Творчество Микеланджело

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 23:53, реферат

Краткое описание

Ему не было равных в области монументальной пластики, в создании величественных скульптурно-архитектурных и живописных ансамблей, и теперь поражающих глубиной и мощью раскрытия высоких и благородных идей. Созданные им художественные образы стоят в ряду с величайшими творениями мирового гения.
Творчество Микеланджело — кульминация Высокого Возрождения в итальянском искусстве, в то же время именно в нем нашли отражение глубокие противоречия эпохи, обозначившие конец краткого «золотого века» и начало мрачных времен контрреформации, феодальной реакции и войн с иноземными захватчиками.

Оглавление

1. Гений родился в Италии. ………………………………………………………………..5
Вершина Возрождения в Италии ………………………………………………………….5
«Скульптура — светоч живописи» ………………………………………………………..7
Характер гения: одиночество и размышление ……………………………………………9
Внешность Микеланджело ……………………………………………………………….12
Детство …………………………………………………………………………………….13
Борьба с отцовской волей ………………………………………………………………...13
2. Юность. Годы учебы. 1488-1495. ……………………………………………………14
Учеба в мастерской Гирландайо (1488-1489) ………………………………………...…15
Учеба в Садах Медичи (1489-1490) ……………………………………………………..17
Во дворце Лоренцо Великолепного (1490-1492) ……………………………………….18
Флоренция. Ранние работы (1489-1492) ………………………………………………...19
- «Голова Фавна», мраморная статуя (1489) …………………………………………….20
- «Мадонна на лестнице» мраморный барельеф (1490-1492) …………………………..21
- «Битва кентавров» мраморный барельеф (ок. 1492) ………………………………..…22
- «Геркулес», мраморная статуя (1492) …………………………………………………..24
- деревянное распятие (ок. 1492) …………………………………………………………25
Болонья (1494-1495), мраморные статуи «Св. Прокл», «Св. Петроний», «Ангел с канделябром» ……………………………………………………………………………………………….25
Первое возвращение во Флоренцию (1495), мраморные статуи «Св. Иоанн-ребенок», «Купидон» ……………………………………………………………………………………………..…26
3. Первый римский период 1496-1501……………………………………………..……27.
- «Опьяненный Вакх», мраморная статуя (1496-1498) …………………………………..28
- «Оплакивание Христа», или «Пьета», мраморная скульптурная группа (ок. 1498-1500) ………………………………………………………………………………………………..30
4. Флоренция. «Давид». 1501-1505.
Человек — самое прекрасное в мире
- «Давид», мраморная статуя (1501-1504)…………………………………………………..35
- Статуи святых Алтаря Пикколомини Сиенского собора (1501-1504)………………….38
- «Битва при Кашине», картон (1501-1504)………………………………………………...40
- «Статуя Св. Апостола Матфея» (ок. 1503-1506)……………………………………........42
- «Мадонна Брюгге», мраморная скульптурная группа (1504)……………………………44
- Скульптурные образы Мадонны «Тондо Тадеи» и «Тондо Питти» (1504-1505)………45
Живопись Микеланджело. «Святое семейство», или «Мадонна Дони» (ок. 1504–1506)..46
5. Рим. Проект гробницы папы Юлия II. 1505-1507. …………………………..………….48
Второй римский период. Проект гробницы папы Юлия II (1505-1516)…………………..51
- Начало работы над гробницей Юлия II. Заготовка мрамора (1505-1506)…………..…..51
- Ссора с папой Юлием II. Третье возвращение во Флоренцию (1506)………………….52
- Примирение в Болонье. Бронзовая статуя Юлия II (1507)………………………………53
6. Рим. Фрески свода Сикстинской капеллы. 1508-1512................................................54
Третий римский период. Роспись плафона Сикстинской капеллы (1508-1512)……...….55
- Начало работы …………………………………………………………………………......57
- План росписей …………………………………………………………………………..….59
- Сцены из Книги Бытия ………………………………………………………………..……61
- Ignudi ………………………………………………………………………………………....62
- Пророки …………………………………………………………………………………..…63
- Сивиллы ……………………………………………………………………………………..65
- Чудесные избавления иудеев…………………………………………………………….…66
- Предки Христа ………………………………………………………………………………68
- Цветовое решение фресок капеллы………………………………………………………..69
- Толкования замысла…………………………………………………………………. ….…70
- Открытие капеллы………………………………………………………………… ……….71
Рим. Возвращение к работе над гробницей папы Юлия II. 1513-1516. ………………….73
- «Моисей», мраморная статуя (1515-1516) …………………………………………….…74
- «Умирающий раб» и «Восставший раб», мраморные статуи (1513-1516). ……………76
7. Флоренция. Гробницы Медичи. 1516-1534....................................................................77
Проект фасада церкви Сан Лоренцо (1516-1520) …………………………………………78
«Коленопреклоненные окна» Палаццо Медичи (1517)……………………………………80
«Христос, несущий крест», мраморная статуя (1519-1521) ………………………………80
Гробницы Медичи (1520-1534)………………………………………………………………81
- Статуи Лоренцо и Джулиано Медичи, (1526-1533)………………………………………83
- Аллегорические фигуры «Утро», «Вечер», «День» и «Ночь», мраморные статуи (1531-1534)………………………………………………………………………………………..…84
- «Мадонна Медичи», мраморная статуя (1521-1531)……………………………………..86
«Скорчившийся мальчик», мраморная статуя (1524) …………………………………..…87
Статуи речных божеств (1524) ……………………………………………………………..88
«Давид-Аполлон», мраморная статуя (1530) ………………………………………………88
«Леда», картина (1529-1530) ………………………………………………………………..89
«Победитель», мраморная скульптурная группа (1530-1534) ……………………………90
Четыре незаконченные статуи рабов (1532-1534)……………………………………….…91
Библиотека Лауренциана (1524-1550)……………………………………………………….92
Осада Флоренции (1527-1530)………………………………………………………….…….93
8. Рим. «Страшный суд». 1534-1564. ………………………………………………………96
Последнее возвращение в Рим (1534-1564)………………………………………………….97
Суждения о фреске «Страшный суд» ……………………………………………………….…98
Джорджо Вазари о фреске «Страшный суд» в «Жизнеописании Микеланджелло Буанарроти»……………………………………………………………………………………….99
«Страшный суд», фреска Сикстинской капеллы (1534-1541)………………………………..101
- Святые мученики………………………………………………………………………………103
- Динами

Файлы: 1 файл

Микеланджело, билет, окончательный вариант.doc

— 2.80 Мб (Скачать)

«За несколько недель до изгнания Медичи из Флоренции Микеланджело уехал в Болонью, а потом в Венецию, опасаясь, ввиду близости его к этому роду, как бы и с ним не произошло какой-либо неприятности, так как и он видел распущенность и дурное правление Пьеро деи Медичи.

Не найдя занятия в Венеции, он возвратился в Болонью, где по оплошности с ним приключилась беда: при входе в ворота он не взял удостоверения на выход обратно, о чем для безопасности был издан мессером Джованни Бентивольи приказ, в котором говорилось, что иностранцы, не имеющие удостоверения, подвергаются штрафу в 50 болонских лир. На попавшего в такую неприятность Микеланджело, у которого заплатить было нечем, случайно обратил внимание мессер Франческо Альдовранди, один из шестнадцати правителей города. Когда ему рассказали, что случилось, он, сжалившись над Микеланджело, освободил его, и тот прожил у него более года.

Как-то Альдовранди пошел с ним посмотреть на раку св. Доминика, над которой, как рассказывалось раньше, работали старые скульпторы: Джованни Пизано, а после него мастер Никола д'Арка. Там не хватало двух фигур высотой около локтя: ангела, несущего подсвечник, и св. Петрония, и Альдовранди задал вопрос, решится ли Микеланджело их сделать, на что тот ответил утвердительно. И действительно, получив мрамор, он выполнил их так, что стали они там фигурами самыми лучшими, за что мессер Франческо Альдовранди распорядился уплатить ему тридцать дукатов.

В Болонье Микеланджело провел немногим больше года и остался бы там и дольше: такова была любезность Альдовранди, который полюбил его и за рисование, и потому, что ему, как тосканцу, нравилось произношение Микеланджело и он с удовольствием слушал, как тот читал ему творения Данте, Петрарки, Боккаччо и других тосканских поэтов» Вазари.

Микеланджело пробует свои силы в разных творческих задачах, в дополнениях к уже существующему скульптурному ансамблю Бенедетто да Майяно надгробию Св. Доминика в церкви Сан Доменико в Болонье, для которого он создал небольшие по размеру мраморные статуи:  
- небольшие мраморную статую св. Прокла (1494),  
- статую св. Петрония (1494),  
- миловидное из своих произведений, мраморного ангела, держащего канделябр (1494-1495).

Образы их исполнены внутренней жизни и несут ясный отпечаток индивидуальности их создателя. Очень естественна и красива фигура коленопреклоненного ангела, точно рассчитанная на обозрение с определенной точки зрения. Вписанные в ранее созданный ансамбль гробницы, эти статуи не нарушили его гармонии.

Первое возвращение во Флоренцию

«... он с удовольствием возвратился во Флоренцию, где для Лоренцо, сына Пьерфранческо деи Медичи, высек из мрамора св. Иоанна ребенком и тут же из другого куска мрамора спящего Купидона натуральной величины, и когда он был закончен, через Бальдассарре дель Миланезе его, как вещь красивую, показали Пьерфранческо, который с этим согласился и сказал Микеланджело:

"Если ты его закопаешь  в землю и потом отошлешь в Рим, подделав под старого, я уверен, что он сойдет там за древнего и ты выручишь за него гораздо больше, чем если продашь его здесь".

Рассказывают, что Микеланджело и отделал его так, что он выглядел древним, чему дивиться нечего, ибо таланта у него хватило бы сделать и такое, и лучшее. Другие же уверяют, что Миланезе увез его в Рим и закопал его в одном из своих виноградников, а затем продал как древнего кардиналу св. Георгия за двести дукатов. Говорят и так, что продан он был кем-то, действовавшим за Миланезе и написавшим Пьерфранческо, обманывая кардинала, Пьерфранческо и Микеланджело, что Микеланджело следовало выдать тридцать скудо, так как больше за Купидона будто бы получено не было. Однако позднее от очевидцев было узнано, что Купидон был сделан во Флоренции, и кардинал, выяснив правду через своего посланца, добился того, что человек, действовавший за Миланезе, принял обратно Купидона, который попал затем в руки герцога Валентино, а тот подарил его маркизе мантуанской, отправившей его в свои владения, где он находится и ныне. Вся эта история послужила в укор кардиналу св. Георгия, который не оценил достоинство работы, а именно ее совершенства, ибо новые вещи таковы же, как и древние, только бы они были превосходными, и тот, кто гонится больше за названием, чем за качеством, проявляет этим лишь свое тщеславие, люди же такого рода, придающие больше значения видимости, чем сущности, встречаются во все времена» Вазари. Обе статуи – «Куридон» и «Св. Иоанн» - не сохранились.

В апреле или мае 1496 года Микеланджело окончил «Купидона» и по совету Лоренцо Медичи придал ему вид древнегреческого произведения, и продал через Лоренцо в Рим кардиналу Риарио, который будучи уверен, что приобретает антиквариат, заплатил 200 дукатов. Посредник в Риме обманул Микеланджело и заплатил ему всего 30 дукатов.

Узнав о подделке кардинал послал своего человека, который нашел Микеланджело и пригласил его в Рим. Он согласился и 25 июня 1496 года вступил в "вечный город".

3. Первый римский период (1496-1501)

«... известность Микеланджело стала такова, что он тут же был вызван в Рим, где по договоренности с кардиналом св. Георгия пробыл у него около года, но никаких заказов от него не получая, так как в этих искусствах тот смыслил мало. В это самое время подружился с Микеланджело цирюльник кардинала, который был и живописцем и весьма старательно писал темперой, рисовать же не умел. И Микеланджело сделал для него картон, изображавший св. Франциска, принимающего стигматы, а цирюльник выполнил его весьма старательно красками на доске небольших размеров, и живописная работа эта находится ныне в первой капелле церкви Сан Пьетро а Монторио, по левую руку от входа. Каковы были способности Микеланджело, отлично понял после этого мессер Якопо Галли, римский дворянин, человек одаренный, который заказал ему мраморного Купидона натуральных размеров, а затем статую Вакха...

Таким образом, за это пребывание свое в Риме он достиг, учась искусству, такого, что невероятным казались и возвышенные его мысли, и трудная манера, применявшаяся им с легкостью легчайшей, отпугивая как тех, кому непривычны были подобные вещи, так и тех, кто привык к хорошим вещам; ведь все то, что было создано раньше, казалось ничтожеством по сравнению с его вещами» Вазари.

В 1496 г. Микеланджело отправился в Рим с рекомендательным письмом Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, адресованным кардиналу-меценату Рафаэлю Риарио.

Микеланджело вступил в Рим 21 летним юношей. Для художника и скульптора особый интерес Риму придавали античные произведения искусства, украшавшие город и обогащавшие его более чем когда-нибудь во времена Микеланджело и Рафаеля благодаря раскопкам.

Выход за пределы флорентийской художественной среды и более тесный контакт с античной традицией содействовали расширению кругозора молодого мастера, укрупнению масштаба его художественного мышления. Не увлекаясь до самозабвения античными ярлыками, он тем не менее тщательно изучал все, достойное внимания, ставшее одним из источников его богатой пластики. Гениальным чутьем великий мастер глубоко сознавал разницу в направлении античного искусства и современного ему. Древние видели везде и всюду нагое тело, в эпоху Возрождения выдвинулась снова красота тела, как элемент, необходимый в искусстве.

С поездкой в в Рим и работой там открывается новый этап творчества Микеланджело. Его произведения этого раннеримского периода ознаменованы новой масштабноостью, размахом, подъемом к вершинам мастерства. Первое пребывание Буанаротти в Риме продолжалось пять лет и в конце 1490-х годов создал два крупных произведения:  
- статую «Вакх» (1496-1497, Национальный музей, Флоренция), отдавая своеобразную дань увлечению античными памятниками,  
- группу «Оплакивание Христа», или «Пьета» (1498-1501, собор св. Петра, Рим), где вкладывает в традиционную готическую схему новое, гуманистическое содержание, выражающее скорбь молодой и прекрасной женщины о погибшем сыне,

и не сохранившиеся:  
- картон Св. Франциск (1496-1497) ,  
- статую «Купидон» (1496-1497).

Рим полон памятников старины. В самом его центре и теперь располагается своеобразный музей под открытым небом — руины огромного ансамбля древнеримских форумов. Множество отдельных памятников архитектуры и скульптуры античности украшают площади города и его музеи.

Посещение Рима, соприкосновение с античной культурой, памятниками которой Микеланджело восхищался в коллекции Медичи во Флоренции, открытие знаменитейшего памятника античности — статуи Аполлона (позже получившего название Бельведерского, по месту, где статуя экспонировалась впервые), которое совпало с его приездом в Рим — все это помогло Микеланджело проникновеннее и глубже оценить античную пластику. Творчески освоив достижения античных мастеров, скульпторов средневековья и раннего Возрождения, Микеланджело явил миру свои шедевры. Обобщенный образ идеально прекрасного человека, найденный античным искусством, он наделил чертами индивидуального характера, раскрыв сложность внутреннего мира, душевной жизни человека.

 Опьяненный Вакх (1496-1498)Микеланджело поехал в Рим, где он смог исследовать многие недавно раскопанные древние статуи и руины. Скоро он создал первую крупномасштабную скульптуру - "Вакха" более чем в натуральную величину (1496-1498, Национальный музей Барджелло, Флоренция). Один из выполненных сделанных скульптором работ на языческий, а не на христианский сюжет, конкурировала с античной скульптурой - самая высокая марка восторга в Риме эпохи Возрождения.

"Каковы были способности  Микеланджело, отлично понял после  этого мессер Якопо Галли, римский  дворянин, человек одаренный, который  заказал ему мраморного Купидона  натуральных размеров, а затем статую Вакха высотой в десять пальм, держащего в правой руке чашу, а левой - тигровую шкуру и виноградную кисть, к которой тянется маленький сатир. По статуе этой можно понять, что ему хотелось добиться определенного сочетания дивных членов его тела, в особенности придавая им и юношескую гибкость, свойственную мужчине, и женскую мясистость и округлость: приходится дивиться тому, что он именно в статуях показал свое превосходство над всеми новыми мастерами, работавшими до него" Вазари.

Вакх (греч.), он же Бахус (лат.), или Дионис - покровитель виноградарей и виноделия в греческой мифологии, в античные времена его почитали во городах и селах, в честь него устраивались веселые праздники (отсюда вакханалии).

Микеланджеловсий Вакх очень убедительный. Вакх представлен скульптором в виде обнаженного юноши с чашей вина в руке. Статуя опьяневшего Вакха в человеческий рост предназначена для кругового обзора. Поза его неустойчива. Вакх как будто готов упасть вперед, но сохраняет равновесие, отклоняясь назад; его взгляд обращен на чашу с вином. Мускулатура спины выглядит упругой, но расслабленные мышцы живота и бедер демонстрируют физическую, а значит и духовную слабость. Опущенная левая рука придерживает шкуру и в виноградные гроздья. Пьяного бога вина сопровождает маленький сатир, который лакомится виноградной гроздью.

Как и «Битва кентавров» «Вакх» тематически непосредственно связывает Микеланджело с античной мифологией, с ее жизнеутверждающими ясными образами. И если «Битва кентавров» по характеру исполнения ближе рельефам древнеримских саркофагов, то в постановке фигуры «Вакха» использован принцип, найденный древнегреческими ваятелями, в частности Лисиппом, которого интересовала проблема передачи неустойчивого движения. Но как и в «Битве кентавров», Микеланджело дал здесь свое претворение темы. В «Вакхе» неустойчивость воспринимается по-иному, чем в пластике античного ваятеля. Это не минутная передышка после напряженного движения, но длительное состояние, вызванное опьянением, когда безвольно расслаблены мышцы.

Примечателен образ маленького козлоногого сатиренка, сопровождающего Вакха. Беззаботный, весело улыбающийся, он ворует виноград у Вакха. Мотив непринужденного веселья, пронизывающий эту скульптурную группу,— исключительное явление у Микеланджело. На протяжении всей своей долгой творческой жизни он никогда больше к нему не возвращался.

Скульптор добился решения трудной задачи: создать впечатление неустойчивости без композиционной неуравновешенности, которая могла нарушить эстетический эффект. Мастерски справился молодой скульптор с чисто техническими трудностями постановки мраморной фигуры большого размера. Как и античные мастера, он ввел подпору — мраморный пенек, на который посадил сатиренка, таким образом обыграв эту техническую деталь композиционно и по смыслу.

Впечатление полной законченности статуи придает обработка и полировка поверхности мрамора, тщательное исполнение каждой детали. И хотя «Вакх» не принадлежит к высшим достижениям скульптора и, пожалуй, менее других его произведений отмечен печатью индивидуальности создателя, он все же свидетельствует о приверженности его античным образам, изображению обнаженного тела, а также о возросшем техническом мастерстве.

«Оплакивание Христа», или «Пьета» (ок. 1498-1500)

Прибыв в Рим в 1496 г., изваял бесподобную группу Богоматери, скорбящей над телом Спасителя, снятого со креста, свидетельствующую о начале творческой зрелости мастера. Находится и ныне в соборе Св. Петра, в первой капелле справа. Заказ на скульптурную группу был получен 26 августа 1498 г.; закончена работа около 1500 г. после смерти кардинала, умершего в 1498 г. Когда он закончил эту работу, ему было всего 25 лет.

Эта композиция стала ключевым произведением молодого Микеланджело раннеримского периода его творчества, знаменующим начало Высокого Возрождения в итальянской пластике, оказалась мраморная группа «Оплакивание Христа». Ее значение некоторые исследователи сравнивают со значением знаменитой «Мадонны в гроте» Леонардо да Винчи, открывающей этот же этап в живописи.

Печать глубокого внутреннего переживания, отмечающая этот шедевр Микеланджело, по-видимому, связана с теми чувствами, которые были вызваны у скульптора казнью Савонароллы (23 мая 1498 г.).

Группа «Оплакивание Христа», предназначавшаяся для капеллы девы Марии в соборе Св. Петра в Риме, была заказана скульптору благодаря поручительству банкира Якопо Галли, который приобрел для своей коллекции статую «Вакх» и некоторые другие произведения Микеланджело. В договоре, заключенном с французским кардиналом Жаном Билэром 17 августа 1498 г., сохранились слова поручителя, который утверждал, «что это будет наилучшее произведение из мрамора, существующее в наши дни, и что ни один мастер в наши дни не сделает его лучше». Время подтвердило слова Галли, оказавшегося дальновидным и тонким ценителем искусства. «Оплакивание Христа» и ныне неотразимо воздействует совершенством и глубиной художественного решения.

Информация о работе Творчество Микеланджело