Анализ публицистических текстов

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 18:38, курсовая работа

Краткое описание

1. Публицистический стиль — функциональный стиль речи, который используется в жанрах: статья, очерк, репортаж, фельетон, интервью, памфлет, ораторская речь.
Для публицистического стиля характерно использование оценочной лексики, обладающей сильной эмоциональной окраской (энергичный старт, твёрдая позиция, тяжелейший кризис).
Этот стиль употребляется в сфере политико-идеологических, общественных и культурных отношений. Информация предназначена не для узкого круга специалистов, а для широких слоёв общества, причём воздействие направлено не только на разум, но и на чувства адресата.
2. Функции публицистического стиля:

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 50.45 Кб (Скачать)

«Убийство Ивана Агафонова» -  лаконичный и в то же время емкий заголовок, отражающий всю суть публикации.

Данная статья отличается высокой эмоциональной напряженностью.

Гражданская позиция  автора заслуживает уважения: открыто  и прямо он высказывает свое  мнение и называет вещи своими именами. Убийство – оно и есть убийство, когда, где и как бы это не произошло, случайно или преднамеренно.

Чтобы достучаться  до читательских сердец, автор обращается к обществу от первого лица (Я  не думаю. Я не вижу и т.д.), выносит  «глубокие соболезнования родным и  близким молодого человека».

Текст данной статьи изобилует  вопросительными и  восклицательными предложениями –  столько в них вложено чувств, столько эмоций.

Начинается статья с риторического вопроса : «Как можно  оскорбить девушку радиоуправляемой машинкой?!» и тут же ответ –  «да никак!» Все это бред адвоката убийцы!

Каждая фраза, каждое слово переполнены гневом , осуждением, сочувствием. Меткие и точные эпитеты  характеризуют убийцу и его поведение: это не «мужские» поступки, а «низкое  и трусливое добивание в голову» невооруженного человека.

Клеймя позором  этого «чемпиона по боям без правил», автор иронизирует : « Однако, каков  джигит!».

Формируя у людей  правильное отношение к проблеме национального противостояния, автор  использует в одном контексте  книжную и разговорную лексику( «несоразмерное применение своих профессиональных знаний» - книжн.; « а тот возьми да умри», «ау-у-у» - разг.), так называемую «газетную образность(«погрузиться в анархию», «действенные методы»), жаргонизмы(«президент «просел» перед кавказцами»), метафоры(«тихое сворачивание событий», « такой человек – холодное оружие огромной разрушительной силы»).

Акцентируя внимание на проблеме превращения кавказскими  республиками наших городов в  «поле боя без правил», автор  с горечью восклицает, что Иван Агафонов был убит на родной земле, где родился и жил. Для большей  убедительной силы используется прием  повтора (« В своей стране», «В своем городе»).

Заканчивая статью на оптимистической ноте, журналист  выражает свою уверенность в том, что у власти есть силы и желание  навести в стране порядок, с помощью  безличного предложения : «хочется верить».Это  надо понимать не только, как мнение одного  человека, на это надеется весь народ.

«Правильное убийство».

Статья направлена против защитников Мирзаева, а точнее, убийства как такового, и имеет обличительную силу.

Уже сам заголовок  говорит о парадоксальности  утверждения  «ПРАВИЛЬНОЕ УБИЙСТВО».

Убийство уже по своей сути не может быть правильным.

Вынося данный парадокс в заглавие, автор настраивает  читателя на отрицание, отторжение, невосприятие рассуждений, которые пойдут дальше.

Автор материала  справился со своей задачей.

Используя прием  повтора, он еще и еще убеждает нас в том, что убийство 19-летнего  парня – это тягчайшее преступление, которое никак нельзя объяснить  и, уже тем более, оправдать.

Семь раз звучит фраза: «Убитого 19-летнего  Ивана  Агафонова Мирзаев правильно убил, потому что…»

Это даже читать страшно, а уж думать и быть уверенным в  правильности такого утверждения могут  только бессердечные и жесточайшие.

Говоря о недопустимости агитации против убитого, автор для  сравнения напоминает нам историю  убийства Ани Бешновой и подводит нас к выводу о том, что и в том, и в другом случае много похожего: оба убиты представителями национальных меньшинств и оба вызвали хорошо срежиссированый шквал ненависти сторонников убийцы.

Эпитеты, характеризующие  молодых людей, ставших жертвами межнациональной розни, призваны вызвать  душещипательное чувство жалости( «хрупкая девочка», «здоровый веселый  парень»), а также чувство возмущения и протеста.

В тексте много метафор(«шквал ненависти», «богатенький мажор»), фразеологизмов(«перемывают  косточки», «посылайте в известном  направлении»), разговорной лексики («шлюхи», «мент») и даже неологизмы( «самовиноватость»).

Все речевые средства характерные для публицистического  стиля, используются автором статьи  с целью  убедить читателя в  правильности его отношения к  проблеме межнациональной розни  и «оправдания убийцы и забрасывания грязью его жертвы».

Восхищает гражданская  позиция  журналиста, смело выраженная в словах: «преступление есть преступление. Убийца должен сидеть в тюрьме».

Статья формирует  у читателя правильное отношение  к явлению, имеющему общественно-политическое значение.

В статье «ВЗГЛЯД  С 6-го ЭТАЖА.СИНДРОМ МАНЕЖКИ» во главу  угла ставится вопрос о разжигании межнациональной розни между  русскими и кавказцами.

Автор убеждает читателя в неправомерности и даже преступности такой политики, используя для  воздействия на массы такие изобразительно-выразительные  средства, как: метафоры(«синдром Манежки», «смертельный удар»), фразеологизмы(«столкнуть лбами»), вводные слова(«понимаешь», «кстати»), совмещение в одном тексте  книжной(«определяющим признаком», «первостепенного значения») и разговорной («на их беду», «повздорили»)лексики, жесткая ирония(«Понаехали, понимаешь, со своих гор, обзавелись НАШИМИ девушками и свои дикие нравы и порядки устанавливают!..»).

Читателю становится ясно, что разжигателям национальной неприязни удается добиться своего, примером тому является драматический  инцидент у столичного ночного клуба.

В каждой строчке  статьи содержится призыв о единстве нашего народа и взаимной толерантности: «…объединение в группу по национальному  признаку, каким бы примитивным оно  ни казалось, всегда побеждает общие  гуманистические рассуждения о  единстве, толерантности и пр. Тем  более, если терпимость отнюдь не носит  взаимный характер…».

А в отрывке другой статьи, где девушка Мирзаева Алла( из-за которой произошел инцидент)  рассказывает о случившемся, реплику, ею произнесенную, можно воспринимать как оправдание подозреваемого в убийстве дагестанцу и осуждение поведения Ивана Агафонова.

Начало ссоры между  парнями , освещенное в прессе, она  называет одним словом: «НЕПРАВДА!». И рассказывает «свою» правду, из которой  становится ясным, что Иван сам спровоцировал  Мирзаева на драку. Поведение студента она считает навязчивым : «парень управлял машинкой, которая ткнулась мне сначала в одну ногу, потом в другую... Я стояла к нему спиной и не реагировала. Он не успокоился, подошел ко мне…задал оскорбительный вопрос».

Глаголы, характеризующие  действия студента(не успокоился, подошел  ко мне, задал грубый вопрос… ), передают нарастание напряженности ситуации. А вот насколько рассказ объективен, знают только участники и свидетели  трагедии.

«Чемпион мира, подозреваемый  в убийстве студента: «Из меня делают маньяка, а из него - младенца!». Это  статья – репортаж с места событий  из Замоскворецкого  суда Москвы, где  повторно рассматривалось требование  следствия об аресте чемпиона мира по боям без правил Расула Мирзаева.

Репортаж предполагает подробное описание события, поэтому  автор, следуя правилам жанра, достоверно и точно излагает факт заседания  суда.

Все происходящее в  зале суда, описано поэтапно: замена состава суда, предъявление обвинения, выступление защиты, судьи, сестры Агафонова  Ивана. Мирзаева, заключительное слово судьи.

Материал подается ярко и лаконично, в нем присутствует большое количество метафор ( «смертельный удар», «потерпевшая сторона», « громкое  дело», «лица кавказской наружности»  и т.д.), фразеологизмов (« принести извинение», «не внять доводам», «кровная месть» и другие).

Сочетание книжной  и разговорной лексики (книжная: контракт, руководства, ходатайство, диалог и пр.; разговорная: загранник, ростом под два метра, утихомирили и т.д.)

Также здесь совмещаются  официально деловые и эмоциональные  выражения. Официально деловые: « в  связи с резонансом дела», «о внесении на депозит банка», «решение было обжаловано»  и т.д. Эмоциональные выражения: «Я что, должен был стоять и ждать, когда  он меня первым ударит?», «Если видят  где-то лиц кавказской национальности, то что?» и др.

Тематика репортажа  предполагает использование в тексте юридических терминов: «требование  об аресте», «предъявление обвинения», освобождение под залог», «приобщить к делу».

Основой данной статьи является диалог, состоящий из реплик судьи, обвинителя, защиты, свидетелей и обвиняемого.

Заканчивается репортаж информацией о предполагаемом приговоре: если вина Мирзаева будет доказана, то ему грозит до 15 лет тюрьмы.

Автору удалось  так точно передать события, что  читатель отчетливо представляет себе обстановку суда и царившую там атмосферу.

Репортаж полностью  выполняет назначение публицистического  стиля: сообщать, убеждать, воздействовать на читателей, формировать у людей  правильное отношение к общественной проблеме.

Один из журналистов  описывает некоторые подробности  жизни Ивана Агафонова, в самом  начале заметки с элементами интервью автор повествует читателю о возбуждении  уголовного дела по статье «Разбой» против Ивана и десяти его товарищей  по колледжу.

Чуть позже сообщается факт, из которого следует, что Агафонов находится под подпиской о невыезде и по этой причине оставил колледж милиции.

Далее в материале  журналист пишет, что в связи  с разнесшимся слухом о намерении  футбольных фанатов пройти  по улицам Москвы в знак протеста против выпуска  Мирзаева, убийцы Ивана , под залог корреспонденты связались с лидером самого крупного движения фанатов «спартака» Евгением Селеменевым и взяли у него интервью.

Было задано два  вопроса: следует ли  в связи  с делом Мирзаева ожидать повторения событий на Манежке? И Можно сказать, что история с Мирзаевым прошла мимо фанатского движения?

На первый вопрос Селеменев ответил отрицательно, на второй утвердительно. Первая часть заметки написана в официальном стиле, где констатируются факты юридического  характера и используется юридическая лексика: «в деле фигурируют», «подписка о невыезде», «суть преступления», «выпустить под залог» и т.д.

Встречаются газетные выражения, способствующие формированию более точных мыслей: «удалось узнать, «стоит отметить»

Следует также отметить сочетание в одном контексте  общественно-политической(«в знак протеста», пройти маршем» и т.д.) и разговорной  лексики( «разнес слух», «били ножом  в бок», «поджидали»).

Интервью в большей  части своей написано живым разговорным  языком.

Вопросы задаются кратко и точно.

На них в свою очередь даются исчерпывающие ответы, передающие не только суть дела, но и  настроение интервьюируемого и его  отношение к проблеме. Для этого  автором используется разговорная  речь(«полный бред», «каким тут боком  фанаты», «заниматься ерундой»), фразеологизмы(«мутить  воду», «накручивать публику»),образные выражения(«разжечь там, где ничего не горит», «нам абсолютно параллельно»).

Цель этой статьи – развеять слух о готовящемся  фанатами «Спартака» акции протеста против намерения суда выпустить  поз залог чемпиона мира по боям без правил Мирзаева.

Благодаря работе журналистов  интересные факты жизни всплывают  на поверхность не только у Ивана, но и у его убийцы  Мирзаева…

Корреспондент берет  интервью у Сергея Новикова, олимпийского чемпиона, основателя нового вида спорта «универсальный бой». И именно этим видом спорта некоторое время  занимался боец Расул Мирзаев, а четыре года назад, выступая на чемпионате России по универсальному бою в Ростове-на-Дону, был дисквалифицирован за недостойное поведение.

Как сообщает Сергей Новиков, проиграв первый бой, Мирзаев скандалил, хамил судьям, за это его наказали и запретили в дальнейшем участвовать в соревнованиях.

Речь спортсмена очень насыщена профессиональными (спортивными) терминами: «топ-бойцы», «президент федераций», «мухачи», «спортивные кондиции», «стать мощнее и мотивированее» и т.д.

Яркость и образность языка достигается, благодаря использованию  в речи фразеологических оборотов («поставил  крест», «мухи не обидит», «шагу ступить  не могут).

Встречается здесь  и так называемая «газетная образность» («человеческого племени» - людей).

Для усиления утверждения  автором используются повторы: «Его били ногой в голову, а он стоял. Его душили , ломали суставы, а он стоял!»

Читатель на основе вышесказанного сам делает выводы о  выносливости и особенности спортсменов-бойцов, а исходит ли от них опасность  в обычной жизни зависит от их характера и темперамента…темперамента, в чьих жилах течет горячая  южная кровь.

Информация о работе Анализ публицистических текстов