Японский костюм

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 14:11, курсовая работа

Краткое описание

Природа оказалась в центре философских и художественных исканий всего средневекового периода, а её закономерности считались универсальными, определявшими жизнь и взаимоотношения людей. С многообразными проявлениями природы сопоставлялся внутренний мир человека. Это повлияло на развитие символического метода в изобразительном искусстве, определив его иносказательный поэтический язык.

Оглавление

1.Введение;
2. Обзор литературного и иллюстрированного материалов;
Характеристика художественного стиля;
2.2 Характеристика костюма;
3. Анализ композиционно-конструктивного построения исторического костюма;
4. Выявление эволюции некоторых элементов и деталей исторического костюма;
5. Выявление аспектов использования исторического костюма в современной
одежде;
6. Выводы;
7. Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

ЯПОНИЯdocx.docx

— 496.44 Кб (Скачать)

Одинаковые художественные принципы положены в основу оформления одежды человека и его жилища - контраст в использовании материалов и  асимметрия как основной декоративный принцип.

Носить кимоно – особая наука. Спина прямая, подбородок –  слегка втянут, а плечи – расслаблены. Движения не должны быть размашисты и  резки. Ни в коем случае, даже случайно, нельзя показывать ноги или другие части тела, скрытые под одеждой. Это неприлично. Мудрость сего правила  заключена в том, что оно уравнивает молодых и пожилых женщин, скрывая  потускневшую красоту вторых и привлекательность  первых. Японцы считают, что женщина  с годами обретает иную красоту, и  кимоно становится прекрасной оболочкой  для этого ларчика духовности.

Костюм неотделим от общего исторического развития страны, он – продукт и отражение особенностей каждой ее эпохи. На утилитарном уровне одежда соответствовала климату  и виду деятельности, на социальном – отражала статус человека в строгой  иерархичной системе общества. Вместе с тем издавна присущее человеку стремление выглядеть красиво породило моду, что стала частью духовной культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. ВЫЯВЛЕНИЕ АСПЕКТОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  МОТИВОВ ИСТОРИЧЕСКОГО КОСТЮМА  В СОВРЕМЕННОЙ ОДЕЖДЕ

Начиная с середины XIX в. после долгого периода изоляции Япония была вовлечена в систему международных отношений, и почти сразу европейский костюм проник во все слои общества. Но, несмотря на это, традиционная одежда и комплекс верований, связанный с ней, не потеряли значимости по сей день, и продолжают выполнять свои социальные функции.

 Ритм современной жизни  не позволяет человеку тратить  слишком много времени на выбор  и надевание костюма, поэтому  традиционная японская одежда  ушла из повседневной сферы  и стала использоваться в особых  случаях, но при этом сохранилась  в полной мере. В послевоенный  период появились 8 позиций, исходя  из которых, японцы стали постепенно  отказываться от повседневного  использования национального костюма,  и их коротко назвали "8 нет".

 Большинство японцев  сетуют на то, что кимоно очень  трудно надеть в одиночку; кроме  того, это довольно долгий процесс,  занимающий около получаса. Общество  с сильными коллективистскими  традициями создало такой костюм, который практически невозможно  надеть самостоятельно. В Европе, правда, тоже существовал подобный  опыт. Участники Великой французской  буржуазной революции использовали  застежку сзади на верхней  одежде, чтобы повысить сплоченность  своих рядов, т.к. всем приходилось  обращаться за помощью, чтобы  застегнуть такую одежду. Застежка  сзади стала символом революционеров.

 Следующая позиция  состоит в том, что кимоно  нельзя самостоятельно сшить,  т.к. часто не знают, как это  делать, и справиться с большим  отрезом ткани вдвоем всегда  проще. Чтобы подобрать весь  ансамбль национального костюма,  требуется совет, и лучше, если  это - совет специалиста. Так  или иначе, выбор подходящего  кимоно, которое будет идти человеку, соответствовать случаю и сезону, превращается в проблему. Кроме  того, полный комплект стоит очень  дорого, и не каждый может себе  его позволить купить сразу  или по частям. Но даже у  счастливого обладателя хорошего  кимоно, оно может стать бесполезным,  если в нем некуда сходить...

 В связи с тем,  что кимоно надевают очень  редко, японцы говорят, что  больше не осознают его истинную  ценность и не чувствуют радости  от носки, т.к. по сравнению  с европейской одеждой оно  довольно неудобное. 

 Наконец, последней причиной отказа от национального костюма стало то, что его некому передать. Молодое поколение полностью приняло современную западную моду и не хочет лишать себя комфорта, который дает, например, спортивный стиль одежды.

 В рамках любой культуры  рождение, брак и смерть - это три  события, которые всегда имели  особое значение в жизни человека. В Японии с ними также связаны  многочисленные обряды, для которых,  несмотря ни на что, используют  исключительно традиционную одежду. Костюм, подобранный по всем правилам, в этих случаях является залогом  будущего благополучия, а через  комплекс использованных в нем  символов осуществляется связь  с предками и богами.

 В Японии написано  большое количество работ по  истории японского костюма, в  которых подробно описывается  развитие и изменение одежды  в различные эпохи, ее особенности.  Однако мало где затронуты проблемы значения и роли национального костюма в системе культурных ценностей японского общества. Кроме того, в исследованиях редко анализируются факторы духовной культуры, повлиявшие на создание именно такого ансамбля национальной одежды.

Японский национальный костюм сохраняет и передает мудрость предков  и является средством воспитания молодежи. Неизменная форма кимоно, сохранившаяся до наших дней, несет  в себе философское содержание, которое  естественным образом повышает духовный уровень человека. Название кимоно произошло от слов "надеваемая вещь", и под ним японцы понимают одежду в целом. Основной концепцией японского  костюма является его непротиворечивость по отношению ко всем культурам. Европейский костюм из-за сложного покроя подходит ограниченному кругу людей, а японское кимоно, имея единообразный крой и только два размера, подходит любому. Благодаря этому одежду всегда передавали по наследству, и она превратилась из просто вещи в костюм, хранящий в себе частичку души и любви тех, кто его надевал в прошлом. Получая этот бережно сохраненный костюм от родителей, человек в свою очередь также хранит его и считает для себя честью носить подобную вещь. Кроме того, кимоно никогда не становится старомодным, в отличие от европейской одежды, и остается символом женственности, прошедшим через века.

Кимоно имеет стандартный  крой по прямым линиям, который не соответствует  очертаниям фигуры человека. Эта особенность  позволяет легко хранить одежду, переделывать ее в другие вещи, подделывать  под определенного человека. Европейская  одежда, изготовленная на заказ, будет  хорошо сидеть на человеке, независимо от его или ее вкуса. В то же время  посадка японского кимоно будет  полностью зависеть от мастерства и  хорошего вкуса того, кто его надевает. Поэтому сам процесс надевания  кимоно становится творческим актом, что  превращает каждого человека в художника, создающего индивидуальный образ. Этот образ будет зависеть только от замысла  самого человека, при этом одна и  та же одежда может одного украшать, а другого нет, потому что японский национальный костюм подчеркивает не так внешность человека, как его  характер.

Кимоно плотно оборачивает  тело с ног до головы, что воспитывает  в человеке смирение и покорность. Длинная юбка без разреза, широкие  рукава и пояс, подобный корсету, полностью  меняют все движения человека. Они  становятся неторопливыми и мягкими, что создает ощущение спокойствия  и уверенности в себе. Национальный костюм подчеркивает мужественность и  достоинство мужчины, женственность  и хрупкость женщины.

Пояс, которым подвязывают  кимоно, с древних времен считался амулетом - охранителем души, а узел на поясе - символом верной любви. В  древности члены одного рода завязывали свои пояса одинаковыми узлами, которые  стали прототипами фамильных  гербов. При завязывании банта, единственного украшения женского костюма, в эту процедуру вкладывают всю душу и любовь.

 Таким образом, национальный костюм играет важную роль в жизни японского общества, в особенности в качестве средства воспитания молодого поколения. С течением времени в восприятии одежды японцами появлялись новые аспекты, отчего она приобретала все новые функции. В середине ХХ в. появилась философия костюма, четко сформулированная в теории Яманака Норио. По этой теории кимоно действительно представляется как одежда, способная внести гармонию в душу человека и в его отношения с окружающими. Может быть, именно поэтому молодежь не отказывается полностью от национального костюма и с удовольствием надевает его в праздники?

  На основании проведенного в предыдущих разделах анализа выявлены исторические формы, детали, сочетания цветов, которые логично «вписываются» в современное направление. На основе этого была разработана эскизная коллекция женской современной одежды.

В коллекции были предложены жакеты свободного покроя на запах, как  в традиционном кимоно. Платья прилегающего силуэта с подчеркивающим талию  широким поясом, как японский пояс – оби, подчеркивающий талию в  кимоно. В платьях предложены длинные широкие рукава. Ткани предложенные для коллекции по орнаменту схожи с тканями исторического национального костюма. Таким образом коллекция разработана с учетом японского стиля, навеянным историей исторического костюма.

Японский национальный костюм в наши дни под влиянием меняющихся условий жизни и быта постоянно  изменяется и модернизируется вполне сохраняя при этом свои характерные черты. Именно в этой способности к эволюции и модернизации – залог большой устойчивости и жизнеспособности японского женского национального костюма.

 

 

 

 

 

 

 

6. ВЫВОДЫ

В японском мировосприятии один из основных компонентов - тонкое ощущение изменчивости времени, неповторимости мига. В традиционной японской одежде кимоно мы видим и изысканную минималистическую простоту кроя, позволяющую приспособить одежду к индивидуальности ее носителя.

Выявлено на примерах исторических рисунков, что японцы могли моделировать простейшие геометрические формы на фигуре, учитывая свои индивидуальные особенности и используя пояс как элемент, фиксирующий объемы. Иначе говоря, японское кимоно является прото-многомерным объектам. Это  выявляется на схемах образования традиционных форм одежды - кимоно.

Японский костюм испытывал  влияние как восточной, так и  западной культуры, однако характер этого  влияния был различным. Одежда дальневосточных  стран стала основой для формирования традиционного японского костюма. Контакты с Западом до середины XIX в. были редкими, поступавшая информация слишком сильно отличалась от знаний и мировоззрения восточного общества, поэтому в период нового времени влияние европейского платья на японский костюм было минимальным. Японцы не смогли соотнести новые виды одежды и ее аксессуаров с хорошо им известными, поэтому некоторые заимствования не получили широкого распространения и были забыты. Развитие же технологий, наоборот, получило мощный импульс, а после открытия страны в 1854 г. началось создание массового промышленного производства. Во второй половине XIX в. отношения с западными державами были гораздо теснее. Японцы пытались приспособиться к новым условиям: в стране шел одновременный процесс формирования национального самосознания и изучения европейских ценностей, в том числе и эстетических. Традиционный костюм трансформировался без ломки национальных основ, «облагораживался» с учетом изменившихся условий жизни и некоторых западноевропейских эстетических взглядов и модных веяний .

В эпоху глобализации интерес  к самобытным проявлениям культуры только обостряется, знания же об истории  одежды соседней страны востребованы в самых различных слоях общества.

Кимоно не просто регламентирует рисунок и ритм движений, но и  является своего рода фокусом национальной психологии. Японка в кимоно воплощает  эталон сдержанной грации, мягкой женственности  и скромности, а также выражает ту естественную гармонию пластики, которая  до сих пор чарует европейцев.

Данная работа имеет прикладное значение. Знания, связанные с костюмом, дают информацию об особенностях национального  характера и правилах поведения  японцев, необходимую госслужащим, бизнесменам, студентам, чья работа или учеба связана с Японией. На основе данного исследования была предложена коллекция женской одежды.

 

7. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Афонькина Е. Традиционный японский костюм.// Оригами. 1997.

2. Наумова Т. Цвета Японии. М.: Искусство, 1989.

3. Хованчук О.А. История японского костюма с древнейших времен до середины ХХ века: Автореферат диссертации кандидата исторических наук. Владивосток, 2006.

4. Yamanaka Norio. Традиционная японская одежда кимоно: происхождение, техника изготовления материала, основы покроя, правила одевания и т.д. Tokyo, 1985.

5. © 2008 www.japantown.ru .

6.  Форум портала «Миф» » Powered by YaBB 1 Gold - SP1!

 YaBB © 2000-2001, Xnull. All Rights Reserved.

7.  www. sam.kg ›. Японские гравюры, красавицы.

 


Информация о работе Японский костюм