Способности к изобразительной деятельности, их структура, показатели

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 21:28, реферат

Краткое описание

Проблема развития способностей дошкольников находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в сфере образования. Об этом свидетельствует большое количество публикуемых статей, методических пособий, сборников игр и упражнений как по развитию различных психических процессов в этом возрасте (мышления, внимания, памяти, воображения, эмоций), так и по развитию разных видов способностей общей и специальной направленности (математических, конструкторских, музыкальных и изобразительных).

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..3
1. Понятие «способности» ……………………………………………………4
2. Способности к изобразительной деятельности…………………………....9

3Показатели изобразительных способностей

4. Этапы развития изобразительной деятельности…………………………..10

5. Заключение…………………………………………………………………..12.

Список используемой литературы………………………………………….13

Файлы: 1 файл

способности изо.doc

— 131.50 Кб (Скачать)

     Таким образом в структуре изобразительных способностей выделяют ведущие и опорные свойства. К ведущими относятся: художественное мышление и творческое воображение; способность к ярким зрительным образам; эмоциональность и эстетическое чувство; целеустремленность. К опорным свойствам относится сформированность сенсомоторных операций. Для проявления изобразительных способностей имеет значение не только умение передавать в изображении сходство с предметом, но и способность к дивергентному мышлению, быстрота научения, наличие эстетического чувства, волевые качества личности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         3. Показатели изобразительных способностей

     Кузин В.С.выделил следующие показатели изобразительных способностей.

    1. Умение передавать в изображении сходство с изображаемым объектом.

     Точная  передача натуры, сходство изображения  с изображаемым обуславливается  не количеством переданных деталей  и подробностей натуры, а той гармонической  цельностью изображения, которая передает самые характерные свойства и стороны изображаемого.

    1. Быстрота успешного усвоения специальных знаний, умений и навыков.
    2. Наличие выразительной композиции.
    3. Умение увидеть в предметах и явлениях основное, наиболее типичное и характерное, хотя и малозаметное.

Умение  видеть в предметах и явлениях главное  художники называют «поставленным  глазом». Умение видеть дает возможность  рисовальщику отбирать в действительности самое важное, яркое, типичное и характерное. «Видеть» натуру всегда предполагает умение наблюдать. Сравнивать, пытливо изучать свойства и закономерности, стороны и признаки объектов и явлений окружающего мира. Поэтому формирование способности подмечать главное в явлениях и предметах, способности видеть натуру означает развитие наблюдательности, умение быстро изучать, анализировать и отбирать главные, основные черты признаки предметов и явлений.

    1. Большая любовь к изобразительной деятельности, сопровождаемая огромной работоспособностью.

Наличие художественных способностей, в том числе и любви к занятиям изобразительным искусством. Способствует проявлению и развитию таких черт личности. Как работоспособность и настойчивость. Никакая любовь к искусству без большого, упорного и настойчивого труда не может дать положительного результата в развитии художественных способностей.

    1. Умение образно мыслить, легкость воображения каких – либо сцен, событий, отдельных людей пейзажа.
    2. Цельность изображения.

Цельность в художественных произведениях  распространяется как на графические (рисунок, светотень) элементы, цвет, так и на композиционный срой (отдельные части, участки) произведения, раскрывающие содержание, идею данного произведения.

    1. Яркое выражение эмоций, чувств художника, как в процессе непосредственного изображения, так и в самом произведении.

Основу  выражения эмоций, чувств художника  составляет эмоциональное возбуждение, получаемое им от предмета и явлений. Если рисующий сам не испытывает эмоционального возбуждения от процесса изображения, от изображаемого объекта или  явления, вряд ли он сможет выполнить изображение, способное «тронуть» чувства зрителей. Способность эстетически переживать наблюдаемые объекты и явления окружающего мира создает условия для более полного и глубокого познания изображаемого, и прежде всего элементов эстетического.

      Эмоциональное переживание художника тесно  связано также с выразительностью. Как правило, чем полнее и глубже «прочувствовал» художник изображаемое, тем он выразительнее изображает содержание произведения. Выразительность  же произведения предполагает, передачу чувств художника, его отношение к действительности, к изображаемому  
 
 
 
 
 
 
 

4. Этапы развития изобразительных способностей.

     Выявление способностей у детей и правильное их развитие -  одна из важнейших  педагогических задач. И решаться она должна с учетом возраста детей, психического развития, условий воспитания и других факторов.

Развитие  способностей у детей к изобразительному искусству только тогда принесет свои плоды, когда обучение рисованию  и другим видам осуществляется педагогом планомерно и систематически. Иначе это развитие пойдет случайными путями, и изобразительные способности ребенка могут остаться в зачатом состоянии.

     Развитие  способности изображения в первую очередь зависит от воспитания наблюдательности, умения видеть особенности окружающих предметов, сравнивать их, выделять характерное. При этом нельзя не учитывать возраст детей и, следовательно, требовать сложного сюжетного построения от 3-4 летнего малыша, если даже начать обучение очень рано. Его мышление не достигло еще нужного уровня для решения такой задачи, которую старший дошкольник при соответствующем обучении решит легко.

Но известно, что дети одного возраста могут находиться на разных ступенях развития. Это зависит  и от воспитания и от общего развития ребенка. Педагог не должен об этом забывать, т.к. индивидуальный подход к ребенку - одно из главных условий успешного воспитания и обучения.

Педагогика  рассматривает развитие ребенка  не как простой количественный процесс  роста, а как качественные  изменения  его физических и психических особенностей под влиянием воздействия окружающего мира, в первую очередь воспитания и обучения.

  • Доизобразительный период в развитии способностей.

   Первый  этап в развитии художественных способностей детей начинается с того момента, когда в руки ребенка впервые попадает изобразительный материал - бумага, карандаш, мелки, кубики. В педагогической литературе этот период носит название «доизобразительный» т.к. здесь еще нет изображения предмета и даже нет замысла и желания что - то изобразить. Этот период играет большую роль в дальнейшем развитии изобразительных способностей. Ребенок знакомится со свойствами материалов, овладевает разнообразными движениями руки, необходимыми для создания изобразительных форм.

   Если  материал попадает впервые в руки детей 5-6 лет и 2-3 лет, то конечно, у старших ребят быстрее возникает замысел, т.к. опыта у них в познании окружающего мира больше. Самостоятельно немногие дети могут овладеть всеми доступными им движениями и нужными формами. Воспитатель должен вести ребенка от непроизвольных движений к ограничению их, к зрительному контролю, к разнообразию форм движения, затем к осознанному использованию приобретенного опыта в рисунке. Это свидетельствует о дальнейшем развитии способностей. Дети путем ассоциаций учатся находить сходство в простейших формах и линиях с каким-либо предметом. Такие ассоциации могут возникнуть у них непроизвольно, когда кто-нибудь из ребят замечает, что его штрих или бесформенная масса, глины напоминает знакомый предмет. Обычно ассоциации у ребенка неустойчивы: в одном и том же рисунке он может увидеть разные предметы.

   Ассоциации  помогают перейти к работе по замыслу. Одним из путей такого перехода является построение той формы, которая получилась у него случайно. Узнав в начерченных  линиях какой-либо предмет, ребенок сознательно рисует еще раз, желая вновь изобразить его. Такой рисунок начинает говорить о новом, более высоком этапе в развитии изобразительных способностей, т.к. он появился в  результате замысла.

   Иногда  может быть не полное повторение всего изображения, а добавление к ассоциированной форме каких - либо деталей: рук, ног, глаз – человеку, колес - машине и т.п. Большая роль в этом процессе принадлежит воспитателю, который, задавая вопросы, помогает ребенку создать изображение, например: «Что ты нарисовал? Какой хороший круглый мячик! Нарисуй еще такой же».     

  • Изобразительный период в развитии способностей.

   На  этом этапе развития изобразительных  способностей (3 - 7 лет) ведущим мотивом  деятельности является потребность  пережить значимые для него стороны жизни, потребность ещё раз вернуться к тем явлениям, предметам, события которые удивили, поразили, заинтересовали ребёнка в его обычной жизни. К концу дошкольного возраста у него появляется стремление (мотив) быть понятым и принятым зрителями, вызвать у них адекватные мысли и чувства. Другим специфическим мотивом изобразительной деятельности может быть интерес к ней самой (удовольствие от результата, от процесса создания). Очень важен и мотив творчества, появление «вкуса» к открытиям, находкам.  Все эти мотивы детской изобразительной деятельности могут иметь место, находясь в стадии развития.

   Вначале изобразительного этапа деятельность нередко носит процессуальный характер.  Первые изображения предметов в  рисунке, лепке очень простые, в них отсутствуют не только детали, но и части основных признаков. Объясняется это тем, что у маленького ребенка еще мало развито аналитико-синтетическое мышление, а, следовательно, и четкость воссоздания зрительного образа, мало развита координация движений рук, нет еще технических навыков.

     Постепенно формирующиеся специфические  мотивы изодеятельности стимулируют  внимание ребёнка к её продуктивной  стороне. На основе действенных  мотивов ребёнок учится ставить  цель деятельности, удерживать её  и получать желаемый результат. Неустойчивый замысел малыша в старшем дошкольном возрасте становится более устойчивым. На этом возрастном этапе ребёнок способен целенаправленно реализовать замысел «вынашивая» его, в основном, под воздействием взрослых, часто возвращаться к одной и той же теме. В дальнейшем с накоплением детьми опыта, овладением изобразительными умениями перед ними можно поставить новую задачу - научиться изображать особенности предметов одного вида, передавая основные признаки, например: в изображении людей - разницу в одежде, чертах лица, в изображении деревьев - молодое дерево и старое и т.д.

   Первые  работы детей отличаются диспропорцией  частей. Объясняется это тем, что  внимание и мышление ребенка направлены только на ту часть, которую он изображает в данный момент, без связи ее с другой, отсюда ее несоответствие пропорциям. Он рисует каждую часть такого размера, чтобы на ней уместились сразу все важные для него детали. Постепенно под влиянием общего развития и обучения у ребенка появляется способность относительно правильно передавать пропорциональные отношения между предметами и их частями.

   Иногда  дети сознательно нарушают пропорции, желая передать свое собственное  отношение к образу. Например, командир, идущий впереди, в два раза выше солдат. Это не значит, что дети уже овладели изобразительными навыками и могут работать самостоятельно. В этом сознательном нарушении пропорций делается первая попытка к творчеству, к созданию образа.

   На  первых ступенях развития изобразительных  способностей ребенок не задумывается над расположением предметов. Он размещает их на своем пространстве листа независимо от логической взаимосвязанности.

Определенное  расположение все предметы приобретают  тогда, когда их связь заранее  определена содержанием. Например, дом, около него растет дерево. Для объединения предметов появляется земля в виде одной линии (иногда над первой линией ребенок рисует вторую, чтобы уместитъ больше предметов).

     Замыслы старших дошкольников отличаются богатством, разнообразием, оригинальностью содержания.  Основные причины однообразного, бедного содержания замыслов детей невнимание взрослых к развитию индивидуальности, творческих качеств личности (самостоятельности, инициативы, активности), способности к творчеству.

     Важное  значение в развитии содержания замыслов, целенаправленности имеет овладение изобразительными действиями, предполагающее освоение детьми комплекса умений, навыков, знаний (основных форм, цвета, пропорциональных отношений и пр.), знаний способов изображения и умение их применять в разных видах изодеятельности и в зависимости от содержания изображения; знаний техники изображения. В пределах дошкольного возраста изобразительные действия становятся более: точными, уверенными, смелыми; разнообразными; самостоятельными и обобщёнными; творческими. В условиях постепенного осознания детьми того, что работа предназначена для других, формируются действия контроля и оценки. Способность чувствовать выразительность, своеобразие, неповторимость, оригинальность образов - это один из высоких уровней развития действий контроля и оценки.

Информация о работе Способности к изобразительной деятельности, их структура, показатели