Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 17:24, реферат
В истории мировой культуры XV и XVI века являются эпохой совершенно исключительного значения. Была сломлена веками длившаяся диктатура церкви, огромных успехов достигли позитивные науки, в частности естествознание, утвердились жизнерадостное свободомыслие и смелый полет философских исканий. Достигшее высочайшего развития искусство повернулось от «потустороннего» к «земному».
Введе-ние………………………………...……………………………………… 3
Раздел 1. Термин и понятие Возрожде-ния…………………………………… 4
Раздел 2 . Проторенессанс (Предвозрожде-ние)……………………………… 6
2.1. Джотто ли Бон-доне…………………………………………………. 6
2.2. Дан-те…………………………………………………………...……. 6
Раздел 3. Раннее Возрожде-ние…………………………………...………...…. 8
3.1. Донателло ………………………………………………………...… 8
3.2. Филиппо Брунеллески …………………………………………...… 9
3.3. Мазач-чо……………………………………………………………… 10
3.4. Сандро Боттичелли ……………………………………………….... 11
3.5. Пьеро делла Франческа ………………………………………...….. 12
3.6. Веррок-кьо………………………………………………………...…. 13
Раздел 4. Высокое Возрожде-ние……………………………………………… 14
4.1. Леонардо да Винчи ………………………………………………… 14
4.2. Донато Браманте …………………………………………………… 16
4.3. Рафаэль Санти ………………………………….………………...… 17
4.4. Микеланджело Буонарроти ……………………………...……….. 19
4.5.Тициан Вечел-лио……………………………………………………. 21
Раздел 5. Позднее Возрожде-ние……………………………………..…..……. 24
Заключение …………………………………………………………………..… 27
Список использованной литерату-ры……….………………………………… 28
4.3. Рафаэль Санти (1483-1520)
Рафаэль прожил всего 37 лет , но и за этот недолгий срок сумел оставить многогранное творческое наследие. Первые уроки живописи ему дал отец, Джованни Санти, живописец и поэт. Затем Рафаэль учился у известного мастера того времени Пьетро Перуджино.
Ранние работы Рафаэля не выделяются среди произведений его учителей, но уже в «Мадонне Конестабиле», написанной в 20 лет, проявляется удивительное умение Рафаэля выстраивать композицию, связывать фигуры на картине в единое целое.
В 1508 г. По приглашению Папы, главы католической церкви, он переехал из Флоренции в Рим, где полностью расцвёл его гении. Там он начинал работать над росписью комнат (станц) Ватиканского дворца. Здесь проявились исключительные качества Рафаэля как живописца: тонкое чувство цвета, мастерство рисунка, и, главное, - умение объединить многочисленные образы в гармонический ансамбль, как на большой фреске «Афинская школа».
«Афинская школа»
Под
сводами просторного, величественного
храма собрались мудрецы
Образы Богоматери.
Образ мадонны был одним из самых любимых в творчестве Рафаэля. Он создал несколько всемирно известных картин, в которых Богоматерь предстает как богиня добра и красоты. Его мадонна то величественно царит в больших алтарных композициях, то как обычная женщина любуется первыми шагами своего сына, как на картине «Мадонна в зелени». Рафаэль настойчиво искал путь воплощения идеального образа Богоматери, и он достиг этого идеала в прославленной «Сикстинской мадонне». Картина была написана по заказу Римского Папы Юлия II.
Босая, но царственная и величественная, она идёт по облакам с младенцем в руках. На неё с благоговением смотрят снявший папскую тиару Сикст и святая Варвара. Два ангелочка устремляют вверх мечтательный взор. Юнная мадонна спокойна и величественна, но в её взоре, в жесте, с которым она прижимает к себе сына, чувствуется какая-то тревога и обречённость. Она словно предвидит крестный путь сына, свои страдания и страдания всего народа людского. Рафаэль раздвинул над изображением тяжёлый занавес, напоминая, что это не реальность, а мечта о лучшем мире, о совершенстве, к которому человек должен стремиться. рис. 9. Сикстинская мадонна.
В
последние годы своей жизни Рафаэль
вместе с архитектором Донато Браманте
работал над реконструкцией и
росписью лоджий Ватиканского дворца.
Это длинная галерея, равномерно пересеченная
12-ю высокими арками. Рафаэль покрыл росписями
все лоджии: здесь религиозные и мифологические
картины, причудливый орнамент из растений
и цветов. На плафонах - главнейшие события
библейской истории, поэтому росписи иногда
называют «Библией Рафаэля» [5, с. 61].
4.4. Микеланджело Буонарроти (1475-1564)
Микеланджело в разные годы своей жизни отдавал предпочтение то скульптуре, то живописи, в зрелые годы занимался архитектурой, в поздние – поэзией. Главным героем его произведений стал человек с героической или трагической судьбой.
Славу гения Микеланджело уже в молодости составили несколько его статуй, и в первую очередь глубоко трогательная «Пьета» (1498-1501). Мария изображена юной. Ее одежда дробится бесчисленными мелкими складками, оттеняющими прекрасные формы тела лежащего на ее коленях обнаженного мертвого сына. Лицо мадонны скорбно, оно опущено, но боль и скорбь переданы с глубоким величием без всякой внешней подчеркнутости: Мария только отводит в сторону свою левую руку как бы с выражением немого вопроса, укора, страдания [1, с. 40]. рис. 10. Пьета. 1498-1501 гг.
Двадцатипятилетний Микеланджело завоевал громкую славу благодаря статуи Давида. Обнаженный юноша, сухощавый и стройный, опирается на правую ногу; левая рука готовится снять с плеча пращу, правая держит камень; гордая голова с шапкой вьющихся волос обращена навстречу врагу, лицо полно гнева, брови сдвинуты, ноздри трепещут, глаза широко раскрыты. «Давид» воспринимался современниками как призыв к гражданскому мужеству и защите республики. К решению вопроса о том, как лучше поставить «Давида» были привлечены самые авторитетные художники. Статуя была установлена под открытым небом на лестнице Синьории.
В Риме Микеланджело приступает к осуществлению грандиозного проекта надгробного памятника папе Юлию II, который папа хотел увидеть законченным еще при жизни. Но работа была приостановлена новым заказом папы. В 1508 году он предложил Микеланджело расписать потолок Сикстинской капеллы в Ватикане. Тщетно отговаривался художник тем, что живопись, и, особенно фреска, не его дело, что он скульптор. Но Юлий II не терпел возражений. Микеланджело с горечью оставляет работу над памятником, но постепенно все более увлекается новыми замыслами, отсылает всех предложенных ему помощников и в четыре года заканчивает грандиозную роспись, подобно которой мир не видел ни до, ни после него. Микеланджело изобразил историю возникновения мира и человечества. Но его творческое воображение очень скоро вышло далеко за пределы того, что предполагал видеть в росписи папа. Художник расчленил поверхность потолка написанной архитектурой, выделив ею девять композиций, из них четыре - во всю ширину потолка и пять меньших. Пиляст ры и выступы членения украшены великолепными фигурами обнаженных юношей, это славословие человеку, человеческому телу и духу, его мощи. В девяти панно Микеланджело показал историю Ноя и потоп, а также Адама и Еву и, наконец, творящего Саваофа. Окруженный сонмом юных ангелов на фоне огромного
рис. 11. Сикстинская капелла
В
1535 году Микеланджело снова оторвали
от работы над памятником Юлию Н
и опять для живописного
Микеланджело скончался 17 февраля 1564 года на девяностом году жизни. Завещание его было коротким: душу - богу, тело - земле, имущество - близким.
4.5. Тициан Вечеллио (1477 или 1480-1576)
Тициан Вечеллио прожил долгую жизнь, в которой ему было дано многое: здоровье, богатство, благополучие, талант. У него была привлекательная внешность, благородная, величественная осанка. Он жил в собственном дворце в Венеции на берегу морской лагуны, где прозрачная вода искрилась под ярким солнцем. Он прогуливался в тенистом саду, куда не проникал шум богатого людного торгового города. Он был знатным и состоятельным человеком и славился как гениальный живописец. Влиятельные князья и государи, папы и кардиналы, учёные и писатели – все стремились иметь картину, написанную Тицианом [5, с. 66].
Тициану
могут быть достоверно приписаны
около 400 сохранившихся до наших
дней картин, и известно, что в
течение своей чрезвычайно
Почти всю свою жизнь, за исключением множества коротких поездок в другие города, Тициан работал в Венеции. Он учился у известных живописцев Джентиле и Джованни Беллини, однако его стиль сложился в основном под влиянием Джорджоне. Молодой Тициан полностью освоил колористику и технику мазка Джорджоне и его возвышенное, поэтическое видение пейзажа и живописных фигур. Поэтому до сих пор продолжаются дебаты по атрибуции картин, когда возможно или сотрудничество между старшим Джорджоне и молодым Тицианом, или полная принадлежность одному или другому.
Уже при жизни Тициан был признан как великий живописец. Художественный критик Джованни Ломаццо в 1590 г. объявил его «солнцем среди малых звезд не только среди итальянцев, но и всех живописцев мира». Гениальность Тициана не подвергается сомнению и сегодня.
«Святой Себастьян»
К
лучшим произведениям Тициана
Около 1570 г.
Он был велик во всех аспектах искусства живописи. В портретах он блестяще проникал в человеческий характер. Его религиозные композиции охватывают полный диапазон эмоций, от обаяния его юных Мадонн до трагических глубин последнего «Распятия» и «Положения во гроб». В основе культуры Ренессанса лежит возрождение культуры древнего мира в искусствах и в литературе; вдохновленный поэзией Овидия, Катулла, Теокрита Тициан новаторски возродил легенды о Греции и Риме в ряде несравненных живописных шедевров. В картинах на мифологические сюжеты он передал веселье и энергию древнего языческого мира; его образы обнаженной Венеры («Венера и Адонис») и Данаи («Даная с няней») устанавливают стандарт телесной красоты и роскошного эротизма, который никогда не был превзойден. Другие великие мастера, например Рубенс и Никола Пуссен, порой имитировали его приемы [4, с. 147].
Тициан умер с кистью в руках почти 90-летним старцем, завершая работу над картиной «Оплакивание Христа».
В
последние годы он разработал «позднюю
манеру» письма, столь новую, что
она была оценена не сразу и
не нашла понимания у
Таким
образом, итальянское Возрождение входит
в новую стадию развития на стыке XV и XVI
столетий. Кульминация искусства (конец
XV и первые десятилетия XVI века), преподнесшая
миру таких великих мастеров как Рафаэль,
Тициан, Джорджоне и Леонардо да Винчи
именуется этапом Высокого Возрождения.
Раздел 5. Позднее Возрождение
Водоразделом в развитии искусства итальянского Ренессанса был захват Рима германскими войсками в 1527 г. и его разграбление. Город на какое-то время перестал быть покровителем искусств, и художники разъехались по городам Италии, Франции и Испании.
Еще перед смертью Рафаэля (1520) в римском искусстве начали проявляться антиклассические тенденции. Трения между христианской верой и классическим гуманизмом в конце XVI столетия (чинквеченто) привели к стилю, называемому маньеризмом.
Маньеризм характерен для периода между Ренессансом и барокко (ок. 1520 – ок. 1570 гг.). Это не было художественное движение с определенными принципами или бунт против предшествовавших стилей. Напротив, маньеризм их как бы продолжал и даже утрировал. Образцы совершенной манеры, или «стиля», современники находили у Микеланджело и Рафаэля. Более поздние художники, подражая их достижениям, начали ценить виртуозность не как средство представления природы, но как самоцель. Маньеризм высоко ценил рафинированное изящество и элегантность – красивую манеру (maniera), откуда и произошло название стиля.
К XVII в. слово «маньеризм» стало уничижительным. Советские искусствоведы писали даже о разрушительном воздействии маньеризма на искусство.
Сегодня о маньеризме часто пишут, что это стиль, который акцентировал технические навыки и причудливые эффекты и, вместе с тем, отступил от стандартов классического искусства. Важным критерием художественных достижений стала демонстрация виртуозности, даже самореклама. Художники-маньеристы часто использовали приемы, которые первоначально имели свои выразительные функции, и применяли их непривычно, так, чтобы демонстрировать свое мастерство. Изящество этого стиля и его тенденции абстрагироваться от природы часто порождали работы исключительной красоты (например, «Мадонна с длинной шеей» Пармиджанино и «Мертвый Христос с ангелами» Россо Фьорентино).
Маньеризм возник в Риме, но быстро распространился по всей Италии в работах Джулио Романо и Перино Де Вага. У истоков маньеризма были живописцы Якопо Каруччи Понтормо, Пармиджанино и Россо (Россо Фьорентино). Россо уехал из Рима в 1530 г., получив приглашение оформлять дворец Фонтенбло; он принес маньеризм во Францию. К 1540 г. этот стиль стал европейским явлением. Он оставался преимущественно итальянским, но Жан Гужон развил непосредственно французский маньеризм, а в Нидерландах Хендрик Гольтциус приспособил его к фламандской традиции. В северной Европе Альбрехт Альтдорфер примирил маньеризм с поздним готическим искусством [7, с. 132].