Звёзды восточной поэзии (Джами, Рудаки, Хайям, Фирдоуси)

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 11:52, реферат

Краткое описание

Когда речь заходит о восточной поэзии, сразу же на ум приходят жанры японского или китайского стиха, но почему-то забывается, что восточная поэзия это не только дальний Восток, но и Ближний. Поэтому, для сохранности языка и ушей при анализе творчества Востока нужно говорить о единстве восточной поэзии, и объединять придётся не только сложные в философском и мировоззренческом отношении китайскую и японскую поэзию, но и жизнерадостную младомусульманскую поэзию Саади и Фирдоуси, Омара Хайяма и Джами.

Оглавление

1.Введение 3стр.
2.Абдурахман Джами 4стр.
3.Рудаки 8стр.
4.Омар Хайям 12стр.
5.Фирдоуси 19стр.
6.Заключение 24стр.
7.Список литературы 26стр.

Файлы: 1 файл

ИИ.docx

— 1.86 Мб (Скачать)

Значение "Шахнаме" для всей последующей перс. и тадж. литературы, а также литератур  др. народов Востока огромно, она  вызвала целый ряд подражаний и т. н. циклических поэм.

В Багдаде в  возрасте 80-ти лет старец написал  свою вторую поэму, - "Юсуф и Зулейха", на сюжет библейской легенды об Иосифе Прекрасном. В этой поэме поэт отрекается от своего бессмертного "Шах-намэ", называя все легенды о старых царях ложью. Поэма эта по своей  значительности далеко уступает "Шах-намэ", но в ней содержатся изумительные строки, посвященные тоске Иосифа на чужбине и горечи от разлуки  его с отцом, несомненно навеянные  личными переживаниями скитальца, к тому времени утратившего своего единственного сына и окончательно оставшегося без поддержки. Небольшая  награда, полученная за вторую поэму, дала старику возможность вернуться  на родину, где он и умер в полной нищете между 1020 и 1026.  
"Шах-намэ" - одна из самых больших поэм в мировой лит-ре и составляет около 60 тысяч бейтов (двустиший). Она излагает всю полулегендарную историю домусульманского Ирана и распадается на три большие части: 1) теогоническую, излагающую мифологию древнего Ирана и образование человеческого общества в виде истории мифических Пишдадидов (царей древнего благочестия); 2) богатырскую, посвященную войнам между Ираном и Тураном, под к-рым нужно понимать кочевых иранцев, ведших беспрерывные войны с иранцами оседлыми; 3) историческую, содержащую в себе историю дома Саманидов, его падения и покорения Ирана арабами.  
План этот соответствует старой саманидской хронике "Худай-намэ", к-рая (повидимому в арабском и более позднем персидском переводе) и послужила Ф. главным источником. Но помимо нее поэт прибег также и к неиссякаемой сокровищнице иранских народных эпических преданий и, используя древние легенды о богатырях, сумел силой своего таланта оживить сухую хронику и придать ей изумительное единство, заставив вторую и третью части как бы повторять первую часть и тем самым связав разрозненные эпизоды в одно художественное целое. Если самое начало поэмы несколько бледнее, то уже с бессмертного эпизода восстания кузнеца Кавэ против иноземного тирана - полузмея Зохака - она приобретает изумительную живость и в драматической борьбе Ирана и Турана поднимается до высшего напряжения. Для этой части Ф. использовал не включенные в сасанидскую хронику предания Систана и создал яркую фигуру богатыря Рустама с его конем Рахшем. Витязь этот является главной опорой правоверных иранских князей, борющихся с демоническими силами; образ этот стал излюбленным героем широких народных масс и распространился далеко за пределы Ирана, найдя свое отражение даже и в старой русской лит-ре (под именем Еруслана Лазаревича, через форму Арслан; Лазаревич - от имени отца Рустама Зал-и зар). Со смертью Рустама кончается период богатырский, и читатель уже вступает на почву истории. Сасанидская часть "Шах-намэ" исследователями считается более слабой и сухой, но это не вполне верно, ибо и эта часть изобилует ярчайшими эпизодами, вроде романа о Бехрам Гуре, рядом черт напоминающем европейского Дон-Жуана, или Вехрама Чубинэ, мятежного вассала, драматическая карьера к-рого вызывает на память Макбета.  
К концу поэмы краски становятся все мрачнее и мрачнее, и завершается повествование трагической гибелью последнего Сасанида Иездегирда от руки убийцы. Рассказ об арабах дышит нескрываемой ненавистью к завоевателям, причем поэт, несмотря на свое мусульманство, даже забывает о том, что из среды этого народа вышел пророк ислама - Мухаммед.  
В ткань поэмы вкраплены отдельные эпизоды, развивающиеся в целые романы и связанные с основным повествованием только частичной общностью действующих лиц, как знаменитый роман о Бижене и Маниже. Если в основном поэма соответствует нашему представлению об эпосе и излагает свое повествование спокойно и бесстрастно, то как в лирических эпизодах, так и особенно в конце поэмы Ф. зачастую покидает этот спокойный тон и переходит к лирическим отступлениям или окрашивает рассказ в страстные, взволнованные тона.  
Влияние "Шах-намэ" на всю иранскую лит-ру было чрезвычайно велико. Почти все дальнейшее развитие эпоса в Иране так или иначе связано с этой поэмой. Попытки подражать "Шах-намэ" делались еще в XIX в., когда придворный поэт Каджара Фета-Алишаха пытался в стиле Ф. воспеть борьбу Ирана с царской Россией. Распространена она и в широких народных массах, где носителями ее были особые сказители, излагавшие ее, однако, со значительными отступлениями и дополнениями.  
В Европе изучение Ф. началось уже в конце XVIII в.; в 1829 в Калькутте появилось первое критическое издание персидского текста Тернер-Мэкоана (Turner Macan), до сих пор сохранившее свое значение; за ним [1838-1878] последовало издание Ж. Моля (J. Mohl) и незаконченное издание Вуллерса (I. A. Vullers, 3 vls., Leiden, 1877-1884). Появился также ряд полных и сокращенных переводов на английском, французском, итальянском, русском и других языках. Однако до сих пор нет настоящего критического издания текста, которое позволило бы с уверенностью отличить подлинные строки Ф. от позднейших интерполяций. Работа эта еще предстоит.  
В 1934 иранское правительство отпраздновало тысячелетний юбилей Ф., по случаю к-рого в Тегеране состоялся международный конгресс иранистов, закончившийся торжественным открытием роскошного мавзолея Ф. в Тусе, на предполагаемом месте его погребения. Мавзолей построен по чертежам архитектора Бихзада в стиле домусульманского Ирана. Труды конгресса пока еще в печати не появлялись. Тысячелетний юбилей Ф. широко был отмечен в Советском Союзе. 

 
 
 
 
 
 

 

Заключение

В заключении хотелось бы тезисно отметить наиболее важные моменты работы.

Абдурахман Джами:

    • Родился 7 ноября 1411 года в селении Харджард в Хорасане в семье верховного судьи;
    • Первый учитель-отец, в 4 года пошёл в школу, где овладел грамотой, выучил арабский и Коран,затем обучался в Герате и Самарканде;
    • Всю жизнь прожил в доме на окраине Герата;
    • Жизнь охватывает почти весь 15 век, творчество является ярчайшим отражением жизни, литературы, философии и культуры эпохи;
    • На мусульманском востоке был величайшим поэтом и ученым своего времени;
    • Был другом Алишера Навои, вокруг группировались поэты, ученые, историки, художники, каллиграфы, архитекторы. Организовывали собеседования, литературные диспуты;
    • Во второй половине 15 века появился ряд работ по истории и теории таджикской и узбекской литературы. Написал ряд трактатов: «Трактат о рифме», «Трактат о музыке», «Трактат об арабской грамматике;Оставил большое поэтическое наследие- цикл романтических и суфийско-филосовских поэм под название6м Хавт авранг - Семь престолов,оно состоит из семи частей: 1. "Дар благородным" (1481-1482);  
      2. "Четки праведников" (1482-1483);  
      3. "Юсуф и Зулейха" (1485);  
      4. "Лейли и Меджнун" (завершена в 1485г.);  
      5. "Книга мудрости Искандера" (1485);  
      6. "Золотая цепь" (3 ее части составлялись в разные периоды жизни автора);  
      7. "Саламан и Абсаль" (1480-1481).
    • К шедеврам относят поэму « Саламан и Абсаль», она стала известна Западной Европе в 19 веке, в России в 20 веке;
    • Из прозаических произведений, особое место занимает «Бахаристан» или Весенний сад;
    • Творчество Джами оказало огромное влияние на развитие литератур мусульманского мира, умер в Герате 8 ноября 1492г.

Рудаки:

  • Родился в 858 году в селении Пандж Рудак близ Самарканда в семье таджикского крестьянина;
  • В раннем возрасте начал изучать арабский язык, в 8 лет писал стихи и знал наизусть Коран;
  • Стал предводителем поэтов в Мавераннахра и Хорасана;
  • Его называют «Адамом поэтов», основоположник персидско-таджикской поэзии
  • Рудаки автор касыд, газелей, китъа, рубаи и масневи.
  • Первым в поэзии на фарси обратил свой взор на человека, ввел его в литературу, поставил в центр внимания;
  • В его поэзии даётся лирическое описание природы, сопереживание трудной жизни простого народа, философские  стихотворения, призывающие людей, пробуждающих доброту. Наиболее известные стихотворения: «степь», «белый снег», «цветы», «град», «вкус любви», «разлука с тобой», «любовь и молитва», «справедливость», «не надо быть жадным», «щедрость», «нужно делать добрые дела», «жизнь и смерть», «Калила ва Димна», «жалоба на старость», также немало творений, описывающих вино, например «агатовое вино», «подайте вина», но под вином подразумевается не алкогольный сильный напиток, а один из видов фруктового вина;
  • Стихотворения впитали в себя влияние арабской поэзии.;
  • Умер в 942 году и погребён в своём горном селении Пандж рудак., через тысячу лет был построен мавзолей.

Омар Хайям:

  • Родился 18 мая 1048 года в Ниашпуре, в семье ремесленников;
  • Учился сначала в медресе Нишапура, затем в медресе Балхи  и Самарканд, где занимался философией и математикой. Первый научный трактат Проблемы арифметики не сохранился.;
  • Трактат «О доказательствах задач алгебры и амукабалы» написан около 1069 года в Самарканде;
  • В 1074г. Приглашен в столицу государства Исфахан для руководства реформой иранского солнечного календаря. В течении 5 лет вместе с группой астрономов вел научные наблюдения,и ими юыл разработан новый календарь, который назвали «Маоишахово летоисчесление»;
  • Выступал против религиозных догм и человеческих пророков, считал, что блаженство можно обрести только после смерти;
  • Умер в Нишапуре 4 декабря 1131года.

Фирдауси Абулькасим:

  • Родился в 940 году в семье разорившегося аристократа-землевладельца в городе Тус;
  • Получил хорошее образование, свободно владел арабским и персидским;
  • Он в возрасте 40 лет начал работу над поэмой «Шахнаме» - национальный эпос персов и таджиков, памятник мирового значения, огромная, состоящая из 55 тыс. бейтов. Внутри отдельных бейтов имеются большие сказания( достаны), самые известные из них: «Заль и Рудабе», «Семь подвигов Рустама», «Рустам и Сухраб», «Сиявуш», «Семь подвигов Исфандияра», «Рустам и Исфандияр», «Бижан и Маниже»;
  • Условно принято делить «Шахнаме» на три части: мифологическую, героическую, историческую;
  • Вся эпопея пронизана сочувствием к людям труда, прежде всего – крестьянам;
  • В Багдаде в возрасте 80-ти лет написал свою вторую поэму «Юсуф и Зулейха».

Литература

  1. http://ru.wikipedia.org
  2. http://www.bibliotekar.ru
  3. http://www.wisdomcode.ru
  4. Ф.А.Брокгауз и И.А.Ефрон. Энциклопедический Словарь.
  5. Брагинский И. С. Литература XV в.Персидско-таджикская литература.
  6. Бертельс Е. Э., Абу-л-Касим Фирдоуси и его творчество, М. – Л., 1935
  7. «Большая Российская энциклопедия», 2001
 
 

 

Информация о работе Звёзды восточной поэзии (Джами, Рудаки, Хайям, Фирдоуси)