Японский костюм

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 14:11, курсовая работа

Краткое описание

Природа оказалась в центре философских и художественных исканий всего средневекового периода, а её закономерности считались универсальными, определявшими жизнь и взаимоотношения людей. С многообразными проявлениями природы сопоставлялся внутренний мир человека. Это повлияло на развитие символического метода в изобразительном искусстве, определив его иносказательный поэтический язык.

Оглавление

1.Введение;
2. Обзор литературного и иллюстрированного материалов;
Характеристика художественного стиля;
2.2 Характеристика костюма;
3. Анализ композиционно-конструктивного построения исторического костюма;
4. Выявление эволюции некоторых элементов и деталей исторического костюма;
5. Выявление аспектов использования исторического костюма в современной
одежде;
6. Выводы;
7. Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

ЯПОНИЯdocx.docx

— 496.44 Кб (Скачать)

У японцев понятие красоты  впитывается с молоком матери. Красота тела и лица тесно переплетается  с красотой духовной, поэтому иметь  хорошенькое личикои безупречную кожу для японских девушек не было пределом мечтаний. Они учились слагать стихи и играть на музыкальных инструментах, а также поддерживать разговор как раз для того, чтобы продемонстрировать и свою внутреннюю красоту. Демонстрировать себя японки могли только за стенами собственного дома, в окружении домочадцев и мужа, так как ещё в эпоху Хэйан (794-1185) сложился обычай, согласно которому знатные дамы должны были прикрывать своё лицо на людях. Впоследствии, когда к власти пришли военные, этот обычай ещё больше усугубился и в итоге мы практически не можем себе представить, как выглядели красавицы того времени: точных портретов не сохранилось, а так называемые рисунки в жанре "бидзинга" значительно приукрашали изображаемых на них красавиц из "весёлого квартала". Сперва эталоном японской красавицы являлись удлинённые узкие глаза, маленький ротик с пухлыми губками, лицо, близкое по форме к кругу, нежели к овалу, и пухлые щёчки. Со временем идеал изменился в следующую сторону - голова должна быть мягкой грушевидной формы и сужаться кверху, рот и нос должны быть маленькими, глаза – напоминать узкие чёрточки, а волосы – быть длинными и прямыми. В средневековой Японии женщины густо белились, замазывая на лице, спине и груди различные дефекты, брови выбривали начисто и рисовали новые – чуть выше и под другим углом. По линии волос на лбу проводилась линия тушью, а замужние женщины к тому же покрывали зубы чёрным лаком. С начала эпохи Мейдзи (1868–1912) западные веяния оказали значительное влияние на японские идеалы красоты и в первую очередь – на видение идеальных глаз. Японские женщины стали пытаться походить на западных актрис, фильмы с участием которых они смотрели. Сейчас же в большинстве своём японки уже не так стремятся быть похожими на европеек.

 

 

ПРИЧЕСКИ И АКСЕССУАРЫ

Знатные японские красавицы, которые могли позволить себе роскошное кимоно, не могли оставит без внимания свои прически. Традиционно прически женщин должны сочетаться с цветом и видом кимоно, как и соответствовать возрасту и статусу женщины.

Примером таких сложных  причесок служат те, которые делали майко и гейши. В первые три года обучения майко носили прическу, которая называлась варэсинобу. Ее задняя часть имела собственное название – момоварэ, «разломанный персик». Волосы собирались в круглый валик, в который вкалывали круглую булавку из черепахового панциря, и разделялись посередине красной лентой каноко. После то как девушка проходила обряд потери девственности мидзугэ, примерно тогда ей было 13-15 лет, ее статус повышался и майко сменяла прическу. С этого момента она носила прическу офоку, которая отличалась треугольной лентой, прикалываемой к волосам булавками.

Когда наставница решает, что  майко уже достаточно опытна, где- то к 21 году, ей разрешают сменить прическу на саккоо, имеющую сзади небольшой хвостик. После этой прически майко могут делать себе куцуяма. Для этой прически старших майко обязательны розовые и серебряные канзаси бонтэн (укашения для волос).

Конзаши – длинная шпилька, которую делали из дерева, серебра или черепахового панциря.Тщательно продуманные украшения канзаши превращали ее в настоящее произведение искусства.

Японкам не положено было ность украшения на руках или шее, поэтому женщины старались украсить свою прическу. Благодаря разнообразным конзаши можно было показать и свой вкус, и достаток. Знатные японкимогли использовать  для украшения своих причесок до 20 заколок.

Также неотъемлемой  частью аксессуара  японского национального  костюма является веер. Он неразрывно связан с историей японского костюма. И на древних гравюрах и на современных  картинах японки очень часто изображаются с веером в руках. В японскую культуру этот аксессуар пришел из Китая примерно в Vв. н.э.

Сенсу – это раскладной веер знакомый каждому европейцу. Именно в таком виде японцы заимствовали веера из китайской культуры. Их изготовляли из разных материалов от шелка и бумаги до металла. Зачастую такие веера становились не только модным аксессуаром, но грозным оружием.

 Утива – веер, который принял свою традиционную форму к XVв. Это плоский нескладывающийся веер, который делили из  45, 64 или 80 бамбуковых прутиков, оклеенных бумагой васи. Обе стороны веера расписывались, причем рисунки имели свои характерные особенности в разных регионах страны. Утива были овальные, близкие к форме к квадрату, круглыми. Они имели ручки из отдельного куска дерева.

  1. АНАЛИЗ КОМПОЗИЦИОННО – КОНСТРУКТИВНОГО ПОСТРОЕНИЯ

ИСТОРИЧЕСКОГО КОСТЮМА

На основании литературных данных и имеющихся образцов изображений  исторического костюма в табличной  форме проведем исследование применяемых композиционно – конструктивных элементов и средств.

                                                                                                                                   Таблица 1

Элементы композиции                         

Схематическое изображения изделия.

Название, назначение.

 

 

 

 

Материал

Геометрический вид формы

Линии

 

Детали

 

Используемые

цвета

По направ-

лению

По типу

По харак-

теру

рукава, воротники, карманы,

застежки.

ахромотические

Хромоти-

ческие

вертикальные, горизон-

тальные, наклонные

конструктивные, конструк-

тивно-декор., декоратив-

ные

прямолин., криволин., бес-

прерыв., прерывест., вол-

нообраз.,зигзагообразн.

теплые

холодные

фактура

орнаментация

цвет основного мате-

риала

цвет отделки

пластические св-ва

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

1,2,3,4,5,6*- кимоно , национальная одежда-типо халата

1,2,3,4,5,6-мягкиая гладкиая

1,2,3,4,5,6-сюжетные и растительные орнаменты

 

 

1,2,3,4,5,6-драпирующиеся ткани

1,2,3,4,5,6- Т -образный

1,2,3,4,5,6-прямые

1,2,3,4,5,6-прямые

1,2,3,4,556-прямолинейные

1,2,3,4,5,6-длинные широкие прямые рукава, воротник  отложной, застежка на запах с широким

поясом

     



 

  Таблица 1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

1,2,3,4,5,6,-Нагадзюбан – нижняя рубаха под кимоно.

Похожа на кимоно.

1,2,3,4,5,6-шелковая простая, однородная

1,2,3,4,5,6-однотонная

.

 

1,2,3,45,6-драпирующиеся

1,2,3,4,5,6-Т-образная

1,2,3,4,5,6-прямые

1,2,3,4,5,6-прямые

1,2,3,4,5,6-прямолинейные

1,2,3,4,5,6-длинные широкие рукава, крой аналогичен крою кимоно.

     

1,2,3,4,5,6-Оби – широкий пояс, который носят с кимоно.

1,2,3,4,5,6-шелковая

1,3,4-мелкий рисунок, 2,5,6-однотонная.

.

 

1,2,3,4,5,6-держащие форму, драпирующиеся.

1,2,3,4,5,6-прямоугольная

1,2,3,4,5,6-прямые

1,2,3,4,5,6-прямые

1,2,3,4,5,6- прямолинейные

-

     

 

Примечание : *-1,2,3,4,5,6- номера выполненных копий.

Вывод: На основе данной таблицы можно сделать вывод, что кимоно является японской национальной одеждой Т-образной геометрической формы. Для его изготовления применяются ткани мягкой и гладкой фактуры, преимущественно - шелк. Орнамент ткани имеет сюжетный и растительно природный характер. Конструктивные линии по направлению, типу и характеру -  прямые. В большей части используются все цвета.

Под кимоно одевается нижняя рубаха – нагадзюбан, которая по крою схожа с верхним кимоно, в  основном она однородная по своей  фактуре. Она так же, как и кимоно имеет по направлению, типу и характеру прямые линии. По своему цвету она разного оттенка цветов.

Линию талии в верхнем  кимоно подчеркивает широкий пояс –  оби. Он может быть  как однотонным, так и с мелким рисунком. По своему конструктивному характеру, типу и  направлению он обсалютно прямой.   Он идет в контраст кимоно или в цвет нагадзюбы.

 

 

 

Пропорции

Вид ритма

   

Цветовые сочетания

Контраст

Нюанс

Тождество

Схематическое изображение изделия. название, назначение

арифметич.

геометрич.

золотое «сочетание»

Прямой равномерный

Пропорционально-последовательный

Симметрия

Асимметрия

Контрастные

Родственно-контрастные

Родственные

В светлоте

В фактуре

В форме

В направлении линий

В светлоте

В фактуре

В форме

В направлении линий

В цвете

В светлоте

В фактуре

В форме

В направлении линий

выраженные

Конструктивно, декоративн.

Конструктивно, декоративн.

Конструктивно, декоративн.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

                                               




Средства композиции Таблица 2

 

                                                                                                                                                                                                           Таблица 2

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

 

 
                                             
                                               

 

 

                                             

 

 

                                             

 

 

                                             

 

Вывод к таблице 2:

В результате проведенного таким образом анализа можно  определить наиболее часто встречающиеся  в историческом японском костюме  данной эпохи элементы и средства композиции. К ним можно отнести  неизменные пропорции, конструктивно - декоративные линии. 100% симметрия исторического костюма. В большей части встречаемости родственно – контрастные цветовые сочетания. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. ВЫЯВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ НЕКОТОРЫХ  ЭЛЕМЕНТОВ И ДЕТАЛЕЙ ИСТОРИЧЕСКОГО КОСТЮМА

При рассмотрении одежды в  контексте общественно-исторических событий в современной культурной ситуации возникает острая необходимость  выделения самостоятельного раздела  знания, а именно, науки о костюме. На фоне планетарности моды рубежа тысячелетий продолжает существовать стремление японского народа сохранить неповторимость своей культуры, запечатлеть ее особенности, в том числе и в одежде. Несмотря на динамизм социальных процессов, их унификацию, усиление роли общечеловеческих ценностей, происходит нарастание субъективной этничности, возрастание значимости этнического самосознания, повышение внимания к материальным и духовным ценностям, созданным народной культурой. Выявление в диалоге культур проблем взаимодействия и взаимовлияния не могло не отразиться на языке костюма. Определение семиотики костюма в качестве знаковой системы особого типа оказывается полезным, как при изучении традиционной культуры, так и в ситуации выяснения основных направлений в развитии модных тенденций современности. Любой костюм следует рассматривать как социокод, который фиксирует определенные характеристики конкретной культуры и вместе с тем является посредником культур различных хронологических периодов и разных этносов, осуществляя коммуникацию, трансляцию и усвоение значимой для данной культуры информации.

История японского костюма  тесно связана с общественно-политическим и экономическим развитием общества. Процесс формирования японского  костюма можно разделить на пять основных периодов:

Первый: с древности до XII в. Это период появления основных форм одежды и формирования на их основе аристократического костюма.

 Второй: с XIII до середины XVI в. (процесс формирования самостоятельной  культуры военного сословия до  проникновения в Японию европейцев).

 Третий: с середины XVI до середины XIX в. (включает короткий  период контактов с иностранцами и эпоху изоляции Японии).

 Четвертый: с середины XIX в. до 1940-х годов (процесс распространения в Японии европейского костюма).

 Пятый: с 40-х годов  ХХ в. до наших дней. Этот период характеризуется выходом Японии на рынок производителей европейской одежды.

Менявшееся на протяжении многих веков кимоно в конце концов обрело совершенную форму. Японцы уделяют большое внимание не только покрою одежды, но и ее символике. В Японии принято обращать внимание на цвет и рисунок.

Узоры на ткани часто выстраивали  по диагонали, в форме S или Z, что  помогало сделать рисунок живым, динамичным. Иногда кимоно условно  делили по вертикали на две части, и каждую расписывали различными мотивами. Роспись подбиралась к  сезону или какому-то религиозному или семейному празднеству. Иллюстрировали птиц, бабочек, большие цветы и  листья. Некоторые цветы олицетворяли времена года. Вишня воспевала  весну, пион - лето, хризантема - осень, слива - зиму. Изображали и лотос - символ чистоты и невинности. Молодые побеги бамбука, нежные азалии, белоснежная сакура и хризантема – символ императорской Японии. Подобные картины украшали парчовые и шелковые кимоно японских принцесс и придворных дам. Мужские кимоно были вышиты свирепыми драконами и иероглифами, которые обозначали «всегда первый», «рост», «слава», «успех» и «богатство». С созерцательным умом японцев, черпать вдохновение в окружающем мире можно было до бесконечности. Мотивы могли быть расположены в строгом геометрическом порядке, или же разбросаны на ткани, как по мановению самой Природы. Встречались на кимоно и гербы их владельцев.

В Японии технологии украшения  ткани развивались своим особым путем. Как и многое другое, это  было обусловлено её географической изоляцией, самодостаточностью и своеобразием культуры.

Художник, расписывающий  кимоно, или вышивальщица, покрывавшая  его причудливыми цветами и птицами  из шелка, не принимали в расчет швы, конструкцию одежды. Отдельные части  композиции переходили с рукава на полы, со спины на грудь, с внутренней поверхности на лицевую сторону. Разглядеть детали композиции можно  было, рассматривая одежду как живописное произведение. После того как кимоно задрапировано на человеке, отдельные  детали скрадывались в широкой складке  или закрывались поясом оби. Особенность  декорирования одежды подобным способом диктовалась художественной системой японской культуры, отсутствием фасадного  восприятия любого объекта - будь то человеческая фигура, расписная лаковая шкатулка для письменных принадлежностей  или подарков. Внешний облик человека был призван играть определенную роль в эстетической системе. Сложные  пейзажные, жанровые и орнаментальные композиции на кимоно кажутся фрагментарными после того, как эта одежда обретает хозяина, но они дополняются, уравновешиваются декоративными приемами, какие использованы для украшения предметов, с которыми соприкасается человек. Те же цветы, птицы, бабочки и стрекозы, узоры, имитирующие рыбью чешую или  медовые соты, можно увидеть на кимоно и на лаковой росписи домашней утвари.

Информация о работе Японский костюм