Сталинский ампир – отдельное явление архитектуры XX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2014 в 17:22, курсовая работа

Краткое описание

Проблему отношений инноваций элитарной культуры авангарда двадцатых годов и исторического наследия, традиции, доступной для массового восприятия, пыталась решить в эти годы и советская культура. В архитектуре все эти воспринимающиеся болезненно вопросы так или иначе были затронуты в теоретических дискуссиях 1930-х годов и в архитектурной практике. Решаемая в тот момент задача «спроектировать» новый архитектурный стиль, а также применяемые для этого архитекторами методы (например, поиск архетипических моделей в архитектурном языке прошлого), по мнению крупнейшего исследователя отечественной архитектуры 1920 – 30-х годов С. О. Хан-Магомедова, сейчас вполне может восприниматься как один из ранних примеров постмодернистского мышления.

Файлы: 1 файл

Сталинский ампир.docx

— 57.15 Кб (Скачать)

Оглавление

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Одна из центральных социокультурных и философских проблем архитектуроведения в ХХ веке, не теряющая своей остроты и по сей день – это взаимоотношения современности и культурного наследия, конфликт между историческими универсалиями, памятью и убыстряющимся ходом времени, новыми технологиями; между информационным уничтожением пространственных и культурных границ и постоянными поисками национальной идентичности. Можно сказать, что впервые эти вопросы были подняты мировой культурой в 1930-1950-е годы ХХ века, в тот момент, когда, вследствие различных социальных и исторических причин, после первого подъема модернизма наступило охлаждение к его абсолютному новаторству, техницизму и утопической устремленности в будущее. Пришла ностальгия по художественной традиции, тяга к человечному и эмоциональному искусству, укорененному в городской или природной среде; на смену демиургическому пафосу, культу нового пришло восхищение и любование мировой культурой, а «сегодня» и «вчера» перестали противопоставляться между собой.

Проблему отношений инноваций элитарной культуры авангарда двадцатых годов и исторического наследия, традиции, доступной для массового восприятия, пыталась решить в эти годы и советская культура. В архитектуре все эти воспринимающиеся болезненно вопросы так или иначе были затронуты в теоретических дискуссиях 1930-х годов и в архитектурной практике. Решаемая в тот момент задача «спроектировать» новый архитектурный стиль, а также применяемые для этого архитекторами методы (например, поиск архетипических моделей в архитектурном языке прошлого), по мнению крупнейшего исследователя отечественной архитектуры 1920 – 30-х годов С. О. Хан-Магомедова, сейчас вполне может восприниматься как один из ранних примеров постмодернистского мышления.

В новом тысячелетии, когда исторической и культурной ревизии подвергается все наследие ХХ века, когда концепции модернизма и постмодернизма переосмысляются заново, в мире с уже изменившимися политическими и культурными границами, теоретические поиски отечественной архитектуры середины 1935-1950-х годов наконец могут быть рассмотрены непредвзято. Все характерные для идейного и проектного наследия этой поры качества представляются сейчас крайне важными в контексте актуальных проблем и вопросов современной культурологии, искусствознания и архитектуроведения. Довольно интересно рассмотреть и оценить опыт этого времени и для современной российской архитектуры.

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

 

Глава первая. Сталинский ампир – отдельное явление архитектуры XX века

 

История возникновения стиля

 

 

В архитектуре Советского Союза в начале 30-х гг. ведущим продолжает оставаться конструктивизм, широко использовавшийся для строительства общественных и жилых зданий. Так, эстетика простых геометрических форм, свойственная конструктивизму, повлияла на архитектуру Мавзолея Ленина, построенного в 1930 г. по проекту А.В. Щусева. Однако к концу 30-х гг. функциональная простота конструктивизма начинает сменяться неоклассикой. В моду входит пышная лепнина, огромные колонны с псевдоклассическими капителями, проявляется гигантомания и склонность к нарочитому богатству убранства, часто граничившему с безвкусицей. Это направление, сменившее рационализм и конструктивизм и получившее распространение в года правления Иосифа Сталина, принято именовать «сталинским ампиром», хотя с настоящим ампиром, для которого характерна прежде всего глубочайшая внутренняя гармония и сдержанность форм, в реальности его роднит лишь генетическая связь с античным наследием.

Вообще развитие сталинской архитектуры четко делится на два этапа, разделенных по времени войной. Первый этап – с 1932 года, это первоначальное становление стиля. Его основные принципы  уже продиктованы, однако нет еще конкретики форм и решений. В то же время, конструктивизм еще достраивается, поэтому начинается декорирование в новом стиле построенных или еще строящихся зданий, срочная переделка проектов. В этот период официального названия как такового стиль еще не имеет: Хан-Магомедов называет его посконструктивизмом, некоторые другие авторы – советским ар-деко, выразившим усталость от радикальных преобразований. Этот период развития  считается временем угадывания вкусов, поисков новой образности в архитектуре, поскольку конструктивизм уже был отвергнут, а найти новый, действительно подходящий времени стиль, как и всегда, было очень трудной задачей.

Далее следует второй этап, послевоенный,  когда появилась уже более конкретизированная послевоенная архитектура, сам «сталинский ампир» он же «стиль пятидесятых». В этот период уже ясно виден настоящий, четко сформированный стиль с жесткими канонами, всякое отступление от которых становиться невозможным. Становится явным контрастное отличие от футуристических настроений предшествовавшего этому стилю конструктивизма, заметен резкий поворот к консерватизму и классике.

Как же и из чего появился этот стиль, именуемый «сталинским ампиром»? Новое направление в архитектуре было создано по заданию самого Иосифа Сталина. Стиль этот по замыслу базировался на наполеоновском ампире XIX века. Основу смешали с элементами классицизма и барокко, добавили немного ар-деко – так и получился своеобразный архитектурный коктейль.

Идеи социалистического реализма воплощались в архитектуре, наглядно демонстрируя устремленность в светлое будущее. Иерархия ценностей тоталитарной культуры закреплялась в образе здания. В ноябре 1934 г. советские архитекторы собрались на всесоюзное совещание и на нем главным архитектором и строителем социалистической родины, конечно, был назван Иосиф Виссарионович Сталин.

Почему же основой для нового стиля был выбран именно наполеоновский ампир? Дело в том, что этот стиль был призван нести как можно более ярко выраженную идеологическую нагрузку, необходимую властям того времени. Вообще, пытаясь оценить в представлении о сталинском ампире его исторически конкретные формы, а так же его теоретические принципы, мы неизменно натыкаемся на соответствующую ему идеологию. Идеология  призвана сообщить всем членам общества самые важные (в ее системе ценностей) представления о мире в целом и о частных его аспектах. А любой архитектурный стиль – это одна из важнейших частей проявления идеологии.

Сталин  же видел себя не только архитектором России, но и строителем ее великого будущего. В архитектуре ему всегда нравились грандиозность и пышность дворцовых ансамблей, поэтому все архитектурные проекты должны были отражать величие эпохи строительства коммунизма, а архитектура - иметь массовый, народный характер. Массовость вовсе не означала размаха строительства для удовлетворения нужд и потребностей людей. Декларируемая народность означала приоритетное строительство общественных зданий и сооружений. Теоретики новой архитектуры не уставали говорить от имени народа, что архитектура должна не ориентироваться на буржуазные удобства, а стать летописью в камне великих побед и свершений. С помощью архитектуры воплощался образ идеального пространства и идеального времени. Как и для всей художественной культуры, официальным языком архитектуры социалистического реализма становится по-своему прочитанный классицизм. Но постепенно и в архитектуре возобладало мнение, что единственный стиль не может вполне соответствовать столь масштабной задаче. Поэтому круг архитектурных стилей, предлагаемых для использования, постоянно расширялся. Это вполне соответствовало толкованию социалистического реализма как наследника всего прогрессивного, что создала мировая культура. К началу 40-х годов художественный язык советской архитектуры приобрел невероятную эклектичность, включив в себя элементы множества стилей и приемов мировой архитектуры, начиная от ее истоков до современности. На этой основе начиная формироваться ”сталинский ампир”, который часто называют псевдостилем. Исторический ампир (или неоримский стиль) интернационален и плохо сочетается с национальными традициями. А сталинское руководство желало иметь уникальный симбиоз имперства и народности.

Сталинский ампир был изначально запрограммирован на несение мощного идеологического смысла. К тому же в годы, когда стиль полностью сформировался, то есть первые годы после войны, страна была занята восстановлением разрушенных городов, а значит архитектура стала одним из приоритетных направлений народного хозяйства. На фоне окончания войны, архитектура так же должна была поддерживать общий эмоциональный подъем народа, любое архитектурное произведение должно было внушать зрителям уверенность в скором восстановлении страны. И сталинский ампир казался наилучшим решением в такой ситуации. Однако, все же основным замыслом Сталина, а значит и главным  назначением стиля, было подчеркнуть и утвердить визуально существующий в советском обществе тоталитаризм. Монументальность, величественность и отсутствие ориентации на человеческие пропорции роднят здания эпохи сталинизма с древнегреческими и римскими дворцами и храмами. Основной целью такой архитектурной гигантомании и помпезности  было вызвать у человека трепет и восхищение, чтобы размеры и отделка зданий подавляли человеческое сознание пышностью и масштабностью. Кроме того, вульгарная величественность стиля символизировала власть партии и призвана была выразить силу и мощь тоталитарного государства, а роскошь, имперский размах и надменная помпезность ампира соответствовали вкусам Сталина, по чьему заданию был создан этот стиль. Сама идеология стиля - это почти что империализм, в нем проявляется откровенное стремление к экспансии и созданию нового культа через иконизацию советской символики.

 

Общие особенности стиля.

 

 

Итак, общая стилизация зданий сталинского ампира пыталась соответствовать архитектуре эпохи Наполеона Бонапарта, так называемому позднему классицизму или ампиру, однако обладала и собственными отличиями и особенностями.

Какими же были отличительные черты зданий, построенных в этом полном помпезности стиле? Во-первых, сталинскому ампиру была свойственна ансамблевая застройка улиц и площадей, то есть здания строились сразу массово, заранее спроектированными ансамблями.  Во-вторых, этому стилю была присуща синтетическая природа, он совмещал в себе традиции архитектуры, скульптуры и живописи. Так же, фасады зданий покрывались штукатуркой бежевых, серых и кирпичных оттенков, первые этажи зачастую зрительно отделяли от остального здания, отделывая их рустованным камнем. Все это было подражанием классическому ампиру наполеоновской эпохи. Так же, этому стилю характерно было это обилие лепных и декоративных элементов в классическом стиле, мощных белых колонн, использование дорического, коринфского ордеров и портиков, применение мрамора, бронзы и ценных пород дерева в оформлении общественных интерьеров, как еще один вид подражания. В качестве же подчеркивания советского происхождения сталинский ампир характеризовало широкое применение советской символики. Таким образом, практически на любом строении сталинской эпохи можно найти барельефы с пятиконечными звездами, гербами, лавровыми венками, портретами вождей, стилизованными сценами из жизни страны (такими как сцены уборки урожая, стилизованные барельефы рабочих)  и прочими подобными проявлениями советской тоталитарной идеологии.

Помимо внешней отделки зданий, сталинский ампир, разумеется,  проявлялся и в интерьере помещений.

Начнем с того, что потолки в помещениях были достаточно высокими, как очередное проявление гигантомании стиля: приблизительно 3 – 3,6 метров. Под потолком был обязательный лепной карниз упрощенного профиля, а так же на потолках располагались лепные розетки под  люстры.

Двери внутри помещений были белого цвета, в основном полностью или частично застеклены, что создавало резкий контраст с темной, тяжелой мебелью обстановки, если таковая имелась. Оконные рамы для интерьера в стиле сталинского ампира изготавливали из массива дуба и красили темно-коричневой краской, что также способствовало созданию зрительного контраста. Часто встречалась отделка помещений мраморными плитами, украшениями из бронзовых лавровых венков с советской символикой, стилизованными под факелы бронзовыми светильниками.

Проявления стиля присутствовали и в жилых помещениях, то есть в квартирах так называемых «сталинок»: жилых домов в сталинском ампире, строившихся, как правило, ансамблями. По большей части, в квартире в сталинском доме было от двух до четырех изолированных комнат большой площади с высокими потолками. Окна таких квартир выходили на две или три стороны, во многих имели место трехгранные застекленные эркеры. Лоджии в сталинских квартирах представляли собой важные акценты фасадов, их обильно отделывали лепниной, полуколоннами, а иногда и мозаикой.

Наиболее известные сооружения сталинского ампира: так называемые «Семь сестер» (здания МГУ,  МИДа, гостиниц «Украина» и «Ленинградская»,  жилые дома на Котельнической набережной  и Кудринской площади, высотное здание на площади Красных ворот). Они возведены в духе готических замков с элементами классицизма и ампира, богато украшены как снаружи, так и внутри. Также «сталинками» в Москве застроены Ленинградский, Кутузовский, Ленинский проспекты. Дух эпохи заметен в архитектуре многих станций московского метрополитена. В Санкт-Петербурге наиболее яркими примерами сталинского ампира являются архитектурные ансамбли Московского проспекта, Площади Победы, Проспекта Стачек, первая ветка метрополитена от станции Автово до станции Площадь  Восстания.

 

 

 

Глава вторая. Метрополитен, как яркое выражение архитектуры сталинского ампира

 

 

 

Неоспоримым фактом является то, что значительная часть станции московского метрополитена была построена  в стиле сталинского ампира, так как строительство его было начато в 1930-х годах, и до смерти Сталина было построено несколько самых крупных веток метрополитена. Постройка Санкт-Петербургского метрополитена так же была начата еще при Сталине, но из-за войны была заторможена, поэтому в стиле сталинского ампира были построены только станции первой ветки от Автово до станции Площадь восстания. Многие теоретики архитектуры считают, что оформление станций метро, построенных в 1930-50-е годы, является наиболее ярким выражением сталинского ампира в архитектуре. Собственно говоря, именно станции метро сочетают в себе абсолютно все характерные для сталинского ампира черты, все возможные сочетания стилей и приемов в оформлении.

Оформление станций метрополитена, построенных в соответствии с рассматриваемым стилем, поражает своей масштабностью: как правило, это чрезвычайно просторные помещения, украшенные массивными колоннами, пышной лепниной, крупными барельефами советской тематики (которые, как правило, выполнены из бронзы) и соответствующими общей стилистике бронзовыми светильниками в форме различных цветов. Кроме того, оградительные решетки на станциях, отделяющие вестибюли от входов в технические помещения, а так же сами двери помещений, выполнены с соответствующими помпезными украшениями в форме стеблей, бутонов и цветочных лепестков.

 

Станции московского метрополитена, выполненные в соответствии с канонами сталинского ампира

 

Если говорить о конкретных примерах, одним из самым ярких проявлений сталинского ампира как стиля оформления станций метрополитена, является Сокольническая линия в Москве, которая была построена еще в довоенное время, то есть в самом начале формирования стиля. Почти все ее станции оформлены в соответствии с канонами сталинского ампира и являются отличным демонстрационным материалом для составления общих и частных характеристик этого архитектурного стиля.

Информация о работе Сталинский ампир – отдельное явление архитектуры XX века