Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2014 в 17:22, курсовая работа
Проблему отношений инноваций элитарной культуры авангарда двадцатых годов и исторического наследия, традиции, доступной для массового восприятия, пыталась решить в эти годы и советская культура. В архитектуре все эти воспринимающиеся болезненно вопросы так или иначе были затронуты в теоретических дискуссиях 1930-х годов и в архитектурной практике. Решаемая в тот момент задача «спроектировать» новый архитектурный стиль, а также применяемые для этого архитекторами методы (например, поиск архетипических моделей в архитектурном языке прошлого), по мнению крупнейшего исследователя отечественной архитектуры 1920 – 30-х годов С. О. Хан-Магомедова, сейчас вполне может восприниматься как один из ранних примеров постмодернистского мышления.
Еще одна административная сталинская высотка – здание Министерства иностранных дел. Так же построенная по плану семи высотных зданий, она имеет 27 этажей и высоту 172 метра, зрительно завершая панораму обзора с Бородинского моста. Характерной особенностью и главной отличительной чертой этой высотки является огромный герб СССР на её фасаде. Герб этот смонтирован из железобетона, расположен на высоте 114 метров и занимает 144 квадратных метра, что в очередной раз подчеркивает гигантоманию сталинского ампира. Здание это, как и главный корпус МГУ, отделано серо-желтым и коричневым камнем, украшено различными скульптурными элементами с изображением советской символики, однако на фоне размеров зданий это не слишком бросается в глаза. Стоит отметить, что это единственное здание из «Семи сестёр», проект которого изначально не предполагал шпиля. Из-за того, что шпиль был доработан позднее и сооружен не из камня, а из листовой стали, увенчать его пятиконечной звездой стало невозможным. Таким образом, здание Министерства иностранных дел – единственная из сталинских высоток, не имеющая пятиконечной звезды на шпиле.
Еще одна из классических высоток сталинского ампира – административно-жилое здание на площади Красных ворот. Это здание высотой 138 метров, центральный корпус которого вмещает 24 этажа. Само здание построено по тем же канонам, что и описанные выше сталинские высотки: отделано серым и коричневым камнем, оформлено относительно небольшими скульптурными барельефами патриотической направленности, на фасаде здания крупный барельеф в виде герба СССР. Так же, как и остальные семь высотных зданий, оно завершается высоким каменным шпилем, украшенным массивной пятиконечной звездой.
Так же в число административных зданий среди «Семи сестёр» входят две гостиницы: «Ленинградская» и «Украина». Обе они не выбиваются из общей стилистики зданий, обладая все той же массивностью и грубой вычурностью. Гостиница «Ленинградская» образует органическое целое с ансамблем Комсомольской площади. Среди других сталинских высоток выделяется относительно скромной высотой, – всего 136 метров, и некоторой утонченностью отделки экстерьера. В отделке фасада наряду с белой керамической плиткой использована красная глазурованная керамика. Рёбра и эмблема восьмигранного шпиля, а так же розетки между пилонами и шары на обелисках покрыты золотом. Гостиница же «Украина» является второй по высоте из семи московских высоток, ее центральный корпус включает 29 этажей. Отделаны обе гостиницы серым камнем и красно-коричневым мрамором, украшены скульптурными изображениями патриотической символики. Как и прочие здания, имеют шпили с венчающими их пятиконечными звездами.
Кроме административных зданий, построенных по плану семи высоток, в стиле сталинского ампира было сооружено немало других. Так необходимо упомянуть Дом советов, расположенный в Санкт-Петербурге на Московской площади. Композиция Дома Советов весьма характерна для того этапа развития советской архитектуры, план этого здания симметричен. Его ядром служит большой зал заседаний, заключенный в мощном полукруглом выступе заднего фасада. Главный западный фасад обращен на обширную Московскую площадь, которая по замыслу авторов довоенного генерального плана города должна была стать центральной площадью. Особую торжественность придает главному фасаду Дома Советов грандиозная колоннада портика, выделяющая повышенную центральную часть здания. Портик, который завершен выполненной в высоком рельефе скульптурной группой: он повествует о трудовых успехах советского народа. Несколько преувеличенная монументальность помогает зданию с успехом выполнять роль композиционного центра ансамбля Московского проспекта, сформировавшегося уже после Великой Отечественной войны. Введение в композицию их верхних этажей декоративных колоннад позволило «поддержать» крупный масштаб застройки, определенный архитектурой Дома Советов. При отделке здания использовались характерные для стиля материалы: гранит, мрамор, ценные породы дерева.
Образцы сталинского ампира представляют собой и выстроенные в 1937-1939 годы павильоны Всесоюзной сельскохозяйственной выставки: та же гигантомания, позолота, обилие скульптур, орнаментики, применением псевдонациональных стилей в оформлении отдельных павильонов.
Говоря об образцах сталинского ампира, нельзя не упомянуть и об ансамблях Лубянской и Суворовской площадей в Москве. В первую очередь, Лубянская площадь известна благодаря бледно-жёлтому кирпичному зданию, долгое время являющемуся штаб-квартирой советской, а затем и российской госбезопасности. Это бывшее здание Страхового Общества «Россия», построенное в 1897—1898 годах и реконструированное в советское время в соответствии с канонами сталинского ампира.
Что касается Суворовской площади, то она так же примечательна в плане этого архитектурного стиля. Она имеет овальную форму, вытянута с юго-востока на северо-запад. Парк между Самотёчной улицей и Олимпийским проспектом плавно переходит в зелёные насаждения в южной части площади. Архитектурной доминантой Суворовской площади являются два больших здания — бывшее здание Екатерининского института, вытянутое вдоль восточной стороны площади, и Театр Российской армии, занимающий всю северную часть площади. Именно здание Театра Российской армии является ярким проявлением архитектуры сталинского ампира. Строительство этого огромного здания было завершено в 1941 году. Оно имеет форму пятиконечной звезды, каждый из лучей которой окружён колоннадой. Это здание внушительных размеров имеет характерный для административных зданий сталинского ампира вид: широкая основа, здесь в форме пятиконечной звезды, и возвышающийся над ней корпус. На центральном корпусе здания так же имеется характерная пятиугольная башенка с острым шпилем. Портик здания обладает характерными массивными и очень высокими белыми колоннами с псевдоклассическими капителями. Бортики лучей «звезды» сверху выполнены в виде колончатых перегородок, какие часто используются на балконах. Само здание выполнено в белом и светло-желтом цветах, что еще раз подчеркивает его принадлежность к сталинскому ампиру, подражающему таким образом ампиру классическому.
Если отойти от архитектурных композиций Москвы и Санкт-Петербурга и обратиться к другим крупным городам бывшего Советского Союза, то и там можно найти немало примеров архитектуры Сталинского ампира. Взять хотя бы здание Челябинского государственного театра оперы и балета. Его проект был создан еще до войны, но строительство закончено только после, что внесло свой отпечаток в проектирование и сделало театр яркой демонстрацией уже сформировавшегося сталинского ампира. Над фронтоном театра, покоящимся на восьмиколонном портике, расположена характерная для стиля скульптурная композиция "Танец, Музыка и Рабочий". Сам фронт украшен стандартным для сталинского ампира лепным изображением советского герба.
Так же примером может служить и здание Новосибирского театра оперы и балета. Это крупнейшее в России театральное здание, построенное в 1930-е годы. Оно состоит из шести объемов: корпуса, в котором на первом этаже расположены кассовый зал и вестибюль, а на втором и третьем и концертный зал; цилиндрического объема зрительного зала (с кольцевыми фойе); сценического блока со сценой глубиной 30 метров и колосниками высотой 29,5 метров. Главная конструкция здания — большой купол диаметром 60 метров и высотой 35 метров, уникальная конструкция, без контрофорсов, ферм или колонн, поддерживающая сама себя. Средняя толщина купола — 8 сантиметров, и его отношение толщины к радиусу меньше, чем у куриного яйца Большой зал театра вмещает 1774 зрителя, а общая площадь помещений — 40 663 квадратных метров. За большие размеры это здание также нередко называют «Сибирский колизей». Снаружи здание облицовано желтоватым и серым камнем, фасад поддерживается светлыми колоннами с контрастно темными псевдоклассическими капителями, а над входом в театр располагает барельефная композиция с изображением герба СССР и другой советской символики.
К примерам сталинского ампира с легкостью можно отнести и главный корпус Сибирского государственного университета путей сообщения, который был построен в 1949—1955 годах на улице Дуси Ковальчук, 191, по проекту московского архитектора В. С. Масленникова. Он представляет собой несимметричное многокорпусное здание, привычное для советской архитектуры того времени. Его центральный вход обладает портиком с массивными ребристыми колоннами, которые завершаются резными капителями, фасад здания украшен лепными украшениями патриотической тематики, в основном обрамленными венками пятиконечными звездами.
Разумеется, под диктатуру сталинского ампира попали не только административные, но и жилые здания крупных советских городов.
Одними из ярчайших представителей сталинского ампира в качестве жилых здании являются дома на Котельнической набережной и Кудринской площади в Москве — два из семи высотных зданий, которые были построены в 1948—1952 годах.
Дом на Котельнической набережной, замыкающий перспективу от Кремля к устью Яузы, строился в 1938—1940, а затем в 1948—1952 года. Центральный объём здания насчитывает 26 этажей и имеет высоту 176 метров. В высотке расположены 540 квартир, из них 336 двухкомнатных, 173 трёхкомнатных, 18 четырёхкомнатных и 13 однокомнатных квартир. К нему примыкает «старый», 9-этажный жилой корпус, выходящий на Москву-реку, спроектированный в 1938 году и завершённый в 1940 году. Всего в здании находятся 700 квартир, магазины, почтовое отделение, кинотеатр «Иллюзион», музей-квартира Г. С. Улановой.
Что характерно для «сталинских зданий», которые вошли в проект семи московских высоток, это здание так же увенчано массивным металлическим шпилем, который украшен звездой. Фасад отделан светло-коричневым камнем, имеется художественная лепнина, на которой изображены колосья, жатва, рабоче-крестьянская общественность, а так же символика в виде молота и серпа. В почтовом отделении на первом этаже мы можем наблюдать богато отделанный потолок с декоративной отделкой, небольшие колоны, а так же золоченую люстру, которая идеально вписывается в данный интерьер.
Жилой дом на Кудринской площади (она же площадь Восстания)— высотное здание в Москве, одна из «Сталинских высоток» был построен в 1948—1954 годах. Здание по стандартной схеме состоит из центрального (24 этажа, высота с башней и шпилем — 156 метров) и боковых корпусов (по 18 жилых этажей), составляющих единый структурный массив, опирающийся на общий цокольный этаж. Всего в здании свыше 450 квартир. Фасад здания отделан светло-коричнево-серым камнем, над входом в здание, сделанным в виде арки, мы можем наблюдать барельеф на советскую тематику: звезды, серп и молот и тому подобную символику.
Верхние два этажа центрального корпуса в период строительства нового здания посольства США были выселены и на них была размещена спец.аппаратура КГБ, предназначенная для радионаблюдения за посольством. Технические этажи боковых корпусов были впоследствии модернизированы и превращены в жилые. На них можно попасть по лестнице, поднявшись из подъезда, либо по открытым переходам из центральной башни.
Основная часть здания включает в себя 3 больших подъезда (по 1 на каждый из корпусов) и большое количество малых, отличающихся планировкой. Каждый малый подъезд оснащён одним лифтом, обладает небольшим количеством этажей (не более 12), по 1-4 квартирам на этаж. Большие подъезды дома обслуживаются тремя лифтами каждый. Центральный лифт первого подъезда (центральный корпус) способен подниматься до 23 и 24 этажей, но в обычном режиме его работы эта возможность заблокирована. Кроме того, все три лифта первого подъезда не останавливаются на втором этаже. На каждом этаже расположено от четырех до восьми квартир, вестибюли богато отделаны зеркалами и люстрами и могут запираться, изолируя этаж от лестниц и площадки перед лифтом (фактически каждый этаж делится лифтовой зоной на два вестибюля). Расположенный в башне лифт, предназначенный для обслуживания 24—30-го этажей, длительное время находившийся в запустении, в настоящее время восстановлен. Помещения башни на верхних этажах в настоящее время используются в качестве служебных или сдаются в аренду коммерческим структурам, в основном — для размещения аппаратуры связи. На первом и цокольном этажах здания изначально находились магазины и кинотеатр «Пламя», в настоящее время не работающий, в подвальном помещении — подземные гаражи. Подвалы здания стыкуются с системой подземных сооружений, в частности — с бомбоубежищем, выходящим далеко за пределы надземной части здания.
Два эти здания не только подчеркивают гигантоманию, свойственную всей композиции «Семи сестёр», но так же дышат псевдоблагополучием сталинского времени, выражая собой мощь «сильных мира сего», которые жили в этих квартирах, подчеркивая несуществующее, иллюзорное благополучие советского народа. Собственно говоря, они могут отразить суть всех жилых зданий в стиле сталинского ампира, которые были построены в Советском Союзе за все время господствования этого стиля в отечественной архитектуре.
Кроме того, замечательными примерами сталинского ампира в архитектуре жилых зданий могут служить ансамбли проспекта Мира, Ленинского и Ленинградского проспектов в Москве, Московского проспекта и проспекта Стачек в Санкт- Петербурге и множество проспектов в других городах. Так, например, примечателен дом №13 Ленинского проспекта. Он представляет собой массивное здание, отделанное желтым камнем, с угловой башенкой, украшенной барельефом с изображением советского герба и скульптурами по углам, изображающими различных рабочих.
Можно сказать, что именно жилые здания сталинского ампира в полной мере выполняли ту функцию, которая была возложена на этот архитектурный стиль с самого начала и которая подразумевала создание определенной атмосферы на улицах страны. Они создавали вокруг людей иллюзию благополучия и в то же время зрительно своей массивностью стремились к подавлению общественного сознания, установлению внутренней диктатуры.
Делая выводы из всего вышесказанного, из всех приведенных описаний и характеристик, можно сказать, что созданный советской «империей» стиль, названный сталинским ампиром, был одновременно и естественным и насильственным явлением в архитектуре. Выбранное, исходя из политических потребностей правительственной верхушки, направление неоклассицизма имело, вероятно, под собой и какую-то вполне естественную основу.
Прав ли был Сталин, избрав неоклассицизм и отвергнув конструктивизм? Как пишет в своем докладе один из современных теоретиков архитектуры Раппопорт, отвечать на этот вопрос необходимо, отправляясь не от вкуса или профессиональных привычек, а исходя из высших политических задач, каковые для Сталина состояли в созидании новой вечной империи (утопического царства) коммунистических стран.
С этой точки зрения, пожалуй, Сталин был прав. Он лучше других почувствовал, что в арсенале архитектурных мотивов имперского Рима и имперской же Франции больше интегративной мощи, чем в рациональном конструктивизме. Ибо техницизм последнего лишал человека временных измерений большого масштаба. Именно эта его интуиция позволяет сегодня видеть в сталинском ампире предшественника постмодернизма. Сходство здесь достаточно очевидное - признание исторической непрочности символического языка техницизма.
Информация о работе Сталинский ампир – отдельное явление архитектуры XX века