А.Т.Твардовский - публицист и редактор журнала «Новый мир»

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 01:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – составить целостное представление о деятельности Твардовского, как редактора и выявить особенности его мастерства.

Предмет исследования-статьи, рецензии, письма редактора и работы некоторых исследователей данной темы.

Задачами работы являются изучение принципов редактирования Твардовского, попытаться проанализировать его редакторскую деятельность, познакомится с Твардовским, как с человеком и литератором.

Оглавление

Введение. 3

Глава 1. Биография. 4

1.1.Феномен Твардовского 5

1.2.Произведения 5

Глава 2. Журнал «Новый мир» 7

2.1.Принцип редактирования Твардовского 8

2.2.Журнал в жизни Твардовского 11

2.3.Закручивание гаек 12

2.4.Дозирование правды 14

Глава 3. Воспоминания. 14

Заключение. 16

Список литературы 17

Файлы: 1 файл

Курсовая перевалова.doc

— 121.00 Кб (Скачать)

В сатирической поэме "Теркин на том свете" (1963), встреченной разноречивыми, в том числе отрицательными, откликами печати, по словам самого автора представлены "... в сатирических красках те черты нашей действительности - косность, бюрократизм, формализм, - которые мешают нашему продвижению вперед...".

Приемами лирической летописи, с большой глубиной и  драматической силой запечатлевшей  перемены в жизни народа, вечный и всегда по-новому осмысливаемый  круговорот природы и многообразные  состояния человеческой души, характеризуются  сборники "Стихи из записной книжки" (1961) и "Из лирики этих лет. 1959-1967" (1967; Государственная премия СССР, 1971), цикл "Из новых стихотворений". Напряженные раздумья о жизни, времени, людях характерны и для прозы Твардовского (книга "Родина и чужбина", 1947; рассказ "Печники", 1958, и др.); в ней особенно отчетливо выступает свойственная Твардовскому обостренность восприятия действительности в мозаичности и нередко противоречивости ее проявлений.

Вдумчивым критиком, верным традициям классической литературы, проявил себя Твардовский в книге "Статьи и заметки о литературе" (1961), "Поэзия Михаила Исаковского" (1969), в статьях о творчестве С. Я. Маршака, И. А. Бунина, в речи о Пушкине, в выступлениях на 21-м и 22-м съездах партии, на 3-м съезде советских писателей.

Народность и  доступность поэзии Твардовского, правдиво и страстно запечатлевшей многие ключевые события народной истории, достигаются богатыми и разнообразными художественными средствами. Простой  народный слог органически сплавлен в поэзии Твардовского с высокой языковой культурой, идущей от традиций А. С. Пушкина и Н. А. Некрасова, лучших достижений русской прозы 19-20 вв.

Произведения  Твардовского переведены на многие языки  народов СССР и иностранные языки. Глубокий след оставила интенсивная  общественно-литературная деятельность Твардовского, являвшаяся прямым продолжением его художественного творчества.  

Глава 2. Журнал «Новый мир». 

«Но́вый мир» — один из старейших в современной России ежемесячных литературно-художественных журналов. Издаётся в Москве с 1925 года.

Основан на базе издательства «Известия» по предложению  редактора газеты «Известия» Ю. М. Стеклова. Первый год редактировался и управлялся А. В. Луначарским (член редколлегии до 1931) и Ю. М. Стекловым, затем И. Скворцовым-Степановым; ответственным секретарём был писатель Ф. В. Гладков. С 1926 руководство было поручено В. Полонскому. В 1947—1964 годах редакция журнала располагалась на Малой Дмитровке, дом 1/7.

С 1947 по 1991 годы — орган Союза писателей СССР. За заслуги в развитии советской литературы награждён в 1975 году орденом Трудового Красного Знамени.

Вершиной общественного  значения журнала были оттепельные 1960-е годы, когда он стал фактически штабом легальной оппозиции режиму ползучей ресталинизации. Идеологической основой журнала в тот период были ценности либерализма и демократического социализма. В начале 1970 года после долгой травли идейный вождь этого направления в тогдашней общественной жизни Александр Твардовский ушёл в отставку с поста главного редактора, редакция была разогнана.

В Перестройку (конец 1980-х годов) тираж журнала благодаря  публикациям в нём ранее запрещённых  произведений вырос до фантастических цифр. Тираж первого номера за 1990 год, например, равнялся 2 660 000 экземпляров.] [2].

2.1.Принципы редактирования А.Т. Твардовского

[Яркая страница в истории развития редактирования в советский период вписана А.Т. Твардовским. Редакционно-издательская деятельность А.Т. Твардовского на посту главного редактора "Нового мира" (с 1950 по 1954 гг. и с 1958 по 1970 гг.) стала заметным явлением в общественной жизни страны и была направлена на восстановление в правах свободного выражения взглядов и идей, касающихся современных проблем духовной и материальной культуры.

Опыт литературной работы Твардовский приобрел в годы Великой Отечественной войны, в редакции фронтовой газеты. Известный поэт, он пользовался авторитетом читателей и доверием у партии и правительства: избирался депутатом Верховного Совета СССР, членом ревизионной комиссии КПСС, секретарем правления Союза писателей СССР, был вице-президентом Европейского сообщества писателей. Твардовский в 1940 году вступил в КПСС. Он награжден семью орденами, в том числе тремя орденами Ленина - это высшая награда страны. И по должности, и по занимаемому положению он обязан был поддерживать и одобрять официальную точку зрения на события.

А.Т. Твардовского по праву можно отнести к тем  крупным редакторам, которые были способны во многом (хотя, может быть и не во всем) преодолеть собственный  субъективизм философско-идеологических и художественно-эстетических оценок, сплотить вокруг себя коллектив единомышленников, действовавших на четкой и твердой общественной позиции. Благодаря этому увидели свет на страницах "Нового мира" и получили огромный общественный резонанс такие, например, "немыслимые" до того времени произведения, как повести А.И. Солженицына "Один день Ивана Денисовича" и "Матренин двор", военные повести белорусского писателя В. Быкова, заставившие читателя совершенно по-новому взглянуть на лик войны, "Районные будни" В. Овечкина, путевые очерки В. Некрасова и многие другие.

А.Т. Твардовский  как редактор, критик, литературовед  оставил после себя большое наследство. Это не только хранящиеся в архивах  рукописи с его собственной правкой, но и огромная переписка со своими корреспондентами (более 12 тыс. писем авторов к нему и свыше 2 тыс. ответов писателя), и его статьи и выступления, посвященные литературному мастерству АС. Пушкина, И.А. Бунина, А.А. Блока, С.Я. Маршака и др. А.Т. Твардовский, безусловно, имел право на собственные литературные пристрастия. Кроме того и на его редакторском опыте не могли не сказаться черты времени. Однако в целом его редакторское наследие дает представление о целостной системе подлинных литературно-художественных ценностей, которые служили для него ориентирами в работе над авторским оригиналом.

В высказываниях  А.Т. Твардовского редактор предстает  не просто исполняющим свои служебные  обязанности служащим, а живым, способным  к эмоциональному сопереживанию  человеком: "Человек, по роду своей  работы знакомящийся с той или иной литературной новинкой..., - писал он, - не лишает способности чисто по-читательски воспринимать прочитанное, быть взволнованным, растроганным или восхищенным. Иными словами, редактор - тоже читатель, и прежде всего, - читатель". Вместе с тем, в понимании А.Т. Твардовского, редактор - это в то же время человек, обладающий подлинным художественным чутьем, обостренным социальным зрением, своеобразным даром восприятия реальности.

"Это драгоценный  дар - чувство существенного в  жизни, глаз и слух на все, что недоступно глазу и слуху авторов, пишущих не от потребности сказать правду, а из соображений сказать то, что будет "в соответствии" . Выступая против превратно понимаемого "социального заказа" в литературе, конъюнктурной мотивации в творчестве, примата в нем идеологического начала, А.Т. Твардовский неоднократно подчеркивал, что забвение законов литературного мастерства в угоду "новизне жизненного материала" при оценке произведения, т.е. невнимание писателя к форме всегда способно обернуться невниманием читателя и к содержанию.

Особое внимание как редактор А.Т. Твардовский уделял проблеме авторской индивидуальности. Причем эта проблема рассматривалась  им не в узком, а в самом широком  значении. Именно в ее фокусе, лежат, по его мнению, все другие вопросы, связанные с оценкой литературного произведения и принципами трансформации его в печатное издание-интонационно-ритмической организации текста до его образной системы. Этим объясняется и его пристальное внимание к личности автора.

С одной стороны, его оценки корректно холодны и даже могут показаться безжалостными, когда речь идет о тщетности и бесплодности литературных упражнений лишенных дарования корреспондентов "Нового мира".

С другой, А.Т. Твардовский  предельно внимателен и заботлив к любому, кто действительно обладает "божьей искрой", но лишь осваивает азы литературного мастерства. Он не приемлет и чрезмерную авторскую уступчивость, усматривая в ней лишь форму подавления творческой личности. "Вы пишете, - обращается он к одному из своих корреспондентов, - что "готов сделать любые исправления" ради опубликования вещи в "Новом мире". Никогда не говорите и не делайте так. Нужно делать только те исправления, какие Вам - автору - представляются необходимыми, а не кому-либо иному".

Работая с авторами, особенно начинающими, А.Т. Твардовский, если есть хоть малейшая возможность, никогда не старается вынести суровый вердикт относительно их дальнейшей литературной судьбы. Например, справедливо указав одному из них на несоответствие избранной им поэтической формы (пятистопный ямб) содержательному материалу ("школа, экзамены, школьно-вузовская лексика, для всего этого он громоздок"), на слабость и вялость поэмы в целом, он тем не менее так отвечает на поставленный автором вопрос, стоит ли ему, писать в дальнейшем: "На вопрос Ваш... Не отвечаю, потому, что не знаю, не беру на себя этого. Бывает, что начинают и слабее Вашего, а толк получается - и наоборот. Было бы очень легко входить в литературу, заранее обеспечив себя такой "гарантией" относительно успеха" .

Одну из главных причин появления безликих, серых, примитивных и по замыслу и по исполнению, произведений А.Т. Твардовский видел в пренебрежениях молодыми литераторами вопросами мастерства, когда, по его выражению, с ходу пишутся толстенные романы, потому что нет желания довести "до совершенной отделки, в меру дарования автора небольшой рассказ". Отсюда "заданные" одноплановые персонажи, использование расхожих сюжетных узлов и линий, избитой лексики и фразеологии. "Очень плохо, - отвечает А Т. Твардовский одному из авторов, - что с первых страниц уже видно, что один из персонажей повести "эгоист" и "ревизионист", а проще говоря, человек своекорыстный, пошлый и дурной. Дальнейшие обоснования этой характеристики уже представляются излишними".

Другому начинающему  литератору он указывает на то, что  в присланных им в редакцию стихах "видна главная забота автора, чтобы все было "как у людей", как в других стихах, известных  из печати, - заботы о внешних приметах так называемой литературно-технической грамотности - соблюдении размера, рифмы, обязательной "образности", что влечет за собой и использование чужого, и давно уже освоенного другими поэтического словаря (зори, росы, косы, пороши, березки и т.п.). "Преодоление этой чужой, заемной, а следовательно - мертвенной фактуры стиха (под этой фактурой я разумею словарь, ритмические интонации, "образность") и обретение своей, - пишет А.Л. Твардовский, - дело нелегкое".

Чрезвычайно корректным и осторожным было его отношение  к вопросу о вмешательстве  редактора в авторский текст. Об одном из редких случаев непосредственного внесения Л.Т. Твардовским правки в поэтический текст вспоминает известный поэт К. Ваншенкин:

"Дважды он  сам, без меня, исправлял всего  по одному слову. Я принес  стихи, он был в отъезде и  прочел их уже в верстке. Заведовавшая отделом поэзии С.Г. Караганова, встретив меня, сказала: "Все в порядке, Александр Трифонович заменил у вас одно слово. Я не помню где, но очень хорошо.

А я сразу  понял - какое, но не догадался - каким. Там было стихотворение "Дом" и в нем четверостишие:

Не диван, не кровать,

Не обоев краски.

Нужно дом создавать

С верности и  ласки.

Мне не нравилось  слово "создавать", звучащее здесь  как-то казенно и выспренне. Я  поставил "затевать", но оно тоже было в данном случае не мое и коробило едва уловимым оттенком лихости, развязности. Я оставил "создавать".

А он зачеркнул  и написал "начинать":

Нужно дом начинать

С верности и  ласки.

Насколько лучше! Так и печатается .

А.Т. Твардовский  значительно упрочил творческое начало редакционно-издательской деятельности, резче очертил ее гражданскую направленность, способствовал повышению ее социальной эффективности и профессионализма.] [3].

 

2.2.Журнал "Новый мир" в жизни Твардовского

[Твардовский был редактором "Нового мира" шестнадцать лет: 1950-1954 гг. и 1958 -1970 гг. Им подписано в печать чуть менее 200 номеров журнала. Это целая литература. Оба раза его снимали с поста главного редактора с двойной мотивировкой: "идеологические ошибки" на страницах "Нового мира" и собственное неблагонадежное творчество. 1954 г. -- попытка опубликовать "Тёркина на том свете". 1970 г. -- попытка напечатать поэму "По праву памяти".

В 1958 г. Твардовский  вновь принял руководство журналом. Под руководством Твардовского "Новый  мир" удовлетворял потребности общественного сознания, возбужденного решениями XX съезда КПСС. После октябрьского переворота 1964 г. засилие антитворческой, чиновничьей обстановки сделало работу в журнале для Твардовского "наиболее" пришедшейся "по душе", "единственной мыслимой формой литературно-общественной деятельности", освященной примером Пушкина, Некрасова и др. русских писателей. Программу издания Твардовского изложил в статье "По поводу юбилея" (№ 1 за 1965 г.). В ней были определены "идейнополитические позиции" журнала: правдивое, реалистическое отражение действительности, в простой, но не упрощенной форме, чуждой формалистической замысловатости, более близкой к классической традиции, не избегая новых средств выражения, оправданных содержанием.

Информация о работе А.Т.Твардовский - публицист и редактор журнала «Новый мир»