Титаны Ренессанса

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 17:24, реферат

Краткое описание

В истории мировой культуры XV и XVI века являются эпохой совершенно исключительного значения. Была сломлена веками длившаяся диктатура церкви, огромных успехов достигли позитивные науки, в частности естествознание, утвердились жизнерадостное свободомыслие и смелый полет философских исканий. Достигшее высочайшего развития искусство повернулось от «потустороннего» к «земному».

Оглавление

Введе-ние………………………………...……………………………………… 3
Раздел 1. Термин и понятие Возрожде-ния…………………………………… 4
Раздел 2 . Проторенессанс (Предвозрожде-ние)……………………………… 6
2.1. Джотто ли Бон-доне…………………………………………………. 6
2.2. Дан-те…………………………………………………………...……. 6
Раздел 3. Раннее Возрожде-ние…………………………………...………...…. 8
3.1. Донателло ………………………………………………………...… 8
3.2. Филиппо Брунеллески …………………………………………...… 9
3.3. Мазач-чо……………………………………………………………… 10
3.4. Сандро Боттичелли ……………………………………………….... 11
3.5. Пьеро делла Франческа ………………………………………...….. 12
3.6. Веррок-кьо………………………………………………………...…. 13
Раздел 4. Высокое Возрожде-ние……………………………………………… 14
4.1. Леонардо да Винчи ………………………………………………… 14
4.2. Донато Браманте …………………………………………………… 16
4.3. Рафаэль Санти ………………………………….………………...… 17
4.4. Микеланджело Буонарроти ……………………………...……….. 19
4.5.Тициан Вечел-лио……………………………………………………. 21
Раздел 5. Позднее Возрожде-ние……………………………………..…..……. 24
Заключение …………………………………………………………………..… 27
Список использованной литерату-ры……….………………………………… 28

Файлы: 1 файл

титаны ренессанса.docx

— 1.55 Мб (Скачать)

     Содержание

Введение………………………………...……………………………………… 3
Раздел 1. Термин и понятие Возрождения…………………………………… 4
Раздел 2 . Проторенессанс (Предвозрождение)……………………………… 6
     2.1. Джотто ли Бондоне…………………………………………………. 6
     2.2. Данте…………………………………………………………...……. 6
Раздел 3. Раннее Возрождение…………………………………...………...…. 8
     3.1. Донателло ………………………………………………………...… 8
     3.2. Филиппо Брунеллески …………………………………………...… 9
     3.3. Мазаччо…………………………………………………………… 10
     3.4. Сандро Боттичелли ……………………………………………….... 11
     3.5. Пьеро делла Франческа ………………………………………...….. 12
     3.6. Верроккьо………………………………………………………...…. 13
Раздел 4. Высокое Возрождение……………………………………………… 14
     4.1. Леонардо да Винчи ………………………………………………… 14
     4.2. Донато Браманте …………………………………………………… 16
     4.3. Рафаэль Санти ………………………………….………………...… 17
     4.4. Микеланджело Буонарроти ……………………………...……….. 19
          4.5.Тициан Вечеллио……………………………………………………. 21
Раздел 5. Позднее Возрождение……………………………………..…..……. 24
Заключение …………………………………………………………………..… 27
Список  использованной литературы……….………………………………… 28
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     В истории мировой культуры XV и XVI века являются эпохой совершенно исключительного значения. Была сломлена веками длившаяся диктатура церкви, огромных успехов достигли позитивные науки, в частности естествознание, утвердились жизнерадостное свободомыслие и смелый полет философских исканий. Достигшее высочайшего развития искусство повернулось от «потустороннего» к «земному». Главным содержанием искусства стал человек во всем величии физических и духовных сил, многообразии переживаний. Человеческая личность, до этого - скованная не только религиозными догмами, но и всей иерархической системой застывших феодальных общественных отношений, завоевала невиданную свободу для проявления индивидуальных способностей во всех областях деятельности.

     В эту эпоху сложение и рост новой  культуры сопровождались огромным интересом  к памятникам античной литературы и  искусства, которыми была богата Италия. На поверхность земли извлекали обломки прекрасных античных статуй. Измерения руин античных построек обнаруживали закономерности гармонических пропорций и соотношений. Итальянским художникам этой эпохи часто казалось, что их заветной целью является возрождение искусства античной Эллады. Но изучение античности, несомненно, было не причиной, а следствием нового понимания жизни, рождавшейся светской культуры. Вновь открытая античная культура лишь способствовала собственным тенденциям итальянского искусства. 
 
 
 
 
 
 
 

     Раздел 1. Термин и понятие  Возрождения

     Термин  «Ренессанс», или «Возрождение», обозначает период европейской истории от начала XIV до конца XVI столетия. Это буквальный перевод французского слова renaissance – возрождение. Первоначально так называли возрождение основных ценностей и художественной культуры классической античности, начавшееся в то время в Италии. Ученые и мыслители XV–XVI вв. поставили цель возродить античную образованность и мудрость после долгого культурного упадка и застоя [4, с. 137].

     Сегодня Возрождение рассматривается как  культурное и интеллектуальное движение, которое произвело в европейской культуре XV и XVI столетий радикальные и всесторонние изменения. В их основе был подъем интереса к учениям и идеалам античности. Эти преобразования знаменовали упадок Средневековья и впервые воплотили ценности современного мира.

     В эпоху Возрождения исчерпала  свои политические, правовые и хозяйственные возможности феодальная система. Укрепилось сельское хозяйство, поскольку малоурожайные земли перестали обрабатываться. Возобновилась международная торговля; ее лидерами были Венеция в Средиземноморье и Ганзейский союз на севере Европы. В эту же эпоху были открыты и исследованы новые континенты; Птолемеева система в астрономии сменилась системой Коперника; европейцы изобрели или применили бумагу, печать, порох, морской компас – новшества, имеющие громадный культурный и цивилизационный потенциал.

     Главным для развития искусства Возрождения  было появление художника как творца, востребованного и уважаемого за его талант и образованность. Искусство также стало ценимым – не просто как средство религиозной и социальной дидактики, но все больше как способ личного эстетического выражения.

     Процесс развития итальянского искусства Возрождения  традиционно делится на четыре главных стадии:

     −Проторенессанс (Предвозрождение); 

     −Раннее Возрождение;

     −Высокое  Возрождение;

     −Позднее  Возрождение. 

     Иногда  их называют по первым двум цифрам годов, входящих в соответствующие века – 12, 13, 14, 15, по-итальянски дуоченто, треченто, кватроченто, чинквеченто [4, с. 142].

     Таким образом, Возрождение прославлено  небывалым расцветом художественной культуры. Оно установило каноны вкуса и создало в искусстве особый стиль, восходящий к античным образцам.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Раздел 2. Проторенессанс (Предвозрождение)

     В Италии собственно Возрождению предшествовал  в конце XIII и начале XIV (треченто) столетий Проторенессанс, который опирался на идеи францисканского богословия. Св. Франциск критиковал схоластику и формальное благочестие преобладавшего тогда христианского богословия и выступил с похвалой красоты бедности и духовной ценности природы.

     2.1. Джотто ди Бондоне

     Творчество  самого известного художника периода  проторенессанса, Джотто (1266/67 или 1276–1337), демонстрирует новый живописный стиль. Он характеризовался ясной, простой структурой и глубокой психологичностью. По тематике своего творчества Джотто еще человек средневековья. Но в его фресках выражается новое мировосприятие. Он создает новые формы в искусстве.

     Джотто  был не только живописцем, но и выдающимся архитектором, чему свидетельство стройная и легкая, необыкновенно изящная кампанила (звонница) возле главного собора Флоренции Санта Мария дель Фьоре (завершена Таленти) [1, с. 9].

     Самым замечательным произведением Джотто являются росписи в Капелле дель Арена в Падуе, построенной на месте античного цирка. В трех рядах композиций на стенах Капеллы художник изобразил сцены из жизни Христа, Марии, Иоакима и Анны, а также аллегорические фигуры добродетелей и пороков.

     2.2. Данте 

     Приблизительно  в то же самое время, что и Джотто, жил великий поэт Данте. Его поэзия показывает пристальное внимание к внутреннему миру человека, к тонким оттенкам и движениям человеческой души. Хотя его «Божественная Комедия» сюжетными и стилевыми особенностями и идеями принадлежит Средневековью, ее субъективный дух и мощь выражения предвещают  Возрождение [4, с. 143].

     Таким образом, проторенессансное течение сложилось на основе глубоких экономических сдвигов в жизни итальянских городов, прежде всего в жизни Флоренции, где победа бюргерства над старыми феодальными группировками была особенно радикальной. С Флоренцией, Тосканой и Римом связаны все наиболее значительные явления итальянской культуры того времени — проторенессансная архитектура, скульптура Никколо Пизано, Арнольфо ди Камбио и Джованни Пизано, творчество Данте, живопись Каваллини и Джотто. Именно они заложили фундамент, на котором зиждется искусство Возрождения, знаменующее уже новый этап развития. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Раздел 3 Раннее Возрождение

     Термин  «Раннее Возрождение» характеризует  фактически все искусство XV столетия (кватроченто). В ходе осуществления идей гуманизма развернулась работа по обнаружению истинных законов пропорций в изображении человеческого тела, в архитектуре, в систематизации представлений изображаемого пространства. Известные художники Раннего Возрождения – скульптор Донателло, архитектор Филиппо Брунеллески и живописец Мазаччо – имеют много общего. Главными моментами в их взглядах были следующие: вера в теоретические основ искусства; убеждение, что развитие и прогресс не только возможны, но и существенны в жизни; признание значимости искусства. Древнее искусство почиталось не только как вдохновляющая модель, но также и как память об испытаниях и ошибках, как сокровищница достижений великих художников прошлого.

     Эти художники были тонкими наблюдателями  природных явлений. Они стремились из отдельных явлений экстраполировать общие правила. В то же время избегали прямого копирования природы, старались придавать произведению искусства идеальные, неосязаемые качества, наделяя изображаемые объекты большей красотой и более постоянным значением, чем в реальной действительности. Данные характеристики – представление идеальных форм, а не буквальных явлений, понимание физического мира как средства для передачи или несовершенного воплощения монументальной духовной красоты – фундаментальны для характера и развития искусства итальянского Ренессанса [4, с. 143].

     3.1. Донателло

     Настоящее имя художника Донателло (1386-1466)– Донато ди Никколо ди Бетто Барди. Друг Брунеллески, он участвовал в работах по украшению собора Санта-Мария дель Фьоре и колокольни.

     В 1416 г. цех оружейников заказал Донателло мраморную статую святого Георгия. Она стала одной из самых знаменитых творений Возрождения. Святой Георгий представлен в виде юного воина, опирающегося на щит, в латах, с плащом, накинутым на одно плечо. Донателло художественно осмысляет опыт античных скульпторов. Но духовное содержание образа – новое. В нём подчёркнуты решительность, бесстрашие, простота и благородство.

      В 1443 г. Донателло создаёт свой знаменитый шедевр – первый конный памятник эпохи  Возрождения. Конная статуя кондотьера (наёмного предводителя войск) Эразмо ди Нарни, получившего за свою хитрость и ловкость прозвище «Гаттамелата» (пятнистая кошка), должна была прославить его деятельность. Бронзовый конь и величественный, спокойный всадник олицетворяют несокрушимую силу, волю и энергию. Именно эти качества ценила в людях новая эпоха    [5, с. 56].

рис.1. Конная статуя Гатта-

       мелаты, Донателло,

           1447-1453 гг. 

     3.2. Филиппо Брунеллески

     Филиппо Брунеллески (1377-1446), гениальный итальянец, связал античный мир с XV веком, приспособив классические формы к потребностям своего времени [3, с. 492].

      Самое знаменитое творение Филиппа  Брунеллески - купол собора Санта-Мария  дель Фьоре, который стал символом Флоренции. Когда этот архитектор подключился к работе, собор уже строился почти сто лет. Перед ним стояла задача – перекрыть куполом огромный пролёт над готовой конструкцией здания. Флорентийцы хотели, чтобы купол собора был самым                

Информация о работе Титаны Ренессанса