Способности к изобразительной деятельности, их структура, показатели

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 21:28, реферат

Краткое описание

Проблема развития способностей дошкольников находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в сфере образования. Об этом свидетельствует большое количество публикуемых статей, методических пособий, сборников игр и упражнений как по развитию различных психических процессов в этом возрасте (мышления, внимания, памяти, воображения, эмоций), так и по развитию разных видов способностей общей и специальной направленности (математических, конструкторских, музыкальных и изобразительных).

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..3
1. Понятие «способности» ……………………………………………………4
2. Способности к изобразительной деятельности…………………………....9

3Показатели изобразительных способностей

4. Этапы развития изобразительной деятельности…………………………..10

5. Заключение…………………………………………………………………..12.

Список используемой литературы………………………………………….13

Файлы: 1 файл

способности изо.doc

— 131.50 Кб (Скачать)

             Министерство образования и науки Российской Федерации  

            ГОУ ВПО «государственный университет»

                              Факультет дошкольного образования

                    Кафедра дошкольной педагогики  и психологии 
 
 

                             

                                                     Реферат 

                   Способности к изобразительной деятельности,

                                    их структура, показатели

       

                                           
 
 
 

             Выполнила:

                                                                         студентка группы

                                                                         Заочной формы обучения 

                                                                          

                                                                         Проверила:

                              
 
 

                                          

     Содержание:                                                                                                                                              

Введение………………………………………………………………………..3                                                                                                 

1. Понятие «способности» ……………………………………………………4                                                                    

2. Способности  к изобразительной деятельности…………………………....9

3Показатели изобразительных  способностей

4. Этапы развития изобразительной деятельности…………………………..10

5. Заключение…………………………………………………………………..12.

Список  используемой литературы………………………………………….13 
 
 

                                                       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        Введение

Проблема развития способностей дошкольников находится  сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в сфере образования. Об этом свидетельствует большое количество публикуемых статей, методических пособий, сборников игр и упражнений как по развитию различных психических процессов в этом возрасте (мышления, внимания, памяти, воображения, эмоций), так и по развитию разных видов способностей общей  и специальной направленности (математических, конструкторских, музыкальных и  изобразительных).   

            Развитие изобразительных способностей выступает в качестве одной из важнейших задач воспитания и образования дошкольников. Чтобы ребенок стал творческой личностью, в детстве необходимо развивать его способность видеть, чувствовать и осознавать выразительность образов, замечать неповторимость, оригинальность окружающего мира, уметь передавать впечатления в своем творчестве.  Проблемой развития способностей к изобразительной деятельности занимались Б.М. Теплов, Н.П.Сакулина,  Л.А. Венгер, Г.Г. Григорьева , Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, В.И. Киреенко, Т.С. Комарова, и др.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. понятие способностей.

   Существует множество определений способностей. Так, Б.М. Теплов считал, что способности - это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого и имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих видов деятельности. По мнению Л.Г. Ковалева, под способностями следует понимать ансамбль свойств человеческой личности, обеспечивающий относительную легкость, высокое качество овладения определенной деятельностью и ее осуществления. По определению Н.С. Лейтеса, способности - это свойство личности, от которых зависит возможность осуществления и степень успешной деятельности.

           Способности человека — продукт общественного развития. Их формирование предполагает усвоение определенных форм деятельности, выработанных человечеством в процессе общественно-исторического развития. 
 К.С. Платонов полагал, что способности нельзя рассматривать вне личности. Под способностями он понимал такую «часть структуры личности, которая, актуализируясь в конкретной деятельности, определяет качества последней».

      Способности имеют свои содержания и структуру, определить, которые крайне важно, считал Л.А. Венгер. В противном случае неизвестно, что формировать.

       Ведущим в раскрытии содержания и структуры  способностей является анализ психологических  требований, предъявляемых человеку различными видами    деятельности. Иными словами, следует определить, без каких свойств 

(качеств,  особенностей) личности невозможно выполнение данного (или любого) вида деятельности. Следовательно, нужен анализ деятельности вообще  или конкретного ее вида. Выполнение любого вида деятельности предполагает определенную систему знаний, умений, навыков. Поэтому при определении содержания способностей на первый план выступает вопрос об их соотношении со знаниями, умениями, навыками [3].

В этом вопросе нет единого мнения.

  • Способности не сводятся к навыкам, умениям, но могут объяснять легкость и быстроту их приобретения (Б.М. Теплов.
  • Знания, умения, навыки  рассматриваются как один из компонентов способностей, но не главный. Ядром является качество процессов, которые регулируют совокупность применения ЗУН (С.Л. Рубинштейн).
  • Одним из компонентов способностей является особая умелость руки как результат совершенствования, обобщения, умений и навыков (А.Г. Ковалев, Б.Н. Мясищев).
  • Способность включает все подструктуры личности, в том числе ЗУН (К.К. Платонов);

Л.А. Венгер выдвигал гипотезу, суть которой - понимание  способностей как ориентировочных действий. В качестве доказательств он приводил следующие рассуждения:

  • в каждом виде деятельности есть ориентировочная и исполнительская части и соответственно ориентировочные и исполнительские действия. Ориентировочные действия - это оценка возникшей задачи, исследование условий ее решения, соотнесение со своими возможностями, с известными способами решения, выбор способа выполнения. Исполнительские действия – выполнение действий и достижение результата;
  • знания, умения и навыки относятся к исполнительской части деятельности, будь то деятельность практическая или познавательная;
  • задачи ориентировочных действий несамостоятельны, а они подчинены решению более общих познавательных или практических задач. Когда исполнительские  действия сформированы, ориентировочные действия свернуты. Когда надо освоить новые действия, то быстрота и качество освоения зависят от характера ориентировки задания (по данным А.В. Запорожца).

Л.А. Венгер понимая под способностями ориентировочные  действия, отделял их от знаний, умений и навыков, относя последние к рабочей исполнительской

части деятельности.

     Б.М. Теплов в работе «Способности и одаренность» формулирует способности как  индивидуальные психологические особенности, отличающие одного человека от другого, причем «способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь те, что имеют отношение к успешности выполнения какой- либо деятельности». Деятельность в данном случае рассматривается как средство развития способностей. Следовательно, способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности. А успешно выполненная деятельность создает, в свою очередь, то своеобразие и сочетание способностей, которое характеризует данную личность.

       С.Л. Рубинштейн, как и Б.М. Теплов, считает, что способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам. Разбирая их  взаимоотношения, автор пишет о взаимной обусловленности этих понятий: с одной стороны, способности - предпосылка овладения знаниями, умениями, с другой - в процессе этого овладения формируются способности.

       А.И. Леонтьев в своих работах по проблеме способностей последовательно проводит мысль о решающей роли социальных условий воспитания и в меньшей  мере придает значение природной  стороне способностей. Основная идея Леонтьева: все психические функции и способности, свойственные человеку, как общественному существу, развиваются и формируются в результате овладения опытом предшествующих поколений.

       Б.Г. Ананьев прослеживает теснейшую  связь способностей и характера  и говорит о том, что развитие способностей и характера представляет собой единый, хотя и противоречивый процесс.

     В.И. Киреенко рассматривает способности  к изобразительной деятельности как определенные свойства зрительного  восприятия.

В работах  С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, Б.Г. Ананьева и др. показано, что не правы как те теории, которые провозглашают врожденность способностей (теории наследственности), так и те теории, которые полностью игнорируют природные предпосылки способностей и считают их обусловленными лишь средой и воспитанием (теории приобретенных способностей). В первом случае детерминация способностей сводится только к внутренним, а во втором случае - только к внешним условиям, в то время как при формировании способностей внешние причины действуют опосредованно, через внутренние.

       В психологии установлено, что способности  формируются на основе врожденных задатков. В качестве задатков могут выступать:

  • Типологические свойства нервной системы (характеризующие работу разных анализаторов, разных областей коры больших полушарий), от которых зависят скорость образования временных нервных связей, их прочность, легкость и т.д.
  • Соотношение I и II сигнальных систем, взаимодействие и специализация полушарий головного мозга.
  • Индивидуальные особенности строения анализаторов.

     Задатки являются предпосылками возможного развития способностей. Сами способности формируются в процессе деятельности при взаимодействии ребенка с другими людьми, в наиболее концентрированной форме такого воздействия – обучении [6].

По определению  В.А. Крутецкого, реальное значение задатков при всех прочих условиях состоит в следующем:

           - значительно облегчают формирование  способностей;

           - ускоряют темп продвижения в  развития способностей;

           - определяют высоту достижения;

           - обусловливают ранние проявления  способностей.

Задатки имеют врожденные индивидуальные различия. Все эти положения применимы  к специальным способностям.

       Специалисты выделяют общие и  специальные способности. К общим  способностям они относят психические  функции (процессы): способности  ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображения, внимания, психомоторную способность. У конкретного человека каждая из способностей может быть выражена в разной степени. Например, способность восприятия оценивается по параметрам: объем, точность, полнота, новизна, быстрота, эмоциональная насыщенность. Способность воображения - новизна, оригинальность, осмысленность и др. Психомоторная способность - до параметрам: скорость, сила, темп, ритм, координированность, точность и меткость., пластичность и ловкость.

Духовные способности - это способности к самопознанию, к самосознанию, самопереживанию, к соотнесению себя с миром, с другими людьми. Эти способности обеспечивают создание духовных творений. Духовные способности связываются не только с понятием «деятельность», но и с понятием «поведение», ограниченно включающим в себя отношение к моральным нормам. Очевидно, в духовных способностях проявляется личность. Духовные способности проявляются в стремлении к духовному прогрессу, умственному, нравственному[4].

Информация о работе Способности к изобразительной деятельности, их структура, показатели