Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 17:24, реферат
В истории мировой культуры XV и XVI века являются эпохой совершенно исключительного значения. Была сломлена веками длившаяся диктатура церкви, огромных успехов достигли позитивные науки, в частности естествознание, утвердились жизнерадостное свободомыслие и смелый полет философских исканий. Достигшее высочайшего развития искусство повернулось от «потустороннего» к «земному».
Введе-ние………………………………...………………………………………	3
Раздел 1. Термин и понятие Возрожде-ния……………………………………	4
Раздел 2 . Проторенессанс (Предвозрожде-ние)………………………………	6
2.1. Джотто ли Бон-доне………………………………………………….	6
2.2. Дан-те…………………………………………………………...…….	6
Раздел 3. Раннее Возрожде-ние…………………………………...………...….	8
3.1. Донателло ………………………………………………………...…	8
3.2. Филиппо Брунеллески …………………………………………...…	9
3.3. Мазач-чо………………………………………………………………	10
3.4. Сандро Боттичелли ………………………………………………....	11
3.5. Пьеро делла Франческа ………………………………………...…..	12
3.6. Веррок-кьо………………………………………………………...….	13
Раздел 4. Высокое Возрожде-ние………………………………………………	14
4.1. Леонардо да Винчи …………………………………………………	14
4.2. Донато Браманте ……………………………………………………	16
4.3. Рафаэль Санти ………………………………….………………...…	17
4.4. Микеланджело Буонарроти ……………………………...………..	19
          4.5.Тициан Вечел-лио…………………………………………………….	21
Раздел 5. Позднее Возрожде-ние……………………………………..…..…….	24
Заключение …………………………………………………………………..…	27
Список использованной литерату-ры……….…………………………………	28
Содержание
| Введение………………………………...………………… | 
  3 | 
| Раздел 
  1. Термин и понятие Возрождения……………………… | 
  4 | 
| Раздел 2 . Проторенессанс (Предвозрождение)……………………………… | 6 | 
| 2.1. Джотто ли Бондоне…………………………………………………. | 6 | 
|      2.2. 
  Данте…………………………………………………………... | 
  6 | 
| Раздел 
  3. Раннее Возрождение…………………………………...……… | 
  8 | 
| 3.1. Донателло ………………………………………………………...… | 8 | 
| 3.2. Филиппо Брунеллески …………………………………………...… | 9 | 
|      3.3. 
  Мазаччо…………………………………………………………… | 
  10 | 
| 3.4. Сандро Боттичелли ……………………………………………….... | 11 | 
| 3.5. Пьеро делла Франческа ………………………………………...….. | 12 | 
|      3.6. 
  Верроккьо……………………………………………………… | 
  13 | 
| Раздел 4. Высокое Возрождение……………………………………………… | 14 | 
| 4.1. Леонардо да Винчи ………………………………………………… | 14 | 
| 4.2. Донато Браманте …………………………………………………… | 16 | 
| 4.3. Рафаэль Санти ………………………………….………………...… | 17 | 
| 4.4. Микеланджело Буонарроти ……………………………...……….. | 19 | 
| 4.5.Тициан Вечеллио……………………………………………………. | 21 | 
| Раздел 
  5. Позднее Возрождение……………………………………..….. | 
  24 | 
| Заключение …………………………………………………………………..… | 27 | 
| Список использованной литературы……….………………………………… | 28 | 
Введение
В истории мировой культуры XV и XVI века являются эпохой совершенно исключительного значения. Была сломлена веками длившаяся диктатура церкви, огромных успехов достигли позитивные науки, в частности естествознание, утвердились жизнерадостное свободомыслие и смелый полет философских исканий. Достигшее высочайшего развития искусство повернулось от «потустороннего» к «земному». Главным содержанием искусства стал человек во всем величии физических и духовных сил, многообразии переживаний. Человеческая личность, до этого - скованная не только религиозными догмами, но и всей иерархической системой застывших феодальных общественных отношений, завоевала невиданную свободу для проявления индивидуальных способностей во всех областях деятельности.
     В 
эту эпоху сложение и рост новой 
культуры сопровождались огромным интересом 
к памятникам античной литературы и 
искусства, которыми была богата Италия. 
На поверхность земли извлекали обломки 
прекрасных античных статуй. Измерения 
руин античных построек обнаруживали 
закономерности гармонических пропорций 
и соотношений. Итальянским художникам 
этой эпохи часто казалось, что их заветной 
целью является возрождение искусства 
античной Эллады. Но изучение античности, 
несомненно, было не причиной, а следствием 
нового понимания жизни, рождавшейся светской 
культуры. Вновь открытая античная культура 
лишь способствовала собственным тенденциям 
итальянского искусства. 
 
 
 
 
 
 
 
Раздел 1. Термин и понятие Возрождения
Термин «Ренессанс», или «Возрождение», обозначает период европейской истории от начала XIV до конца XVI столетия. Это буквальный перевод французского слова renaissance – возрождение. Первоначально так называли возрождение основных ценностей и художественной культуры классической античности, начавшееся в то время в Италии. Ученые и мыслители XV–XVI вв. поставили цель возродить античную образованность и мудрость после долгого культурного упадка и застоя [4, с. 137].
     Сегодня 
Возрождение рассматривается 
В эпоху Возрождения исчерпала свои политические, правовые и хозяйственные возможности феодальная система. Укрепилось сельское хозяйство, поскольку малоурожайные земли перестали обрабатываться. Возобновилась международная торговля; ее лидерами были Венеция в Средиземноморье и Ганзейский союз на севере Европы. В эту же эпоху были открыты и исследованы новые континенты; Птолемеева система в астрономии сменилась системой Коперника; европейцы изобрели или применили бумагу, печать, порох, морской компас – новшества, имеющие громадный культурный и цивилизационный потенциал.
Главным для развития искусства Возрождения было появление художника как творца, востребованного и уважаемого за его талант и образованность. Искусство также стало ценимым – не просто как средство религиозной и социальной дидактики, но все больше как способ личного эстетического выражения.
Процесс развития итальянского искусства Возрождения традиционно делится на четыре главных стадии:
−Проторенессанс (Предвозрождение);
−Раннее Возрождение;
−Высокое Возрождение;
−Позднее Возрождение.
Иногда их называют по первым двум цифрам годов, входящих в соответствующие века – 12, 13, 14, 15, по-итальянски дуоченто, треченто, кватроченто, чинквеченто [4, с. 142].
     Таким 
образом, Возрождение прославлено 
небывалым расцветом 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Раздел 2. Проторенессанс (Предвозрождение)
В Италии собственно Возрождению предшествовал в конце XIII и начале XIV (треченто) столетий Проторенессанс, который опирался на идеи францисканского богословия. Св. Франциск критиковал схоластику и формальное благочестие преобладавшего тогда христианского богословия и выступил с похвалой красоты бедности и духовной ценности природы.
2.1. Джотто ди Бондоне
Творчество самого известного художника периода проторенессанса, Джотто (1266/67 или 1276–1337), демонстрирует новый живописный стиль. Он характеризовался ясной, простой структурой и глубокой психологичностью. По тематике своего творчества Джотто еще человек средневековья. Но в его фресках выражается новое мировосприятие. Он создает новые формы в искусстве.
Джотто был не только живописцем, но и выдающимся архитектором, чему свидетельство стройная и легкая, необыкновенно изящная кампанила (звонница) возле главного собора Флоренции Санта Мария дель Фьоре (завершена Таленти) [1, с. 9].
     Самым 
замечательным произведением 
2.2. Данте
Приблизительно в то же самое время, что и Джотто, жил великий поэт Данте. Его поэзия показывает пристальное внимание к внутреннему миру человека, к тонким оттенкам и движениям человеческой души. Хотя его «Божественная Комедия» сюжетными и стилевыми особенностями и идеями принадлежит Средневековью, ее субъективный дух и мощь выражения предвещают Возрождение [4, с. 143].
     Таким 
образом, проторенессансное течение сложилось 
на основе глубоких экономических сдвигов 
в жизни итальянских городов, прежде всего 
в жизни Флоренции, где победа бюргерства 
над старыми феодальными группировками 
была особенно радикальной. С Флоренцией, 
Тосканой и Римом связаны все наиболее 
значительные явления итальянской культуры 
того времени — проторенессансная архитектура, 
скульптура Никколо Пизано, Арнольфо ди 
Камбио и Джованни Пизано, творчество 
Данте, живопись Каваллини и Джотто. Именно 
они заложили фундамент, на котором зиждется 
искусство Возрождения, знаменующее уже 
новый этап развития. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Раздел 3 Раннее Возрождение
Термин «Раннее Возрождение» характеризует фактически все искусство XV столетия (кватроченто). В ходе осуществления идей гуманизма развернулась работа по обнаружению истинных законов пропорций в изображении человеческого тела, в архитектуре, в систематизации представлений изображаемого пространства. Известные художники Раннего Возрождения – скульптор Донателло, архитектор Филиппо Брунеллески и живописец Мазаччо – имеют много общего. Главными моментами в их взглядах были следующие: вера в теоретические основ искусства; убеждение, что развитие и прогресс не только возможны, но и существенны в жизни; признание значимости искусства. Древнее искусство почиталось не только как вдохновляющая модель, но также и как память об испытаниях и ошибках, как сокровищница достижений великих художников прошлого.
Эти художники были тонкими наблюдателями природных явлений. Они стремились из отдельных явлений экстраполировать общие правила. В то же время избегали прямого копирования природы, старались придавать произведению искусства идеальные, неосязаемые качества, наделяя изображаемые объекты большей красотой и более постоянным значением, чем в реальной действительности. Данные характеристики – представление идеальных форм, а не буквальных явлений, понимание физического мира как средства для передачи или несовершенного воплощения монументальной духовной красоты – фундаментальны для характера и развития искусства итальянского Ренессанса [4, с. 143].
3.1. Донателло
     Настоящее 
имя художника Донателло (1386-
В 1416 г. цех оружейников заказал Донателло мраморную статую святого Георгия. Она стала одной из самых знаменитых творений Возрождения. Святой Георгий представлен в виде юного воина, опирающегося на щит, в латах, с плащом, накинутым на одно плечо. Донателло художественно осмысляет опыт античных скульпторов. Но духовное содержание образа – новое. В нём подчёркнуты решительность, бесстрашие, простота и благородство.
В 1443 г. Донателло создаёт свой знаменитый шедевр – первый конный памятник эпохи Возрождения. Конная статуя кондотьера (наёмного предводителя войск) Эразмо ди Нарни, получившего за свою хитрость и ловкость прозвище «Гаттамелата» (пятнистая кошка), должна была прославить его деятельность. Бронзовый конь и величественный, спокойный всадник олицетворяют несокрушимую силу, волю и энергию. Именно эти качества ценила в людях новая эпоха [5, с. 56].
рис.1. Конная статуя Гатта-
мелаты, Донателло,
           
1447-1453 гг. 
3.2. Филиппо Брунеллески
Филиппо Брунеллески (1377-1446), гениальный итальянец, связал античный мир с XV веком, приспособив классические формы к потребностям своего времени [3, с. 492].
Самое знаменитое творение Филиппа Брунеллески - купол собора Санта-Мария дель Фьоре, который стал символом Флоренции. Когда этот архитектор подключился к работе, собор уже строился почти сто лет. Перед ним стояла задача – перекрыть куполом огромный пролёт над готовой конструкцией здания. Флорентийцы хотели, чтобы купол собора был самым