Визуальные коммуникации как средство решения проблемы ориентирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 11:39, курсовая работа

Краткое описание

В истории человечества всегда существовала проблема адаптации человека в иноязычной среде.
В настоящее время одной из проблем является адаптация иностранных школьников в учебных заведениях. В данной работе сделана попытка решить эту проблему посредством визуальной коммуникации.

Оглавление

Введение
Основная часть
Глава 1.
Основные понятия
1. Визуальная коммуникация
2. Комбинаторика
3. Знак. Виды знаков
Глава 2.
История знака
1. Влияние времени на знак
2. Письмо
3. Геральдика
Глава 3.
Эргономика в дизайне
Глава 4.
Анализ аналогов и прототипов
Заключение

Файлы: 1 файл

Визуальные коммуникации как средство решения проблемы ориентирования.doc

— 330.50 Кб (Скачать)


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Введение

Основная часть

              Глава 1.

Основные понятия

1.      Визуальная коммуникация

2.      Комбинаторика

3.      Знак. Виды знаков

              Глава 2.

История знака

1.      Влияние времени на знак

2.      Письмо

3.      Геральдика

              Глава 3.

Эргономика в дизайне

Глава 4.

Анализ аналогов и прототипов

Заключение


ВВЕДЕНИЕ

 

В истории человечества всегда существовала проблема адаптации человека в иноязычной среде.

В настоящее время одной из проблем является адаптация иностранных школьников в учебных заведениях. В данной работе сделана попытка решить эту проблему посредством визуальной коммуникации.

Актуальность данного исследования не вызывает сомнений, т. к. существует определенная категория людей, нуждающаяся в ее решении. Она обусловлена недостаточной практической разработанностью, что определяет несомненную новизну данной работы.

Целью исследования является полное и системное изучение возможностей ВК для решения этой проблемы.

В рамках достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

- изучить основные понятия ВК (коммуникация, визуальная коммуникация, средства визуальной коммуникации, знак, виды знаков и т. д.) и комбинаторику;

- изучить основные этапы развития знака;

- ознакомиться с основными требованиями эргономики, связанными с данной целевой аудиторией (школьники);

- проанализировать аналоги и прототипы, выявить их достоинства и недостатки, а также обозначить лучшие пути решения;

- разработать систему знаков.

Таким образом, в качестве объекта исследования выступает визуальная коммуникация.

Предметом исследования становится разработка системы знаков ВК для адаптации иностранных школьников.



Глава 1.

Основные понятия

1

Визуальная коммуникация

 

Визуальная коммуникация - это передача информации посредством жестов, мимики, телодвижений. По данным специалистов, невербальными средствами передается около 65% информации. Часто, чтобы дать понять человеку наше отношение к нему, мы ничего не говорим, а только смотрим на него с определенным выражением лица. Преимущество визуальной коммуникации в том, что она понятна большинству.                                                                Человек получает информацию по всем имеющимся у него каналам. Но часть из них носит особый характер для общения. Это, в первую очередь, визуальная и вербальная коммуникации. Еще Ницше в своих афоризмах написал: "Люди свободно лгут ртом, но рожа, которую они при этом корчат, все-таки говорит правду". Эти слова достаточно точно передают как автономный характер передачи информации по визуальному каналу, так и то, что мы не умеем в равной степени контролировать визуальный канал, как это делается с каналом вербальным. По подсчетам исследователей 69% информации, считываемой с экрана телевизора, приходится на визуальную коммуникацию. Владение языком тела все время записывается в правила поведения для западных политиков. Человек обязательно должен выдавать определенную информацию невербальным способом, чтобы его не воспринимали отрицательно. Сегодня уже есть теории, постулирующие, что если в поле зрения ребенка преобладают овалы, то он более будет склонен к компромиссам.                                                                                                Необходимо отметить, что визуальная коммуникация включает в себя также визуальный облик человека, а не только его слова. Специалисты пишут, что ваша одежда может быть очень информативной по отношению к рассказу о вашей личности и вашей эмоциональной приспособленности к жизни.

Визуальная коммуникация порождает тексты, которые лучше воспринимаются
и лучше запоминаются. Роман Якобсон предложил такое разграничение между слуховыми и визуальными знаками: для первых более важно временное измерение, для вторых - пространственное. При этом визуальные знаки также обладают своей долей условности. Например: "Царь, Император, полководец, вождь, когда они изображаются не сами по себе, в своей внутренней сути, а в качестве властелинов, должны браться именно в профиль". Портрет, в отличие от гипсовой маски, несет в себе как бы несколько временных срезов, считает Флоренский.

Портрет "обязательно имеет некоторую временную глубину
личности, временную амплитуду внутренних движений. Он охватывает
личность в ее динамике, которая, по сравнительной медленности   своего
собственного изменения, берется здесь статически". Одновременно  возникает
как бы большее богатство визуального канала, где может   проходить больше
информации.

Признанный исследователь визуальной коммуникации Рудольф Арнхейм, разграничивая фотографию и живопись, говорил, что художника интересуют не сиюминутные события, а нечто большее: "Только сиюминутное является личным, а художник непосредственно наблюдал за тем, что в данный момент не было, потому что это было там всегда. Живопись никогда никого не разоблачала". Фотограф в этом плане вторгается в мир. Для выполнения функции живописи фотография также должна затратить много усилий, поскольку в этом случае требуется обобщение. Фотографии удается сделать это не позитивно, а негативно, с помощью уничтожения уже имеющейся информации, затемняя и скрывая отдельные детали человека. Арнхейм пишет:

"Фотография охотно прибегает к официальному портрету, призванному передать высокое лицо или высокое общественное положение данного лица. В крупных династических или религиозных иерархиях, такие, какие были в древнем Египте, предполагали, что статуя правителя олицетворяет мощь и сверхчеловеческое совершенство его должности, и пренебрегали его индивидуальностью; и даже в наше время фотографы, специализирующиеся на портретах президентов и крупных бизнесменов, вынуждены искажать их, чтобы не подчеркивать художественные достоинства своей работы. Отвергая всякое возвеличивание, в процессе которого совершается насилие над истиной, фотография демонстрирует свою преданность той действительности, из которой она вышла".

Серьезным исследованием визуального языка занимается и Кристиан Метц. "План" в кино он связывает с высказыванием, а не словом естественного языка. Количество планов, как и количество высказываний, может быть бесконечным. План передает воспринимающему неопределенное количество информации. Это как бы сложное высказывание неопределенной длины. План, в отличие от слова, всегда изображает актуальную реальность: не "дом", а "вот этот дом". В целом он считает грамматику кино не собственно грамматикой, а скорее риторикой, поскольку здесь минимальная единица (план) не является определенной, а правила касаются скорее крупных единиц.

Нейролингвистическое программирование, предложив, что у человека может быть тот или иной доминирующий канал коммуникации, предлагает ряд интересных правил для случая визуального канала с использованием некоторых данных НЛП. Например: чтобы успокоить собеседника, авторы предлагают подражать его языку тела.

"В большинстве случаев ваш собеседник просто не заметит, что вы его копируете, - по крайней мере, на внешних уровнях сознания. При этом на внутренних уровнях сознания он (или она) будет видеть свое зеркальное отражение. С самим собой ему комфортно, а поскольку вы (ваша поза) так похожи на него, то и вы становитесь не опасны - и рядом с вами ему тоже

становится комфортно. В этот момент собеседник расслабляется, барьеры исчезают, и общение налаживается".

В целом следует подчеркнуть, что визуальная коммуникация представляет собой порождение долговременных сообщений, и это одна из ее главных особенностей. С другой стороны, визуальная коммуникация (за исключением письма) не имеет того же уровня кодификации, в ней часто сообщение создается совместно с грамматикой. П. Флоренский попытался связать устремление к католицизму или протестантизму со зрительным или слуховым психологическими типами: "Католики", т.е. католичествующие, - люди зрительного типа, а "протестанты", т.е. протестантствующие, - слухового. Православие же есть гармония, гармоническое равновесие того и другого, зрительного и слухового типа. И потому в православии пение столь же совершенно онтологично, как и искусство изобразительное - живопись". Самое замечательное в этом отрывке - предугадывание будущей науки "нейролингвистического программирования". Но не менее важен и творческий характер того, что делается в рамках визуальной коммуникации.

Также необходимо упомянуть одну из важнейших характеристик визуальной коммуникации, ради которой, вероятно, она часто и реализуется. Визуальная коммуникация не является столь же многозначной, как коммуникация вербальная. Это говорит о том, что она подлежит гораздо большему контролю. Одновременно ее долговременность позволяет передавать свое однозначное сообщение сквозь время. Важна и информация, которую несет цвет. К примеру, синий выступает как признак авторитетности. Поэтому полицейские во многих странах одеты в разные варианты именно этого цвета.

Как видно, визуально мир организован достаточно жестко, и мы часто не знаем его закономерностей, поэтому и возникают те или иные варианты ошибок. Но одновременно умелое использование его приносит достаточно сильные результаты.

 

Термин «пиктограмма» (от латинского pictus 'нарисованный' и греческого gramma 'нечто нарисованное или написанное') обозначает такой значок, в форме которого легко распознается какая-то картинка. Термин «идеограмма» (от греческого idea 'идея' + gramma) относится к значку, передающему какое-то понятие, идею или мысль вне зависимости от того, напоминает он по форме какую-либо картинку или нет: таково, например, изображение солнца, выражающее идею 'теплоты' или 'дня', или изображение руки, указывающей на рот, которое выражает идею 'голодный'.

 

2

Комбинаторика

 

Комбинаторика изучает количества комбинаций, подчиненных определенным условиям, которые можно составить из элементов, безразлично какой природы, заданного конечного множества. При непосредственном вычислении вероятностей часто используют формулы комбинаторики. Приведем наиболее употребительные из них.

Перестановками называют комбинации, состоящие из одних и тех              же n различных элементов и отличающиеся только порядком их

расположения. Число всех возможных перестановокРn = n где n! = 1 * 2 * 3 ... n.

    Сочетаниями называют комбинации, составленные из п
различных элементов по m элементов, которые отличаются хотя
бы одним элементом. Число сочетаний

= n!/(m!(n-m)!).

              Размещениями называют комбинации, составленные из n
различных элементов по m элементов, которые отличаются либо              составом элементов, либо их порядком. Число всех возможных

размещений = n(n- l)(n-2)... (n-m+ 1).

Подчеркнем, что числа размещений, перестановок и сочетаний связаны

равенством.

Выше предполагалось, что все n элементов различны. Если же некоторые элементы повторяются, то в этом случае комбинации с повторениями вычисляют по другим формулам. Например, если среди n элементов есть m

элементов одного вида, п2 элементов другого вида и т.д., то число перестановок с повторениями

Pn(nl,n2, ...) = n!/(nl!n2!...),

Где n 1 + n 2 + ... = n.

При решении задач комбинаторики используют следующие правила:

Правило суммы. Если некоторый объект А может быть выбран из

совокупности объектов m способами, а другой объект В может быть выбран п

способами, то выбрать либо А, либо В можно m + n способами.

Правило    произведения. Если объект А можно выбрать из совокупности объектов m способами и после каждого такого выбора объект В можно выбрать n способами, то пара объектов (А, В) в указанном порядке может быть выбрана mi способами.

С помощью формул, которые выводятся в комбинаторике, можно быстро определить число исходов опыта. Это особенно важно, если число исходов опыта велико - простое перечисление исходов может привести к ошибке.

Изначально комбинаторика возникла и развивалась одновременно с теорией вероятностей. И первоначально комбинаторные задачи касались в основном азартных игр. Комбинаторика, пройдя многовековой путь развития, обретя собственные методы исследования, с одной стороны, широко используется при решении задач алгебры, геометрии, анализа, с другой стороны, сама использует геометрические, аналитические и алгебраические методы исследования. В конце 18 века учёные, принадлежащие комбинаторной школе Гинденбурга, попытались построить общую комбинаторную теорию, используя бесконечные ряды. Исследователи этой школы изучили большое количество преобразований рядов: умножение, деление, возведение в степень извлечение корней, обращение рядов, разложение трансцендентны функций.

 

 

 

 

3

Знак. Виды знаков
 

Зарождающаяся конкурентная борьба за кошелек покупателя должна начинаться с обозначения борющихся сторон, участвующих в процессе купли-продажи. Для этого как нельзя лучше подходит товарный знак как средство идентификации своих товаров или услуг, применяемый предприятиями и организациями повсеместно. Любое графическое изображение слова, символа, понятия или события можно в принципе считать основой товарного знака. Основные формы его существования можно рассмотреть в перечисленных далее разделах книги. Но какую бы форму товарные знаки ни принимали, главная функция их заключается в том, чтобы позволить отличить конкретное изделие или услугу одного предприятия от продукции конкурентов. Товарные знаки имеют много общего с именами собственными: тщательность, с которой их выбирают и преподносят; "отеческая" опека предприятия, выступающего в качестве имядателя; их написание (с заглавной буквы); их магическая способность вызывать ассоциации; их чуть ли не освященное религией происхождение; их регистрация; их исключительность и правовая охрана.
С тех самых пор, как человек стал употреблять слова, они служили для того, чтобы вызывать в умах людей образ тех предметов, которые они символизировали. С незапамятных времен имя всегда было вторым "я" человека. Знать имя человека означало обладать властью над его душой. Простые смертные не смели знать имена своих правителей. Могущественные древние божества имели множество имен, каждое из которых выражало какой-то аспект их могущества. Глубина воздействия этого языка символов граничит порой с волшебством. И несомненно магическое или полумагическое влияние товарных знаков, как на покупателей, так и на самих продавцов, давших второе имя изделию, услуге или предприятию, которое они олицетворяют.
За счет колоссального увеличения массы поступающих на рынок изделий приток новых товарных знаков образует настоящее наводнение, а поскольку большинство их состоит из слов, языки всех народов непрерывно пополняются новыми словами, выполняющими функции товарных знаков. Промышленники и потребители в равной мере используют их в качестве обычных слов в таком же грамматическом значении, как и существующие в языке слова, с которыми знаки находятся в тесном родстве в качестве имен собственных, существительных или прилагательных, а в ряде случаев даже междометий или восклицаний. Таким образом, товарные знаки постепенно занимают такое положение, которое, как показывает практика, наиболее полно соответствует их специфике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.

История знака

Информация о работе Визуальные коммуникации как средство решения проблемы ориентирования