Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 04:58, контрольная работа
В ночь с 11 на 12 марта 1801 г. в результате дворцового переворота к власти пришел Александр I, который сразу понял необходимость реформ. Эти реформы должны были создать некоторые условия для экономического и культурного развития страны в рамках феодально-крепостнической системы.
Был создан Негласный комитет, призванный составить общий план правительственных преобразований в области экономики, государственного устройства и просвещения.
Однако уже к концу десятилетия правительство вступает на путь неприкрытой реакции. В 1803 г. Негласный комитет был распущен, а крепостнический характер предпринятых им реформ отчетливо проявился в указе о свободных хлебопашцах (1803) и в Цензурном уставе (1804).
Глава I. Отечественная журналистика первого десятилетия XIX века.
Основные тенденции развития …………………………………………3
Глава II. «Вестник Европы» - образец литературных журналов ……………...5
Глава III. Вольное общество любителей словесности, наук и художеств …..13
Глава IV. Творческая деятельность карамзинистов ………………………….24
Глава V. Газетное дело в начале XIX века ……………………………………25
Глава VI. Реакционная журналистика ………………………………………...28
Список использованной литературы ………………………………………….31
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава I. Отечественная журналистика первого десятилетия XIX века.
Основные тенденции развития …………………………………………3
Глава II. «Вестник Европы» - образец литературных журналов ……………...5
Глава III. Вольное общество любителей словесности, наук и художеств …..13
Глава IV. Творческая деятельность карамзинистов ………………………….24
Глава V. Газетное дело в начале XIX века ……………………………………25
Глава VI. Реакционная журналистика ………………………………………...28
Список использованной литературы ………………………………………….31
Глава I. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ЖУРНАЛИСТИКА
ПЕРВОГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ XIX ВЕКА.
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
В ночь с 11 на 12 марта 1801 г. в результате дворцового переворота к власти пришел Александр I, который сразу понял необходимость реформ. Эти реформы должны были создать некоторые условия для экономического и культурного развития страны в рамках феодально-крепостнической системы.
Был создан Негласный комитет, призванный составить общий план правительственных преобразований в области экономики, государственного устройства и просвещения.
Однако уже к концу десятилетия правительство вступает на путь неприкрытой реакции. В 1803 г. Негласный комитет был распущен, а крепостнический характер предпринятых им реформ отчетливо проявился в указе о свободных хлебопашцах (1803) и в Цензурном уставе (1804).
Реформы Александра I для русской журналистики заключались в следующем:
1. Расширение прав писателей и журналистов. Было разрешено дискутировать о внутренних делах, но без вольномыслия. Ничего нельзя критиковать. Если у статьи несколько интерпретаций (нейтральная и вольнодумная), то истолковывали то, что выгодно для автора.
2. Нельзя критиковать правительственные законы, божьи традиции и личные достоинства человека.
И все же первые годы XIX в. характеризуются заметным оживлением общественно-политической жизни страны. В это время несколько смягчается положение прессы и литературы. Облегчаются цензурные правила. Вновь разрешается ввоз книг из-за границы, снимается запрет на открытие частных типографий. Цензура была передана министерству просвещения, точнее - университетам, и цензорами стали профессора Московского и других университетов.
В результате этих мер и некоторого смягчения общего положения образованного общества увеличивается количество периодических изданий в стране: за 10 лет появилось более 70 изданий. В их число вошли журналы и газеты на иностранных языках как средство официозной внешнеполитической контрпропаганды.
Однако отмена ряда ограничений в области печати не изменила положения журналистики и не могла изменить настроения цензоров, в большинстве своем старорежимных слуг царского самодержавия, особенно следивших за атеистическими произведениями, за материалами, связанными с крестьянским вопросом, неустойчива была позиция по отношению к политике Франции, Наполеона. Все разговоры о конституции остались разговорами, а некоторые перемены и либеральные обещания царя всего лишь удовлетворили основную массу дворянства, боявшегося серьезных социальных изменений.
Ведущими вопросами времени
стали государственное
В начале XIX века в русской периодике очень заметной становится публицистическая струя, не случайно также к этому времени относится формирование таких видов журнальной публицистики, как политическое обозрение, публицистическая статья, публицистический очерк и другие.
В первом десятилетии XIX в. возникло 84 новых периодических издания (в Петербурге – 47, в Москве – 34, в других городах – 3). Однако они были, как правило, недолговечны, существовали по году по два, если не прекращались уже на первых номерах. Исключение представлял «Вестник Европы», выходивший в 1802–1830 гг. Как пишут исследователи, данный факт объяснялся строгостью цензуры, малым числом подписчиков, отсутствием издательского опыта. Труд журналистов не оплачивался литературным гонораром, и это мешало превращению любительских занятий журналистикой в профессию.
Вот, что подмечают теоретики журналистики: «Заметным явлением в русской печати стало развитие отраслевой периодики. Возникают журналы, газеты и сборники, посвященные экономическим, административным, научно-техническим вопросам, издаются музыкальные, театральные и педагогические журналы, журналы для женщин, журналы с преимущественным интересом к вопросам критики и библиографии и другие виды отраслевой периодики».1
Журналистика начала XIX века по классовому составу продолжала оставаться в целом дворянской. Однако по своим идеям она была весьма неоднородной.
Журналистика того времени была тесно связана с историей общественной мысли, экономических и политических учений, философии и особенно с историей литературы, литературной критики.
В царской России с ее деспотическим строем, грубыми полицейскими формами подавления всякой попытки гражданского объединения и политической деятельности литература и литературная критика сыграли особо важную роль в освободительном движении и наложили существенный отпечаток на все издания как XVIII, так и первой половины XIX века.
Итак, как и в веке XVIII, в исследуемом нами периоде журналистика не признается профессией, так как «отсутствовали гонорары за труд».2 Но несмотря на это, наблюдается одновременное развитие критики и общественной жизни. Журнал по-прежнему остается ведущим типом издания, хотя, как мы знаем, журналистика началась с газеты.
Но если в XVIII веке существовало лишь три газеты, то в XIX веке периодических изданий становится больше. Причем появляются не просто общественно-политические, а отраслевые.
Глава II. «ВЕСТНИК ЕВРОПЫ» - ОБРАЗЕЦ
ЛИТЕРАТУРНЫХ ЖУРНАЛОВ
В развитии литературной журналистики начала XIX века большое значение имеет журнальная деятельность Н. М. Карамзина. Его «Московский журнал» (1791—1792), а затем «Вестник Европы» основанный в 1802 г., явились примером и образцом для последующих литературных журналов в России.
Как отмечают исследователи, «Вестник Европы» был самым долговечным из всех литературных журналов первой трети XIX в.: «он просуществовал двадцать девять лет, причем в течение первого пятнадцатилетия это был основной литературный журнал».3
1. Структура и тип издания.
Н. Карамзину удалось создать примечательный по своему типу ежемесячник. У Карамзина уже был опыт работы в новиковском журнале «Детское чтение», в газете «Московские ведомости», он же был в конце 18 в. издателем «Московского журнала». До издания «Московского журнала» Карамзин побывал за границей: в Германии, Англии, во Франции, в Швейцарии — и понимал огромное значение журнала в общественной и культурной жизни общества.
Его журнал не был чисто литературным изданием. Значительную роль в нем играла политика.
«Вестник Европы» был
двухнедельным общественно-
Журнал выходил выпусками два раза в месяц, всего 24 номера в год. Каждый номер четко делился на два отдела: первый - литература и смесь, второй — политика. В первом отделе помещались оригинальные и переводные произведения сентиментально-элегического характера Карамзина, Дмитриева, Жуковского, переводы из Жанлис, Грея, в том числе его «Сельское кладбище» и др. Статьи и литературные произведения русских авторов печатались в основном анонимно. Много было мелких заметок из иностранных журналов, помещались статьи, рассказывающие об отдельных событиях русской истории. Как историк Карамзин горячо призывал своих читателей к изучению исторического прошлого страны.
Во втором отделе давался обзор политической жизни Европы. Главное внимание уделялось Франции и Англии, стоящим в центре политической жизни того времени. Публиковались письма, речи отдельных политических деятелей, переводы статей с комментариями журнала.
Первый номер «Вестника Европы» открывался программной статьей «Письмо к издателю», которая, вероятно, была написана самим Карамзиным. Это было в традиции того времени. Достоинство журнала автор письма видит в его разнообразии. Наиболее важными отделами признаются отделы политический и исторический. Задача литературного отдела была сформулирована с учетом его воздействия на сознание людей, их нравы. Автор подчеркивал, что в целом журнал должен не поучать, а «занимать» читателя приятным образом.
«Вестник Европы» был первым журналом в России, созданным на основе западноевропейских периодических изданий. В программе «Вестника Европы» указывалось, что он «будет извлечением из двенадцати лучших английских, французских и немецких журналов», и что «литература и политика составят две главные части его».5
Под руководством Карамзина «Вестник Европы» выходил только два года, собрав более 1200 подписчиков, цифру для того времени совершенно необычайную. Для карамзинского «Вестника Европы» характерно было обусловленное потребностями времени выдвижение политики на равноправное с литературой место. Значительное внимание уделялось внешней политике, которой был посвящен ряд больших самостоятельных статей.
2. Политическая позиция журнала при Н. М. Карамзине
Карамзин выступает в
своем журнале как идеолог
дворянства. В «Вестнике Европы»
можно найти неприкрытую
Как и некоторые французские просветители (в частности, Руссо), Карамзин ставил характер государственного устройства страны в зависимость от ее территориальной протяженности: большим странам наиболее удобна и необходима просвещенная монархия, малым – республика. Эти две формы государственного устройства противопоставлялись третьей – «деспотии», которая считалась неразумной, тормозящей прогрессивное развитие человечества.
Как и многие его современники, Карамзин тяжело переживал деспотизм павловского правления, как и они, поверил либеральным речам Александра I и приветствовал царя. Он начал издавать «Вестник Европы» в духе либеральных веяний своего времени, восхваляя в деятельности правительства все то, что способствует превращению России из деспотии в просвещенную монархию. Защищая незыблемость крепостного душевладения, Карамзин в то же время призывал помещиков быть гуманными и великодушными в обращении со своими крестьянами; он наивно верил в возможность подобного рода отношений в условиях крепостной России.
3. Какое место в журнале занимали вопросы литературы и критики?
Художественная литература занимала в журнале скромное положение, хотя к сотрудничеству были привлечены Державин, Херасков, Нелединский-Мелецкий, И. И. Дмитриев, В. Л. Пушкин, а из молодых — В. А. Жуковский. Главным вкладчиком журнала был сам Карамзин, печатавший здесь свои повести, статьи и рассуждения. В редакционной статье, открывавшей «Вестник Европы», Карамзин декларировал свои взгляды о необходимости просвещения для «всех состояний». Критического отдела в «Вестнике Европы» этой поры еще не было. Карамзин прямо заявлял, что он «не считает критику истинной потребностью нашей литературы, не говоря уже о неприятностях иметь дело с беспокойным самолюбием людей».6
Литературный раздел «Вестника Европы» продолжает традиции «Московского журнала». Из пяти главных составляющих, какие Карамзин запланировал для своего предыдущего журнала, три остались прежними – русские сочинения в стихах и прозе, переводы, занимательные анекдоты; четвертая – критические разборы русских книг – продолжилась в несколько урезанном, а потому менее интересном виде, а пятая – критика драматических произведений – исчезла полностью.
Нежелание Карамзина продолжать рецензирование драматических произведений и книг коренилось в его изменившемся отношении к литературной критике. В предваряющем «Письме в редакцию», которое он написал сам, Карамзин сформулировал свою новую позицию:
«…точно ли критика научает писать? Не гораздо ли сильнее действуют образцы и примеры? И не везде ли таланты предшествовали ученому, строгому суду? La critique est aisОe, et l’art est difficile. Пиши, кто умеет писать хорошо: вот самая лучшая критика на дурные книги!»7
Редактор мотивировал отсутствие отдела критики нежеланием наживать врагов среди писателей, и тем, что серьезная, строгая критика возможна только при богатстве литературы, в России еще не достигнутом.
4. Полемика по
вопросам нормализации