Сталинский ампир – отдельное явление архитектуры XX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2014 в 17:22, курсовая работа

Краткое описание

Проблему отношений инноваций элитарной культуры авангарда двадцатых годов и исторического наследия, традиции, доступной для массового восприятия, пыталась решить в эти годы и советская культура. В архитектуре все эти воспринимающиеся болезненно вопросы так или иначе были затронуты в теоретических дискуссиях 1930-х годов и в архитектурной практике. Решаемая в тот момент задача «спроектировать» новый архитектурный стиль, а также применяемые для этого архитекторами методы (например, поиск архетипических моделей в архитектурном языке прошлого), по мнению крупнейшего исследователя отечественной архитектуры 1920 – 30-х годов С. О. Хан-Магомедова, сейчас вполне может восприниматься как один из ранних примеров постмодернистского мышления.

Файлы: 1 файл

Сталинский ампир.docx

— 57.15 Кб (Скачать)

Переходя к конкретным описанию конкретных примеров, хотелось бы начать именно с описания станций Сокольнической линии. Так ярким примером стилистики сталинского ампира является станция Комсомольская, вестибюли которой находятся в здании Казанского вокзала и на Комсомольской площади. Колонны, размещенные в вестибюлях и станционном зале Комсомольской отделаны розовым мрамором, а капители их украшены бронзовой эмблемой Коммунистического интернационала молодежи, подчеркивающей вклад комсомольцев 30-х гг. в строительство метрополитена. Над путями станции расположены балконы, соединенные пешеходными мостиками. Пол станционного зала выложен гранитом, что очень характерно для помпезности данного стиля. Кроме того, станция украшена  майоликовым панно "Метростроевцы" (художник Е. Е. Лансере), выполненным в виде яркой мозаики. В некоторых местах одного из вестибюлей колонны окружены пышной потолочной лепниной белого цвета. Нашел свое отражение этот стиль и в оформлении одного из входов на станцию, о чем свидетельствует пышная белая лепнина и каменные барельефы с соответствующей советской символикой.

Станция Лубянка, построенная как и Комсомольская в 1935 году, также демонстрирует все проявления зарождающегося стиля, однако она находится, скорее, где-то между конструктивизмом и сталинским ампиром, обладая одновременно признаками обоих стилей. Она имеет два павильона вестибюлей на Лубянской площади, еще один вестибюль на углу Никольской улицы, где была установлена скульптура метростроевцев, и последний из вестибюлей сооружен в здании универмага "Детский мир". В отделке пилонов станционного зала был использован светлый мрамор, стены облицованы белой фарфоровой плиткой. Вообще станционный зал оформлен, с одной стороны, в простых геометрических формах, однако арки явно имеют отношение к зарождающемуся помпезному стилю. Так же на сталинский ампир намекает бронзовый щит с изображениями революционной символики на одной из стен станционного зала. Однако нет еще такой откровенной вычурности стиля, характерного контраста светлых и темных тонов в оформлении, лепных элементов декора и бронзовых светильников. Тем не менее, формирующийся на тот момент сталинский ампир нашел свое отражение в оформлении одного из входов в метро, представляющего собой две довольно высокие выдающиеся из плоскости стен арки, оформленные в голубом и золотисто-желтом цветах.

Еще одна из интереснейших станций Сокольнической линии – станция Парк культуры. Станционный зал здесь украшен двумя рядами колонн, которые отделаны желтым мрамором. Капители колонн выполнены в смешанном стиле: с одно стороны они имитируют греческую классику, с другой имитация позолоты имеет непосредственное отношение к напыщенности ампира наполеоновской эпохи, и, наконец, их некоторая строгость и угловатость является остаточным проявлением уходящего конструктивизма. Стены зала и вестибюля покрыты белой плиткой, пол выложен гранитом. Так же в отделке использованы белый и серый мрамор, красная метлахская плитка и другие свойственные для сталинского ампира материалы.

Из более поздних станций, когда стиль уже не только сформировался, но и стал постепенно отходить в прошлое, довольно интересной является станция Фрунзенская. В отделке ее станционного зала были использованы светлая керамическая плитка, красный и серый мрамор, причем нижняя часть сводов отделана темным мрамором, а верхняя – светлым, что очень характерно для данного стиля. Пол на станции также выложен красным и черным гранитом. На стенах станционного зала так же размещены металлические декоративные щиты с стандартной для сталинского ампира символикой – изображением пятиконечной звезды. Ярким выражением стиля являются и массивные медные светильники на станции, подражающие вычурным светильникам классического ампира. В каноны сталинского ампира вписываются и скамейки станционного зала, подражающие в некоторой греческим канонам и, в то же время, отделанные темным деревом в контраст верхней части сводов.

Также среди более поздних станций Московского метрополитена, выполненных в стиле сталинского ампира можно отметить станцию Спортивная. Поскольку проект станции был разработан уже во время постепенно ухода рассматриваемого стиля из советской архитектуры, в ее оформлении нашли отражение далеко не все характерные особенности сталинского ампира. Так, например, здесь нет ни намека на лепнину или тематические барельефы. Однако, в соответствии с традициями стиля,  станционный зал ее отделан светлым мрамором, местами с вставленными небольшими полосками коричневого и красного мрамора. На сводах размещены массивные светильники, стилизованные под олимпийские факелы, что так же является одним из стандартных приемов сталинского ампира.

Если отвлечься от станций Сокольнической линии, то ярчайшим примером сталинского ампира в оформлении станций можно считать станцию Электрозаводская Арбатско-Покровской ветки. Эта станция была открыта в самом конце Великой Отечественной войны, во время почти окончательно определившихся канонов этого тоталитарного стиля, поэтому вестибюль и станционный зал Электрозаводской выполнен полностью в соответствии с его стандартами. В вестибюле станции акцент сделан на пустое пространство: высокие потолок-купол, визуально скругляющий и пространство внизу, много свободного места перед эскалаторами, в центре которого установлена скульптура, посвященная стахановскому движению. Такое размещение скульптуры и купольная форма свода визуально увеличивает и без того немалое пространство вестибюля. Стены вестибюля и станционного зала отделаны красным мрамором, пол выложен плитами разных цветов и орнаментирован белым мрамором. Кроме того, на стенах зала размещены барельефы, посвященные теме труда работников транспорта, промышленности и сельского хозяйства во время войны. В своды станционного зала вмонтированы светильники, размещенные в оформленных белой лепниной углублениях, что являет собой откровенный синтез классического наполеоновского ампира, греческого стиля и своеобразного восприятия сталинского ампира.

 

Сталинский ампир в оформлении Санкт-Петербургского метрополитена

 

Как уже было сказано выше, проявление сталинского ампира имеет место не только в оформлении метрополитена Москвы. Несмотря на то, что первые станции Санкт-Петербургского метро были открыты много позже, а точнее – в 1955 году, проект их был составлен намного раньше и потому они были оформлены именно в уже привычном тогда сталинском стиле. Точнее было бы сказать, что в этом стиле построены первые станции Кировско-Выборгской линии: от Автово до Площади Восстания.

Одна из таких станций метро в Петербурге, являющаяся примером рассматриваемого стиля – Пушкинская. Стены и своды станционного зала Пушкинской отделаны белым мрамором, пол выложен черным гранитом и по контуру украшен узорами из черного и белого мрамора. Очень яркой отличительной чертой станционного зала, а так же и неоспоримым проявлением сталинского ампира в оформлении, являются светильники, выполненные в виде массивных торшеров с основанием из белого мрамора и бронзовыми украшениями, сочетающими в себе советскую символику и проявления стиля, характерного для римских украшений. Потолки станционного зала симметрично отделаны характерной белой лепниной, белые мраморные колонны имеют незамысловатые капители геометрической формы. Над платформами станционного зала располагаются висячие светильники, тоже отделанные бронзой. В конце центрального зала установлен памятник Пушкину, что еще более подчеркивает убранство станции и ее атмосферу.

Следующая станция метро, которую необходимо отметить в связи со сталинским ампиром – Площадь Восстания. Отделка станционного зала выполнена по всем канонам стиля: арочной формы белые своды, отделанные белой лепниной, а в нижней части – красным мрамором, что создает резкий цветовой контраст и зрительно разграничивает пространство. Со стороны платформ в зале установлены скамейки, выполненные в соответствии с греческими канонами, а контур пола украшен узорами греческого стиля. Кроме того, в своды станционного зала вмонтированы круглой формы бронзовые украшения и продолговатые бронзовые светильники.

Еще одна достойная упоминания станция метрополитена в Санкт-Петербурге это станция Нарвская. Центральный станционный зал Нарвской украшен неимоверным количеством скульптурных групп патриотической направленности, которые расположены на углах сводов. В сами своды украшены бронзовыми щитами с изображением различной советской символики. Верхняя часть сводов зала отделана красным мрамором и бронзовыми украшениями, а все остальное пространство – белым мрамором. Над станционной платформой подвешены массивные бронзовые люстры. Торцом центрального зала является фальш-стена, за которой находится линейный пункт и недоступное широкой публике мозаичное панно с изображением Сталина. Наверху, над выходом с эскалаторов расположена еще одна скульптурная группа, барельеф, центральной фигурой на котором является Сталин.

Последняя и, пожалуй, наиболее яркая из всех станций Кировско-Выборгской ветки, о которой хотелось бы сказать, – станция Автово. Одна из дальних стен станционного зала украшена бросающейся в глаза мозаикой  патриотической направленности. Также выделяются из общей массы часть колонн зала: они полностью отделаны бронзой и стеклом и оформлены узорами, совмещающими в себе классические изображения лавровых венков и советской символики. Остальные же колонны отделаны белым мрамором, а их капители продолжаются белой потолочной лепниной.  Освещение зала обеспечивают массивные бронзовые люстры, окруженные стандартной для стиля лепниной.

Кроме того, стоит заметить, что на многих станциях данного отрезка Санкт-Петербургского метрополитена имеются вмонтированные в стену металлические щиты, стилизованные под зарешеченные окна, что так же не может не быть ярким примером помпезности и вычурности сталинского ампира.

Надо сказать, что в Петербургском метро изначально было огромное количество изображений Иосифа Сталина, а планировалось их еще больше. Однако часть планов были не реализованы, а прочие были удалены в годы борьбы с культом личности Сталина. Так, например, на станции Нарвская было закрыто фальш-стеной большое мозаичное панно с портретом Сталина, а его изображение на барельефе вновь появилось только после реконструкции станции. Так же барельефное изображение вождя было снято на станции Технологический институт вместе с барельефом Фридриха Энгельса при строительстве перехода на соседнюю станцию.

В целом, как становится ясно из приведенных выше описаний станций Московского и Санкт-Петербургского метрополитена, сталинский ампир в полной мере нашел свое отражение и смог проявиться при создании проектов первых станций метро. Таким образом этот стиль обеспечил себе место в истории архитектуры, вошел в нашу жизнь даже на десятки лет после того как исчез из мыслей архитекторов.

 

 

Глава третья. Сталинский ампир на улицах

 

Естественно, что архитектура сталинского ампира не ограничивалась только оформлением метро, немало зданий было построено, восстановлено и реконструировано под влиянием этого стиля. Мы ежедневно встречаемся с ним на улицах разных городов: Москвы, Санкт-Петербурга, Минска, Киева, Челябинска, Сталинграда, Новосибирска и других крупных городов бывшего Советского Союза. Сталинский ампир повлиял на строительство архитектурных объектов всех типов: площадей, архитектурных ансамблей крупных улиц, жилых и административных зданий. И было бы невозможным, говоря о сталинском ампире, не рассказать о тех его проявлениях, которые мы встречаем каждый день и которые уже давно плотно вошли в нашу жизнь и стали привычными.

 

Административные здания построенные в соответствии со стилем

 

Если говорить о проявлениях сталинского ампира на улицах, то это в первую очередь огромное количество административных зданий. В первую очередь это высотки из числа известных «Семи сестёр» в Москве.

В 40-50-е гг. в Москве развернулось строительство зданий, которые должны были выразить идею торжества победившего социализма. Так называемые ”высотки” Москвы - странное соединение американских небоскребов с пародийными элементами готики, барокко, нагруженные реалистической скульптурой, мозаикой, псевдонародным натуралистическим декором и ампирной орнаментикой. По замыслу их создателей, они должны были оживить силуэт Москвы, в котором недоставало вертикалей после разрушения многих церквей и колоколен. Одновременно они должны были ответить на вызов мирового высотного строительства и продемонстрировать мощь государства-победителя. Столь сложное сочетание задач уравновешивалось не менее сложным художественным – языком сталинского ампира, который был, скорее историческим, нежели эстетическим феноменом.

В 1948-52 гг. было возведено первое высотное здание в Москве – Министерства иностранных дел на Смоленской площади, а потом еще шесть. Самое удивительное, что они действительно создали силуэт нового города, хотя и ценой потери его художественного облика. Эти здания также стали частью иерархического пространства архитектуры социалистического реализма.

В первую очередь среди «Семи сестёр» стоит выделить главное здание Московского Государственного университета, расположенное на Ленинских горах. Это здание – ярчайший пример гигантомании сталинского ампира, довольно долгое время оно оставалось самым высоким в Москве. Его высота со шпилем – 236 метров, максимальная этажность – 36 этажей. Главное здание МГУ представляет собой огромное здание, отделанное серым, коричневым и кирпичного цвета камнем. Оно украшено различными относительно небольшими барельефами, некоторые участки поддерживаются массивными колоннами с фигурными капителями. Территория вокруг здания украшена соответствующими стилю бронзовыми фонарями с каменным основанием и небольшими каменными стелами, частично отделанными мрамором и бронзой. Это здание, как и другие вошедшие в проект семи московских высоток, увенчано массивным металлическим шпилем, который украшен звездой. Интересен тот факт, что внутри самого здания перед залом заседаний Учёного совета на 9 этаже размещены четыре колонны из цельной яшмы, уцелевшие при сносе Храма Христа Спасителя, долгое время сохранявшиеся на складах НКВД и использованные при строительстве главного здания университета. Позднее, при восстановлении храма было решено оставить подлинники колонн в университете.

Информация о работе Сталинский ампир – отдельное явление архитектуры XX века