Супрематизм Казимира Малевича

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 02:26, реферат

Краткое описание

В период с конца 19-го и до середины 20-го века ознаменовался появлением в искусстве таких людей, которые смогли придумать свои стили, внести новое в прижившуюся стандартность. Таких людей не любили их современники, но зато теперь творчество этих людей рассматривается как великие произведения того периода. Одним из таких великих людей был Казимир Малевич. Мы знаем Малевича не только как художника, но и как идеолога движения, основанного им.

Оглавление

1. Введение.
2. Детство. Отрочество. Юность.
3. Курская молодость.
4. Переезд в Москву.
5. Вхождение в среду авангардистов.
6. Первая крестьянская серия.
7. Кубофотуризм.
8. Рождение супрематизма.
9. Три стадии супрематизма.
10. Общественная, теоретическая, педагогическая, исследовательская деятельность.
11. Заграничное путешествие.
12. Постсупрематизм.
13. Поздний импрессионизм и реалистические портреты.
14. Уроки жизни художника.
15. Картины.
16. Заключение.

Файлы: 1 файл

МАЛЕВИЧ1.doc

— 870.00 Кб (Скачать)

В картине «Две мужских фигуры» Малевич продолжал  разрабатывать композиционный прием, использованный во многих постсупрематических  полотнах. Два персонажа полностью тождественны друг другу - одинаков жест прижатых к туловищу рук, одинакова одежда, одинаковы бороды. Разница между мужиками заключалась лишь в разной длине рубах, разной окраске одеяний и бород, чуть-чуть ином положении ног. Образы крестьянской жизни, образы сельского труда, воплощенные художником в конце 1920-х годов, при общности тем и сюжетов с холстами начала 1910-х годов отличаются от них пронзительной нотой драматизма, о котором

Малевичу и  в голову не приходило помышлять  ранее. Одной из наиболее заметных черт его постсупрематической живописи стала безликость людей; вместо лиц и голов их корпуса увенчаны красными, черными, белыми овалами. Многие из зарубежных исследователей считают, что в фигурах позднего крестьянского цикла представлены оболваненные, безглазые обитатели тоталитарного социалистического рая.

Однако непредвзятое отношение к Малевичу позволяет  видеть другое: неподдельный трагизм  и отчаяние исходят от этих безлицых фигур, но, вместе с тем, они исполнены  какого-то отстраненного величия  и героизма, находившегося в разительном контрасте с фальшивым героизмом казенных персонажей советской мифологии - Рабочим, Крестьянкой, Колхозником, Спортсменом. Поздние крестьянские «парадные портреты» представляют мужские и женские фигуры, выдвинутые на первый план в иерархически - застылых позах. В картинах со схематически отвлеченными фигурами, размещенными на декоративно - ритмизированных фонах, главную роль, как и в супрематизме, играют форма и цвет, но экспрессивная образность придает постсупрематическому крестьянскому жанру другое, жизненно-эмоциональное наполнение.

В холсте «Крестьянин  в поле» четкая симметрия, строгость  горизонтальных и диагональных линий усиливают своей геометрической регулярностью состояние оцепенения, беспросветной неподвижности, исходящие от фигуры крестьянина с беспомощно опущенными руками. Его лицо при всей гротескности и условности черт несет трагический отсвет, оно словно застыла в мучительной гримасе недоумения. Дух картины, ее образный строй внутренне увязаны с той безысходной общественной атмосферой, которую не мог не ощущать художник - на его глазах происходило неумолимое истребление органичной деревенской жизни, которой он всегда восхищался. Зловещий, траурный цвет, в который окрашены руки, ноги, голова Крестьянки, придает ее образу характер скорбного символа. Контрастное сочетание черного лика с белым цветом одежды напоминает о фундаментальном цветовом принципе «Черного квадрата», женский образ приобретает некий метафизический смысл. Диагональные полосы грозного неба словно подчиняют своей динамике позу женщины, повернувшей голову на безрадостный зов судьбы.

В другом обширном цикле постсупрематических картин художник проводил эксперименты с отвлеченно - фигуративными изображениями. Так, на обороте полотна «Торс» «Первообразование нового образа кроме собственного названия» он обозначил: «проблема (цвет и форма) и содержание». Слова эти свидетельствуют об осознанной живописно-пластической идее: целью своей Малевич видел создание очищенной пластической формулы, «супрематизма в контуре человеческой фигуры».

В «Женском торсе» он воплотил совершенную в своем  роде формулу, строгой выверенностью  линий, плоскостей, овалов сконструировав безупречный женский облик. В идеальной постсупрематической героине отдаленным эхом звучит «белый супрематизм»: светлая половина фигуры едва проступает на белом фоне, однако ее невесомость каким-то непостижимым образом уравновешена плотной яркой цветностью другой части. Этот впечатляющий контраст двух неслиянных и нераздельных половин единого целого порождает глубинные отклики на разных уровнях восприятия, от чувственно-поэтического до нравственно-философского.

Долгое время  «Красная конница» была единственной работой опального художника, признанной официальной историей советского искусства. Этому способствовало ее правоверное  название, звучавшее в унисон с общепринятым восхвалением революции и Красной армии. Малевич преднамеренно закрепил этот пласт толкований датой «18 год» в правом углу холста и в надписи на обороте: «Скачет красная конница (из октябрьской столицы) на защиту советской границы». Меж тем, это едва ли не одна из самых опустошенно-трагических работ художника, и ее пафос, пафос антиутопии, далек от прославления реалий советской жизни. Она входит в цикл поздних произведений, наполненных странноватой экспрессией и бесцельным, на первый взгляд, динамизмом.

 

ПОЗДНИЙ ИМПРЕССИОНИЗМ  И РЕАЛИСТИЧЕСКИЕ ПОРТРЕТЫ.

 

После 1927 года в  трудовой книжке Малевича все чаще и чаще менялись записи о местах службы. Из Гинхука художника вместе с сотрудниками перевели в Государственный институт истории искусств, однако через два года искусствоведы института добились ликвидации его отдела. Непрочным было и положение его экспериментальной лаборатории в Русском музее. Поэтому бывший директор научно-исследовательского учреждения охотно откликнулся на приглашение Киевского художественного института и с 1929 года ездил туда преподавать, проводя каждый месяц две недели в Киеве.

Украинские  авангардисты высоко чтили бывшего  земляка. В харьковском журнале «Новая генерация» с апреля 1928 года печатался цикл статей, в основу которого был положен историко-теоретический труд Малевича «Изалогия». На Украине его продолжали печатать и тогда, когда все московские и ленинградские издания оказались закрытыми для художника - последнее его выступление в столичной прессе датировано 1929 годом, пресловутым годом «великого перелома».

Начало своей  профессиональной деятельности художник относил, как уже говорилось, к 1898 году, - в 1928 исполнялся его тридцатилетний творческий юбилей. Третьяковская галерея приступила к комплектации персональной выставки: для Малевича, как и для любого отечественного художника, это было чрезвычайно важным событием своеобразной прижизненной канонизацией. На выставке в Третьяковке вперемешку были представлены также полотна первого и второго крестьянских циклов. Затем шел черед «супранатурализма» - а от него уже рукой было подать до супрематизма. По сути дела, персональная выставка Малевича в Третьяковской галерее в результате его усилий превратилась в прекрасно сочиненный художественно-теоретический трактат о своем пути, выраженный языком музейной экспозиции. В масштабе всего XX века это был первый художнический - ныне чаще именуемый кураторским - репрезентативный проект, материализовавший четкий план.

Сконструированный с помощью воли и представления, этот творческий «проект» был целиком принят современниками и потомками. Таким образом, Малевич подчинил себе не только пространство, но и время, убедив всех в истинности своей ретроспективной фантазии. Посредством выставки, посредством сдвига датировок, посредством литературных воспоминаний великий творец выстроил логически связную картину своего развития и оказался настолько успешным автором-концептуалистом, что его творение - собственная биография - и по сей день существует как художественно-историческая истина, с трудом поддающаяся ревизии.

Неизлечимая болезнь  открылась осенью 1933 года. Предчувствуя безвременный уход, Малевич завещал похоронить себя близ Немчиновки у дуба, под которым любил отдыхать. В мае 1935 года по Невскому проспекту проследовало траурное шествие: на открытой платформе грузовика с «Черным квадратом» на капоте был установлен супрематический саркофаг. Процессия направлялась к Московскому вокзалу; гроб с телом был перевезен в Москву, и после кремации урну с прахом погребли на поле под дубом. Над захоронением был установлен памятник, спроектированный Николаем Суетиным, - куб с Черным квадратом. Во время войны могила Казимира Малевича была утрачена. Памятный знак был восстановлен на опушке леса, окаймляющего поле, в 1988 году.

 

 

УРОКИ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА.

 

Очень много  людей осуждало искусство Казимира Малевича, но очень много людей  находило тайный смысл в его работах. Супрематизм – это не только новое  течение в искусстве, это новая  философия, стремление человека понять тайное, забыв о реальном мире. Плоскость, образовавшая квадрат, явилась родоначалом супрематизма, нового цветового реализма как беспредметного творчества. В ряду беспредметных картин геометрические первофигуры обладали программным смыслом, легшим в основу четко выстроенной пластической системы великого художника.

В письме к Александру Бенуа в мае 1916 года Малевич назвал свой «Черный квадрат» – «голой иконой без рамы». Многократное воспроизведение  иконографического канона, восходящее к традициям иконописи, было также  внедрено родоначальником «нового реализма» в бытование супрематизма. Впервые «Черный квадрат» был многократно повторен собственным автором в книге «О новых системах в искусстве», выпущенной в Витебске сразу же после приезда Малевича. Именно здесь, на протяжении 32 страниц, «Черный квадрат» был воспроизведен четырежды. Частота его использования свидетельствовала о возникновении новой функции главной супрематической формы – «Черный квадрат» превращался в эмблематический знак.

Один из супрематических  сюжетов: треугольник с наложенным на одну из боковых сторон кружком, стоявший на «ножке» из маленького квадрата, обладал необыкновенной гармонией, уравновешенностью динамического и статического начал, лапидарной выразительностью, что и обеспечило ему долгую жизнь на протяжении нашего столетия. Он не раз был использован и самим Малевичем, и Суетиным, и Чашником. Живет эта супрематическая эмблема и в наши дни, став «гербом» Института современной русской культуры в Лос-Анджелесе.

Казалось бы, повторить «Черный квадрат» дело нехитрое, вместе с тем, подделать «Черные квадраты» практически невозможно. Ключ к пониманию воспроизведения учениками Малевича и этой первофигуры супрематизма, и других можно найти в одном из лозунгов, украшавших по настоянию Малевича стены мастерской Уновиса: «Ученик копирует не из подражания, а из желания приобщиться к тайне Изображения». Трудный путь постижения этой тайны и стремление воспроизвести постигнутое собственной кистью и придает подлинным супрематическим композициям ту энергетическую ауру, которой нет и не может быть в подделках.

Живописный  и графический супрематизм стал горнилом возникновения новых форм, распространившихся затем на все  сферы пластического творчества. Вот с этим обстоятельством очень трудно и долго примирялись в ХХ веке – все казалось, что супрематизм искусство не персонифицированное, почти анонимное, что в нем не отражается ни личность, ни темперамент, ни мировоззрение художника (быть может, это заблуждение легло в основу широкого фальсификаторства, которому подверглись именно супрематические работы).

В качестве грандиозного персонального стиля было воспринято творчество самого Малевича – и он занял свое место на Олимпе ХХ века вместе с художниками-компатриотами Василием Кандинским и Марком Шагалом. Однако принципиальное различие между тремя гигантами, почитавшими Россию родиной своего творчества, крылось в том, что неповторимо индивидуальное искусство Кандинского и Шагала и не могло создать школы, их произведения являлись сугубо личностными, сугубо оригинальными художественными высказываниями о мире и о себе.

 

                                 КАРТИНЫ.

 

Я расскажу о  нескольких работах Малевича. Это  «Голова крестьянина», «Красная конница» и один из супрематических сюжетов  «Супремус №50».

Голова  крестьянина.

Фон картины  четко делится на полосы: красно-белая над плечами крестьянина, зеленая с крестьянками, бело-синие косые полоски, цветные поперечные полоски; старая деревня и бело-черное небо с самолетами. Этим полосам соответствуют части головы крестьянина, ограничиваемые линиями: рта, низом желтых волос справа, переносицей, серединой лба. Всю картину, и голову, и фон, можно разделить пополам вертикальной линией. Правая сторона головы: светлое лицо, прямой взгляд, узкая линия носа, соломенные волосы, красная (рыжая) борода и умеренный груз хозяйственных и семей ных забот на плечах. Ей соответствует левая сторона фона: зоне рта и щеки – зеленая полоса травы и трех крестьянок с хлебом и ребенком. Здесь биологически-потребительское, что ли, в человеке. Уровню глаз и части лба соответствуют сине-белые полоски – то, что видит крестьянин и над чем в жизни размышляет. Красная полоска справа – мысли, связанные с приходом советской власти. Средняя часть лба – быт деревни с его сезонной сменой сельских работ: цветение красного лета, желтизна осени и урожая, черная пахота, белая зима. Справа – более напряженным, длительным стал труд, но пропала желтая, плодоносящая (для крестьянина) осень. Верх лба – религия, церковь, черная полоска небытия и высокое небо. Еще выше, – неизвестность потусторонней жизни.

Это уже выше разума, хотя и присутствует в сознании (верх головы с волосами), поэтому теряется в черной темноте. Успехи цивилизации, промышленности, новые веяния (новое небо и самолет) – вне сознания крестьянина, они мало занимают его. Фон справа: новые веяния полностью вытеснили религию и духовное небо; небытие, смерть вошла в жизнь и сознание, стали частью жизни; в голову крестьянина внедряется смертельно тяжелая для него мысль о необходимости взять на себя тяготы обеспечения средствами промышленности (три самолета).

Левая сторона  головы знаменует приход новой власти: прилившая к лицу кровь и окрасившая в красное волосы, поседевшая борода, хмурый взгляд исподлобья, втрое увеличившаяся нагрузка придавила плечо и оно опустилось. Что омрачило и отяготило жизнь крестьянина, поясняет правая сторона фона. Крестьянки на зеленом уже без хлеба и ребенка, а одна из них наклонилась над чем-то мелким, похожим на морковку. В синие полоски выше вклинилась красная: все события направляет, комментирует и разъясняет новая власть. Деревня стала иной и не узнать. Крестьянского труда стало вдвое больше, только урожая не видать (цветная полоса стала шире, но желтая исчезла). Небо снизилось и давит сильнее. Вместо бывшего где-то высоко одинокого самолета стало три, они снизились и стали головной болью – из-за них резко возросли налоги. С приходом новой власти положение крестьянства ухудшилось до смертельно-бедственного и вызывает с его стороны резкое неприятие.

Информация о работе Супрематизм Казимира Малевича