "в поле" – то есть на задании. Каждый день в крупных городах проходят десятки пресс-конференций, политики путешествуют по всему миру, катастрофы случаются на всей территории земного шара. "Полевые" корреспонденты, создающие большую часть оперативных новостей, давно не пишут новости – они их диктуют. Существуют особые требования к диктовке материалов. Перед началом диктовки необходимо тезисно изложить новость в блокноте, осознать главные блоки информации, которые будут содержаться в заметке, их последовательность. Перед началом диктовки нужно отметить в блокноте важные цитаты.

Если новость очень  срочная и важная, следует диктовать  молнию. В течение пяти минут после  молнии должно выйти первое срочное  сообщение, объемом не менее двух абзацев. По молнии часто нельзя понять, в каком контексте прозвучало то или иное заявление, кому оно адресовалось и какие дополнительные комментарии дал по этому поводу ньюсмейкер.

При принятии решения о  том, с чего начинать диктовку (молния или экспресс), нужно иметь ввиду, что молния передается в том случае, если эта новость потенциально может оказать влияние на рынок, на оценку инвестиционного климата, а также отражает чрезвычайно важные события. Экспресс подходит для важных новостей, но которые не могут быть адекватно изложены в одном предложении. Например, когда речь идет о высказывании ньюсмейкера. Такие новости с меньшей вероятностью могут оказать прямое воздействие на ситуацию в стране либо экономический рынок.

Менее важные новости относят  к новостям средней срочности. Это, как правило, новости с места события и расширения экспрессов. Здесь очень важной является четкость диктовки. Следует избегать длинных диктовок – диктовать можно новость, состоящую не более чем из 4-5 абзацев и 60 строк. Говорить нужно громко, все имена и названия компаний нужно произносить по буквам.

Как правило, молния диктуется  на выпуск, экспресс может диктоваться  как на выпуск и коллег по отделу, так и на машинисток – в зависимости  от важности и возможностей выпуска. Короткие новости диктуются на машинисток. Расширенные и не очень срочные  новости – только на пленку.***

Редакторы очень редко  переписывают новости полностью  – на это у них просто нет  времени. Интересно посчитать, сколько времени редактор может уделить каждой новости. К примеру, ленту экономической информации агентства "Интерфакс" формируют шесть редакторов, работающие по трое в две смены с 8 утра до 21 часа вечера. В день на этой ленте оказывается до пятисот сообщений. Разделим 500 сообщений на 13 часов и получим 39 в час. Разделим на три – получим 13 на человека. То есть на обработку одного сообщения у редактора есть около четырех минут. Заметим здесь же, что на создание некоторых сообщений (молний) у журналистов есть считанные секунды.*

Крупнейшие агентства  мира соревнуются друг с другом в  скорости оповещения всех о происходящем. Сегодня, в условиях доступности  мгновенной связи, счет идет уже на секунды. Особенно давление конкурентов  чувствуют журналисты, пишущие об экономике, – ленты сообщений  транслируются на биржи, и одно важное сообщение может поднять или  обрушить рынки.

Умножим этот недостаток времени  на ответственность журналистов и редакторов. К сожалению, нередки случаи, когда ошибка журналиста, пишущего об экономике, оборачивается в миллионы убытков – и тогда мы сможем оценить значение досконального знания правил создания новостей для работы информационного агентства.*

__________________

* Погорелый Ю.А. Информационное агентство: стиль оперативных сообщений. М., - 2000 г.

** Корконосенко С.Г. Основы творческой деятельности журналиста. СПб.: Знание, СПбИВЭСЭП, 2000 г. (Михайлов С.А. -Технологический фактор в деятельности журналиста: Особенности работы для информационных агентств)

*** Интерфакс (коллектив авторов: Герасимов В. В., Ромов Р. Б., Новиков А., А и др.) Технология новостей от Интерфакса. Аспект пресс М., - 2011 г.

**** Вирен Г. В. Дис. «Принципы создания и структурирования информационных текстов в практике российских информационных агенстств».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Система жанров информационных агентств

Для того чтобы понять структуру жанров информационных сообщений агентства, необходимо, прежде всего, выяснить, что в агентстве считается новостью. Все корреспонденты информационных агентств хорошо себе представляют, что такое новость. Рассмотрим определение понятия «новость», которое приводит Погорелый Ю. А.

Новость – это сообщение  о каком-либо событии или явлении, имеющем значение для аудитории  агентства, о котором было неизвестно раньше. Новость всегда отвечает на вопрос – что произошло или  что произойдет. Новостью является не только событие, происшедшее сегодня  или вчера, – новостью может быть событие, случившееся в прошлом  или могущее случиться в будущем, о котором стало известно именно в текущий момент. Новыми могут  быть не только события, но и изменение  мнений важных людей, обновление статистических данных, дающее новый взгляд на ситуацию, сообщение об отмене какого-либо события, которое ожидалось. Журналист, пишущий  новость, прежде всего, отвечает на вопрос "Что изменится?".*

Принципиально все эти  сообщения делятся на две категории  – те, что посвящены только что  происшедшим событиям, и те, которые  сообщают о чем-то регулярно случающемся. К примеру, новость о крупной  автомобильной аварии будет относиться к первой категории, а еженедельная статистика автомобильных аварий в  городе Москве – ко второй.

Общим для большинства  новостей будет их внутренняя структура. Новость об одной аварии или многих будет состоять из совершенно одинаковых частей.

В стандартной структуре новости нет места для комментария автора. Традиционные жанры информационного агентства, за исключением жанра комментария полностью исключают возможность выражения личного мнения автора. Это закон, продиктованный самой натурой работы информационного агентства. Никто не платит за комментарии, платят за новости. Комментарии только мешают клиентам воспринимать новости.

Как отмечалось выше, главное  деление жанров новостей проходит на основании того, предназначены ли они для освещения только что  происходящих или недавно происшедших  событий, или они предназначены  для создания регулярных отчетов  о явлениях, происходящих постоянно.

К первой категории относится  большинство сообщений. Все эти  сообщения делятся на три группы по мере обобщения материала – "единичные  сообщения", "расширенные сообщения" и "сводные сообщения".

Молния – самое короткое сообщение в информационном агентстве. Как правило, оно состоит из трех – десяти слов и содержит в себе самое важное, например, "ПРЕЗИДЕНТ  УКРАИНЫ ОТПРАВИЛ ПРАВИТЕЛЬСТВО  В ОТСТАВКУ", и ссылку "ПРЕСС-СЛУЖБА ПРЕЗИДЕНТА". Крупнейшие мировые агентства редко пишут "молнии" – они стараются не нервировать клиентов, и поэтому молния на ленте может появиться только тогда, когда действительно случилось что-нибудь сверхважное.

Сообщения типа "молния" могут быть продиктованы любым корреспондентом, но выпускаются почти всегда главным  выпускающим редактором. Молнии появляются только в том случае, если агентство  на сто процентов уверено в  источнике информации или успело проверить новость из других источников.

Не более чем через  пять минут после «молнии» на ленте должно появиться срочное сообщение (иногда в российских информационных агентствах его называют "экспресс"). Это сообщение включает в себя одно – два предложения, содержащие саму новость, ссылку и немного подробностей к новости – где, когда и при каких обстоятельствах. Поводов для появления срочной новости очень много. Это могут быть как политические события, внутренние и международные, так и наиболее важные события в области экономики. Крупные катастрофы и происшествия, если они случаются внутри страны или интересны всему миру, тоже сообщаются экспрессом. Как правило, результаты спортивных соревнований также являются поводом для срочной новости.**

Такие регулярные события, как  публикация данных государственных  комитетов по статистике, публикация результатов работы крупнейших коммерческих предприятий за год или квартал, также являются поводом для написания  срочной новости.

Необходимо отметить, что  срочное сообщение не появляется на ленте одиночно, оно всегда позже  публикуется с подробностями  или, как говорят в агентствах, в расширенном виде.

По мере того как журналисты собирают подробности на основную тему, выпускаются либо отдельные срочные  новости, либо редактор выпускает "расширенные  версии" основной новости. 

Расширенная версия – это  не что иное, как срочная новость  с добавленными по мере поступления  подробностями. Причем во всех агентствах существует правило – слаглайн (англ. – slugline, - это комбинация слов или цифр, появляющаяся первой строчкой любого сообщения, помещенного на ленту. Слаг является индивидуальным идентификатором новости, в течение 24-часового периода не должны появляться два сообщения с одинаковыми слаглайнами), заголовок и лид первой версии ("срочной новости") не меняется, а все новое на эту же тему добавляется ниже.*

Всего расширенных версий должно быть не более пяти. Последняя  версия представляет собой обзор. Как правило, обзор не содержит какой-либо дополнительной информации, кроме той, которая уже была опубликована в срочных новостях. Цель обзора – ясно изложить то, что стало известно агентству о событии. Обзоры готовятся обычно редакторами, без участия корреспондента. Объем обзора ограничен стандартами агентств в 35–40 строк.

К расширенным новостям относятся  и поправки – сообщения о замеченных неточностях в предыдущих версиях  новостей. Поправки бывают двух видов. Либо это короткое сообщение с  просьбой не пользоваться новостью до тех пор, пока не будут выяснены уточняющие подробности.

Такие поправки в англоязычных агентствах называются "kill", в русской традиции – аннулированием. Если сразу же удалось выяснить, что было неправильно, выпускается поправка, которая полностью дублирует предыдущую новость, кроме неверного параграфа, который излагает в правильной редакции. Под заголовком делается пометка, что это исправленная версия, и уточняется, где и что исправлено и в чем агентство ошиблось.

После обзора, как правило, выходит обобщение. Обобщение – один из самых сложных жанров в агентстве. Здесь редакторы агентства могут продемонстрировать свое искусство. Обобщение строится по всем законам жанра новостей, неизменного с 1861 года – времен гражданской войны в США (Тогда корреспонденты АР впервые стали диктовать новости по принципу "ножниц"). Обобщение, как и первый обзор, не содержит никакой дополнительной информации, однако излагает событие не в порядке поступления дополнительной информации, а по закону "перевернутой пирамиды". То есть в начале сообщается суть новости, а ближе к его концу подаются подробности, по мере их значимости. То есть обобщение – это и есть готовый информационный продукт, предлагаемый вечерним газетам, теле- и радиостанциям. Обобщение уже готово к выходу на полосу газеты или в эфир.

После первого обобщения  на ленте появляются как отдельные  срочные новости, так и обзоры. Второе обобщение готовится, как  правило, к 16.00 – времени подготовки вечерних теленовостей и к 19.00–20.00, когда готовятся утренние газеты и вечерние новости.

Информация о работе Работа журналиста в информационном агентстве ИТАР-ТАСС