А.Т.Твардовский - публицист и редактор журнала «Новый мир»

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 01:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – составить целостное представление о деятельности Твардовского, как редактора и выявить особенности его мастерства.

Предмет исследования-статьи, рецензии, письма редактора и работы некоторых исследователей данной темы.

Задачами работы являются изучение принципов редактирования Твардовского, попытаться проанализировать его редакторскую деятельность, познакомится с Твардовским, как с человеком и литератором.

Оглавление

Введение. 3

Глава 1. Биография. 4

1.1.Феномен Твардовского 5

1.2.Произведения 5

Глава 2. Журнал «Новый мир» 7

2.1.Принцип редактирования Твардовского 8

2.2.Журнал в жизни Твардовского 11

2.3.Закручивание гаек 12

2.4.Дозирование правды 14

Глава 3. Воспоминания. 14

Заключение. 16

Список литературы 17

Файлы: 1 файл

Курсовая перевалова.doc

— 121.00 Кб (Скачать)

Московская  академия образования  Натальи Нестеровой 
 

А.Т.Твардовский - публицист и редактор журнала «Новый мир» 
 
 
 

Курсовая  работа по Истории отечественной журналистике 
 
 
 
 
 

Выполнила: студентка 4 курса факультета средств массовой  коммуникации                                                      

                                               

                                                                Яковлева Надежда

                                                                преподаватель: Перевалова Е.В.

                                                              

2011 
Содержание.

Введение.                                                                                                                            3

Глава 1. Биография.                                                                                                        4

1.1.Феномен  Твардовского                                                                                             5

1.2.Произведения                                                                                                              5

Глава 2. Журнал «Новый мир»                                                                                     7

2.1.Принцип  редактирования Твардовского                                                              8

2.2.Журнал  в жизни Твардовского                                                                               11

2.3.Закручивание  гаек                                                                                                     12

2.4.Дозирование  правды                                                                                                  14

Глава 3. Воспоминания.                                                                                                  14

Заключение.                                                                                                                       16

Список  литературы                                                                                                          17

Приложение. Постановление ЦК КПСС «Об ошибках  журнала Новый  мир».    18

 

Введение.

     Забота  о сохранении лучших литературных  и редакционно-издательских традиций, характерна для издательской  деятельности А.Т.Твардовского. Его  деятельность пришлась на советский период,  которая в полной мере вобрала в себя и достижения и просчёты.

    Особенно  заметной становится проблема  «новый читатель - постоянно обогащающийся  производственный материал - автор». Дело в том, что многие авторы-специалисты далеко не всегда могли писать так, чтобы быть понятным даже грамотному крестьянину или рабочему, а неспециалисты – популязаторы часто прибегали к слишком упрощённому изложению специфического производственного материала, снижая его научную и практическую ценность.

В данной курсовой работе мы обсудим А.Т.Твардовского и журнал «Новый мир», редактором которого он был.

Цель курсовой работы – составить целостное представление о деятельности Твардовского, как редактора и выявить особенности его мастерства.

Предмет исследования-статьи, рецензии, письма редактора и работы некоторых исследователей данной темы.

Задачами работы являются изучение принципов редактирования Твардовского, попытаться проанализировать его редакторскую деятельность, познакомится с Твардовским, как с человеком и литератором. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1.Александр Твардовский. Биография.

[Александр Трифонович родился 21 (8) июня 1910 года на хуторе Загорье Смоленской области. Учился в сельской школе. Позднее – в Смоленском педагогическом институте. В 1939 году окончил Московский институт философии литературы и истории (МИФЛИ). Стихи начал писать рано. В лирике 1930-х годов, составившей сборники «Дорога» (1938), «Сельская хроника» (1939) и «Загорье» (1941) Твардовский стремился уловить изменения человеческих характеров в колхозной деревне, создать запоминающиеся людские портреты.

Военный путь Александра Трифоновича начался осенью 1939 года, когда он в качестве военного корреспондента участвовал в походе Красной Армии  в Западную Белоруссию, а затем в финской компании (1939–1940).

С 1942 года и до конца Великой войны Твардовский  работал в «Красноармейской правде»  – газете Западного фронта. В 1942-м  он приезжал в войска 20-й армии, завершавшей  Погорело-Городищенскую операцию и  несколько дней жил в деревне Денежное Зубцовского района, где продолжил писать начатую на фронте поэму «Василий Тёркин».

За годы войны он создал многочисленные стихи, объединённые во «Фронтовую хронику», очерки, корреспонденции. А поэма «Василий Тёркин», созданная в период с 1941 по 1945 годы, стала ярким воплощением русского характера и общенародных чувств эпохи Великой Отечественной.

В его активе – и проза, и критические статьи. Как пишут критики и литературоведы, Твардовский значительно обогатил, актуализировал традиции русской классической поэзии. Александр Трифонович четырежды становился лауреатом Государственной премии СССР (1941, 1946, 1947, 1971).

Определяя главное  направление своего творчества, Твардовский  писал: «Лично я, наверное, во всю свою жизнь уже не смогу отойти от сурового и величественного, бесконечно разнообразного и так мало приоткрытого в литературе мира событий, переживаний и впечатлений военного периода». 

Особого разговора, конечно, требует работа Твардовского в журнале «Новый мир», который поэт возглавлял дважды. Да, ещё в 1950-м Твардовский был назначен главным редактором журнала, но в 1954-м был смещён с поста за демократические тенденции, наметившиеся в публикациях этого издания сразу после смерти Сталина. В 1958-м Твардовский снова возглавил «Новый мир», пригласив в него своих единомышленников – критиков и редакторов В. Лакшина, И. Виноградова, А. Кондратовича, А. Берзер… На этом посту Твардовский, по определению критика И. Ростовцевой, «выводил литературу и творческих людей из тупиков, в которые их загнали История, Время, Обстоятельства». Благодаря его усилиям в «Новом мире», ставшем средоточием и символом «оттепели», были опубликованы произведения В. Овечкина, В. Быкова, Ф. Абрамова, Б. Можаева, Ю. Трифонова, Ю. Домбровского и других замечательных писателей. В 1961-м Твардовскому удалось опубликовать повесть А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича».] [1]

    1.1Феномен Твардовского

[Твардовский не был революционером, он был классическим советским конформистом, хитрым и довольно расторопным, но либерального толка. И, отрицая сталинизм, даже в мечтах не мыслил какой-то антисоветской программы, демонтажа социализма, смены идеологии и экономики. Солженицын его быстро стал пугать.  
Твардовский был целиком воспитан советской властью, от репрессированных в 1930-е гг. отца-"кулака" и брата он отрекся, ему было в советской "рамке" очень комфортно (квартира в доме на Котельнической набережной, дача, машина с шофером, спецпайки, спецраспределители), и только хотелось небольшого шага в сторону либерализации, ослабления цензуры, некоторого отказа от наскучившей ритуальной лжи.

Хотелось и  особой славы, которую он быстро получил, направив журнал в "другую" сторону. Но не случайно роман Солженицына "В  круге первом" не был напечатан  в НМ и не мог быть напечатан: его  глубинная антисоветская суть (а не будущие трудности в Главлите, которые могли бы поставить под угрозу дальнейшее присутствие в НМ его главного редактора) сразу отпугнула Твардовского. На фоне Софронова, Кочетова и Кожевникова он выглядел либералом, нонконформистом и антисоветчиком. Но в абсолютных координатах был умеренно-аккуратным конформистом, пытавшимся, не меняя Систему, не критикуя ее основ, добиться исключений для своего НМ.  
Отсюда и отношение к нему софроновых-кочетовых. Для них Твардовский был человеком, который в период сталинизма купался вместе со всеми благополучными советскими письменниками в грязном болоте лжи и восхвалений "отца народов", тянул руку на собраниях, голосуя "за", а после ХХ съезда бессовестно воспользовался конъюнктурой, переметнулся, завоевал легкий успех, разоблачая то самое, что в хоре совписов совсем недавно воспевал.

Поэтический талант Твардовского в расчет при этом не принимался, для софроновых-кочетовых  сам феномен "таланта" был неясен, брался только внезапный антисталинизм. Иными словами, для большей части писательского истеблишмента Твардовский был, во-первых, своим, а во-вторых, предателем: как и они, бегает то к Суслову, то к Ильичеву, то к Поликарпову, сидит в президиумах.  
Но Твардовский светоч, на него молится вся передовая интеллигенция за ту полуложь, которую он проталкивает в печать, используя свои связи в ЦК, — а они никто. Отсюда то особое ожесточение борьбы с НМ, завершившееся в 1969 г., когда появилось (по ницшеанскому совету, "падающего толкни") письмо-донос 11 писателей, напечатанное в софроновском "Огоньке".

1.2. Произведения.

В лирике 30-х  гг. (сборники "Сельская хроника", 1939; "Загорье", 1941, и др.) Твардовский  стремился уловить изменения  в характерах людей колхозной  деревни, выразить владевшие ими  чувства.

Участие в советско-финляндской  войне 1939-40 в качестве корреспондента военной печати подготовило обращение  Твардовского к теме советского воина: цикл стихов "В снегах Финляндии" (1939-40), прозаические записи "С Карельского  перешейка" (опубликованы 1969). Во время Великой Отечественной войны 1941-45 Твардовский работал во фронтовых газетах, публикуя в них стихи ("Фронтовая хроника") и очерки.

В поэме "Василий  Теркин (Книга про бойца)" (1941-45; Государственная премия СССР. 1946) фольклорная  фигура бойкого, бывалого солдата претворена в эпически емкий образ, воплотивший глубину, значительность, многообразие мыслей и чувств так называемых рядовых, простых людей военного времени. Богатству натуры героя отвечает гибкость избранного поэтом жанра; картины, исполненные огромного трагизма, перемежаются проникновенными лирическими отступлениями или лукавой, сердечной шуткой.

"Это поистине  редкая книга, - писал И. А. Бунин. - Какая свобода, какая чудесная  удаль, какая меткость, точность  во всем и какой необыкновенный народный солдатский язык - ни сучка, ни задоринки, ни единого фальшивого, готового, то есть литературно-пошлого слова!" ("Литературный Смоленск", 1956, книга 15, с. 325-26). Ярко выразившая нравственные идеалы народа, книга получила всенародную известность, вызвала многочисленные подражания, стихотворные "продолжения".

Главным делом  жизни Твардовского по праву считается  именно "Книга про бойца". Для  поэта она была личным вкладом  в общее дело - победу над фашизмом: "Каково бы ни было ее собственно литературное значение, для меня она была истинным счастьем. Она мне дала ощущение законности места художника в великой борьбе народа, ощущение очевидной полезности моего труда, чувство полной свободы обращения со стихом и словом в естественно сложившейся непринужденной форме изложения. "Теркин" был для меня во взаимоотношениях писателя со своим читателем моей лирикой, моей публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой, разговором по душам и репликой к случаю...". Это очень важно - реплика по случаю. Поэма у Твардовского получилась не "парадной", а народной. Война, какой она выглядит в поэме, - не торжественный марш на Берлин, а тяжелейшие испытания, грязь, лишения, муки и смерть, то есть именно то, с чем в действительности столкнулись ее участники.

В послевоенные годы Твардовский все глубже и разностороннее осмысливает исторические судьбы народа, "мир большой и трудный". В поэме "Дом у дороги" (1946; Государственная премия СССР, 1947) с огромной трагической силой изображена судьба солдата и его семьи, угнанной в Германию. Образ Анны, картины ее горького материнства на чужбине достигают большой силы обобщения, символизируя непобедимость жизни в ее борьбе с насилием, смертью.

Осознанию всей меры жертв и подвигов народа посвящены  и многие из послевоенных стихотворений Твардовского: "Я убит подо Ржевом", "В тот день, когда окончилась война" и др.

Широким по охвату лирико-публицистических произведений явилась поэма Твардовского "За далью - даль" (1953-60; Ленинская премия, 1961), где путевой дневник перерастает в страстную исповедь сына века. Книга Твардовского многосторонне и многокрасочно отразила общественное умонастроение 50-х гг. Стремясь рельефно показать современный облик народа, Твардовский искусно чередует "общие" и "крупные" планы; так, рядом с главами о больших событиях и переменах в жизни страны ("На Ангаре", "Так это было") стоят главы "Друг детства" и "Москва в пути" - рассказы о судьбах отдельных людей, каждый из которых - частичка народа, великого потока истории.

Информация о работе А.Т.Твардовский - публицист и редактор журнала «Новый мир»