Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 17:19, методичка
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Современная хореография» составлен в соответствии с Государственным стандартом среднего профессионального образования, требованиями к минимуму содержанию и уровню подготовки выпускника по специальности «Хореографическое искусство», специализации «Артист ансамбля» повышенного уровня, утвержденного Министерством образования в 2004 году.
I. Пояснительная записка…………………………………………………………………….3
I.1. Назначение дисциплины…………………………………………………………………..3
I.2. Специфика дисциплины……………………………………………………………………3
I.3. Цель дисциплины…………………………………………………………………………..3
I.4. Задачи дисциплины…………………………………………………………………………3
I.5. Базовые документы, использованные для составления
учебно-методического комплекса……………………………………………………………...4
II. Требования к содержанию дисциплины и уровню подготовки
студентов по курсу «Современная хореография»………………………………………....5
II.1. Требования ГОСТ к минимуму содержания дисциплины……………………………..5
II.2. Требования к уровню подготовки студента до начала
изучения дисциплины
II.3. Требования к уровню подготовки студента по курсам………………………………...6
II.4.Требования к конечному уровню освоения программы курса…………………………6
III. Учебно-тематическое планирование
дисциплины «Современная хореография»………………………………………………...6
III.1. Общая трудоемкость дисциплины……………………………………………………....7
III.2. Учебно-тематический план курса……………………………………………………….8
IV. Рабочая программа по предмету «Современная хореография» ……………………8
V.1 Общие методы образовательной деятельности…………………………………………8
IV.2 Формы контроля…………………………………………………………………………...9
Содержание дисциплины «Современная хореография»………………………………...9
IV 3 Четвертый курс обучения ……………………………………………………………….9
IV.4. Пятый курс обучения …………………………………………………………………...10
V. Контроль учебной деятельности студентов …………………………………………..17
V.1. Формы контроля учебной деятельности студентов……………………………………18
V.2. Практические задания по дисциплине………………………………………………….20
VI. Материально-техническая база
дисциплины «Современная хореография»……………………………………………….22
- повороты:
а) спирали и скручивание торса;
б) закручивание и раскручивание торса (Ролл даун и ролл an, Roll
down & roll up);
в) «волны».
Тема 4:Упражнения на полу
- упражнения стрэтч-характера (растяжки):
силовые упражнения для брюшных мышц;
упражнения для укрепления мышц позвоночника;
вспомогательные упражнения на полу, улучшающие
выворотность ног, эластичность связок и мышц, а также
гибкость суставов;
упражнения на исправление недостатков осанки.
- контракция и релиз:
лежа на спине;
в положении «сидя»; стоя на коленях.
Раздел 2 Изоляция
Тема 1:Виды движений и техника исполнения по центрам
Голова и шея:
- наклоны;
- повороты;
- круги и полукруги;
- сандари (Sundary) (смещение шейных позвонков) по
направлениям: вперед-назад, из стороны в сторону: крест-
квадрат-круг.
Плечевой пояс:
- подъем и опускание;
- круги;
- «восьмерка»;
- твист-скручивания;
- «шейк».
Грудная клетка:
- подъем и опускания;
- сандари (Sundary) (смещение центра): крест-квадрат-круг.
- движение из стороны в сторону, вперед-назад, горизонтальные
и вертикальные кресты и квадраты (с разных точек).
Пелвис (бедра):
- вперед-назад;
- из стороны в сторону;
- хип лифт (Hip lift) подъем бедра вверх;
- твист;
- крест, квадрат, круг, «восьмерка», шимми.
Тема 2:Ноги
- движения изолированных ареалов;
- переводы стоп из параллельных в Аут и Ин-позиции.
Тема 3:Руки
- движения изолированных ареалов;
- круги, полукруги кистью, предплечьем, всей рукой целиком;
- основные позиции и их варианты
- переводы из положений в положения,из позиций в позиции
Тема 4 :Координация движений
Координация двух изолированных центров:
- в параллель и оппозицию;
- с простым ритмическим рисунком;
- с продвижением.
Координация трех центров:
- со сложным ритмическим рисунком;
- с чередованием уровней.
Координация нескольких центров:
- через одномоментный импульс;
- через управление.
Тема 5:Полицентрия и полиритмия
-шаги, хлопки, сочетания между собой
Стоя:
- верхний уровень (на полупальцах);
- средний уровень (на всей стопе);
- нижний уровень (колени согнуты);
- «на четвереньках»;
- на коленях.
Сидя:
- на ягодицах (основные позиции);
- джазовый шпагат;
- на одном бедре;
- «свастика».
Лежа:
- на спине;
- на животе;
- на боку.
Акробатические уровни:
- стойки;
- мостики;
- шпагаты;
- колесо.
Раздел 3 Упражнения для позвоночника
Тема 1 Виды движений
- наклоны фиксированные, пульсирующие;
- спирали торса;
- «волны»;
- упражнения на контракцию в положении «сидя»;
- упражнения на смену уровней.
Тема 2 Упражнения на изоляцию центров
- с координацией двух центров;
- с чередованием уровней.
Раздел 4 Партер (упражнения на полу)
Тема 1 Уровни и виды уровней.
Понять и ощутить в музыке целостность движений, естественную и духовную гармонию. Обучить искусству сочинения танца путем изучения различных форм современной хореографии.
Задачи:
. Развитие танцевальной техники.
1. Развитие двигательной и зрительной памяти.
2. Развитие навыков сбора впечатлений, необходимых для
ассоциативного мышления.
3. Развитие техники на контракции и расслаблении (Contraction &
Release).
4. Раскрытие индивидуальности.
5. Продолжение знакомства с основными стилями и направлениями
современного танца.
6. Приобретение манеры и стиля исполнения.
Тема 1 Виды движений ног
- батман фондю (Battement fondu);
- батман релеве лян (Battement releve l'ent);
- деми и гран ронд (Demi e grand rond);
- деми и гран плие (Demi e grand plie);
- батман девлеппе (Battement developpe);
- гран батман (Grand battement)
Тема 2 Движения корпуса, положения и позы:
- с наклоном корпуса на L 90° по направлениям (Flat back);
- загибы верхней части позвоночника;
- контракция, релиз;
- а ля секонд (A la second);
- аттитюд (Attitude);
- эпольман (Epaulement);
- арабески (Arabesque);
- вспомогательные связующие шаги и переходы из позу в позу.
Тема 1 Шаги
- шаги в различных манерах и стилях современного танца;
- с использованием элементов танца модерн;
- с использованием падений и перекатов на полу;
- шаги с мультипликацией;
- связующие и вспомогательные шаги;
- с прыжками;
- с поворотами.
Тема 2 Прыжки
- в сочетании с шагами;
- в сочетании с вращением;
- с чередованием уровней;
- на месте и в продвижении.
Тема 3 Вращения
- на месте;
- с продвижением;
- повороты на различных уровнях
- партерные туры.
- тур лян (Tour lent);
- пируэт (Pirouette);
- тур шане (Tour chaines);
- с координацией движений двух или нескольких центров;
- с перемещением по пространству и использованием уровней.
Раздел 6:Комбинация или импровизация
Тема 1. Афро-джазовая пластика:
- основные движения (в позе коллапса);
- шаги;
- вращения.
Тема 2. Ранний джаз:
- «рэг-тайм», основные движения;
- бродвейский джаз;
- диско.
Тема 3. Классический джаз (сочетание классического танца и джазовой пластики).
Тема 4. Джаз-бит (джаз- рок, фанк, техно, энерджи) основные движения
Тема 5:«Уличный» танец:
- брейкданс;
- хип-хоп;
- «фолк»;
- street - джаз
Тема 6:Джаз-модерн:
- шаги;
- положение корпуса относительно оси;
Тема 7:Техника Сontemporary dance
-модерн,
-релиз,
-падения, равновесия,
-перемещение в пространстве,
-инерция и вес,
-координация прыжка и взаимодействия с полом
Подбор упражнений на практических занятиях предусматривает совершенствование изучаемых новых движений: умение и навыки, развитие выносливости, силы, ловкости, гибкости, музыкальности, двигательной и зрительной памяти, раскрытие индивидуальности. Выполнение движений постоянно связано с восприятием, ориентацией окружающих условиях, поиском решений частных задач, принятием определенных решений, проявлением волевых усилий, различными переживаниями и другими проявлениями психики.
При проведении учебно-тренировочных занятий необходимо разделить материал на разделы:
1. Разогрев. Основная задача этого раздела - привести в «рабочее»
состояние опорно-двигательный аппарат, последовательно разогреть стопы и
ахилл, коленный сустав, тазобедренный сустав, позвоночник.
2. Изоляция - глубокая работа с мышцами различных частей тела.
Основная задача во время изучения движений изолированных центров -
следить за тем, чтобы движения были изолированы, т.е. во время движения
одного центра не должен двигаться другой центр.
3. Партер - упражнения на полу. Это существенная часть хореографии. В
уроке этот раздел имеет очень важные функции:
• разогрев мышц при помощи растяжки, где вырабатывается
выворотность, шаг, сила;
• упражнения на изоляцию;
• очень эффективны упражнения для развития подвижности
позвоночника;
• смена уровней способствует координации движений и ориентации в
пространстве.
4. Адажио. Задачи раздела:
• развитие и отработка устойчивости, а также развитие шага;
• отработка вращения в позах;
• работа с партнером.
5. Кросс - передвижение в пространстве. В этот раздел входят различные
виды шагов, прыжков и вращений, а также всевозможные их сочетания.
Задача раздела - развить свободное ориентирование в композиционном
пространстве, координацию, ритмичность. Эта часть урока самая
импровизационная, т.к. в ней каждый педагог может задавать те прыжки,
шаги и вращения, какие считает необходимыми, но выдерживая один стиль и
манеру движения.
6. Комбинация или импровизация. В этом разделе изучаются
комбинированные движения различных стилей и направлений современной
хореографии. Предложенные танцевальные стили могут изменяться на
усмотрение педагога. Задача раздела - развить танцевальность, ощущение
стиля, развитие координации движений, техники манеры исполнения того
или иного танцевального направления.
V. Контроль учебной деятельности студентов
Контроль учебной деятельности студентов осуществляется в конце каждого семестра в виде зачета или экзамена дифференцируется следующим образом:
а) контроль индивидуальной динамики уровня усвоения знаний, умений, навыков исполнительской техники современной хореографии;
б) контроль усвоения программного материала;
в) контроль уровня соответствия эмоционально- смысловой выразительности музыкально - хореографических заданий.
Общее оценивание производится по совокупности:
а) оценки уровня индивидуального исполнения экзерсиса у палки, экзерсиса на середине, трюковых элементов и вращений - знание объема учебной программы;
- чистота выполнения пройденных движений и приемов;
- ясность ритмического рисунка;
- четкость восприятие музыки;
- соответствие эмоциональной окраски в комбинациях;
- яркость исполнительской индивидуальности;
- умение передавать характер, стиль, и манеру исполнения народных танцев
- профессиональные данные;
б) показателей 100%-ного присутствия студента на уроках современной хореографии. Исключение составляет отсутствие студента по причине болезни или каким-либо другим уважительным причинам, подтвержденным медицинскими справками или иными документами. При этом совокупное время пропусков занятий по уважительным причинам не должно превышать 25% от совокупного учебного времени, предусмотренного образовательным стандартом.
Примечание: Данное требование предполагает, что в случае превышения количества пропусков более чем на 25% студент лишается возможности полноценного усвоения знаний, умений и навыков исполнительской техники современной хореографии.
V.1. Формы контроля учебной деятельности студентов
| ||||||
Курс | Семестр |
Объем работы (минимальный) |
Обязательная часть Программы | Формы контроля | ||
Полусеместровая аттестация | Семестровая аттестация | |||||
IV | 7 | Овладение исполнительской техникой народно-сценического танца | Виды движений у станка ; Виды движений на середине зала; Упражнения для позвоночника; Упражнения на различных уровнях; Кросс. Передвижение в пространстве; Комбинация или импровизация: Афро-джазовая пластика, Ранний джаз
| зачёт | зачёт | |
8 | Овладение исполнительской техникой народно-сценического танца | Виды движений у станка ; Виды движений на середине зала; Упражнения для позвоночника; Упражнения на различных уровнях; Кросс. Передвижение в пространстве; Комбинация или импровизация: Классический джаз; Джаз-бит; Уличные танцы
| зачет
| экзамен
| ||
V | 9 | Овладение исполнительской техникой современной хореографии. Совершенствование и закрепление пройденного материала.
| Виды движений у станка ; Виды движений на середине зала; Упражнения для позвоночника; Упражнения на различных уровнях; Кросс. Передвижение в пространстве; Комбинация или импровизация: Джаз- модерн
| зачёт | зачёт | |
10 | Овладение исполнительской техникой современной хореографии. Совершенствование и закрепление пройденного материала.
| Виды движений у станка ; Виды движений на середине зала; Упражнения для позвоночника; Упражнения на различных уровнях; Кросс. Передвижение в пространстве; Комбинация или импровизация: Contemporary dance
| контрольный урок
| зачет | ||
Общее требование для всех курсов; посещение 100% уроков народно-сценического танца; в исключительных случаях допускается отсутствие на 25% занятий при наличии медицинских и иных документов |
Практическое задание по дисциплине: «Современная хореография»
для специальности 070302 «Хореографическое искусство»
курс IV ( 7семестр )
Основные требования:
1. Техника исполнения упражнений у станка
2. Координация, выразительность исполнения движений в более сложных комбинациях и этюдных формах.
3. Техника исполнения Contraction и release, вращений;
4. Эмоциональная окраска исполнения всех комбинаций урока, разнообразие ритмического рисунка движений.
Показ урока:
1. Элементы экзерсиса.
2. Упражнения на середине зала
3 .Изоляция и координация одного и двух центров
4. Прыжки, трюки, вращения, смена уровней на изучаемом танцевальном материале.
5. Исполнение этюдных форм.
Критерии оценки уровня студента.
«5»- Технически грамотное исполнение комбинаций. Музыкальность и артистичность исполнения.
«4» - Возможное допущение незначительных ошибок в сложных движениях. Исполнение выразительное, грамотное, музыкальное, техничное.
«3» - Не в достаточной степени владение пройденным материалом. Не выразительное исполнение экзерсиса у станка, на середине зала, не владение трюковой и вращательной техникой.
«2» - Незнание материала. Допущение грубых ошибок. Пропуски занятий.
Практическое задание
по дисциплине: «Современная хореография»
для специальности 070302 «Хореографическое искусство»
курс IV ( 8 семестр )
Основные требования:
1. Закрепление пройденного материала;
2. Работа над вращениями по диагонали и на центре зала, верхними и нижними уровнями;
3. Работа над выразительностью исполнения движений, артистизмом и музыкальностью.
Показ урока:
. 1 Элементы экзерсиса.
2. Упражнения на середине зала
3. Изоляция и координация нескольких центров
4. Прыжки, трюки, вращения со сменой уровней , на изучаемом танцевальном материале.
5. Исполнение этюдных форм.
Критерии оценки уровня студента:
«5» - Грамотное исполнение и знание пройденного материала, видов и приемов изоляции и полицентрии, вращений. Выполнение экзерсиса у станка, на середине зала технично, музыкально и эмоционально выразительно.
«4» - Возможное допущение незначительных ошибок в сложных движениях. Исполнение выразительное, грамотное, музыкальное, техничное.