Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 23:53, реферат
Ему не было равных в области монументальной пластики, в создании величественных скульптурно-архитектурных и живописных ансамблей, и теперь поражающих глубиной и мощью раскрытия высоких и благородных идей. Созданные им художественные образы стоят в ряду с величайшими творениями мирового гения.
Творчество Микеланджело — кульминация Высокого Возрождения в итальянском искусстве, в то же время именно в нем нашли отражение глубокие противоречия эпохи, обозначившие конец краткого «золотого века» и начало мрачных времен контрреформации, феодальной реакции и войн с иноземными захватчиками.
1. Гений родился в Италии. ………………………………………………………………..5
Вершина Возрождения в Италии ………………………………………………………….5 
«Скульптура — светоч живописи» ………………………………………………………..7
Характер гения: одиночество и размышление ……………………………………………9 
Внешность Микеланджело ……………………………………………………………….12
Детство …………………………………………………………………………………….13 
Борьба с отцовской волей ………………………………………………………………...13
2. Юность. Годы учебы. 1488-1495. ……………………………………………………14
Учеба в мастерской Гирландайо (1488-1489) ………………………………………...…15
Учеба в Садах Медичи (1489-1490) ……………………………………………………..17
Во дворце Лоренцо Великолепного (1490-1492) ……………………………………….18
Флоренция. Ранние работы (1489-1492) ………………………………………………...19 
- «Голова Фавна», мраморная статуя (1489) …………………………………………….20 
- «Мадонна на лестнице» мраморный барельеф (1490-1492) …………………………..21 
- «Битва кентавров» мраморный барельеф (ок. 1492) ………………………………..…22 
- «Геркулес», мраморная статуя (1492) …………………………………………………..24 
- деревянное распятие (ок. 1492) …………………………………………………………25
Болонья (1494-1495), мраморные статуи «Св. Прокл», «Св. Петроний», «Ангел с канделябром» ……………………………………………………………………………………………….25
Первое возвращение во Флоренцию (1495), мраморные статуи «Св. Иоанн-ребенок», «Купидон» ……………………………………………………………………………………………..…26
3. Первый римский период 1496-1501……………………………………………..……27.  
- «Опьяненный Вакх», мраморная статуя (1496-1498) …………………………………..28 
- «Оплакивание Христа», или «Пьета», мраморная скульптурная группа (ок. 1498-1500) ………………………………………………………………………………………………..30
4. Флоренция. «Давид». 1501-1505.
Человек — самое прекрасное в мире  
- «Давид», мраморная статуя (1501-1504)…………………………………………………..35 
- Статуи святых Алтаря Пикколомини Сиенского собора (1501-1504)………………….38  
- «Битва при Кашине», картон (1501-1504)………………………………………………...40  
- «Статуя Св. Апостола Матфея» (ок. 1503-1506)……………………………………........42  
- «Мадонна Брюгге», мраморная скульптурная группа (1504)……………………………44  
- Скульптурные образы Мадонны «Тондо Тадеи» и «Тондо Питти» (1504-1505)………45
Живопись Микеланджело. «Святое семейство», или «Мадонна Дони» (ок. 1504–1506)..46
5. Рим. Проект гробницы папы Юлия II. 1505-1507. …………………………..………….48
Второй римский период. Проект гробницы папы Юлия II (1505-1516)…………………..51  
- Начало работы над гробницей Юлия II. Заготовка мрамора (1505-1506)…………..…..51 
- Ссора с папой Юлием II. Третье возвращение во Флоренцию (1506)………………….52  
- Примирение в Болонье. Бронзовая статуя Юлия II (1507)………………………………53
6. Рим. Фрески свода Сикстинской капеллы. 1508-1512................................................54
Третий римский период. Роспись плафона Сикстинской капеллы (1508-1512)……...….55  
- Начало работы …………………………………………………………………………......57 
- План росписей …………………………………………………………………………..….59 
- Сцены из Книги Бытия ………………………………………………………………..……61 
- Ignudi ………………………………………………………………………………………....62 
- Пророки …………………………………………………………………………………..…63 
- Сивиллы ……………………………………………………………………………………..65 
- Чудесные избавления иудеев…………………………………………………………….…66  
- Предки Христа ………………………………………………………………………………68 
- Цветовое решение фресок капеллы………………………………………………………..69 
- Толкования замысла…………………………………………………………………. ….…70 
- Открытие капеллы………………………………………………………………… ……….71
Рим. Возвращение к работе над гробницей папы Юлия II. 1513-1516. ………………….73 
- «Моисей», мраморная статуя (1515-1516) …………………………………………….…74 
- «Умирающий раб» и «Восставший раб», мраморные статуи (1513-1516). ……………76
7. Флоренция. Гробницы Медичи. 1516-1534....................................................................77
Проект фасада церкви Сан Лоренцо (1516-1520) …………………………………………78
«Коленопреклоненные окна» Палаццо Медичи (1517)……………………………………80
«Христос, несущий крест», мраморная статуя (1519-1521) ………………………………80
Гробницы Медичи (1520-1534)………………………………………………………………81  
- Статуи Лоренцо и Джулиано Медичи, (1526-1533)………………………………………83  
- Аллегорические фигуры «Утро», «Вечер», «День» и «Ночь», мраморные статуи (1531-1534)………………………………………………………………………………………..…84  
- «Мадонна Медичи», мраморная статуя (1521-1531)……………………………………..86
«Скорчившийся мальчик», мраморная статуя (1524) …………………………………..…87
Статуи речных божеств (1524) ……………………………………………………………..88
«Давид-Аполлон», мраморная статуя (1530) ………………………………………………88
«Леда», картина (1529-1530) ………………………………………………………………..89
«Победитель», мраморная скульптурная группа (1530-1534) ……………………………90
Четыре незаконченные статуи рабов (1532-1534)……………………………………….…91
Библиотека Лауренциана (1524-1550)……………………………………………………….92
Осада Флоренции (1527-1530)………………………………………………………….…….93
8. Рим. «Страшный суд». 1534-1564. ………………………………………………………96
Последнее возвращение в Рим (1534-1564)………………………………………………….97
Суждения о фреске «Страшный суд» ……………………………………………………….…98
Джорджо Вазари о фреске «Страшный суд» в «Жизнеописании Микеланджелло Буанарроти»……………………………………………………………………………………….99
«Страшный суд», фреска Сикстинской капеллы (1534-1541)………………………………..101  
- Святые мученики………………………………………………………………………………103  
- Динами
Ульяновский государственный технический университет
Выполнила: студентка
группы ДАС-12
Свирелина С. С.
Проверила: преподаватель
Королёва О. А.
Этапы жизни и творчества Микеланджело
1. Гений родился в Италии. ………………………………………………………………..5
Вершина Возрождения 
в Италии ………………………………………………………….5 
«Скульптура — 
светоч живописи» ………………………………………………………..7
Характер гения: 
одиночество и размышление ……………………………………………9 
Внешность Микеланджело ……………………………………………………………….12
Детство ………………………………………………………………………………
Борьба с отцовской 
волей ………………………………………………………………...13
2. Юность. Годы учебы. 1488-1495. ……………………………………………………14
Учеба в мастерской Гирландайо (1488-1489) ………………………………………...…15
Учеба в Садах Медичи (1489-1490) ……………………………………………………..17
Во дворце Лоренцо Великолепного (1490-1492) ……………………………………….18
Флоренция. Ранние 
работы (1489-1492) ………………………………………………...19 
- «Голова Фавна», 
мраморная статуя (1489) …………………………………………….20 
- «Мадонна на лестнице» 
мраморный барельеф (1490-1492) …………………………..21 
- «Битва кентавров» 
мраморный барельеф (ок. 1492) ………………………………..…22 
- «Геркулес», мраморная 
статуя (1492) …………………………………………………..24 
- деревянное распятие 
(ок. 1492) …………………………………………………………25
Болонья (1494-1495), 
мраморные статуи «Св. Прокл», «Св. Петроний», 
«Ангел с канделябром» ………………………………………………………………………………
Первое возвращение 
во Флоренцию (1495), мраморные статуи «Св. 
Иоанн-ребенок», «Купидон» ………………………………………………………………………………
3. Первый 
римский период 1496-1501……………………………………………..……
- «Опьяненный Вакх», 
мраморная статуя (1496-1498) …………………………………..28 
- «Оплакивание Христа», 
или «Пьета», мраморная скульптурная группа 
(ок. 1498-1500) ………………………………………………………………………………
4. Флоренция. «Давид». 1501-1505.
Человек — самое 
прекрасное в мире  
- «Давид», мраморная 
статуя (1501-1504)…………………………………………………
- Статуи святых Алтаря 
Пикколомини Сиенского собора (1501-1504)………………….38  
- «Битва при Кашине», 
картон (1501-1504)……………………………………………….
- «Статуя Св. Апостола 
Матфея» (ок. 1503-1506)……………………………………......
- «Мадонна Брюгге», 
мраморная скульптурная группа (1504)……………………………44  
- Скульптурные образы 
Мадонны «Тондо Тадеи» и «Тондо Питти» 
(1504-1505)………45 
Живопись Микеланджело. «Святое семейство», или «Мадонна Дони» (ок. 1504–1506)..46
5. Рим. Проект гробницы папы Юлия II. 1505-1507. …………………………..………….48
Второй римский 
период. Проект гробницы папы Юлия II (1505-1516)…………………..51  
- Начало работы над 
гробницей Юлия II. Заготовка мрамора (1505-1506)…………..…..51 
- Ссора с папой Юлием 
II. Третье возвращение во Флоренцию (1506)………………….52  
- Примирение в Болонье. 
Бронзовая статуя Юлия II (1507)………………………………53
6. Рим. 
Фрески свода Сикстинской капеллы. 1508-1512.....................
Третий римский 
период. Роспись плафона Сикстинской капеллы 
(1508-1512)……...….55  
- Начало работы …………………………………………………………………………..
- План росписей …………………………………………………………………………..
- Сцены из Книги 
Бытия ………………………………………………………………..……61
- Ignudi ………………………………………………………………………………
- Пророки ………………………………………………………………………………
- Сивиллы ………………………………………………………………………………
- Чудесные избавления 
иудеев…………………………………………………………….
- Предки Христа ………………………………………………………………………………
- Цветовое решение 
фресок капеллы………………………………………………………..
- Толкования замысла……………………………………………………………
- Открытие капеллы……………………………………………………………
Рим. Возвращение 
к работе над гробницей папы Юлия II. 1513-1516. ………………….73 
- «Моисей», мраморная 
статуя (1515-1516) …………………………………………….…74 
- «Умирающий раб» 
и «Восставший раб», мраморные статуи 
(1513-1516). ……………76 
7. Флоренция. 
Гробницы Медичи. 1516-1534.....................
Проект фасада церкви Сан Лоренцо (1516-1520) …………………………………………78
«Коленопреклоненные окна» Палаццо Медичи (1517)……………………………………80
«Христос, несущий крест», мраморная статуя (1519-1521) ………………………………80
Гробницы Медичи 
(1520-1534)…………………………………………………
- Статуи Лоренцо 
и Джулиано Медичи, (1526-1533)………………………………………83  
- Аллегорические 
фигуры «Утро», «Вечер», «День» и «Ночь», 
мраморные статуи (1531-1534)…………………………………………………
- «Мадонна Медичи», 
мраморная статуя (1521-1531)……………………………………..86 
«Скорчившийся мальчик», мраморная статуя (1524) …………………………………..…87
Статуи речных божеств (1524) ……………………………………………………………..88
«Давид-Аполлон», мраморная статуя (1530) ………………………………………………88
«Леда», картина (1529-1530) ………………………………………………………………..89
«Победитель», мраморная скульптурная группа (1530-1534) ……………………………90
Четыре незаконченные статуи рабов (1532-1534)……………………………………….…91
Библиотека Лауренциана 
(1524-1550)…………………………………………………
Осада Флоренции 
(1527-1530)…………………………………………………
8. Рим. «Страшный суд». 1534-1564. ………………………………………………………96
Последнее возвращение 
в Рим (1534-1564)…………………………………………………
Суждения о фреске «Страшный суд» ……………………………………………………….…98
Джорджо Вазари 
о фреске «Страшный суд» в «Жизнеописании 
Микеланджелло Буанарроти»…………………………………………………
«Страшный суд», 
фреска Сикстинской капеллы (1534-1541)………………………………..101  
- Святые мученики…………………………………………………………
- Динамизм композиции. ………………………………………………………………………104
- Христос, Верховный 
Судия…………………………………………………………………
- Ангелы с трубами 
и книгами ………………………………………………………………...106
«Одевание» святых и грешников ………………………………………………………………107
Брут, мраморный бюст (1537-1540): ……………………………………………………….….107
Фрески виллы Паолина 
(1542-1550)…………………………………………………
- «Обращение Апостола 
Павла» ………………………………………………………...……..
- «Распятие Апостола 
Петра» …………………..…………………………………………...….
Виттория Колонна, 
муза скульптора ………………………………………………………..…113                  
зВ кружке маркизы 
Пескара …………………………………………………………………….114
Рисунки Микеланджело 
- Распятие, Оплакивание и Воскресение 
Христа …………………115
Поэзия Микеланджело ………………………………………………………………………...
- Мадригалы и сонеты, 
посвященные платонической любви к Виттории …………………..118 
- Стихи на смерть 
Виттории Колонна ……………………………………………………….…124 
- Сонеты в подражание 
Данте …………………………………………………………………..125
- Последние сонеты 
Микеланджело………………………………………………
Завершение гробницы 
Юлия II (1545), мраморные статуи: …………………………………..133 
- «Жизнь Деятельная» 
- Лия ………………………………………………………………….…135
- «Жизнь Созерцательная» 
- Рахиль…………………………………………………………….
Поздние «Оплакивания» 
(1547-1564) ……………………………………………………….…136 
- «Пьета с Никодимом» 
Флорентийского собора (1547-1555)………………………………..137  
- «Пьета Ронданини», 
неоконченная группа (1555-1564)……………………………………..
Великий зодчий 
(1538-1564)…………………………………………………
- Ансамбль Капитолия 
(1537-1539)…………………………………………………
- Собор Св. Петра 
(1546-1564)………………………….. ………………………………………143 
- Зависть и вражда …………………………………………………………………………..
- Купол cобора Св. 
Петра в Риме (1560)……………………….. …………………………..….144 
- Проект укреплений 
Борго ……………………………………………………………………...
- Проект карниза 
палаццо Фарнезе в Риме (1546-1547) ……………………………………….146 
- Проект римских 
городских ворот Порта-Пиа (1561). …………………………………..……147 
- Проект церкви Cанта-Maрия-дельи-Анджели 
(1563) ………………………………………..148  
- Проект церкви Санта-Джованни-де-Фьорентины 
(1559-1560)………………………………148 
«Последний день жизни, первый день покоя!» (18 февраля 1564)……………………………149.
1. Гений родился в Италии (1475-1488)
На фоне всего необъятного богатства творческого наследия Итальянского Возроджения резко выделяется художественный вклад, внесенный в искусство поколением мастеров, вместе с которым выступил Микеланджело.
Ему не было равных в области монументальной пластики, в создании величественных скульптурно-архитектурных и живописных ансамблей, и теперь поражающих глубиной и мощью раскрытия высоких и благородных идей. Созданные им художественные образы стоят в ряду с величайшими творениями мирового гения.
Творчество Микеланджело — кульминация Высокого Возрождения в итальянском искусстве, в то же время именно в нем нашли отражение глубокие противоречия эпохи, обозначившие конец краткого «золотого века» и начало мрачных времен контрреформации, феодальной реакции и войн с иноземными захватчиками.
«Он унаследовал все предрассудки, весь фанатизм сурового и крепкого рода Буонарроти. Пусть сам он был создан из земного праха, но из праха вспыхнул огонь, очищающий все, - огонь гения.
Пусть тот, кто отрицает гений, вспомнит Микеланджело. Вот человек, поистине одержимый гение. Гением, чужеродным его натуре, вторгшегося в него, как завоеватель, и державшем его в кабале... Он грел, он жил титанической жизнью, непосильной для его слабого тела и духа.
Жил в постоянном исступлени. Страдание, причиняемое распиравшей его силой, заставляло его действовать, беспрерывно действовать, не зная ни отдыха, ни покоя...» Ромен Роллан.
Микеланджело был сыном своего века. Но он был и великим новатором, намного опередившим свою эпоху и указавшим пути развития гуманистического реалистического искусства на много веков вперед. Один из корифеев пластики нового времени Огюст Роден признавался: «... Всю жизнь я колебался между двумя величайшими тенденциями классики — между концепциями Фидия и Микеланджело Я шел от античности, но, посетив Италию, был тотчас же захвачен величайшим флорентийским мастером, и мои создания, несомненно, свидетельствуют об этой страсти
Микеланджело — это дыхание жизни».
Вершина Возрождения в Италии
«... О высшее и восхитительное счастье человека, которому дано владеть тем, чем пожелает, и быть тем, чем хочет!» — утверждал Пико делла Мирандола. И эти слова из «Речи о достоинстве человека» одного из образованнейших людей XV в., ученого и философа, как нельзя лучше выражают пафос, веру в возможности и силы человека, характеризующие эпоху Возрождения.
Возрождение в Италии - триумфальный период в истории искусства, золотой век свободы; как из рога изобилия щедрым потоком вдохновенное творчество. Архитектура, скульптура, живопись перестали считаться безликим прикладным ремеслом, но приобрело индивидуальное лицо мастера-хужодника, скульптора, архитектора.
Проторенессанс в Италии длился примерно полтора столетия, Ранний Ренессанс – около столетия, Высокий Ренессанс – всего лет тридцать. Его окончание связывают с 1530 годом, трагическим рубежом, когда итальянские государства утратили свободу.
Пожалуй, ни одна другая страна на протяжении отдельно взятой эпохи не дала миру такого числа выдающихся мастеров, как ренессансная Италия. В течение трех столетий и многих поколений талантливых мастеров накапливался колоссальный изобразительный потенциал периода Возрождения, предельно насыщенного творческим духом. Четыре гения сияют в Италии Высокого Ренессанса: Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан. Они были во всем несходны между собой, хотя судьбы их имели много общего: их талант формировался в лучах флорентийской школы, а потом работали при дворах меценатов, главным образом пап, терпя капризы и принимая милости знатных патронов. Их пути часто перекрещивались, они выступали как соперники, относились друг к другу неприязненно, порой даже враждебно. У них были слишком разные художественные и человеческие индивидуальности. Но каждый из них - целый мир, законченный, совершенный, впитавший в себя все достижения предыдущих поколений, и вознесший их на ступени, человеку до тех пор недоступные. И однако же на фоне всего творчества Итальянского Ренессанса резко выделяется художественный вклад, внесенный в искусство Возрождения поколением мастеров, вместе с которым выступил Микеланджело и к которому, помимо него, принадлежали Браманте, Леонардо, Рафаэль, Джорджоне и Тициан. Этим художникам выпала особая судьба. Ибо, помимо неповторимых качеств каждого из ренессансных этапов в отдельности, очень много значит общая динамика поступательного развития всей эпохи в целом. В этой динамике есть свой смысл и свой исторический пафос. Линия этого развития отнюдь не ровная горизонталь; в своем движении во времени она наряду с разного рода отделыными колебаниями фиксирует более существенные закономерности роста и нисхождения. Хронологический период протяженностью в несколько десятилетий примерно между 1490 и 1530 годами получил вследствие этого наименование Высокого Возрождения.
В один ряд с Микеланджело можно поставить немногих из великих мастеров прошлого, его творчество - в своем роде уникальное явление. Индивидуальная одаренность в сочетании с благоприятствующими условиями эпохи гуманизма позволила Микеланджело создать величайшие творения во всей истории изобразительного искусства.
Но художественная деятельность Микеланджело не ограничивается пределами Высокого Ренессанса. В рамках этого периода прошла лишь первая половина его творческого пути. В отличие от подавляющего большинства других мастеров данного этапа, деятельность которых исчерпывалась именно этим промежутком времени, Микеланджело, прожив очень долгую жизнь, сохранил всю полноту творческой активности и в следующей, финальной фазе эпохи в период Позднего Возрождения.