Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 16:38, курсовая работа
Танец — вид искусства, в котором художественный образ создается посредством ритмичных пластических движений и смены выразительных положений человеческого тела. Танец неразрывно связан с музыкой, эмоционально-образное содержание которой находит свое воплощение в его движениях, фигурах, композиции.
В заключение начинается плясовая часть. Это уже не хоровод, не ритуал, а обыкновенные праздничные народные танцы под гармонь — барыня и кадриль
Гопак (от укр. гоп — восклицание, произносимое во время танца; отсюда же глаголы гопати — топать, гопкати — прыгать) — национальный украинский танец. Музыкальный размер гопака — 2/4.
Танцуют гопак в украинских национальных костюмах. Танец пляшется энергично, основными движениями танца являются пляска вприсядку, пробежки, широкие, высокие прыжки со взмахами ногами. Иногда в танце используются боевые сабли украинских казаков.
Гопак впервые появился в казачьем поселении Запорожская Сечь и представлял собой комплекс воинских упражнений. Он объединял в себе все необходимые элементы рукопашной схватки. Возможно, гопак являлся военным танцем готов Северного Причерноморья и изначальное его название связано с ним Gepak "тяжесть" (танец с приседаниями, имитирующий ношение тяжести - колоды, например)
Краковяк (польск. Krakowiak) — быстрый танец польского происхождения в 2/4; форма двухколенная, мелодия оживлённого характера, часто имеет акцент на второй восьмой в такте, которая синкопируется с третьей. Ритм острый, с частыми синкопами. Исполняется весело, темпераментно, с горделивой осанкой.
Возник
среди жителей Краковского
Краковяк, получив художественную обработку, применяется в балетной музыке и оперной музыке, например в опере «Жизнь за царя» М. И. Глинки, «Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева и других произведениях. Музыкальная форма использована Ф. Шопеном в «Рондо а ля краковяк» для фортепиано с оркестром.
По́лька — быстрый, живой среднеевропейский танец, а также жанр танцевальной музыки. Музыкальный размер польки — 2/4 (инф.). Полька появилась в середине XIX века в Богемии (современная Чехия), и с тех пор стала известным народным танцем.
Польки писал Иоганн Штраус I и его сын Иоганн Штраус II. Этот жанр часто встречается в творчестве чешских композиторов ― Бедржиха Сметаны, Антонина Дворжака и других.
Название танца произошло от чешского слова půlka[1], означающего «половинный шаг», поскольку ритм польки требует быстро переступать с ноги на ногу. Из-за созвучности названия польку часто считают польским танцем, что неверно. Кроме того, не стоит путать польку со шведским танцем польска (polska, 3/4 (инф.)).
В России полька появилась в 1845 г. Этот танец — тогда очень модный во Франции — привез из поездки в Париж знаменитый танцовщик императорской труппы Петербурга Николай Осипович Гольц; он поставил его на сцене, а потом распространил в великосветском петербургском обществе, и высший аристократический свет в скором времени затанцевал польку на балах и в салонах.
Ча́рдаш (венг. csárdás) — традиционный венгерский народный танец. Название происходит от венг. csárda — постоялый двор, трактир.
Появившись в Венгрии, чардаш был распространён цыганскими музыкальными ансамблями по Венгрии и близким странам: Воеводина, Словакия, Словения, Хорватия, Трансильвания и Моравия.
О происхождении танца существуют различные мнения. По одному мнению, его происхождение может быть связано с венгерским музыкальным стилем вербункошем (от нем. Werbung — вербовка), распространённом в венгерской армии в XVIII веке. По мнению других, чардаш появился из танца гайдуков.
Отличительным признаком чардаша является значительная вариация его темпа. Танец, начинаясь с медленного лиричного вступления танца по кругу (лассу), завершается в крайне быстром, стремительном ритме парного танца (фриш). Существуют также и другие вариации темпа: csárdás, sűrű csárdás и szökős csárdás. Музыкальный размер 2/4 или 4/4.
Чардаш танцуют мужчины и женщины. Женщины облачены в традиционные широкие юбки, обычно красного цвета, которые во время кружения приобретают характерную форму.
К тематике чардаша обращались в своём творчестве такие классические композиторы как Ференц Лист, Витторио Монти, Иоганнес Брамс, Иоганн Штраус, Пётр Ильич Чайковский и другие.
Аркан — украинский гуцульский народный мужской танец (по преданию, танец богатырей, спустившихся с гор). Музыкальный размер 2/4. Основной шаг повторяется на протяжении всего танца, чередуясь с разнообразными фигурами. Фактически до сих пор у гуцулов руководящим является инициастический «мужской союз», условно именуемый «Аркан» (возможно, в центральноукраинском субэтносе таким союзом и был «гопак», а рядом с мужским существовали в разных регионах женские — «Поляница», «Босорканя», «Мава», «Нява», «Яга», «Додола-Дудулица» и т. д.). Сохранению его у гуцулов мы должны быть благодарны значительному развитию и усовершенствованию карпатских демонологических верований. Для непосвященных сами члены таинственных орденов есть духи («чугайстры»), враждебные, якобы, аналогичному «женскому союзу» («нявки» или «мавки»).
Сам танец «Аркан» (тождественный по музыке ирландскому «Ev Sistr» и бретонскому «Ev Chistr 'Ta, Laou!»), которому горцев Карпат, по легенде, научили могущественные богатыри, спустившиеся с гор, есть обрядом посвящения гуцульского двенадцатилетнего парня в воины («легини», то есть легионеры). После участия в нем он получал право осуществлять танцы, носить бартку (маленткий топорик на длинной ручке, явно предназначенный для борьбы с хищными животными леса) и подпоясываться широким поясом. То есть становился потенциальным «опришком» («тем, кто оприч», член тайного союза), по легендам непременно осуществляющим рекет относительно сел с «русским правом» и ведущим земледелие (в то время как опришки происходят исключительно из сел, живущих по «валашскому праву» и ведущих пастушеский способ жизни).
Название ордена и танца происходят из латыни (по утверждению самих римлян, кельтского слова): arcanus — «тайный, спрятанный, молчаливый». Танец «Аркан» именно происходит в молчании (тексты, предложенные Степаном Пушиком и Русланой — новшество сегодняшнего дня), в то время, как кельто-бретонцы не знают танца, но музыку (правда, исполняется она ими чуть медленнее), идентичную «Аркану», сопровождают слова о священном напитке воинов-фенниев — сидре (кстати, название касты жрецов славян «волхвы» означает именно «валахи», первоначально «кельты», затем перенесено на название романизированного кельтского населения и затем на все романизированные этносы).
Аттан – традиционный пуштуно-афганский танец и национальный танец Афганистана. Возник во времена античности в пуштунских племенах Бактрии и обычно исполнялся мужчинами как ритуальный танец. Позже аттан стал также использоваться как боевой танец афганских мусульман. Существуют разные виды аттана: боевые, праздничные, исполняемые на свадьбах, семейных сборищах, а также посвященные наступлению весны.
Аттан обычно исполняется под дхол (двусторонний барабан, имеющий низкий и тихий резонирующий звук). Среди инструментов также могут быть: табла, 18-струнный робаб, сурнари (или шанаи в Индии, зурна в Центральной Азии и Турции, зурла в Македонии) деревянная флейта, известная как тула. Техника исполнения аттана сильно изменилась за века, но основа осталась без изменений. Это круговой танец, в котором участвуют от двух до свыше сотни человек. Исполнители танца ритмично двигаются по кругу друг за другом, кружась, и ускоряя ритм. В более сложных аттанах есть руководитель, который медленно танцует, используя разные стили и техники, и последний круг заканчивается после того, как он дает сигнал (кладет руку на пол или взмахивает ею). Музыканты во время аттана полностью подчиняются ему и играют так, как он говорит.
Танец продолжается в среднем от 5 до 30 минут, но может длиться и 5 часов. Аттан закончится, когда уйдет последний танцор. Танцующие сильно устают во время аттана, так как испытывают большое физическое напряжение. Танец очень популярен повсюду в Афганистане и исполняется круглый год на всех праздниках.
В Афганистане каждая деревня имеет свой собственный уникальный стиль, поэтому существует много разновидностей аттана: Кабули, Вардаки, Логари, Кхости/Пактиа, Херати, Кочано, Кхаттак, Пашайи (исполняется с сурнари), и Нуристани.
Все эти стили могут быть использованы и перемешаны афганцами из разных деревень и нередко жители одной провинции танцуют лучше в стиле, который возник в другой провинции.
Танцы цыган. Как правило, предпосылками к их появлению была интерпретация танцев окружающих народов. Некоторые виды цыганских танцев изначально предназначались для зарабатывания денег. По манере исполнения танцы можно разделить на таборный, сценический, уличный и салонный.
Таборную манеру танца отличается бессистемность и разнообразие движений, расчёт на демонстрацию виртуозности перед соплеменниками. В такой манере танцуют в своём кругу: на семейных праздниках, дома, на дискотеках.
Сценическая манера рассчитана на эстрадное и театральное исполнение и, вследствие, большое расстояние до зрителя, зрелищность. Исполняется артистами.
Салонный танец — фактически вариация сценического, рассчитанная на отсутствие сцены, сравнительно небольшое замкнутое пространство. Исполняется артистами, в ресторанах, на дому у клиента и в тому подобных местах.
Уличная манера танца появилась при уличном исполнении танца и фактически является предшественником сценической манеры. В данный момент так называется импровизационная манера танца, сочетающая в себе элементы салонного и таборного танца, рассчитанная на возможность выбрать оптимальные движения с учётом сложившейся обстановки: количества зрителей и расстояния до них, доступного пространства, особенностей пола, покрытия улицы, почвы, и музыки.
Танец русских цыган. Особенностью этого танца является композиция (которая в таборной манере может отсутствовать): постепенное нарастание темпа, от медленного в начале до очень быстрого, энергичного в конце. Особое внимание уделяется сложной игре ног.
В
мужском танце характерное
Для сценической версии женского танца характерны также игра пальцами, заимствованная из фламенко и восточных танцев, широкие, фигурные взмахи юбкой, партер.
Во многих движениях до сих пор прослеживаются русские корни, например, в таких элементах, как тропак.
Цыганская венгерка. Цыганская венгерка также является танцем русских цыган, но более молодым. Он основывается на чечётке.
Парный танец балканских цыган. Парный танец балканских цыган неконтактен, он танцуется на заметном расстоянии партнёров друг от друга. Во время танца они несколько раз меняются местами, словно проходя по окружности лицом друг к другу. У румынских цыган женщина может во время танца провернуться на месте кругом. Из движений используются игра ног, чечётка, щёлканье пальцами при определённых положениях рук, у мужчин — «хлопушки», у женщин может добавляться небольшое потряхивание бёдрами.
Цыганский танец живота. Танец живота для заработка традиционно исполняют цыгане-рома (на Балканах и в Турции) и цыгане-дом.
По
мнению очевидцев, их танцы проще
и несколько резче обычных
восточных танцев и основаны на не
слишком сложном и
У цыганского танца живота в мусульманских странах есть своя мужская партия, более мужественная и агрессивная.
Фламенко. Имея, в том числе, мавританские и еврейские корни, фламенко долгое время считалось сугубо цыганским искусством.
Исполнитель танца фламенко называется байлаор. Фламенко является, прежде всего, профессиональным цыганским искусством и потому существует преимущественно в сценической и уличной форме.