Творчество П.П. Рубенса

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 16:32, контрольная работа

Краткое описание

Много ли найдется художников, которые на вершине своей славы стали бы изучать и копировать произведения других живописцев? Много ли таких мастеров, которые в зрелом возрасте, постоянно совершенствуют свое умение рисовать и писать красками, смиренно учатся у более, с их точки зрения, талантливых коллег? Таким был великий фламандский живописец XVII века Питер Пауль Рубенс.
Его творчество было связующим звеном двух художественных культур – эпохи Возрождения и XVII столетия. Оно пронизало подлинным новаторством, стремлением открыть для искусства еще не изведанные пласты реализма.
На протяжении всего творческого пути он неустанно стремился постичь тайны мастерства. Рубенс обладал колоссальной работоспособностью, постоянно совершенствовал и тренировал свой глаз, руку, понимание формы и цвета. Это невероятное трудолюбие помогало ему не только создать множество произведений, из которых почти половина большие монументальные полотна, но и обрести поразительную свободу и виртуозность кисти.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………….2
1.Биография…………………………………………………………………………………....3
2.Творчество…………………………………………………………………………………...6
Заключение…………………………………………………………………………..……….18
Список литературы……………………………………………………………………….….19

Файлы: 1 файл

рубенс.docx

— 61.17 Кб (Скачать)

Питер Пауль Рубенс 

Содержание 
 

Введение……………………………………………………………………………………….2

1.Биография…………………………………………………………………………………....3

2.Творчество…………………………………………………………………………………...6

Заключение…………………………………………………………………………..……….18

Список  литературы……………………………………………………………………….….19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2010г 
 

Введение 
 

«Его  главное качество, если предпочесть  его многим другим, - это пронзительный  дух, то есть поразительная жизнь: без  этого не один художник не может  быть великим…»

Эжен  Делакруа. 

Много ли найдется художников, которые на вершине своей славы стали  бы изучать и копировать произведения других живописцев? Много ли таких  мастеров, которые в зрелом возрасте, постоянно совершенствуют свое умение рисовать и писать красками, смиренно учатся у более, с их точки зрения, талантливых коллег? Таким был великий фламандский живописец XVII века Питер Пауль Рубенс.

     Его творчество было связующим  звеном двух художественных культур  – эпохи Возрождения и XVII столетия. Оно пронизало подлинным новаторством, стремлением открыть для искусства еще не изведанные пласты реализма.

     На протяжении всего творческого  пути он неустанно стремился  постичь тайны мастерства. Рубенс  обладал колоссальной работоспособностью, постоянно совершенствовал и  тренировал свой глаз, руку, понимание  формы и цвета. Это невероятное  трудолюбие помогало ему не  только создать множество произведений, из которых почти половина  большие монументальные полотна,  но и обрести поразительную  свободу и виртуозность кисти. 

     Питер Пауль Рубенс был человеком  разносторонне образованным. Он  поражал обширными познаниями  в самых различных науках, свободно  владел несколькими языками, интересовался  современной литературой и философией. Кроме того, он превосходно знал  античную историю,  мифологию,  литературу и искусство.

     Современники называли его королем  художников и художником королей.  По мощи таланта и многогранности  дарования, глубине знаний и  жизненной энергии, Рубенс принадлежит  к числу самых блестящих фигур  европейской культуры XVII века. Прижизненная  слава Рубенса была так велика, что в отблеске его имени  тусклое царствование эрцгерцога  Альберта и его жены Изабеллы  начало казаться великой эпохой. С той поры в волшебном мире  живописи Рубенс занимает одно  из самых почетных мест. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Биография  П.П. Рубенса 

     Родился в Зигене в Вестфалии  28 июня 1577 года в семье Яна Рубенса,  антверпенского юриста. Когда Питеру  Паулю Рубенсу было одиннадцать  лет, его отец умер, а мать  переехала с детьми в Антверпен.  Будущий художник получил образование  в школе иезуитов. Способности  к языкам (он говорил на шести  языках) позволили ему не только  освоить культурное наследие  своей эпохи, но и достичь  значительных успехов на дипломатическом  поприще. Рубенс провел свою  юность в городе, который постепенно  возвращался к прежней жизни.  Вначале он учился в школе  Ромбута Вердонка, ученого, обладавшего  определенной весомой репутацией, который продолжал формировать  сознание и вкус ребенка по  следам его отца Яна Рубенса. 

     Мать определила его на некоторое  время в пажи к вдове графа  Филиппа де Лален, Маргарите де Линь. Так начинался обычно путь молодого человека из хорошей семьи с ограниченными средствами, чтобы, в конце концов, занять достойное положение в обществе. Учтивый паж с хорошими манерами мог рассчитывать на повышение, а с возрастом – и на важный и ответственный пост у какого-либо вельможи, а, следовательно, и на определенную роль в управлении государством. Так начиналась не одна знаменитая политическая карьера. Рубенс научился изысканным придворным манерам в доме графини Лален, но уже тогда он хотел стать художником и несколько месяцев спустя убедил свою мать забрать его со службы у графини и определить учеником к художнику.    

Ему подыскивают  учителя, который согласился бы взять  его к себе в мастерскую. Это  Тобиас Верхахт. Питер Пауль перебирается к нему в дом. Первый учитель Рубенса был ничем особенно не выделявшимся пейзажистом – рисовал ландшафты небольших размеров, на которые всегда существовал спрос, но Питер Пауль не мог многому у него научиться. Очень скоро он перешел в мастерскую более универсального художника Адама анн Ноорта, у которого пробыл в учениках около четырех лет. Девятнадцати лет от роду Петер Пауль снова меняет учителя, став учеником одного из самых замечательных антверпенских художников Отто анн Веена. Он был человеком ученым, с превосходным вкусом, одним из членов элитарной группы «романцев», художников, когда-то учившихся в Италии, чьи произведения были пронизаны гуманистическим духом Ренессанса. Работы Отто анн Веена были вдумчивыми, значительными, но почти лишенными жизни. Тем не менее этот художник оказал серьезное влияние на эстетическое образование Рубенса, он привил своему ученику тщательное изучение композиции, стимулируя у него интерес к интеллектуальным аспектам их общей профессии. 

Когда Петеру Паулю исполняется двадцать один год, его принимают мастером в гильдию св. Луки, антверпенскую ассоциацию художников и ремесленников, старейшина которой - его бывший учитель Адам ван Ноорт. Хотя у него пока не было собственной студии и он продолжал еще целых два года работать у Отто ван Веена, ему теперь разрешалось брать учеников, что он и сделал, взяв к себе в ученики Деодатуса Дель Монте, сына антверпенского серебряных дел мастера.

      В мае 1600 года Питер Пауль Рубенс, не достигнув еще двадцатитрехлетнего возраста, отправился в Италию. Он был молод, красив, хорошо воспитан. Знал английский, испанский, французский, итальянский и латынь. Диплом свободного художника гильдии святого Луки и кошелек матери помогали ему верить в свою звезду. Надо полагать, что у Питера Пауля при себе имелись какие-то существенные рекомендации. Мы не знаем, какие именно, но их действенная сила налицо: 5 октября 1600 года он присутствует во Флоренции на бракосочетании Марии Медичи с королем Франции, а к концу того же года поступает на службу ко двору в Мантуе, родственницей которым и приходилась Мария. Нынешний правитель герцог Винченцо Гонзага быстро убедился в одаренности художника и полюбил его за превосходные манеры и образованность.

Осенью 1608 года Рубенс получил известие из Антверпена, что его мать серьезно больна. Не поставив даже в известность  герцога Мантуанского, не дождавшись открытия своего алтаря в Новой Церкви, он отправился в долгий путь домой. Он, правда, не рассчитывал там оставаться долго, но и не предупредил секретаря герцога, что постарается вернуться как можно скорее.     

Однако, когда 28 октября 1608 года фламандский придворный художник герцога Мантуанского выезжал из Рима, он не предполагал, что это была его последняя поездка в Италию.    

Питер Пауль спешил напрасно: Мария Пейпелинкс, вдова Яна Рубенса, умерла. 19 октября она почила вечным сном, и, согласно воле покойной, ее тело было погребено в аббатстве св. Михаила.    

Рубенс  тяжело переживал смерть матери. В  память о матери Питер Пауль установил  на могиле "лучшей из матерей" в  качестве памятника созданную им величественную запрестольную скульптуру, которую он первоначально разработал для Новой Церкви и которую  считал своим самым лучшим в то время творением.    

Старые  друзья уговаривают его поехать  в Брюссель и там представляют художника двору, инфанте Изабелле и эрцгерцогу Альберту.    

Третьего  октября 1609 года он венчается с восемнадцатилетней Изабеллой Брандт, дочерью секретаря  городского регентства. Художник покупает особняк на улице Ваттер, которая сейчас носит его имя. В саду он строит ротонду со стеклянным куполом, где экспонирует работы и хранит коллекции.     

Рубенс  отметил свою свадьбу, нарисовав  двойной портрет редкого очарования. Они с Изабеллой, взяв друг друга  за руки, сидят на фоне раскидистого куста жимолости. Он занял искусно-небрежную  позу, одна нога в шелковом чулке  на другой; она сидит рядом с  ним на табурете, раскинув края роскошного, элегантного платья. Их соединенные  руки находятся в центре композиции. Оба взирают на зрителей с доверительной  радостью. Оба - пышущие здоровьем, привлекательные, великолепно одетые молодые люди, вполне довольные жизнью и друг другом. Это - восхитительная картина, не имеющая  ничего общего с формальным представлением на полотне мужа с женой, что всегда до этого было строгим правилом. Рубенс до этого и позже не писал  ничего подобного.    

В марте 1611 года у Питера Пауля родилась дочь, которую назвали Клара Серена. Крестным отцом девочки был брат Питера Пауля - Филипп, скоропостижная кончина которого в августе того же года нанесла Рубенсу страшный удар. Через пятнадцать дней после его смерти вдова брата родила сына. Этот ребенок, которого назвали тоже Филиппом, был воспитан Питером и Изабеллой.     

Домашние  дела у Рубенсов шли успешно, и стремительно развивалась художническая карьера Питера Пауля. Режим его дня крайне строг. Он встает в четыре утра и приступает к работе. Короткий перерыв на обед, и опять труд. Труд с полной отдачей сил. Певец праздника жизни, Рубенс, почти не пил, не играл, ложился рано спать.

Рубенс  продолжал работать над "Успением", когда вдруг его до сих пор  счастливая жизнь разбилась вдребезги. Только три года назад, в 1623 году, умерла его единственная дочь Клара Серена. Ей было всего двенадцать лет. И вот летом 1626 года, после семнадцати лет счастливой супружеской жизни, умерла Изабелла Рубенс. Причина ее смерти неизвестна, но, как полагают, она скончалась от чумы, которая свирепствовала летом того года в Антверпене.     

Рубенсу приходилось искать утешение в работе и в религии. В чуткой тишине собора он писал "Успение Богоматери", и эта картина до сих пор  висит на том же месте.    

И Рубенс вновь бросается в пучину дипломатической  деятельности. Он посещает Англию, Францию, Испанию. Он встречается с Карлом I, герцогом Бекингемом, Филиппом IV, кардиналом Ришелье... Не всякий выдержал бы нервное напряжение, которое предложила судьба Рубенсу.    

Шестого декабря 1630 года состоялось бракосочетание Петера Пауля Рубенса "кавалера, секретаря тайного совета его величества и камер-юнкера ее высочества принцессы Изабеллы" с Еленой Фоурмен.    

Елене было в ту пору шестнадцать лет. Белая, румяная, веселая, точно языческая  богиня, она была воплощением мечты  Рубенса. Художник любуется ею. Счастливый, он и в своих картинах воплощает  стихийную силу всепобеждающей любви. Почти все лучшее написанное Рубенсом в последнее десятилетие освещено этим чувством.    

Разочаровавшись в придворной карьере и дипломатической  деятельности, он целиком отдается творчеству. Мастерство позднего Рубенса  с блеском проявляется в сравнительно небольших, собственноручно исполненных  произведениях. Образ молодой жены становится лейтмотивом его творчества. Идеал белокурой красавицы с  пышным чувственным телом и красивым разрезом больших блестящих глаз сложился в произведениях мастера  задолго до того, как Елена вошла  в его жизнь, превратившись, наконец, в зримое воплощение этого идеала.

Вершина творчества последних лет жизни  художника - картина "Шубка" из собрания Венского музея. Возможно, художник не задавался целью специально писать портрет жены. Он, видимо, создан всего  лишь в перерывах, когда Елена  Фоурмен отдыхала от утомительного позирования. Полная раскованность, непринужденность позы и помогли создать шедевр.    

Рубенс  переживает самую счастливую пору своей  жизни, он счастлив так, как только может  быть счастлив смертный. Словно пройдя через возрождение благодаря  своей новой молодой супруге  Рубенс, будучи уверенным в своем  прочном положении в обществе, продолжал рисовать в своем загородном доме и в Антверпене. Но недуг, много  лет терзавший художника, властно  заявляет о себе. Приступы ревматизма резко участились, страдания стали  невыносимыми.    

Двадцать  седьмого мая 1640 года Рубенс составляет завещание. 29 мая нечеловеческие боли истощают его силы. У изголовья  художника молодая жена. Беременная, она вдвойне беспомощна. Сутки  продолжается сражение Рубенса со смертью. Сердце не выдерживает. Днем 30 мая 1640 года великого художника не стало.    

В приходских книгах значилось: "2 июня была отслужена  заупокойная месса Петеру Паулю  Рубенсу... Тело сопровождал хор церкви Богоматери и 60 факельщиков, причем факелы были украшены крестами из красного шелка..." 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Творчество П.П. Рубенса