Японский костюм

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 14:11, курсовая работа

Краткое описание

Природа оказалась в центре философских и художественных исканий всего средневекового периода, а её закономерности считались универсальными, определявшими жизнь и взаимоотношения людей. С многообразными проявлениями природы сопоставлялся внутренний мир человека. Это повлияло на развитие символического метода в изобразительном искусстве, определив его иносказательный поэтический язык.

Оглавление

1.Введение;
2. Обзор литературного и иллюстрированного материалов;
Характеристика художественного стиля;
2.2 Характеристика костюма;
3. Анализ композиционно-конструктивного построения исторического костюма;
4. Выявление эволюции некоторых элементов и деталей исторического костюма;
5. Выявление аспектов использования исторического костюма в современной
одежде;
6. Выводы;
7. Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

ЯПОНИЯdocx.docx

— 496.44 Кб (Скачать)

 

       1.Введение;

2. Обзор литературного  и иллюстрированного материалов;

    1. Характеристика художественного стиля;

2.2 Характеристика костюма;

       3. Анализ композиционно-конструктивного построения исторического костюма;

       4. Выявление эволюции некоторых элементов и деталей исторического костюма;

       5. Выявление аспектов использования исторического костюма в современной

            одежде;

       6. Выводы;

       7. Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.ВВЕДЕНИЕ

Япония слывет одной из самых загадочных и экзотических стран мира. Далекая и близкая, простая и загадочная, она захватывает  наше воображение своей экзотикой. И визит в эту таинственную страну не рассеет сложившийся миф. «Я побывал в волшебной сказке», - говорят люди, посетившие Японию.

Беспрекословное повиновение  и подчинение – в крови у  этой нации. Не пугайтесь, когда встретившая  вас на пороге своего дома японка падает на колени, кладет на пол перед собой  и прижимается к ним лбом –  так она выражает свое почтение. Кстати, не вздумайте пожимать хозяину  руку в знак приветствия: это здесь  не принято.

В представлении европейца  давно сложился образ «страны  восходящего солнца». При слове  «Япония» в воображении живо всплывают  красота японских девушек, виртуозные па мастеров карате, плюс Фудзияма, цветущая сакура, икебана, нецке. Сад камней, саке и древнейшая императорская династия. Об исторических событиях минувшей эпохи напоминают многочисленные архитектурные сооружения тех времен: замки, буддистские храмы Киото, Нара и др. Все это будет Японией. Или иллюзией о ней. С иллюзией не расстаются, ее насыщают.

Неугасающий интерес к  Японии в наше время получил новый  импульс в понимании её роли как  единой в восточном регионе высокоразвитой капиталистической станы, которая  заставляет считаться с собой  и её неординарным культурным комплексом.

"Страна восходящего  солнца" - Япония - расположена на  многочисленных маленьких и больших  островах. Самыми большими из  них являются Кюсю, Сикоку, Хоккайдо и Хонсю. Природа и рельеф Японии разнообразны. Большую часть страны составляют горные цепи вулканического происхождения, они не высоки, но круты. Наиболее известная гора - Фудзияма, покрытая вечными снегами. Берега островов изрезаны одинокими островными утёсами, искривлёнными арками, глубокими расщелинами. Климат Японии подвергается влиянию тёплых морских течений и муссонов. На островах происходят частые землетрясения. Природа и климат сильно влияют на быт японцев, их нравы, обычаи и характер. Многоцветие красок воды океана и морей, очертания вулканов, уходящих в небо, уникальная яркая растительность с детства формируют чувство изящного, любовь к прекрасному, которые свойственны всему населению Японии от земледельца до императора.

 Столь большой роли цветов в жизни японцев, несомненно  в значительной мере способствуют природные условия Японии. Мягкий морской климат, обилие влаги и солнечного тепла, благодатная почва позволяют японцам почти в течении всего года выращивать многообразные живые цветы и декоративные растения. Цветоводство и садоводство приобрели в стране самые широкие масштабы, носят буквально поголовный характер, Даже в крупных городах, в том числе в гигантском Токио, используется малейшая возможность, всякий клочок земли для разведения цветов и декоративных растений.

Природа оказалась в центре философских и художественных исканий  всего средневекового периода, а  её закономерности считались универсальными, определявшими жизнь и взаимоотношения  людей. С многообразными проявлениями природы сопоставлялся внутренний мир человека. Это повлияло на развитие символического метода в изобразительном  искусстве, определив его иносказательный  поэтический язык.

Истоки японской культуры уходят корнями в глубокую древность. Самые ранние произведения искусства  относятся к IV-II тысячелетиям до нашей  эры. Наиболее длительным и самым  плодотворным для Японского искусства  был период Средневековья (IV-XIX в.в.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНОГО  И ИЛЛЮСТРИРОВАННОГО МАТЕРИАЛОВ

2.1 ХАРАКТЕРИСТИКА ХУДОЖЕСТВЕННОГО  СТИЛЯ

Традиционная культура Японии очень самобытна и своеобычна, ее философские принципы, равно как  и эстетические предпочтения и вкусы самих японцев, весьма отличных как от западных, так и от российских. На формирование японской культуры, несомненно, повлияло особое отношение японцев к красоте родной природы, с древнейших времен воспринимавшейся как совершенное божественное творение. Поклоняясь красоте природы, японцы старались жить с ней в гармонии и уважать ее величие. Особенности природного ландшафта отразились также и на особенностях национальной психологии японцев. Япония – страна горная, земель, пригодных для жизни и земледелия, было мало, люди на них проживали скученно. Поэтому в каждый маленький клочок земли японцы вкладывали очень много труда и сил, осознавая, что именно на этом самом пятачке жили из поколения в поколение их предки и будут жить их потомки. Необходимость делить ограниченно пространство с большим числом других людей и неизбежная скученность привели, с одной стороны, к утверждению строгих правил общественного поведения и жесткой социальной иерархии, с другой – к развитию особой культуры внутренней жизни, для которой характерны самодисциплина, самоуглубленность, созерцательность и отрешенность. Эти черты отразились и на специфической психологии традиционного японского искусства: оно очень экологичено и медитативно.

   Восприятие уже  сложившихся художественных систем  создавало возможность относительно  быстрого темпа развития японской  культуры по сравнению с китайской. Важным обстоятельством, влиявшим на формирование этнической психологии народа, было совершенно особое географическое положение Японии. Одна из самых важных особенностей, наложивших отпечаток на всю японскую культуру, - это тяга к гармонии с природой, острая реакция на красоту природы в больших и малых ее проявлениях. На протяжении всего существования японской культуры через образы природы познавался внутренний мир человека.

   Древний период, как  и у других народов, характеризуется  зарождением эстетических представлений,  пространственного и пластического  мышления, определением природы  как главного объекта религиозно-магического  и эстетического осмысления мира.

Если рассматривать всю  японскую культуру в ее историческом единстве, то самой характерной особенностью можно назвать борьбу и взаимопроникновение  двух начал – мира природы и  мира человека.

   Важная особенность  японского художественного сознания  – способность быстро усваивать  новые идеи, приспосабливать их  к своим условиям и конкретным  нуждам, органически соединять с  идеями традиционными. На протяжении  всей истории японской культуры  не было крутых переломов течения  художественного процесса, и даже  важные качественные изменения  принимали форму постепенного  преобразования традиционных представлений и художественных форм в новые. Это было связано с общим замедленным темпом исторического развития сред-невековой Японии и таким типом функционирования художественных идей, когда новое не опровергало и не отвергало уже существовавшее, но начинало жить одновременно с ним, постепенно, иногда на протяжении столетий «размывая» прежние представления, вытесняя их на периферию художественного сознания в виде омертвевших канонических схем.

АРХИТЕКТУРА

Для традиционной японской архитектуры характерны сооружения из дерева с массивными крышами и  относительно слабыми стенами. Это  не удивительно, если учесть, что в  Японии теплый климат и часто идут обильные, сильные дожди. Кроме того, японские строители всегда должны были считаться с опасностью землетрясения. Из числа дошедших до нас сооружений древней Японии примечательны синтоистские храмы Исэ и Идзумо. Оба деревянные, с практически плоскими двускатными крышами, далеко выступающими за пределы собственно постройки и надежно защищающими ее от непогоды. Храм Идзумо - очень крупное сооружение, высота его достигает 24 м.

Проникновение в Японию буддизма, с которым было связано столь  важное для средневекового искусства  осознание человеком единства духа и плоти, неба и земли, отразилось и на развитии японского искусства, в частности архитектуры. Японские буддийские пагоды, писал академик Н. И. Конрад, их "устремленные ввысь многоярусные кровли с тянущимися к самому небу шпилями создавали то же ощущение, что и башни готического храма; они распространяли вселенское чувство и на "тот мир", не отделяя его от себя, а сливая "Трепетность Голубых Небес" и "Мощь Великой Земли".

Буддизм принес в Японию не только новые архитектурные формы, развивалась и новая техника  строительства. Пожалуй, важнейшим  техническим новшеством стало сооружение каменных фундаментов. В древнейших синтоистских постройках вся тяжесть здания падала на врытые в землю сваи, что, естественно, сильно ограничивало возможные размеры зданий. Начиная с периода Асука (VII в.) получают распространение крыши с изогнутыми поверхностями и приподнятыми углами, без которых сегодня мы не можем представить себе японских храмов и пагод. Для японского храмового строительства складывается особый тип планировки храмового комплекса.

Японский храм, независимо от того, синтоистский он или буддийский, - это не отдельное здание, как  привычно думать, а целая система  специальных культовых сооружений, подобно старинным русским монастырским ансамблям.

Крытые галереи, аналог наших  монастырских стен, как и ведущие  на территорию храма ворота, нередко  представляли собой примечательные в архитектурном отношении самостоятельные  сооружения.

Вообще все старинные  памятники архитектуры в Японии построены из дерева. Эта особенность  дальневосточного зодчества обусловлена  рядом причин. Одна из них, и немаловажная, - сейсмическая активность. Но не только в прочности дело. Дерево позволяет  оптимально соединить, слить воедино  творения рук человеческих и творение природы - окружающий ландшафт. Гармоническое сочетание архитектуры с пейзажем, считают японцы, возможно только тогда, когда они состоят из одного и того же материала. Японский храм-монастырь сливается с окружающей рощей, становится как бы ее рукотворной частью - с высокими стволами колонн, сплетающимися ветвями кронштейнов, зубчатыми кронами пагод. Природа "прорастает" архитектурой, и архитектура затем, в свою очередь, "прорастает" природой. Иногда лесная стихия и самым непосредственным образом вторгается в искусство. Ствол живого большого дерева становится опорным столбом в традиционной японской хижине или колонной в сельском святилище, сохраняя нетронутой первозданную красоту своей фактуры. А внутри монастырских двориков, моделируя не только и не столько окружающий пейзаж, но природу, вселенную в целом, развертывается своеобразный сад камней, сад сосредоточенности и размышлении.

Конструкции в Японии, стране деревянной архитектуры, редко бывают тяжелыми и массивными. Всегда где-то присутствуют уравновешивающие, - а  точнее возносящие ввысь, - легкие и  изящные детали.

Буддийские храмовые комплексы  различались по планировке в зависимости  от того, строились ли они в горах  или на равнине. Для храмовых ансамблей, построенных на равнине, характерно симметричное расположение зданий. В  горных условиях по самому характеру  местности симметричное расположение зданий обычно просто невозможно, и  архитекторам приходилось каждый раз  находить конкретное решение задачи наиболее удобного расположения сооружений храмового комплекса.

Со второй половины VIII века в восприятии современников различия между божествами синтоистского  и буддийского пантеонов постепенно стираются, в связи с чем в синтоистские постройки начинают вноситься элементы буддийской архитектуры.

В это время в Японии уже существуют довольно крупные  города. Столица Хэйан (теперешнее Киото) протянулась с запада на восток на 4 км, а с севера на юг на 7 км. Город строился по строгому плану. В центре находился императорский дворец. Большие улицы пересекали город в шахматном порядке. Дворцовые комплексы, как и храмовые, состояли из ряда зданий, включая культовые сооружения. На территории дворцов сооружали водоемы, в том числе и предназначенные для катания на лодках.

В VIII-XIV веках в японской архитектуре сосуществовало несколько  архитектурных стилей, разнящихся друг от друга соотношением заимствованных и местных элементов, а также  особенностями архитектурных форм и приемов строительства.

С XIII века в Японии широкое  распространение получил буддизм  секты дзэн, а вместе с ним и  соответствующий архитектурный  стиль (кара-э - "китайский стиль"). Для храмовых комплексов секты дзэн было характерно наличие двух ворот (главные ворота и ворота, следующие за главными), крытых галерей, шедших справа и слева от главных ворот, и симметрично расположенных главного храма, содержащего статую Будды (дом божества), и храма для проповедей. На территории храмового комплекса находились также различные вспомогательные строения: сокровищница, жилища священнослужителей и др. Основные храмовые здания сооружались на каменном фундаменте и первоначально окружались навесом, что превращало крышу в двухъярусную, позже этот навес часто не делали.

Архитектура дзэн достигла вершины своего развития в XIV веке. В  дальнейшем упадок политического могущества секты сопровождался разрушением  большей части ее храмов и монастырей. Нестабильность политической жизни  страны, войны способствовали зато развитию замковой архитектуры. Расцвет ее приходится на 1596-1616 гг., но уже с XIV века замки строились в расчете на века. Поэтому при их сооружении широко применялся камень. В центре замковых ансамблей находилась обычная башня - тэнсю. Сначала в замке имелась одна башня, затем стали сооружать несколько. Огромными размерами отличались замки Нагоя и Окаяма. Они были разрушены уже в XX в ке.

Информация о работе Японский костюм