Супрематизм Казимира Малевича

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 02:26, реферат

Краткое описание

В период с конца 19-го и до середины 20-го века ознаменовался появлением в искусстве таких людей, которые смогли придумать свои стили, внести новое в прижившуюся стандартность. Таких людей не любили их современники, но зато теперь творчество этих людей рассматривается как великие произведения того периода. Одним из таких великих людей был Казимир Малевич. Мы знаем Малевича не только как художника, но и как идеолога движения, основанного им.

Оглавление

1. Введение.
2. Детство. Отрочество. Юность.
3. Курская молодость.
4. Переезд в Москву.
5. Вхождение в среду авангардистов.
6. Первая крестьянская серия.
7. Кубофотуризм.
8. Рождение супрематизма.
9. Три стадии супрематизма.
10. Общественная, теоретическая, педагогическая, исследовательская деятельность.
11. Заграничное путешествие.
12. Постсупрематизм.
13. Поздний импрессионизм и реалистические портреты.
14. Уроки жизни художника.
15. Картины.
16. Заключение.

Файлы: 1 файл

МАЛЕВИЧ1.doc

— 870.00 Кб (Скачать)


Волгоградский технологический колледж

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

на тему:

«Супрематизм  Казимира Малевича».

(По предмету  «Мировая художественная культура»)

 

 

 

 

 

Выполнила:

 Галейченко  Мария

Гр. Д - 3 - 1

 

Проверила:

Плаксина Э. Б.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Волгоград

2004.

 

СОДЕРЖАНИЕ РЕФЕРАТА.

 

  1. Введение.
  2. Детство. Отрочество. Юность.

3. Курская молодость. 

4. Переезд в  Москву. 

5. Вхождение  в среду авангардистов.

6. Первая крестьянская  серия.

7. Кубофотуризм.

8. Рождение супрематизма.

9. Три стадии  супрематизма.

10. Общественная, теоретическая, педагогическая, исследовательская деятельность.

11. Заграничное  путешествие.

12. Постсупрематизм.

13. Поздний импрессионизм  и реалистические портреты.

14. Уроки жизни  художника.

15. Картины.

16. Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

 В период с конца 19-го и до середины 20-го века ознаменовался появлением в искусстве таких людей, которые смогли придумать свои стили, внести новое в прижившуюся стандартность. Таких людей не любили их современники, но зато теперь творчество этих людей рассматривается как великие произведения того периода. Одним из таких великих людей был Казимир Малевич. Мы знаем Малевича не только как художника, но и как идеолога движения, основанного им.

Я выбрала именно его для своего реферата потому, что мне интересно его творчество, его нестандартное понимание окружающего мира. Смотря на его картины, как бы вырываешься из реальности, теряешься в этом лабиринте из квадратов, шаров, непонятных фигур и цвета. Одновременно с этим, возникает мысль, что ты находишься вовсе не в каком-то определённом помещении, а что ты паришь далеко в космосе. В другом космосе, чем его привыкли представлять и видеть. Но лучше я расскажу обо всём по порядку.

 

ДЕТСТВО. ОТРОЧЕСТВО. ЮНОСТЬ.

 

Казимир Северинович  Малевич родился 11 (23) февраля 1878 года в доме на окраине Киева. Его отец, Северин Антонович Малевич (1845 - 1902), был управляющим на сахароваренном заводе известного украинского промышленника Терещенко. И отец, и мать, Людвига Александровна (1858 - 1942), по происхождению были поляками. У четы Малевичей родилось четырнадцать детей, но только девять из них дожили до зрелого возраста. Казимир был первенцем; помимо него, в семье было еще четыре сына (Антон, Болеслав, Бронислав, Мечислав) и четыре дочери (Мария, Ванда, Северина, Виктория). Служба отца требовала частых перемещений, и детство будущий художник провел в украинских селениях, окруженных свекольными полями. И через пятьдесят лет Малевич с волнением вспоминал образы благодатной украинской природы, колоритные картины крестьянского труда.

Радостное многоцветие сельского быта, окрасившее младенчество будущего живописца, неизбежно вспоминается при знакомстве с полотнами и первой и второй его крестьянской серии. До конца дней счастливые видения украинского детства были для художника воплощенной идиллией, земным парадизом. Первая встреча с настоящей живописью произошла в Киеве, куда отец взял сына на ежегодную ярмарку сахароваров. В витрине магазина мальчик увидел картину с изображением, девушки сидящей на лавке и чистящей картошку, - и это «оставило неизгладимое в памяти явление, как и от самой природы».

До одиннадцати  лет деревенскому ребенку и в  голову не приходило, что существуют волшебные предметы - карандаш, уголь  и бумага, не говоря уже о красках  и кисти. Из воспоминаний Малевича с  непреложностью следует тот факт, что будущий родоначальник геометрической беспредметности (абстрактной геометрической живописи) был неистово влюблен в окружающую природу. Встреча Малевича с диковинными людьми, которые только тем и занимались, что рисовали и писали красками на «тряпочках», произошла в небольшом местечки Белополье Харьковской губернии. Из Петербурга приехали «самые знаменитые художники» для писания икон в соборе.

Глава семьи, превосходный сахаровар, прочил сыну наследственную профессию, и настоящую «специальность» тот получил в селе Пархомовка близ Белополья, где закончил пятиклассное агрономическое училище. Мать, Людвига Александровна, была поэтически одаренной натурой: по свидетельству внучки, Уны Казимировны Малевич-Уриман, она писала стихи по-польски, а самому Малевичу так нравились её вышивки, кружева и вязанье, что он обучился под её руководством всем примам женского рукоделья. Людвига Александровна, будучи с сыном в гостях у родственников в Киеве, не поскупилась на дорогостоящее приобретение - ящик с полным набором красок. Именно с тех пор, с 15 лет, Малевич не расставался с кистью, в семнадцатилетнем же возрасте ему довелось провести некоторое время в Киевской рисовальной школе Н. И. Марушко.

 

КУРСКАЯ МОЛОДОСТЬ.

 

В 1896 году семья Малевичей  осела в Курске; с этим провинциальным городом будущий художник был тесно связан более десяти лет. В Курске он вступил в свое третье десятилетие, возраст телесного расцвета и зрелости. Около 1899 года братья Малевичи женились на сестрах Зглейц, дочерях курского лекаря: Казимир на Казимире, Мечислав на Марии. Казимира Ивановна Зглейц, пойдя по стопам отца, стала фельдшером. У Казимира и Казимиры родились сын Анатолий и дочь Галина.

Солидный семьянин, Малевич нуждался в средствах. На жизнь ему пришлось зарабатывать службой в Управлении Курско-Московской железной дороги. Своим ближайшим курским другом Малевич называл безвестного живописца-любителя Льва Квачевского. Вместе с единомышленниками Малевич сумел организовать в Курске художественный кружок.

Подражая настоящим школам, энтузиасты рисовали с гипсов, но любимым их занятием была работа с натурой. Но художник в его курском десятилетии вполне, как казалось, соответствовал отшлифованному русской литературой образу мелкого чиновника, обремененного большой семьей неудовлетворенного своей бескрылой жизнью и мучимого непонятными порывами. Всепоглощающая страсть к кисти и краскам сыграла, в конце концов, свою судьбоносную роль, и курский чиновник, будучи человеком цельным, решился на крутые перемены: «... меня начала мысль о Москве сильно тревожить, но денег не было, а вся загадка была в Москве, природа была всюду, а средства как написать ее, были в Москве, где жили тоже знаменитые художники».

 

ПЕРЕЕЗД В МОСКВУ.

 

Документальные  свидетельства в качестве первой московской даты Малевича также фиксируют 1905 год: пятого августа этого года он впервые подал прошение о приеме в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Однако среди принятых студентов фамилия курского жителя не значилась.

Не поступив в Училище, осенью 1905 года Малевич поселился в художественной коммуне в Лефортово. Деньги вышли быстро, в Курск Малевич вернулся весной 1906 года - опять служить и опять писать натуру. Летом он снова поступал в Московское училище; эта попытка также окончилась ничем. В 1907 году прошение о допуске к испытательным экзаменам написал уже новоиспеченный москвич - это означало, что Малевич переселился из Курска вместе с семьей. Но и в третий раз попытка поступить не удалась.

Период раннего  импрессионизма Малевича увенчался  несколькими полотнами, в которых воспроизведение натурного пейзажного вида неразрывно слилось со стремлением (быть может, еще недостаточно осознанным, но тем не менее очевидным) с помощью краски создать драгоценную, вибрирующую цветовыми нюансами живописную фактуру. Таков любовно сотканный из коротких энергичных мазков «Весенний пейзаж», удивительный по тонкости сочетаний дополнительных цветов. Картина «Церковь» поражает тяжелой нагруженностью полотна разбеленными красками с непривычно высоким рельефом пигментного слоя.

Однако среди  произведений живописца-любителя, присутствует несколько работ, совсем иных по характеру и исполнению: речь идет о «Бульваре», нескольких «Цветочницах», «Девушки без службы», «На бульваре». Это не бесхитростные натурные этюды.

Используя реальные наблюдения, художник строил крупную картинную форму, где наличествовала некая фабула, в пейзаже доминировали фигуры людей, занятых повседневной жизнью. Вместе с тем, исходные «реальные наблюдения» подозрительно сильно отдают впечатлениями не столько от действительности, сколько искусства. Так, в галантном сюжете «Цветочниц» слышится скорее парижский, чем курский акцент: в облике героини без труда распознается типаж ренуаровских женщин.

В 1905 году, не попав  в училище, Малевич приступил  к занятиям у Ивана Федоровича Рерберга. Рерберг играл заметную роль в художественном мире Москвы. В студии Малевич занимался до 1910 года. С 1907 по 1910 год Малевич регулярно показывал свои работы на выставках Товарищества.

В школе Рерберга Малевич встретил с Иваном Васильевичем Клюнковым (1873-1943) , известным в истории русского искусства под псевдонимом Клюн. В первые московские годы именно он был ключевой фигурой для будущего авангардиста. Знакомство вскоре перешло в тесное общение, настолько тесное, что Малевич, перевезя семью в Москву, обосновался в доме Клюна.

В работах Малевича и Клюна во второй половине 1900-х  годов, нельзя не увидеть их общности и нельзя не признать ведущую роль Клюна в первые годы дружбы. Особенно полно выразились они в цикле, получившим название «Эскизы фресковой живописи». Символистские картины Павла Кузнецова, Петра Уткина, братьев Милиоти по своему характеру приближались к живописному панно, стенной росписи, гобелену, то есть стремились к монументально-декоративному воплощению. «Эскизы фресковой живописи» всецело вписывались в эту тенденцию. В них впечатляет общее золотистое сияние колорита, умело достигнутое с помощью «иконной» техники, темперной живописи; однако в стилистическом строе - симметрии, аппликативности, ритмичности, декоративности - несколько назойливо дает себя знать линейно - орнаментальная вычурность, свойственная расхожему модерну. К религиозным сюжетам примыкает гуашь Малевича «Плащаница» (1908) - эффектная узорчатость роднит ее с работами народных мастеров.

Вместе с напыщенно-претенциозными «Эскизами фресковой живописи» в творчестве Малевича 1907-1908 годов присутствовал другой жанр противоположный по смысловому звучанию, но сходный по стилистическим приемам. Та же орнаментальность, симметрия, узорчатость, ритмичность, плоскостность определяли формальный строй таких работ, как «Древо жизни (русалки)», «Свадьба», «Отдых», «Общество в цилиндрах», «Порнографическое общество в цилиндрах», «Эротический мотив». Уже по названиям можно ощутить заряженность этих работ несколько иными эмоциями и настроениями, нежели благостность райской жизнью засушенных святых. И «Эскизы фресковой живописи», и «Порнографическое общество в цилиндрах» отличаются смертельной серьезностью и настоящим пафосом, в одном случае благолепным, в другом зло издевательским, неприемлемым для игровой стилистики примитивизма.

В 1909 году Малевич  вступил во второй брак, его избранницей  стала детская писательница Софья Михайловна Рафалович. Дачный поселок Немчиновка, где у тестя-врача был дом, превратился для художника в самое дорогое место на земле - с конца 1900-х годов и до конца жизни все свободное время он старался провести в Немчиновке и ее окрестностях.                           

 

 

 

 

 

ВХОЖДЕНИЕ В  СРЕДУ АВАНГАРДИСТОВ.

 

Гуаши рубежа десятилетий  – «Женский портрет», два «Автопортрета», «Человек в острой шапке», «Натюрморт» - энергичные, экспрессивные, с упругой контурной обводкой и мощной цветовой лепкой уплощенных объемов, - говорят о возникновении новых качеств в живописи молодого художника.

Первая половина 1911 года для Малевича была богата на публичные смотры: помимо выставок в старой столице, он выступил вместе с группой москвичей на третьей выставке петербургского «Союза молодежи». Сближение с петербуржцами послужило для него прологом будущих существенных событий. На следующей московской выставке, собранной все тем же неутомимым Ларионовым и получившей шокирующее название «Ослиный хвост», Малевич экспонировал более двух десятков работ; большинство из них сохранились. И действительно, для «Аргентинской польки», «Провинции» и прочих работ вдохновлявшими образцами были произведения фольклорного искусства - вывески, лубки, росписи подносов.

Все картины  были сюжетно-бытовыми: так, устремляется к воде неуклюжий «Купальщик» с ластоподобными конечностями; оплывший книзу «Садовник» окаменел, как памятник самому себе, а «Полотеры», напротив, лихо изогнуты в трудовом раже. Неимоверная сила цвета, его красочная интенсивность словно деформируют своим брутальным напором рисунок и композицию. Не только с точки зрения академических канонов, но и с точки зрения здравого смысла не может быть таких анатомических аномалий в человеческих фигурах, каковые наблюдаются у «Купальщика» или «Полотеров».

Однако Малевич  напряженно и трудно нащупывал ту истину, которую впоследствии будет считать единственно верной: картина должна представлять собой самостоятельный организм, который развивается и строится по своим собственным законам - законы же эти диктуются чисто живописными средствами, прежде всего цветом. Путеводными ориентирами на этом пути ему служили французские фовисты, прозванные так за пронзительную мощь цвета.

 

 

ПЕРВАЯ КРЕСТЬЯНСКАЯ СЕРИЯ.

 

Под «подражанием иконе» он имел ввиду прежде всего  этюды фресковой живописи. Однако золотистые темперы были прямолинейной  и не слишком убедительной стилизацией иконописи, а по существу её традиции оказали влияние на тот жанр Малевича который он определял словом «трудовой». Взгляд Малевича на происхождение иконы отличался оригинальностью - он считал ее высшей ступенью «крестьянского искусства». Вместе с тем, какая-то правда была в его отношении к иконописи как подлинно народному виду творчества: без святых образов был немыслим крестьянский быт.

Информация о работе Супрематизм Казимира Малевича