Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 17:24, реферат
В истории мировой культуры XV и XVI века являются эпохой совершенно исключительного значения. Была сломлена веками длившаяся диктатура церкви, огромных успехов достигли позитивные науки, в частности естествознание, утвердились жизнерадостное свободомыслие и смелый полет философских исканий. Достигшее высочайшего развития искусство повернулось от «потустороннего» к «земному».
Введе-ние………………………………...……………………………………… 3
Раздел 1. Термин и понятие Возрожде-ния…………………………………… 4
Раздел 2 . Проторенессанс (Предвозрожде-ние)……………………………… 6
2.1. Джотто ли Бон-доне…………………………………………………. 6
2.2. Дан-те…………………………………………………………...……. 6
Раздел 3. Раннее Возрожде-ние…………………………………...………...…. 8
3.1. Донателло ………………………………………………………...… 8
3.2. Филиппо Брунеллески …………………………………………...… 9
3.3. Мазач-чо……………………………………………………………… 10
3.4. Сандро Боттичелли ……………………………………………….... 11
3.5. Пьеро делла Франческа ………………………………………...….. 12
3.6. Веррок-кьо………………………………………………………...…. 13
Раздел 4. Высокое Возрожде-ние……………………………………………… 14
4.1. Леонардо да Винчи ………………………………………………… 14
4.2. Донато Браманте …………………………………………………… 16
4.3. Рафаэль Санти ………………………………….………………...… 17
4.4. Микеланджело Буонарроти ……………………………...……….. 19
4.5.Тициан Вечел-лио……………………………………………………. 21
Раздел 5. Позднее Возрожде-ние……………………………………..…..……. 24
Заключение …………………………………………………………………..… 27
Список использованной литерату-ры……….………………………………… 28
Содержание
Введение………………………………...………………… |
3 |
Раздел
1. Термин и понятие Возрождения……………………… |
4 |
Раздел 2 . Проторенессанс (Предвозрождение)……………………………… | 6 |
2.1. Джотто ли Бондоне…………………………………………………. | 6 |
2.2.
Данте…………………………………………………………... |
6 |
Раздел
3. Раннее Возрождение…………………………………...……… |
8 |
3.1. Донателло ………………………………………………………...… | 8 |
3.2. Филиппо Брунеллески …………………………………………...… | 9 |
3.3.
Мазаччо…………………………………………………………… |
10 |
3.4. Сандро Боттичелли ……………………………………………….... | 11 |
3.5. Пьеро делла Франческа ………………………………………...….. | 12 |
3.6.
Верроккьо……………………………………………………… |
13 |
Раздел 4. Высокое Возрождение……………………………………………… | 14 |
4.1. Леонардо да Винчи ………………………………………………… | 14 |
4.2. Донато Браманте …………………………………………………… | 16 |
4.3. Рафаэль Санти ………………………………….………………...… | 17 |
4.4. Микеланджело Буонарроти ……………………………...……….. | 19 |
4.5.Тициан Вечеллио……………………………………………………. | 21 |
Раздел
5. Позднее Возрождение……………………………………..….. |
24 |
Заключение …………………………………………………………………..… | 27 |
Список использованной литературы……….………………………………… | 28 |
Введение
В истории мировой культуры XV и XVI века являются эпохой совершенно исключительного значения. Была сломлена веками длившаяся диктатура церкви, огромных успехов достигли позитивные науки, в частности естествознание, утвердились жизнерадостное свободомыслие и смелый полет философских исканий. Достигшее высочайшего развития искусство повернулось от «потустороннего» к «земному». Главным содержанием искусства стал человек во всем величии физических и духовных сил, многообразии переживаний. Человеческая личность, до этого - скованная не только религиозными догмами, но и всей иерархической системой застывших феодальных общественных отношений, завоевала невиданную свободу для проявления индивидуальных способностей во всех областях деятельности.
В
эту эпоху сложение и рост новой
культуры сопровождались огромным интересом
к памятникам античной литературы и
искусства, которыми была богата Италия.
На поверхность земли извлекали обломки
прекрасных античных статуй. Измерения
руин античных построек обнаруживали
закономерности гармонических пропорций
и соотношений. Итальянским художникам
этой эпохи часто казалось, что их заветной
целью является возрождение искусства
античной Эллады. Но изучение античности,
несомненно, было не причиной, а следствием
нового понимания жизни, рождавшейся светской
культуры. Вновь открытая античная культура
лишь способствовала собственным тенденциям
итальянского искусства.
Раздел 1. Термин и понятие Возрождения
Термин «Ренессанс», или «Возрождение», обозначает период европейской истории от начала XIV до конца XVI столетия. Это буквальный перевод французского слова renaissance – возрождение. Первоначально так называли возрождение основных ценностей и художественной культуры классической античности, начавшееся в то время в Италии. Ученые и мыслители XV–XVI вв. поставили цель возродить античную образованность и мудрость после долгого культурного упадка и застоя [4, с. 137].
Сегодня
Возрождение рассматривается
В эпоху Возрождения исчерпала свои политические, правовые и хозяйственные возможности феодальная система. Укрепилось сельское хозяйство, поскольку малоурожайные земли перестали обрабатываться. Возобновилась международная торговля; ее лидерами были Венеция в Средиземноморье и Ганзейский союз на севере Европы. В эту же эпоху были открыты и исследованы новые континенты; Птолемеева система в астрономии сменилась системой Коперника; европейцы изобрели или применили бумагу, печать, порох, морской компас – новшества, имеющие громадный культурный и цивилизационный потенциал.
Главным для развития искусства Возрождения было появление художника как творца, востребованного и уважаемого за его талант и образованность. Искусство также стало ценимым – не просто как средство религиозной и социальной дидактики, но все больше как способ личного эстетического выражения.
Процесс развития итальянского искусства Возрождения традиционно делится на четыре главных стадии:
−Проторенессанс (Предвозрождение);
−Раннее Возрождение;
−Высокое Возрождение;
−Позднее Возрождение.
Иногда их называют по первым двум цифрам годов, входящих в соответствующие века – 12, 13, 14, 15, по-итальянски дуоченто, треченто, кватроченто, чинквеченто [4, с. 142].
Таким
образом, Возрождение прославлено
небывалым расцветом
Раздел 2. Проторенессанс (Предвозрождение)
В Италии собственно Возрождению предшествовал в конце XIII и начале XIV (треченто) столетий Проторенессанс, который опирался на идеи францисканского богословия. Св. Франциск критиковал схоластику и формальное благочестие преобладавшего тогда христианского богословия и выступил с похвалой красоты бедности и духовной ценности природы.
2.1. Джотто ди Бондоне
Творчество самого известного художника периода проторенессанса, Джотто (1266/67 или 1276–1337), демонстрирует новый живописный стиль. Он характеризовался ясной, простой структурой и глубокой психологичностью. По тематике своего творчества Джотто еще человек средневековья. Но в его фресках выражается новое мировосприятие. Он создает новые формы в искусстве.
Джотто был не только живописцем, но и выдающимся архитектором, чему свидетельство стройная и легкая, необыкновенно изящная кампанила (звонница) возле главного собора Флоренции Санта Мария дель Фьоре (завершена Таленти) [1, с. 9].
Самым
замечательным произведением
2.2. Данте
Приблизительно в то же самое время, что и Джотто, жил великий поэт Данте. Его поэзия показывает пристальное внимание к внутреннему миру человека, к тонким оттенкам и движениям человеческой души. Хотя его «Божественная Комедия» сюжетными и стилевыми особенностями и идеями принадлежит Средневековью, ее субъективный дух и мощь выражения предвещают Возрождение [4, с. 143].
Таким
образом, проторенессансное течение сложилось
на основе глубоких экономических сдвигов
в жизни итальянских городов, прежде всего
в жизни Флоренции, где победа бюргерства
над старыми феодальными группировками
была особенно радикальной. С Флоренцией,
Тосканой и Римом связаны все наиболее
значительные явления итальянской культуры
того времени — проторенессансная архитектура,
скульптура Никколо Пизано, Арнольфо ди
Камбио и Джованни Пизано, творчество
Данте, живопись Каваллини и Джотто. Именно
они заложили фундамент, на котором зиждется
искусство Возрождения, знаменующее уже
новый этап развития.
Раздел 3 Раннее Возрождение
Термин «Раннее Возрождение» характеризует фактически все искусство XV столетия (кватроченто). В ходе осуществления идей гуманизма развернулась работа по обнаружению истинных законов пропорций в изображении человеческого тела, в архитектуре, в систематизации представлений изображаемого пространства. Известные художники Раннего Возрождения – скульптор Донателло, архитектор Филиппо Брунеллески и живописец Мазаччо – имеют много общего. Главными моментами в их взглядах были следующие: вера в теоретические основ искусства; убеждение, что развитие и прогресс не только возможны, но и существенны в жизни; признание значимости искусства. Древнее искусство почиталось не только как вдохновляющая модель, но также и как память об испытаниях и ошибках, как сокровищница достижений великих художников прошлого.
Эти художники были тонкими наблюдателями природных явлений. Они стремились из отдельных явлений экстраполировать общие правила. В то же время избегали прямого копирования природы, старались придавать произведению искусства идеальные, неосязаемые качества, наделяя изображаемые объекты большей красотой и более постоянным значением, чем в реальной действительности. Данные характеристики – представление идеальных форм, а не буквальных явлений, понимание физического мира как средства для передачи или несовершенного воплощения монументальной духовной красоты – фундаментальны для характера и развития искусства итальянского Ренессанса [4, с. 143].
3.1. Донателло
Настоящее
имя художника Донателло (1386-
В 1416 г. цех оружейников заказал Донателло мраморную статую святого Георгия. Она стала одной из самых знаменитых творений Возрождения. Святой Георгий представлен в виде юного воина, опирающегося на щит, в латах, с плащом, накинутым на одно плечо. Донателло художественно осмысляет опыт античных скульпторов. Но духовное содержание образа – новое. В нём подчёркнуты решительность, бесстрашие, простота и благородство.
В 1443 г. Донателло создаёт свой знаменитый шедевр – первый конный памятник эпохи Возрождения. Конная статуя кондотьера (наёмного предводителя войск) Эразмо ди Нарни, получившего за свою хитрость и ловкость прозвище «Гаттамелата» (пятнистая кошка), должна была прославить его деятельность. Бронзовый конь и величественный, спокойный всадник олицетворяют несокрушимую силу, волю и энергию. Именно эти качества ценила в людях новая эпоха [5, с. 56].
рис.1. Конная статуя Гатта-
мелаты, Донателло,
1447-1453 гг.
3.2. Филиппо Брунеллески
Филиппо Брунеллески (1377-1446), гениальный итальянец, связал античный мир с XV веком, приспособив классические формы к потребностям своего времени [3, с. 492].
Самое знаменитое творение Филиппа Брунеллески - купол собора Санта-Мария дель Фьоре, который стал символом Флоренции. Когда этот архитектор подключился к работе, собор уже строился почти сто лет. Перед ним стояла задача – перекрыть куполом огромный пролёт над готовой конструкцией здания. Флорентийцы хотели, чтобы купол собора был самым