Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 04:58, контрольная работа
В ночь с 11 на 12 марта 1801 г. в результате дворцового переворота к власти пришел Александр I, который сразу понял необходимость реформ. Эти реформы должны были создать некоторые условия для экономического и культурного развития страны в рамках феодально-крепостнической системы.
Был создан Негласный комитет, призванный составить общий план правительственных преобразований в области экономики, государственного устройства и просвещения.
Однако уже к концу десятилетия правительство вступает на путь неприкрытой реакции. В 1803 г. Негласный комитет был распущен, а крепостнический характер предпринятых им реформ отчетливо проявился в указе о свободных хлебопашцах (1803) и в Цензурном уставе (1804).
Глава I. Отечественная журналистика первого десятилетия XIX века.
Основные тенденции развития …………………………………………3
Глава II. «Вестник Европы» - образец литературных журналов ……………...5
Глава III. Вольное общество любителей словесности, наук и художеств …..13
Глава IV. Творческая деятельность карамзинистов ………………………….24
Глава V. Газетное дело в начале XIX века ……………………………………25
Глава VI. Реакционная журналистика ………………………………………...28
Список использованной литературы ………………………………………….31
Стихи Пнина написаны в том же классицистическом духе, что и произведения его соратников по «Вольному обществу…». Его основным публицистическим сочинением был «Опыт о просвещении относительно к России». О характере и направленности этого труда свидетельствует тот факт, что не распроданная часть тиража «Опыта…» была конфискована, а второе издание запрещено.
Если в сфере критики крепостнического строя Пнин выступал как ученик и последователь Радищева, как радикал, решавший в духе французской просветительной, а еще точнее — материалистической, философии вопрос о социальном неравенстве, то в своей положительной программе он не сумел подняться выше принципов, провозглашенных умеренным буржуазным либерализмом, и по вопросу о ликвидации крепостного права не сделал тех революционных выводов, какие были сделаны Радищевым (Пнин предлагал освободить крестьян с их личным имуществом и усадебным хозяйством, но без наделения их землей).
Ранняя смерть помешала реализоваться разносторонним дарованиям этого незаурядного человека.
б) Василий Васильевич Попугаев (1778-1816). Его деятельность была разнообразной и интенсивной. Он писал художественную прозу (повесть «Аптекарский остров, или Бедствия любви», 1800), стихи (сборник «Минуты муз», 1801), публицистические трактаты (очерк «Негр», 1801; «О благоденствии народных обществ», 1807). Только без малого через сто пятьдесят лет был опубликован его труд «О рабстве и его начале и следствиях в России».
Попугаев активно участвовал и в общественной деятельности, в течение многих лет работая в «Комиссии по составлению законов». Однако его радикализм и последовательность в отстаивании своих убеждений сослужили ему плохую службу. Основатель и активный участник «Вольного общества…», он к 1811 г. был вытеснен из него сторонниками более умеренных взглядов, а через год уволен и из «Комиссии…».
в) Иван Мартынович Борн (1778-1851). Литературная деятельность Ивана Борна была непродолжительной, и его литературное наследие невелико. В прозе это «Эскиз рассуждения об успехах просвещения», в поэзии несколько стихотворений, в разное время напечатанных в альманахе «Свиток муз».
Одно из основных его произведений – «На смерть Радищева. К Обществу любителей изящного». Обращение в стихах прерывается в нем рассуждениями в прозе.
В дальнейшем И. М. Борн издал книгу «Краткое руководство к российской словесности» (1807), после чего занятия литературой прекратил, поступил на государственную службу, а в конце жизни, уже будучи в отставке, «провел старость свою привольно в путешествиях по разным странам Европы».14
3. Периодические издания Вольного общества.
а) «Свиток муз» - стихотворный альманах, его первая книжка появилась в 1802 и вторая – в 1803 г. «Свиток муз» является значительной вехой в истории такого вида периодических изданий, как альманах. В русскую журналистику альманах ввел Карамзин своей «Аглаей» (1794). Отличительной чертой альманахов Карамзина и карамзинистов являлось то, что они давали преимущественно легкое занимательное чтение и рассчитаны были прежде всего на признание «прекрасных читательниц».
Однако первый удар по карамзинской традиции нанес альманах «Свиток муз». Здесь были представлены не только камерные поэтические жанры, но и замечательные образцы высокой поэзии – гражданские, философские, политические стихотворения Борна, Попугаева, Востокова и других поэтов левого крыла Вольного общества. Не случайно первая книжка «Свитка муз» открывалась «Одой достойным» Александра Востокова – программной политической декларацией, исполненной тираноборческого пафоса. Выражая настроения радикальной части Вольного общества, автор восторженно приветствует убийство тирана-самодержца Павла, защищает право народа на свержение недостойного монарха.
Большой интерес и по содержанию,
и по композиции представляет вторая
книжка альманаха. Сначала в ней
идут высокие гражданские оды
и послания радикальных поэтов-
б) «Периодическое издание». Форма стихотворного альманаха сужала сферу публичных выступлений в печати радикально-демократических писателей и журналистов. Им необходим был общественно-политический журнал, и в 1804 г. члены Вольного общества начали выпускать «Периодическое издание», редактирование которого поручили Попугаеву. Журнал прекратился на первом номере в результате разногласий, возникших в связи с подготовкой первой книжки: группа Языкова не желала поддерживать радикальное направление, которое стремились придать журналу Попугаев, Борн и другие представители левого крыла.
Несмотря на то, что вышла
всего одна книжка «Периодического
издания», оно было заметным явлением
в русской журналистике. По своему
типу – это журнал серьезной публицистики,
он противостоял литературным органам
карамзинистов и продолжал
К числу наиболее интересных
и политически острых материалов
«Периодического издания» относятся
статьи и очерки Попугаева и Борна.
В очерке Борна «Ночь» дается оценка
политического положения Европы
и России конца XVIII – начала XIX в.,
выражается надежда на мирный исход
социальных противоречий посредством
развития просвещения, чему должны способствовать
члены Вольного общества. Попугаев
в ряде статей выступает против сословных
предрассудков, узаконенных в феодально-
Центральное место в «Периодическом
издании» занимает антикрепостнический
очерк Попугаева «Негр». Автор
снабдил его подзаголовком «
Поскольку первая книжка «Периодического издания» оказалась и последней, участники Вольного общества любителей словесности, наук и художеств, оставшиеся без своего печатного органа, начали сотрудничать в двух петербургских журналах, издатели которых были связаны с Вольным обществом, – в «Северном вестнике» и «Журнале российской словесности».
в) «Журнал российской словесности». Он выпускался в 1805 г. в Петербурге Н. П. Брусиловым. По сравнению с «Периодическим изданием» в «Журнале российской словесности» немного было статей на социальные темы. И, однако, журнал Брусилова отличался ярко выраженной публицистической направленностью, которая пронизывала многие художественные произведения. Вместе с сентиментальной повестью в журнале печатались произведения высокой гражданской лирики, исполненные пафосом обличения и негодования, сатиры в стихах и прозе. Лучшие из них принадлежали И. П. Пнину, одному из руководителей левого крыла Вольного общества.
В журнале был опубликован ряд анонимных публицистических статей преимущественно в форме писем к издателю, в которых защищается право всех людей на личную свободу, выражается глубокое сочувствие простому народу («Письмо деревенского жителя о воспитании», №1; «Письмо к издателю», №7 и др.).
«Журнал российской словесности» – единственное в начале XIX в. периодическое издание, в котором сатирические материалы печатались не от случая к случаю, а регулярно. В них оживали традиции русской сатирической журналистики XVIII в. – литературный опыт Сумарокова, Новикова, Фонвизина. «Журнал российской словесности» возродил такой литературный прием, как сатирическое газетное объявление, введенный в русскую журналистику Новиковым.
4. В какой форме
проявился протест против
На оформлении поэтами Вольного общества образа человека-гражданина, погибающего за счастье людей, отразилась, по-видимому, трагическая судьба Радищева, имя которого пользовалось в их кругу глубочайшим уважением.
Борн, очевидно, также знавший Радищева лично, обратился к друзьям с произведением «На смерть Радищева», написанным стихами и прозой. Радищева Борн называет «мужем всем известным, коего смерть более нежели с одной стороны важна в очах философа, важна для человечества» и чья память «пребудет священною у позднейшего потомства».16
Оды, басни и другие стихи Пнина, лирика Попугаева и Борна, некоторые стихотворения Востокова, А. Е. Измайлова и Н. Ф. Остолопова — это уже не только стихи на политические темы, но сама политическая поэзия, в которой «гражданская» тема приобретала значение нового поэтического (конструктивного) принципа. Политические идеи укладывались в стихах поэтов Вольного общества в особые фразеологические образования, имевшие условное семантическое значение, значение символов. Такие слова, как раб, злодей, отечество, общее благо, истина, гражданин, правосудие, невинность, порок, добродетель и т. п., а в еще большей мере имена гражданских героев классической древности (Курций, Муций Сцевола, Аристид, Велизарий, Гармодий и Аристогетон, Сократ, Катон и др.) имели глубокий агитационно-политический смысл, поскольку в сознании читателя они ассоциировались с конкретными явлениями социально-политической современности.
В первом номере журнала «Журнал российской словесности» помещена ода Пнина «Человек» — гуманистическое и глубоко атеистическое произведение. Пнин утверждает, что человек есть не что иное, как создание природы. Он, а не бог, создатель всех ценностей на земле. Человек создал себя, мудрость сыскал через труд и опыт. Человек «на земле, что в небе бог!». Ода Пнина направлена против угнетения человека, против превращения человека в раба.
В журнале были напечатаны также «Ода на правосудие», притча «Царь и придворный» Пнина и др. В номере 12 за 1805 г. посмертно был напечатан памфлет Пнина «Сочинитель и цензор», в котором, обращаясь к общественному мнению, поэт проводит мысль, что царская цензура - препятствие для развития прогрессивных идей, помеха для истины.
5. Борьба левого
крыла Вольного общества с
«карамзинистами» и «
Первостепенная важность создания единого русского языка осознавалась, конечно, не только Карамзиным. И сам его призыв сразу нашел отклик. Но далеко не все были согласны с теми способами преобразования языка, которые предлагал Карамзин. Уже в следующем, 1803-м, году видный литератор Александр Семенович Шишков в статье «Рассуждение о старом и новом слоге» восстает против ориентации на западные образцы и предлагает следовать «народному языку». Шишков, однако, имел в виду не простонародный язык (уже испорченный инородными заимствованиями, например, из татарского), а церковно-славянский, единственно сохранивший национальные корни. После определенной обработки церковно-славянский должен был, с точки зрения Шишкова, стать литературной (письменной) нормой современного языка.
Языковые концепции и Карамзина, и Шишкова привлекли много сторонников. К середине 1810-х годов оба лагеря организованно оформились: шишковисты (архаисты) образовали «Беседу любителей русского слова», а карамзинисты (новаторы) объединились в литературное общество «Арзамас». Между ними шла ожесточенная литературная война (молодой Пушкин активно участвовал в ней на стороне карамзинистов). Это противостояние по сути своей далеко выходило за чисто литературные границы. За языковыми спорами стояли два мировоззрения, два различных взгляда на пути развития России: западнический и специфически национальный.
В сложной обстановке литературной борьбы, разгоревшейся к середине 1800-х годов преимущественно вокруг вопроса о «старом» и «новом» слоге, участники Вольного общества занимали особую, промежуточную позицию. Выясняется, что наиболее видные поэты Вольного общества вели планомерную борьбу на два фронта: одновременно и против «ветхого» классицизма, гальванизируемого шишковцами (но не против архаистических тенденций вообще), и против салонного эстетизма, стилистической «гладкости» и камерных форм поэтов карамзинской школы.
О промежуточности позиции
участников Вольного общества, об эклектичности
их установок в равной мере свидетельствуют
как теоретические их высказывания,
так и их литературная практика.
Они свободно сочетали некоторые
принципы одической поэзии XVIII в. (творчески
их переосмысляя и деформируя) с
иными программными положениями
«очистителей языка», поскольку основная
творческая проблема, ставившаяся в
Вольном обществе, — проблема создания
идейно насыщенной, «содержательной»
литературы, — в известной мере
покрывалась провозглашенным