Звёзды восточной поэзии (Джами, Рудаки, Хайям, Фирдоуси)

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 11:52, реферат

Краткое описание

Когда речь заходит о восточной поэзии, сразу же на ум приходят жанры японского или китайского стиха, но почему-то забывается, что восточная поэзия это не только дальний Восток, но и Ближний. Поэтому, для сохранности языка и ушей при анализе творчества Востока нужно говорить о единстве восточной поэзии, и объединять придётся не только сложные в философском и мировоззренческом отношении китайскую и японскую поэзию, но и жизнерадостную младомусульманскую поэзию Саади и Фирдоуси, Омара Хайяма и Джами.

Оглавление

1.Введение 3стр.
2.Абдурахман Джами 4стр.
3.Рудаки 8стр.
4.Омар Хайям 12стр.
5.Фирдоуси 19стр.
6.Заключение 24стр.
7.Список литературы 26стр.

Файлы: 1 файл

ИИ.docx

— 1.86 Мб (Скачать)
 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО

УФИМСКАЯ  ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА 
 
 
 
 
 

                                 

Реферат

По  дисциплине «История мировой культуры и искусства». На тему «Звёзды восточной  поэзии (Джами, Рудаки, Хайям, Фирдоуси ». 
 
 
 

                                                       Выполнил студент группы  

                                                                                   Проверил профессор кафедры дизайна 
 
 
 

Оглавление

1.Введение 3стр.

2.Абдурахман  Джами 4стр. 

3.Рудаки 8стр.

4.Омар Хайям 12стр.

5.Фирдоуси 19стр.

6.Заключение 24стр.

7.Список литературы 26стр.  

Введение  

Когда речь заходит  о восточной поэзии, сразу же на ум приходят жанры японского или  китайского стиха, но почему-то забывается, что восточная поэзия это не только дальний Восток, но и Ближний. Поэтому, для сохранности языка и ушей при анализе творчества Востока  нужно говорить о единстве восточной  поэзии, и объединять придётся не только сложные в философском и мировоззренческом  отношении китайскую и японскую поэзию, но и жизнерадостную младомусульманскую поэзию Саади и Фирдоуси, Омара  Хайяма  и Джами. Именно об этой поэзии писал А.С. Пушкин: «Слог восточный  был для меня образцом…». И сложность  такого анализа в связи с этим возрастает многократно.

В своей работе я рассматриваю жизнь и творчество таких великих поэтов востока  как Абдрахман Джами, Рудаки, Омар Хайям, Фирдоуси. Эти выдающиеся люди своего времени очень многое сделали  для истории. Их труды очень ценятся и в наше время. Большое влияние работы поэтов оказали на развитие мировой культуры, науки и искусства. К шедеврам творческого наследия Абдурахмана Джами можно отнести его поэму "Саламан и Абсаль". Эта поэма вот уже в течение пяти веков находится в центре внимания любителей поэтического слова, поклонников романических преданий и, конечно, тонких ценителей поэзии мудрости. Она является не только значительным художественным произведением, впервые разрабатывающим в высокопоэтической форме древний сюжет, но и поэмой, отражающей литературные, философские, общественно- политические взгляды мыслителя и поэта в его зрелом возрасте. Еще один великий поэт- Рудаки ,написавший очень многое, но к великому сожалению из этого огромного наследия до нас дошло лишь около тысячи бейтов. И это немногое свидетельствует о его гениальности. В его стихах истинная человечность, удивительным образом пробившаяся сквозь века жестоких социальных потрясений, неповторимая эмоциональная выразительность, чудесная огранка слова в неожиданном повороте образа и настроения. Омар Хайям же знаменит во всём мире своими четверостишиями «рубаи». В алгебре он построил классификацию кубических уравнений и дал их решения с помощью конических сечений. В Иране Омар Хайям известен также созданием более точного по сравнению с европейским календаря, который официально используется с XI века. Еще один гений своего времени – Фирдоуси, написавший поэму « Шахнаме», национальный эпос персов и таджиков, памятник мирового значения Огромная, состоящая из 55 тыс. бейтов поэма, пользовалась необычайной популярностью с момента своего появления. Великие детища поэтов востока не должны оставлять нас равнодушными, мы должны более подробно изучать их жизнь и творчество. 
 

Абдурахман Джами

(1414-1492)

Нураддин Абдурахман ибн Ахмад ибн Шамсаддин Мухаммад Джами родился 7 ноября 1414 года в  селении Харджард в Хорасане в семье верховного духовного судьи. В то время это селение входило в область Джам, отсюда и литературный псевдоним - нисба - поэта - Джами, производное слово от названия города Джам, то есть джамиец.

По воспоминаниям  поэта, первым его учителем был его  отец - учёный и законовед. В 4 года юный Джами пошёл в школу, быстро овладел  грамотой, выучил арабский язык и Коран. Затем Джами продолжил обучение в Герате и Самарканде, где будущий  поэт изучал основные науки того времени - логику, поэтику, риторику, теологию, философию, астрономию, математику и  классическую литературу. Впоследствии чего стал авторитетным знатоком мусульманской теологии

Будучи хорошо эрудированным человеком, Джами  мог бы добиться высоких чинов  при дворе, однако скромность и дружелюбие сочетались в нём с чувством собственного достоинства. Когда Джами в 1451 году вернулся в Герат, он хотел поступить  на государственную службу, но в  ожидании аудиенции у одного из чиновников ему пришлось просидеть весь день. Сочтя это унижением человеческого  достоинства, он отказался в дальнейшем от государственной карьеры. Отныне и навсегда Джами отверг дворцовую  роскошь, которую ему неоднократно предлагали Хусейн Байкара и другие правители, преклонявшиеся перед его  огромным авторитетом. Всю свою жизнь  он прожил в своём небогатом доме на окраине Герата, занимаясь наукой и литературой.

Жизнь Абдурахмана  Джами охватывает почти весь XV век. Творчество великого таджикско-персидского  поэта является ярчайшим отражением жизни, литературы, философии и культуры эпохи, вобравшей в себя самые  противоречивые течения.

Иранский поэт, представитель литературы Ирана последнего из «шести веков славы» персидской поэзии стал авторитетным знатоком мусульманской теологии. Вернувшись в Герат, ко двору султанов тимуридской династии, посвятил себя мистическим исканиям, науке и поэзии. Всю свою жизнь Джами прожил скромно, однако безбедно, окруженный многочисленными учениками. Он пользовался на мусульманском Востоке славой величайшего ученого и поэта своего времени. Паломничество в Мекку, предпринятое им на 58 году жизни, явилось блестящей демонстрацией его славы.

Абдурахман Джами  был другом и наставником великого Алишера Навои, который большую  часть своих произведений написал  по его совету и благословению. Джами  был первым, на суд которого выносил  свои произведения Навои. В свою очередь  Джами поступал также. О своей  дружбе с Джами Навои написал  специальную книгу, которую назвал "Пятерица изумлённых".

Знакомство Джами  с Навои произошло, видимо, после  переезда последнего в Герат (1469). Оно  вскоре (к 1476-1477 гг.) переросло в глубокую привязанность, соединявшую их в  течение всей жизни. Тесное сближение  этих двух выдающихся личностей привело  к общности в их творческих замыслах, миросозерцании, взглядах на литературу, искусство, вопросы государственной  и личной жизни.

Вокруг Джами  и Навои группировались поэты, ученые, историки, художники, каллиграфы, архитекторы. Джами и Навои являлись инициаторами и организаторами больших собеседований, литературных диспутов, на которых  обсуждались вопросы культурной жизни - поэзии, прозы, музыки, живописи.

Развитие литературы во второй половине XV века обусловило появление ряда работ по истории (тазкира) и теории таджикской и узбекской  литератур. Джами написал ряд  трактатов о литературе, в том числе «Трактат о рифме» Из поэтических антологий были созданы "Бахаристан" ("Весенний сад") .

Практическое  развитие отраслей искусства вызвало  появление теоретического обобщения  достижений музыкальной культуры ("Трактат  о музыке" Джами). В это же время  продолжает свою деятельность организованная при Шахрухе библиотека, в которой  были собраны искусные переписчики, каллиграфы и переплетчики, занимавшиеся коллективным художественным оформлением  списков "Шахнаме"Фирдауси, произведений Низами Ганджави, Саади, Джами, Навои и других.

Плодами творения гератского круга явились труды  по различным отраслям науки: "Трактат  об арабской грамматике" Джами, представлявший собой комментарий к сочинению  знаменитого арабского филолога Ибн-ал-Хаджиба (Кофия ).Не перечисляя все работы, появившиеся в культурном круге Герата, укажем лишь, что насчитывается пятьдесят семь названий различных исторических и научно- теоретических сочинений, которые были созданы при непосредственной материальной и моральной поддержке Алишера Навои и Абдурахмана Джами.

Абдурахман Джами, великий гуманист эпохи, сумел снискать любовь простых людей - ремесленников, крестьян, представителей искусства, - защитником, учителем, наставником  и другом которых он являлся. Он был  признан еще при жизни современниками, в том числе всеми представителями  династии тимуридов. Его авторитет "вождя и главы поэтов при  Султан-Хусейне" (Бабур) настолько  был велик, что он считался крупнейшей личностью эпохи, величайшим поэтом и ученым, старцем и наставником, прославленным далеко за пределами  Средней Азии, Хорасана, Ирана, Закавказья, Турции и Индии. Однако, несмотря на это, великий поэт с предельной строгостью относился к себе, к своему образу жизни, был в высшей степени прост  в быту, как обыкновенные земледельцы  и ремесленники. Много оригинальных рассказов, связанных с жизнью Джами, его поступками, свидетельствующими о его своеобразии, необычайной  скромности, простоте, разумности, содержится в произведениях современников  поэта.

Абдурахман Джами, получивший всеобщее полное признание  еще при жизни, был главным  авторитетом своего времени в  общественной жизни, в науке, философии, искусстве, в мастерстве поэтического слова. Решающим во всем этом, увековечившим  славное имя великого Джами, было его общечеловеческое поэтическое  наследие, перед которым преклонялись не только просвещенные умы Востока, но и гордые властители различных  восточных государств.

Один из самых  плодовитых авторов в персоязычной поэзии, Мавлана Абдурахман Джами  оставил после себя великое поэтическое  наследие. самый яркий представитель последнего из «шести веков славы» персидской поэзии, немало сил отдавал разработке вопросов теории культуры. Он – автор Трактата о рифме, Трактата о музыке, Трактата об арабской грамматике. Джами, о скромности и неприхотливости которого ходили легенды, играл лидирующую роль в общественной жизни, науке, философии, искусстве, мастерстве поэтического слова своего времени. Он считал лишь троих своих предшественников достойными титула «пророк» или «гений» в поэзии. Это – Фирдоуси в героических сказаниях, Анвари в восхвалении и Саади в любовной газели. Джами оставил большое поэтическое наследие – цикл романтических и суфийско-философских поэм под названием Хавт авранг – Семь престолов (Семерица) Оно состоит из цикла поэм, имеющего семь частей:

1. "Дар благородным" (1481-1482);  
2. "Четки праведников" (1482-1483);  
3. "Юсуф и Зулейха" (1485);  
4. "Лейли и Меджнун" (завершена в 1485г.);  
5. "Книга мудрости Искандера" (1485);  
6. "Золотая цепь" (3 ее части составлялись в разные периоды жизни автора);  
7. "Саламан и Абсаль" (1480-1481).

Три дивана - традиционные сборники газелей, рубай, строфических стихов, разделенных в соответствии с основными этапами его жизни и названных по предложению Алишера Навои - по образцу трех диванов Амир Хусрава Дехлави - "Первая глава юности", "Средняя жемчужина в ожерелье", "Заключение жизни".  

К шедеврам творческого  наследия Абдурахмана Джами (да и  не только одного его, и не только поэзии XV в., но и всей таджикско- персидской литературы вообще) можно отнести  его поэму "Саламан и Абсаль". Эта поэма вот уже в течение  пяти веков находится в центре внимания истинных любителей поэтического слова, страстных поклонников романтических  и романических преданий и, конечно, тонких ценителей поэзии мудрости. Она является не только значительным художественным произведением, впервые  разрабатывающим в высокопоэтической  форме древний сюжет, но и поэмой, отражающей литературные, философские, общественно- политические взгляды  мыслителя и поэта в его  зрелом возрасте.

"Саламан и  Абсаль" Джами стала известна  Западной Европе в прошлом  столетии: в 1856 году поэма была  переведена английским стихом  известным английским поэтом  Фитцджеральдом (1809-1883), прославленным  переводчиком четверостиший Омара  Хайяма. На французский язык "Саламан  и Абсаль" переведена прозой - перевод осуществлен и издан  в Париже в 1927 году Августом  Брикте.

Первый перевод  на русский язык "Саламан и  Абсаль" Джами выполнен советским  востоковедом Константином Чайкиным и  издан в 1935 году к III Международному конгрессу по иранскому искусству  и археологии.

Высокую оценку средневековой персидской поэзии дал  Иоганн Вольфганг Гете, один из немногих европейцев, постигших суть персидской поэзии: «Персы из всех своих поэтов за пять столетий признали достойными только семерых (Фирдоуси, Низами, Анвари, Руми, Хафиза и Джами), а ведь и  среди тех, кого они забраковали, многие будут почище меня».

Несмотря на различия между стремлением к  роскоши и чувственности на исламо-персидском средневековом Востоке и христианским аскетизмом средневекового Запада, обе  культуры роднят тяга к мистике и  проявление первых «ренессансных» мотивов  – сильных чувств, основы формирования личностного начала. Это говорит  о сходных процессах, происходивших  в культуре и литературе той эпохи

Сам Джами считал себя не столько поэтом, сколько  наставником суфийской паствы. Однако последующие поколения предпочли  в его колоссальном наследии не многочисленные теологические трактаты и комментарии  к работам по суфийской философии, а поэмы и газели, а также  касыды, воспевающие труженика –  ремесленника и земледельца.

Из прозаических художественных произведений этико-дидактического литературного жанра, так распространенного  в то время на Востоке, особое место  занимает книга Джами Весенний сад (Бахаристан) с многочисленными стихотворными  вставками.

Последние годы жизни Джами ознаменованы созданием "Бахаристана" (1487), трёх лирических диванов (1479-1491) и "Трактата о музыке". Задуманный как ответ на "Гулистан" Саади "Бахаристан" состоит из прозаических рассказов-анекдотов, перемежаемых стихотворными вставками, и являет собой морально-этический кодекс, каким он должен быть по представлениям Джами.

Проникнутое высокими этическими идеалами гуманистическое  творчество Джами оказало огромное влияние на развитие как персоязычной литературы, так и многих других литератур мусульманского мира.

Информация о работе Звёзды восточной поэзии (Джами, Рудаки, Хайям, Фирдоуси)