Отечественная журналистика 19 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 04:58, контрольная работа

Краткое описание

В ночь с 11 на 12 марта 1801 г. в результате дворцового переворота к власти пришел Александр I, который сразу понял необходимость реформ. Эти реформы должны были создать некоторые условия для экономического и культурного развития страны в рамках феодально-крепостнической системы.
Был создан Негласный комитет, призванный составить общий план правительственных преобразований в области экономики, государственного устройства и просвещения.
Однако уже к концу десятилетия правительство вступает на путь неприкрытой реакции. В 1803 г. Негласный комитет был распущен, а крепостнический характер предпринятых им реформ отчетливо проявился в указе о свободных хлебопашцах (1803) и в Цензурном уставе (1804).

Оглавление

Глава I. Отечественная журналистика первого десятилетия XIX века.
Основные тенденции развития …………………………………………3
Глава II. «Вестник Европы» - образец литературных журналов ……………...5
Глава III. Вольное общество любителей словесности, наук и художеств …..13
Глава IV. Творческая деятельность карамзинистов ………………………….24
Глава V. Газетное дело в начале XIX века ……………………………………25
Глава VI. Реакционная журналистика ………………………………………...28
Список использованной литературы ………………………………………….31

Файлы: 1 файл

рублева.docx

— 71.31 Кб (Скачать)

Стихи Пнина написаны в  том же классицистическом духе, что  и произведения его соратников по «Вольному обществу…». Его основным публицистическим сочинением был «Опыт  о просвещении относительно к  России». О характере и направленности этого труда свидетельствует  тот факт, что не распроданная часть тиража «Опыта…» была конфискована, а второе издание запрещено.

Если в сфере критики  крепостнического строя Пнин выступал как ученик и последователь Радищева, как радикал, решавший в духе французской  просветительной, а еще точнее —  материалистической, философии вопрос о социальном неравенстве, то в своей  положительной программе он не сумел  подняться выше принципов, провозглашенных  умеренным буржуазным либерализмом, и по вопросу о ликвидации крепостного  права не сделал тех революционных  выводов, какие были сделаны Радищевым (Пнин предлагал освободить крестьян с их личным имуществом и усадебным  хозяйством, но без наделения их землей).

Ранняя смерть помешала реализоваться  разносторонним дарованиям этого незаурядного человека.

б) Василий Васильевич Попугаев (1778-1816). Его деятельность была разнообразной и интенсивной. Он писал художественную прозу (повесть «Аптекарский остров, или Бедствия любви», 1800), стихи (сборник «Минуты муз», 1801), публицистические трактаты (очерк «Негр», 1801; «О благоденствии народных обществ», 1807). Только без малого через сто пятьдесят лет был опубликован его труд «О рабстве и его начале и следствиях в России».

Попугаев активно участвовал и в общественной деятельности, в течение многих лет работая в «Комиссии по составлению законов». Однако его радикализм и последовательность в отстаивании своих убеждений сослужили ему плохую службу. Основатель и активный участник «Вольного общества…», он к 1811 г. был вытеснен из него сторонниками более умеренных взглядов, а через год уволен и из «Комиссии…».

в) Иван Мартынович Борн (1778-1851). Литературная деятельность Ивана Борна была непродолжительной, и его литературное наследие невелико. В прозе это «Эскиз рассуждения об успехах просвещения», в поэзии несколько стихотворений, в разное время напечатанных в альманахе «Свиток муз».

Одно из основных его произведений – «На смерть Радищева. К Обществу любителей изящного». Обращение в стихах прерывается в нем рассуждениями в прозе.

В дальнейшем И. М. Борн издал книгу «Краткое руководство к российской словесности» (1807), после чего занятия литературой прекратил, поступил на государственную службу, а в конце жизни, уже будучи в отставке, «провел старость свою привольно в путешествиях по разным странам Европы».14 

3. Периодические  издания Вольного общества.

а) «Свиток муз» - стихотворный альманах, его первая книжка появилась в 1802 и вторая – в 1803 г. «Свиток муз» является значительной вехой в истории такого вида периодических изданий, как альманах. В русскую журналистику альманах ввел Карамзин своей «Аглаей» (1794). Отличительной чертой альманахов Карамзина и карамзинистов являлось то, что они давали преимущественно легкое занимательное чтение и рассчитаны были прежде всего на признание «прекрасных читательниц».

Однако первый удар по карамзинской традиции нанес альманах «Свиток  муз». Здесь были представлены не только камерные поэтические жанры, но и  замечательные образцы высокой  поэзии – гражданские, философские, политические стихотворения Борна, Попугаева, Востокова и других поэтов левого крыла Вольного общества. Не случайно первая книжка «Свитка муз» открывалась «Одой достойным» Александра Востокова – программной политической декларацией, исполненной тираноборческого пафоса. Выражая настроения радикальной части Вольного общества, автор восторженно приветствует убийство тирана-самодержца Павла, защищает право народа на свержение недостойного монарха.

Большой интерес и по содержанию, и по композиции представляет вторая книжка альманаха. Сначала в ней  идут высокие гражданские оды  и послания радикальных поэтов-просветителей, которые с негодованием пишут  о различных проявлениях социального  зла в России и призывают бороться с этим злом, рисуют благородный  образ патриота-гражданина, готового пойти на каторгу ради свободы  и счастья своего народа («Ода к  истине», «Судьба моя» Борна, «Письмо  к Борну», «К друзьям» Попугаева, «К бардам потомства» И.А. Кованько и др.). À заканчивался «Свиток муз» некрологом Радищева, написанным Борном («На смерть Радищева»). Это был единственный печатный отклик на самоубийство Радищева.

б) «Периодическое издание». Форма стихотворного альманаха сужала сферу публичных выступлений в печати радикально-демократических писателей и журналистов. Им необходим был общественно-политический журнал, и в 1804 г. члены Вольного общества начали выпускать «Периодическое издание», редактирование которого поручили Попугаеву. Журнал прекратился на первом номере в результате разногласий, возникших в связи с подготовкой первой книжки: группа Языкова не желала поддерживать радикальное направление, которое стремились придать журналу Попугаев, Борн и другие представители левого крыла.

 

Несмотря на то, что вышла  всего одна книжка «Периодического  издания», оно было заметным явлением в русской журналистике. По своему типу – это журнал серьезной публицистики, он противостоял литературным органам  карамзинистов и продолжал традиции передовой русской журналистики последней четверти XVIII в.

К числу наиболее интересных и политически острых материалов «Периодического издания» относятся  статьи и очерки Попугаева и Борна. В очерке Борна «Ночь» дается оценка политического положения Европы и России конца XVIII – начала XIX в., выражается надежда на мирный исход  социальных противоречий посредством  развития просвещения, чему должны способствовать члены Вольного общества. Попугаев в ряде статей выступает против сословных  предрассудков, узаконенных в феодально-крепостнической  России, за свободу человеческой личности, за единую систему образования для  всех сословий.

Центральное место в «Периодическом издании» занимает антикрепостнический  очерк Попугаева «Негр». Автор  снабдил его подзаголовком «Перевод с испанского» и рассказал  в нем о трагической судьбе «отягченного цепями» негра Амру, которого «белые исторгли... из недра  семейства, дабы везти в сахарные плантации в Америку». Расшифровать смысл очерка Попугаева читателю было нетрудно. Категорически заявив, что «негр не может принадлежать белому ни по каким правам», Попугаев произносит суровый приговор не только над «свирепейшим тигрой европейцем», но и над хозяевами русских  белых невольников: «Кто позволил вам  делать невольниками собратий ваших..? Воля не есть продажною, цена золота всего  света не в силах оной заплатить, и никакой тиран ею располагать  не должен».15

Поскольку первая книжка «Периодического  издания» оказалась и последней, участники Вольного общества любителей  словесности, наук и художеств, оставшиеся без своего печатного органа, начали сотрудничать в двух петербургских  журналах, издатели которых были связаны  с Вольным обществом, – в «Северном  вестнике» и «Журнале российской словесности».

в) «Журнал российской словесности». Он выпускался в 1805 г. в Петербурге Н. П. Брусиловым. По сравнению с «Периодическим изданием» в «Журнале российской словесности» немного было статей на социальные темы. И, однако, журнал Брусилова отличался ярко выраженной публицистической направленностью, которая пронизывала многие художественные произведения. Вместе с сентиментальной повестью в журнале печатались произведения высокой гражданской лирики, исполненные пафосом обличения и негодования, сатиры в стихах и прозе. Лучшие из них принадлежали И. П. Пнину, одному из руководителей левого крыла Вольного общества.

В журнале был опубликован  ряд анонимных публицистических статей преимущественно в форме  писем к издателю, в которых  защищается право всех людей на личную свободу, выражается глубокое сочувствие простому народу («Письмо деревенского жителя о воспитании», №1; «Письмо  к издателю», №7 и др.).

«Журнал российской словесности» – единственное в начале XIX в. периодическое  издание, в котором сатирические материалы печатались не от случая к случаю, а регулярно. В них  оживали традиции русской сатирической журналистики XVIII в. – литературный опыт Сумарокова, Новикова, Фонвизина. «Журнал российской словесности» возродил такой литературный прием, как сатирическое газетное объявление, введенный в русскую журналистику Новиковым.

4. В какой форме  проявился протест против рабства,  официальной цензуры в творчестве  Попугаева, Пнина и других?

На оформлении поэтами  Вольного общества образа человека-гражданина, погибающего за счастье людей, отразилась, по-видимому, трагическая судьба Радищева, имя которого пользовалось в их кругу глубочайшим уважением.

Борн, очевидно, также знавший  Радищева лично, обратился к друзьям  с произведением «На смерть Радищева», написанным стихами и прозой. Радищева Борн называет «мужем всем известным, коего смерть более нежели с одной  стороны важна в очах философа, важна для человечества» и  чья память «пребудет священною  у позднейшего потомства».16

Оды, басни и другие стихи Пнина, лирика Попугаева и Борна, некоторые стихотворения Востокова, А. Е. Измайлова и Н. Ф. Остолопова — это уже не только стихи на политические темы, но сама политическая поэзия, в которой «гражданская» тема приобретала значение нового поэтического (конструктивного) принципа. Политические идеи укладывались в стихах поэтов Вольного общества в особые фразеологические образования, имевшие условное семантическое значение, значение символов. Такие слова, как раб, злодей, отечество, общее благо, истина, гражданин, правосудие, невинность, порок, добродетель и т. п., а в еще большей мере имена гражданских героев классической древности (Курций, Муций Сцевола, Аристид, Велизарий, Гармодий и Аристогетон, Сократ, Катон и др.) имели глубокий агитационно-политический смысл, поскольку в сознании читателя они ассоциировались с конкретными явлениями социально-политической современности.

В первом номере журнала «Журнал российской словесности» помещена ода Пнина «Человек» — гуманистическое и глубоко атеистическое произведение. Пнин утверждает, что человек есть не что иное, как создание природы. Он, а не бог, создатель всех ценностей на земле. Человек создал себя, мудрость сыскал через труд и опыт. Человек «на земле, что в небе бог!». Ода Пнина направлена против угнетения человека, против превращения человека в раба.

В журнале были напечатаны также «Ода на правосудие», притча «Царь  и придворный» Пнина и др. В  номере 12 за 1805 г. посмертно был напечатан памфлет Пнина «Сочинитель и цензор», в котором, обращаясь к общественному мнению, поэт проводит мысль, что царская цензура - препятствие для развития прогрессивных идей, помеха для истины.

5. Борьба левого  крыла Вольного общества с  «карамзинистами» и «шишковистами»  за развитие русского литературного  языка на его народно-национальной  основе. В чем суть эволюции  Вольного общества?

Первостепенная важность создания единого русского языка  осознавалась, конечно, не только Карамзиным. И сам его призыв сразу нашел  отклик. Но далеко не все были согласны с теми способами преобразования языка, которые предлагал Карамзин. Уже в следующем, 1803-м, году видный литератор Александр Семенович Шишков в статье «Рассуждение о старом и новом слоге» восстает против ориентации на западные образцы и предлагает следовать «народному языку». Шишков, однако, имел в виду не простонародный язык (уже испорченный инородными заимствованиями, например, из татарского), а церковно-славянский, единственно сохранивший национальные корни. После определенной обработки церковно-славянский должен был, с точки зрения Шишкова, стать литературной (письменной) нормой современного языка.

Языковые концепции и  Карамзина, и Шишкова привлекли  много сторонников. К середине 1810-х  годов оба лагеря организованно  оформились: шишковисты (архаисты) образовали «Беседу любителей русского слова», а карамзинисты (новаторы) объединились в литературное общество «Арзамас». Между ними шла ожесточенная литературная война (молодой Пушкин активно участвовал в ней на стороне карамзинистов). Это противостояние по сути своей далеко выходило за чисто литературные границы. За языковыми спорами стояли два мировоззрения, два различных взгляда на пути развития России: западнический и специфически национальный.

В сложной обстановке литературной борьбы, разгоревшейся  к середине 1800-х годов преимущественно  вокруг вопроса о «старом» и «новом»  слоге, участники Вольного общества занимали особую, промежуточную позицию. Выясняется, что наиболее видные поэты Вольного общества вели планомерную борьбу на два фронта: одновременно и против «ветхого» классицизма, гальванизируемого шишковцами (но не против архаистических тенденций вообще), и против салонного эстетизма, стилистической «гладкости» и камерных форм поэтов карамзинской школы.

О промежуточности позиции  участников Вольного общества, об эклектичности  их установок в равной мере свидетельствуют  как теоретические их высказывания, так и их литературная практика. Они свободно сочетали некоторые  принципы одической поэзии XVIII в. (творчески  их переосмысляя и деформируя) с  иными программными положениями  «очистителей языка», поскольку основная творческая проблема, ставившаяся в  Вольном обществе, — проблема создания идейно насыщенной, «содержательной» литературы, — в известной мере покрывалась провозглашенным карамзинистами лозунгом борьбы за «смысл» в поэзии, за семантически весомое слово, противопоставлявшееся  «бессмысленному» одическому «грому». Это был принципиальный и теоретически осознанный эклектизм, сводившийся  к стремлению выработать новый художественный стиль на основе сочетания отдельных  элементов различных поэтических  систем.

Информация о работе Отечественная журналистика 19 века