Титаны Ренессанса

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 17:24, реферат

Краткое описание

В истории мировой культуры XV и XVI века являются эпохой совершенно исключительного значения. Была сломлена веками длившаяся диктатура церкви, огромных успехов достигли позитивные науки, в частности естествознание, утвердились жизнерадостное свободомыслие и смелый полет философских исканий. Достигшее высочайшего развития искусство повернулось от «потустороннего» к «земному».

Оглавление

Введе-ние………………………………...……………………………………… 3
Раздел 1. Термин и понятие Возрожде-ния…………………………………… 4
Раздел 2 . Проторенессанс (Предвозрожде-ние)……………………………… 6
2.1. Джотто ли Бон-доне…………………………………………………. 6
2.2. Дан-те…………………………………………………………...……. 6
Раздел 3. Раннее Возрожде-ние…………………………………...………...…. 8
3.1. Донателло ………………………………………………………...… 8
3.2. Филиппо Брунеллески …………………………………………...… 9
3.3. Мазач-чо……………………………………………………………… 10
3.4. Сандро Боттичелли ……………………………………………….... 11
3.5. Пьеро делла Франческа ………………………………………...….. 12
3.6. Веррок-кьо………………………………………………………...…. 13
Раздел 4. Высокое Возрожде-ние……………………………………………… 14
4.1. Леонардо да Винчи ………………………………………………… 14
4.2. Донато Браманте …………………………………………………… 16
4.3. Рафаэль Санти ………………………………….………………...… 17
4.4. Микеланджело Буонарроти ……………………………...……….. 19
4.5.Тициан Вечел-лио……………………………………………………. 21
Раздел 5. Позднее Возрожде-ние……………………………………..…..……. 24
Заключение …………………………………………………………………..… 27
Список использованной литерату-ры……….………………………………… 28

Файлы: 1 файл

титаны ренессанса.docx

— 1.55 Мб (Скачать)

большим и высоким.                                         Рис. 2. Собор Санта-Мария дель Фьоре. Флорен-                                                             

                                                                                                                                       ция. 1417-1446 гг.

        

     Брунеллески блестяще справился с этой задачей. Он придумал сложную систему купольного перекрытия, применив новаторские технические  и инженерные находки [5, с. 55].

     Другая  постройка Брунеллески – Воспитательный дом. Архитектурный облик здания ритмичен и ясен: упругие арки на тонких колоннах образуют лоджию, предназначенную  для прогулок детей. В постройках Брунеллески сказался опыт античных зодчих. Брунеллески был разносторонним мастером, он открыл законы перспективы в живописи и архитектуре. Это стало переворотом в искусстве [5, с. 55].

     3.3 Мазаччо

      Основателем живописи Возрождения  был Мазаччо (1401–1428). За свою короткую жизнь он сумел многое сделать для развития искусства. Его главной работой стали фрески в капелле семьи Бранкаччи в церкви Санта-Мария дель Кармине. Как и Джотто, Мазаччо изображает библейских героев как можно более похожими на реальных людей. На фреске «Чудо со статиром» (статир – мелкая монета) фигуры не бестелесны, они как бы вылеплены светотенью, помещены в трёхмерное пространство. Лица имеют индивидуальные черты, в некоторых даже находили сходство с современниками художника.

                                         Рис. 3. Чудо со статиром. Мазаччо. 1427-1428 гг.

     Пейзаж  утратил тот игрушечный характер, который был ещё у Джотто. Виды гор, деревьев с листвой уже прочно увязаны со временем года и местом действия.

     Творчество  Мазаччо послужило образцом для  крупнейших мастеров Флоренции, которые  приходили в капеллу, чтобы учиться  искусству. Среди них был и  великий Микеланджело [5, с. 57].

     Около 1450 г. во Флоренции выдвинулось новое  поколение художников, включавшее таких мастеров, как Пьеро делла Франческа, Поллайоло, Вероккьо и Сандро Боттичелли. Они сделали упор на дальнейшее исследование линейной и воздушной перспективы и анатомии, развивая стиль научного реализма. Начали конкурировать в художественном новаторстве с Флоренцией другие итальянские города – Милан, Урбино, Феррара, Венеция, Падуя, Неаполь. Работы Леона Баттиста Альберти в Римини и Мантуе представляли архитектуру нового гуманизма; картины Андреа Мантенья в Падуе демонстрировали передачу линейной перспективы, реалистическую технику и понимание античности; поэтический классицизм Джованни Беллини показывал силу венецианской школы [4, с. 144].

     3.4. Сандро Боттичелли 

     Флорентинец Сандро Боттичелли (1444-1510), как многие художники эпохи, начал с ювелирного дела и лишь, потом увлекся живописью. В основе его мадонн лежит тип женщины с продолговатым овалом лица, поднятыми бровями, как бы заплаканными, окаймленными длинными ресницами глазами, тяжелыми ниспадающими носами, сочетающимися с тонкими линиями изящного тела [1, с. 15].

      Боттичелли одним из первых обратился  к античной мифологии. Так, в «Рождении  Венеры» мы видим античную богиню красоты и любви. Согласно мифу, она  родилась из морской пены близ острова  Кипр и добралась до берега на раковине. Боги ветров осыпают её дождём роз  и гонят раковину к берегу, где  богиню встречает девушка с покрывалом, украшенном цветами. Эта одна из четырёх ор – богинь времён года. На её лёгком белом платье весны вышиты тонкие сплетения васильков [5, с. 57].               Рис. 4. Рождение Венеры. С. Боттичелли. 1483-1484 гг.

     Сама  Венера – воплощение красоты, но красоты  скорее духовной, а не телесной. Поза богини повторяет древнеримскую статую целомудренной Венеры, застенчиво прикрывающей руками свою наготу. Безупречная чистота линий отличает несколько удлинённую фигуру, прекрасные золотые пряди волос. Но в пленительном лице Венеры затаилась печальная грусть. Это настроение присутствует во многих картинах мастера.

      Такая же печальная отрешенность видна  и в лицах мадонн Боттичелли, даже в торжественной и праздничной  картине «Венчание Мадонны». Мадонна, погружённая в свои думы, пишет  слова хорала в книгу, которую  держит ангел. У младенца в одной  руке гранат, другую он положил на руку матери. Боттичелли избирает для картины круговой формат и мастерски замыкает композицию. Все персонажи  связаны  между   собой  взглядами, прикоснове-  

       Рис. 5. Венчание Мадонны.                      ниями рук.

        С. Боттичелли. 1482-1483 гг.

     В конце жизни Боттичелли пережил  глубокую духовную трагедию. Он отходил  от идеала дерзающей, сильной личности, того идеала, которому он поклонялся в молодости. Художник оставляет и живопись. Он прожил ещё 5-6 лет в одиночестве и отчаянии, но уже ничего не совершил для искусства [5, с. 57].

     3.5. Пьеро делла Франческа

     Пьеро делла Франческа - художник-теоретик, ученый, философ. Известно, какое огромное значение получило для художников Возрождения изучение перспективы. Задача овладения научными знаниями, помогающими передать глубину пространства, давно увлекала мастеров Флоренции.

     Самым замечательным созданием Пьеро  делла Франческа являются его  фрески в церкви Сан Франческо  в Ареццо, посвященные «истории креста». Но не легендарная повествовательная  сторона интересует художника прежде всего. Он выражает в композициях  свое понимание жизни. Эти картины  полны величественных образов людей - мудрых женщин, многоопытных старцев, «мужей совета», воинов. Объемные фигуры объединены в строгие группы, расположенные часто на фоне пейзажа. Художник выразил в них свое высокое поэтическое восприятие человека и природы. Особому складу формы соответствует и колорит, сдержанный, но изысканно легкий в сочетаниях бледно-розовых, фиолетовых, красных, серых и синих тонов [1, с. 18].

     3.6. Верроккьо

     Верроккьо был художником-экспериментатором, искавшим новые пути в искусстве. В бронзовой группе «Христос и апостол Фома» на фасаде церкви Ор-Сан-Микеле во Флоренции он наряду с архитектурно-декоративной разрешил и сложную психологическую задачу. Особенно замечателен его конный памятник кондотьеру Коллеони в Венеции. Это - прославление силы и неукротимой воли. Тема намечается уже в гордой поступи коня и ярко выступает в фигуре всадника, в его надменном развороте плеч и хищной голове, в резком очерке губ и презрительном жестоком взоре [1, с. 18].

     К концу XV столетия дерзкая новизна первых новинок стиля Ренессанса сменилась общим принятием таких основных понятий, как пропорция, контрапост (contraposto – перекрестная поза) и линейная перспектива.

     Таким образом, художники Раннего  Возрождения в Италии создали пластически цельную, обладающую внутренним единством концепцию мира. Систематически изучая натуру, они черпали мотивы из жизненной повседневности, наполняли традиционные религиозные сцены земным содержанием, обращались к сюжетам. Искусство  Возрождения, главной темой которого стал человек-герой, постепенно распространилось по всей Италии. В скульптуре получили развитие свободностоящая статуя, перспективный живописный рельеф, реалистически портретный бюст, конный монумент. Для итальянской живописи 15 в. характерны ощущение гармонической упорядоченности мира, обращение к этическим и гражданским идеалам гуманизма, радостное восприятие красоты и многообразия реального мира, любовь к повествованию и смелая игра художественной фантазии.

     Раздел  4. Высокое Возрождение

     Стиль Высокого Возрождения просуществовал только краткое время (ок. 1495–1520) и  был создан несколькими гениальными  художниками: Леонардо  да Винчи, Донато Браманте, Микеланджело, Рафаэлем и  Тицианом.

     В живописи стиль Высокого Возрождения  завершает поиски XV в. (кватроченто), когда высшей целью было достижение равновесия и гармонии. Движение важно и необходимо, однако всегда имеется фокус, точка отдыха для глаз. Композиция самодостаточна, она соответствует определению красоты, данному Альберти: «такая гармония частей, к которой ничего нельзя добавить или убрать, не уничтожая целое». Движение подразумевается в позах фигур, но это движение всегда благородно, оно создает впечатление спокойствия. Стиль разнообразен и богат, но вместе с тем утверждает простоту и единство. По спокойствию и монументальности его часто сравнивают с греческим искусством V столетия до н.э. [4, с. 144].

     4.1. Леонардо да Винчи

     Природа редко создаёт людей, так щедро  одарённых разными талантами, как  Леонардо да Винчи (1452-1519). За пятьсот лет до появления самолёта он спроектировал летательные аппараты, сделал открытия в математике, физике, ботанике. Леонардо пишет правителю Милана, что он умеет воздвигать подъёмные мосты, руководить осадой крепостей, отливать пушки, устраивать подкопы, а также конструировать «непроницаемые» колесницы. Но всё-таки в памяти потомков он остался как гениальный художник.

     Огромное  дарование Леонардо раскрылось рано, в годы учёбы. Ему было 14 лет, когда  он поступил учеником в мастерскую художника Андреа Верроккио, знаменитого на всю Италию. Оценив способности ученика, Андреа позволил ему написать фигуру ангела на картине «Крещение Христа», которая создавалась в мастерской. Ангел Леонардо оказался намного лучше фигур, написанных Верроккио. Согласно легенде, учитель уже никогда больше не прикасался к краскам, обидевшись на ученика, который превзошёл его в мастерстве [5, с. 58].

     Мадонны Леонардо

      Совершенное владение рисунком, светотенью проявилось в первом шедевре Леонардо – «Мадонна с цветком» (Мадонна Бенуа). Ещё задолго до Леонардо итальянские художники стали изображать Богоматерь (Мадонну) не небесной царицей, а как молодую мать с ребёнком на руках. Леонарда придал этому образу особую теплоту и непринуждённость. Юная флорентийка, одетая по моде последней четверти XV в., забавляет ребёнка игрой с букетиком цветов. Мать с улыбкой наблюдает, как ребёнок пытается дотянуться до цветка.                                                             рис.6. Мадонна Бенуа. 1478-1480 гг.

     Тему  Мадонны с младенцем Леонардо обогатит новыми находками в других картинах: «Мадонна Литта», «Мадонна в скалах».

      На картине «Мадонна в скалах» (Париж, Лувр) Леонардо виртуозно изображает пространство, скалы за спиной Мадонны, используя переходы от света к тени. Весь передний план картины как бы залит солнцем. В солнечном свете чётко различаются все предметы и краски, видны каждая травинка, каждый цветочек. Мадонна обнимает маленького Иоанна Крестителя, склоненного перед младенцем Христом. Рядом с ним – ангел, который указывает пальцем на Иоанна. Образы Марии и ангела в «Мадонне в скалах» вбирают в себя представления об идеальной красоте того времени [5, с. 59].

рис. 7. Мадонна в скалах. 1499 г.

     Леонардо  прекрасно чувствовал и выражал  свою эпоху, время научных открытий на море, суше и в небе. Леонардо прекрасно  выразил эти ощущения в  самой знаменитой своей картине – портрете «Мона Лиза», жены флорентийского купца Франческо дель Джокондо. Быть может, ни один портрет в мире не вызывал у такого огромного количества суждений самого противоречивого характера. Портрет получил восторженное признание в современной художнику Флоренции. Сейчас картина хранится в Лувре как один из величайших шедевров· мирового искусства. Джоконда с загадочной улыбкой смотрит на зрителя. Она представлена сидящей·в кресле на фоне бескрайнего фантастического горного пейзажа,            рис. 8. Джоконда. 1503 г.

в голубых  далях которого среди скал видны  извилины реки и арки моста [1, с. 30].

     В течение ряда лет, особенно к концу  жизни, Леонардо работал над систематизацией своих записей. Он суммировал, обобщал свои наблюдения. То, что после его смерти было опубликовано под названием «Книга о живописи мастера Леонардо да Винчи, живописца и скульптора флорентинского», является итогом незавершенной работы, частью его обширных трудов. Ценность трактата исключительно велика. Не только потому, что отдельные описания высоко художественны, но и потому, что трактат фиксирует реальные наблюдения и дает ценные обобщения; он учит закономерности движения человеческого тела, обрисовывает различные типы, закономерности в структуре растений, в изменении воспринимаемой формы от удаления, среды и света.

     Влияние Леонардо на искусство его времени  было огромно и далеко выходило за пределы творчества его непосредственных учеников и последователей.

     4.2. Донато Браманте

     Создателем  архитектуры Высокого Возрождения  был Донато Браманте (1444–1514), который  приехал в Рим в 1499 г., когда  ему было 55 лет. Римский папа Юлий II (правил в 1503–1513) назначил Браманте папским  архитектором, и они вместе разработали план замены старого (IV столетия) собора св. Петра новым храмом гигантских размеров. Строительство собора было завершено с участием Микеланджело лишь многие годы спустя после смерти Браманте.

Информация о работе Титаны Ренессанса