Эффективность законов в Интернет-ресурсах России

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2011 в 21:50, курсовая работа

Краткое описание

Цели данной работы:

1. Выявление специфики сети Интернет, как одного из видов СМИ, которое имеет правовое значение.

Достижение этой цели зависит от решения следующих задач:

1. Ознакомится с ключевыми понятиями Интернет-сайта.

2. Определить основные положения о содержании и формах деятельности печатных и вещательных СМИ в Интернете (что собственно она собой представляет, каковы ее объемы, источники и направления развития)

3. Изучить правовые аспекты российского законодательства, касающиеся Интернет-СМИ.

4. Обозначить основные проблемы в области Интернета в условиях развития Глобальной сети.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2

Глава I Особенности сети Интернет как средства расспространения информации………………………………………………………………………4

1.1. Интернет - пространство. Сайт в интернете 4

1.2. Интернет как средство массовой информации 9

Глава II Объекты правового регулирования в сети Интернет………….16

2.1. Проблема авторского права……………………………………...16

2.2. Проблема несанкционированной рекламы в Интернете…….22

Глава III Эффективность законов в Интернет-ресурсах России………...25

3.1 Плагиат в новостной журналистике……………………………25

3.2 Правое регулирование Блогосферы…………………………….26

3.3 Ответственность за информацию в Интернете………………..27

3.4 Плагиат в рекламе…………………………………………………28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..29

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………....30

Файлы: 1 файл

ЦЕЛАЯ.docx

— 102.10 Кб (Скачать)

    Но  все-таки интернет имеет специфические  черты, характерные для средств  массовой информации.

  Во-первых, Интернет направлен на большое количество людей. Компьютер и оплата сетевых  услуг уже доступны почти основной массе российских граждан. Благодаря  большей доступности компьютеров  для населения и снижению тарифов  Интернет, распространяет информацию массам, т.е. неограниченному, неопределённо  большому количеству людей. Но массовость как компонент массовой информации – это не арифметическая сумма читателей и зрителей, не преодоление порога в тысячу или миллион человек, а отсутствие элитарности у того или иного средства информации. Возможность иметь Интернет дома или на работе по-прежнему говорит о высоком социальном статусе человека, показателем чего не является возможность смотреть телепрограммы, слушать радио или читать прессу.

   Во-вторых, у Интернета есть признак одновременности распространения информации, столь важный для видовой характеристики СМИ. Одни потребители получают ту же информацию в то же самое время, что и другие.

Примерно  таким же образом географически  удалённые друг от друга читатели газеты в один и тот же день получают информацию, а аудитория ТВ и радио  одновременно смотрит или слушает  программы (Рихтер http://www.evartist.narod.ru/text17/0001.html)   

  Отметим, что Интернет как средство массовой информации, выполняет основной перечень функций, который характерен для традиционных СМИ:

  • информационную (сообщение о положение дел, разного рода фактах и событиях);
  • комментарийно - оценочную (часто изложение фактов сопровождается комментарием к ним, их анализом и оценкой);
  • познавательно - просветительную (передовая многообразную культурную, историческую, научную информацию, интернет способствует пополнению фонда знаний своих читателей, слушателей, зрителей);
  • функцию воздействия. Интернет влияет на взгляды и поведения людей достаточно очевидно, особенно в периоды так называемых инверсионных изменений общества или во время проведения массовых социально - политических акций, например в ходе всеобщих выборов главы государства.

    (Граудина, Ширяев http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/Gray/32.php).

  Однако  Интернет не обладает качеством периодичности. Другими словами: если читатель получил через Сеть информацию, предназначенную для массового потребления, нет гарантии, что у этой информации будет «продолжение», что это «продолжение» читатель получит на следующий день (как в случае с газетой). Более того, у периодических СМИ обновление материала (на компьютерном языке так называемый «апдейт») должно происходить полностью, с сохранением лишь отличительных признаков индивидуализации СМИ – названия, специфической вёрстки, постоянных авторов, основных элементов оформления обложки, звуковых сигналов, заставок и т.п. В этом смысле периодичность существует у всех традиционных СМИ – газет, журналов, теле- и радиопрограмм. К тому же легче доказать, что периодичность есть у не признаваемых отечественными исследователями журналистики в качестве СМИ кинофильмов, звуконосителей (компакт-дисков и кассет), популярной книжной литературы, чем доказать наличие периодичности у Интернета. Исключение составляют электронные версии традиционных средств массовой информации, размещаемые в Интернете, а также специально созданные и зарегистрированные в таком качестве Интернет-издания и агентства. Но первые из них, по сути, лишь иная форма «старых» СМИ, а не новые СМИ, – даже если электронная версия издания несколько отличается от печатной. 

   С 2001 года зарегистрировавшись в Министерстве РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций (МПТР), Интернет-издание получает определённые экономические льготы, предусмотренные в российском законодательстве для СМИ. Такой порядок подтверждается Письмом Министерства РФ по налогам и сборам (МНС) «О порядке налогообложения организаций, размещающих периодические издания в сети Интернет» от 11 мая 2000 года. В случае получения такими организациями свидетельства о регистрации в качестве средства массовой информации, МНС предписывает распространять на них льготы по налогу на прибыль, существующие для редакций традиционных СМИ. Авторы зарегистрированных Интернет-изданий приобретают статус журналиста со всеми полагающимися ему правами. Зарегистрированные в МПТР Интернет-СМИ должны соблюдать определённые, возможно, неожиданные для них правила, предусмотренные Законом о СМИ.

(Рихтер http://www.evartist.narod.ru/text17/0001.htm). 

  В 2008 году Комитетом Советом федерации по промышленной политике были разработаны поправки к «Закону о СМИ», определяющие правовые рамки деятельности средств массовой информации в Интернете. В новом законопроекте впервые в истории российского законодательства говорилось о  юридическом определении термина «интернет-СМИ». По словам заместителя председателя комитета по промышленной политике Владимира Слуцкера под определение «интернет-СМИ» попадают все онлайн-версии традиционных СМИ: газет, журналов, радио- и телеканалов, а также те интернет-ресурсы, которые зарегистрированы в установленном для СМИ порядке. Интернет-ресурсы, которые не занимаются профессиональной журналистской деятельностью, например интернет-магазины, интернет-справочные, чаты, онлайн-конференции, личные блоги, социальные сети, сайты знакомств, клубы по интересам и прочее, напротив, исключаются из определения (Инфокоммуникации онлайн http://nn.ict-online.ru/news/n54593/).

    Закрепление на законодательном уровне понятия  «интернет-СМИ» и регистрация данных СМИ даст им определенный правовой статус. Специалист по авторскому праву  Денис Юдин отмечает, что интернет-СМИ  теперь смогут воспользоваться всеми  правами, которые предусмотрены  законом для СМИ, в частности, редакция и журналисты могут искать, запрашивать, получать и распространять информацию, посещать государственные  органы и организации, предприятия и учреждения и т.д. «Добровольная регистрация интернет-СМИ позволит отслеживать появление новых интернет-СМИ со стороны государства. Но проблемы остаются. По-прежнему сложно дать понятие «интернет-СМИ» при отсутствии правого понятия «Интернет», и как разграничить электронные СМИ от электронных ресурсов, которые таковыми не являются» (Ежедневная деловая газета РБК http://www.rbcdaily.ru/2008/10/29/media/388152). 

Итак, сделаем вывод: На сегодняшний день Интернет в России можно назвать средством массовой коммуникации. Как СМИ Интернет уже состоялся, но находится еще на этапе своего становления. Интернет предоставляет возможности нового финансирования, через электронное распространение новостей, публикаций и реклам. А будущее СМИ - это соединение различных информационных ресурсов, а не какого-либо средства массовой информации в отдельности, будь то газеты, радио, телевидение или Интернет. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Глава II  Объекты правового регулирования в сети Интернет 

2.1. Проблема авторского права

    Для того чтобы исследовать проблему авторского права в сети интернет, обратимся к самому определению  авторского права, немного абстрагированного  от всемирной паутины.

    Авторское право – это форма охраны, обеспечиваемая законодательством США (разд.17 Кодекса законов США) создателям «оригинальных авторских произведений», в том числе литературных, драматических, музыкальных, художественных и некоторых других интеллектуальных произведений. Такая охрана обеспечивается как опубликованным, так и неопубликованным произведениям. Статья 106 «Закона об авторском праве» 1976 года в целом наделяет обладателя авторского права исключительным правом осуществлять самому и разрешать другим следующее:

  • Воспроизводить произведение в виде копий или аудионосителей;
  • Создавать вторичные произведения на основе произведения;
  • Публично распространять копии или звукозаписи путем продажи или иной переуступки права собственности, либо путем передачи в аренду или взаймы;
  • Публично исполнять произведение (в случае литературных, музыкальных, драматических и хореографических произведений, пантомим и кинокартин и других аудиовизуальных произведений);
  • В случае звукозаписей – публично исполнять произведение посредством аудиопередачи в цифровой форме.

    Нарушение авторского права (также контрафакция, от лат. contrafactio — подделка) — это правонарушение, суть которого составляет использование произведений науки, литературы и искусства, охраняемых авторским правом, без разрешения авторов или правообладателей или с нарушением условий договора о использовании таких произведений. К числу основных способов нарушения авторских прав относится незаконное копирование и распространение произведения, а также плагиат.

Не существует такого понятия, как «международное авторское право», которое автоматически  защищало бы авторские труды во всем мире. Защита против несанкционированного использования в той или иной стране зависит, в принципе, от национального  законодательства страны.

    В соответствии с законодательством  Российской Федерации нарушителем авторских и смежных прав является физическое или юридическое лицо, которое не выполняет требования закона в отношении как личных неимущественных и имущественных прав автора, исполнителя, так и исключительных имущественных прав иных правообладателей. За нарушение авторских и смежных прав наступает гражданская, уголовная и административная ответственность. Под нарушением авторских прав обычно понимаются следующие действия:

  • создание копии и её продажа;
  • создание копии и передача её кому-либо ещё;
  • в некоторых случаях перепродажа легально приобретённой копии.

   А теперь рассмотрим основные положения, касающиеся проблемы авторского права в Интернет-журналистики.

  Сегодня Интернет можно назвать самым  удобным поставщиком свежей информации из любой точки планеты, в том  числе и охраняемых авторским  правом изображений, текстов, произведений литературы, музыки, изобразительного искусства, кино и других. Отсюда две  самых актуальных проблемы.

  Первая  проблема. В интернете размещается информация в системе онлайн, к которой предоставлен свободный доступ без разрешения правообладателя. Многие считают, что размещение в Сети материалов происходит бесплатно, поэтому никакого нарушения авторских прав нет. Но ведь именно автор не получит ту прибыль, на которую он рассчитывал при продаже произведения через торговую сеть, ведь многие уже скачали произведение из Интернета. Поэтому большинства владельцев авторских прав, зачастую возникают трудности, связанные с обоснованием правовой позиции в суде и сбором доказательств.

   Согласно  гражданско-процессуальному законодательству России, каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые ссылается  в споре, поэтому важной задачей  правообладателя является сбор доказательств факта нарушения его прав в Интернете. Специфика нарушений авторского права в онлайне, заключается в возможности нарушителя нажатием нескольких клавиш устранить все свидетельства о том, что несанкционированное использование произведения имело место.

  Вторая  проблема. Присвоение авторства на размещенные в Интернете произведения, то есть плагиат. Многие интернет-магазины – с удовольствием используют фотографии и описания товаров, "позаимствованные" у конкурентов. Нельзя думать, что этот контент – "ничей", кто-то же все это сфотографировал. Автор есть в любом случае. В последние годы "пиратство" приобрело массовый характер. Электронные документы копируются, часто модифицируются без согласия автора, иногда их выдают за собственное творчество. В связи с этим надо сказать, что отсутствие на сайте информации об авторе (авторах) произведения не освобождает от ответственности за несанкционированное использование этих произведений, а также за плагиат. Автор может принять решение об использовании своего произведения анонимно, то есть без указания имени вообще, согласно ст. 15 Закона. И бремя поиска правообладателя для согласования условий авторского договора и размера гонорара становится обязанностью лица, желающего использовать произведения.

   Все пользователи Сети, создающие свои собственные сайты либо рассылающие  информацию (произведения) по электронной  почте, должны помнить, что в случае использования при этом перепечаток  изображений, звуковых файлов и других объектов исключительных авторских  прав они обязаны предварительно получать на это согласие владельцев этих произведений. Статья 2 Закона «Об  авторском праве и смежных  правах» имеет прямое указание на то, что «запись произведения в память ЭВМ также является воспроизведением» (http://www.internet-law.ru/law/avt/avt.htm).

  К сожалению, о правах журналистов  заботятся меньше. Нежели о правах, например, литераторов. Хотя нарушений  авторских прав в сфере журналистики несоизмеримо выше. Тем более в  такой неосязаемой области, как  Интернет. Мы видим, что правовая база в России есть. Но законы не скорректированы  для функционирования в Сети, на чём и строится несанкционированное  использование информации, полученной через Интернет.

Приведем  некоторые примеры  обсуждений этой проблемы.

  • На одном из семинаров в Октябре 2006 года  в Союзе журналистов по защите авторских прав, организованный Министерством культуры заведующий кафедрой журналистики факультета Казанского государственного университета Светлана Шайхитдинова отметила, что проблема защиты авторских прав сейчас наиболее актуальна для новостной журналистики. Часто при открытии того или иного сайта можно видеть, что информация агентства, где вы работаете, передана слово в слово. Как гласит законодательство, новостная журналистика не является субъектом авторского права, однако в случае проведенной дополнительной работы, в частности приведенных комментариев по теме, она становится интеллектуальной собственностью. По общему мнению участников семинара, спорные ситуации именно в новостной журналистике разрешаются не с правовой, а с профессионально-этической точки зрения. Сейчас российские суды любой юрисдикции не готовы рассматривать информационные споры. Участники семинара пришли к выводу: пока не будет закона о плагиате, устанавливающего жесткую ответственность за противоправные действия, порядок на информационном рынке вряд ли будет наведен (Рейтинг персональных страниц VIPERSON http://viperson.ru/wind.php?ID=583263&soch=1).

Информация о работе Эффективность законов в Интернет-ресурсах России