Русские народные танцы и пластические импровизации под русскую музыку в этнохудожественном образовании

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 21:09, курсовая работа

Краткое описание

Необходимость обращения к глубинным пластам народной художественной культуры, в современных условиях, восстановления сложившихся веками ее социально-культурных функций детерминирована рядом тенденций: созданием российской государственности на основе национально культурного многообразия, признания ценности каждой из самобытных культур народов России и создания условий для их изучения и сохранения в современном социуме.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Система современного российского этнохудожественного образования………………………………………………………………………..6
1.1. Содержание этнохудожественного образования…………………...............6
1.2. Влияние хореографического искусства на развитие личности………......10
Глава 2. Особенности русских народных танцев и пластических импровизаций под русскую музыку……………………………………………15
2.1. История развития русского народного танца……………………………..15
2.2. Основные виды русского народного танца……………………………...26
Заключение……………………………………………………………………..37Список литературы…………………………………………………………...…39

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 200.00 Кб (Скачать)

5. Групповая пляска

В групповой пляске может  участвовать много народа, но чаще ее состав ограничивается небольшой  группой исполнителей. Групповая пляска имеет установленное построение. Она вобрала в себя многие фигуры хороводов, в некоторые групповые пляски вошли одиночная или парная пляска, используется импровизация. Групповые пляски исполняют не только парни и девушки, но и мужчины и женщины среднего возраста. Чаще всего они исполняются по парам или по тройкам. Групповые пляски очень разнообразны по рисункам, сюжету и содержанию. Она всегда имеет точное место рождения и бытования. Каждая местность имеет свои традиционные темы для плясок, формы построения, манеру и местный колорит. Все фигуры пляса круговые: исполняются против часовой стрелки. Групповая пляска продолжает жить и сейчас как в народе, так и на сцене.

Кадриль

По количеству исполнителей кадриль можно отнести к групповым пляскам, но ее более позднее возникновение и появление в быту русского человека, своеобразное построение, четкое деление на пары и фигуры и ряд других признаков отличают кадриль от традиционных плясок. Поэтому кадриль выделяется в самостоятельную форму. Кадриль ведет свое происхождение от салонного французского танца. Французская кадриль начала распространятся в русском народе в начале XIX столетия. [13]

В народе кадриль десятилетиями  видоизменялась, совершенствовалась и  создавалась заново.  Она приобрела своеобразные движения, рисунки, манеру исполнения, взяв от салонного танца лишь некоторые особенности построений, да название. Русский народ сделал кадриль разнообразной по рисунку, введя в нее многие фигуры русских хороводов и плясок. Богаче стала и форма кадрили, она стала исполняться и линиями, и квадратом, и в круговом построении. В кадрили стали принимать участие различное количество пар: 2, 4, 6, 8 и больше, но обязательно четное. В некоторых местностях, где было мало мужчин, появляются кадрили, исполняемые одними девушками. Если французская кадриль состояла из 5 - 6 фигур, то в русской народной кадрили встречается, от 3 до 14 и даже более фигур. Названия фигур французской кадрили почти не имели отношения к существу танца. В русской же кадрили фигуры получили разнообразные названия исходя из местных особенностей, а самое главное - названия эти ярко характеризуют каждую фигуру с точки зрения хореографии или ее содержания. В некоторые фигуры кадрили вошли элементы таких видов русской пляски, как одиночная и перепляс. Каждая фигура кадрили исполняется от отдельную распространенную плясовую песню или мелодию. Каждая фигура отделяется от другой паузами - остановками как в музыке так и в пляске. Перед началом каждой фигуры ведущей, обычно юноша первой пары, объявляет название или порядковый номер фигуры. Каждая фигура почти всегда заканчивается кружением, которое чаще всего происходит по движению часовой стрелки. Кадриль можно было плясать и богатых, праздничных и в будничных народных костюмах. [26]

Виды кадрили

1. Квадратная

Она исполняется четырьмя парами, стоящими друг напротив друга  по углам квадрата. Движение и переходы пар происходят по диагонали или  крест - накрест. Квадратные кадрили  пляшут по всей России. Основные построения и переходы пар:

а) Все пары одновременно сходятся к центру и затем возвращаются на места;

б) две противоположные  пары идут на встречу друг другу  и меняются местами;

в) две противоположные  пары идут на встречу друг другу  и образуют кружок, после поворота по кругу рапы расходятся обратно на места или же меняются местами;

г) две противоположные  пары сходятся к центру, и парень одной пары передает другому свою девушку, а сам пляшет перед ними.[13]

2. Линейная

Может участвовать от 2 до 16 пар. Пары располагаются в таком  порядке: слева от зрителя первая пара, в другой линии, напротив нее, вторая пара и т.д. Каждая пара пляшет почти всегда только с противостоящей парой. Линейным кадрилям присущи свои построения и переходы пар:

а) линии одновременно сходятся друг с другом и вновь расходятся, или же одна линия стоит на месте, а другая подходит к ней и отходит;

б) девушки образуют круг между двух линий парней; круг может  состоять из парней, тогда девушки  находятся в линиях;

в) две линии идут навстречу  друг другу; одна линия проходит под «воротиками» другой.

Для этих кадрилей характерно уважительное отношение парней к  девушкам.

3. Круговая

Участвует четное количество пар, чаще всего 4 или 6, реже 8 пар. Но иногда в круговых кадрилях может плясать  нечетное количество пар, но не менее 4 пар. Пары располагаются по кругу, их отсчет ведется по движению часовой стрелки. Первая пара находится слева от зрителя. В круговых кадрилях движения пар и одиночные переходы происходят по кругу, против часовой стрелки, а так же к центру круга и обратно:

а) парни стоят на своих  местах, а девушки переходят по кругу, пока вновь не дойдут до своих  партнеров;

б) парни и девушки  одновременно идут по кругу в противоположных  направлениях, пока не дойдут до своих  партнеров;

в) девушки или парни  сходятся к центру круга и образуют «звездочку» или круг; совершив в  этом построении полный поворот, возвращаются к своим парам;

г) парни или девушки  образуют внутренний круг, повернувшись лицом к внешнему кругу; исполнители  совершают обход со своими партнершами  правым или левым плечом вперед.

Существует также ряд  других переходов. Круговая кадриль  исполняется простым, шаркающим и переменным шагом. [13]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Заключение

Этнокультурное образование  обладает огромным педагогическим потенциалом  в формировании эстетической идентичности, толерантности, культуры межнационального общения. Такое образование формирует понимание духовных ценностей других народов через ценностную систему своего народа. Оно обеспечивает взаимодействие между людьми с разными культурными традициями, а так же сохранение культурной идентичности собственного народа.

В этом может помочь русский  народный танец, который является одним из наиболее распространенных видов народного творчества. Многие балетмейстеры, хореографы, искусствоведы   изучали русский народный танец, пытаясь проследить всю его историю развития. В результате этого в настоящее время существует большое количество учебников, методических пособий и художественной литературы о русском народном танце. Как мне кажется, в этой работе хорошо удалось проследить становление именно народной хореографии, а точнее развитие русского народного танца от истоков до настоящего времени. Русский народный танец постоянно видоизменялся на протяжении всей его истории, и в наше время ведутся многочисленные фольклорные экспедиции по всей России по изучению особенностей русского народного танца.

 Русский музыкальный и танцевальный фольклор принято условно делить на несколько стилевых зон, каждая из которых имеет свои географические и климатические, жизненные и бытовые условия, свой исполнительский стиль, костюмы, манеру исполнения песен, хороводов, плясок и даже отдельных движений. В результате всего этого русский народный танец делится на отдельные формы, каждая из них имеет свои особенности.

 Развитие русского  народного танца тесно связано  со всей историей русского  народа. Изучая историю России, необходимо изучать русский народный танец, в котором отражена жизнь и быт нашего народа. Ведь в результате изучения русского народного танца воспитывается и эстетический вкус, развивается культура и манера общения, а также происходит знакомство с лучшими произведениями хореографии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Бебик, М.А. Использование танце-двигательной терапии в решении проблемы самопринятия.// М.А.  Бебик.- М., МГУ, 1997, 100с.

2. Божович, Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Л.И. Божович. - М.,: Москва-Воронеж, 1997. - С. 135-172.

3. Ванслов, В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства // В.В. Ванслов. - М.,: Искусство, 1963.

4. . Волков, И.П. Воспитание творчеством // И.П. Волков. - М.,: Знание, 1989. - 84с.

5. Гленн Вильсен. Психология артистической деятельности.// Вильсен Гленн. -  Москва, Когито-центр, 2001.

6. Гренлюнд, Э., Оганесян, Н.Ю. Танцевальная терапия. Теория, методика, практика.// Э. Гренлюнд, Н.Ю. Оганесян. - СПб.,: Речь, 2004, 219с.

7. Дункан, А. Моя жизнь. Танец будущего.//А. Дункан. - М.,: Книга, 2005 - 345с.

8. Захаров, Р. Слово о танце.// Р. Захаров. - М.,: Молодая гвардия, 1989.

9. Каган, М.С. Морфология искусства.// М. Каган- М.,: Искусство, 2004 - 324с.

10. Кандинский, В.В. О духовном в искусстве.// В.В. Кандинский. - М.,: Искусство, 2003 - 424с.

11. 12. Кнастер Мирка. Мудрость тела.// Мирка Кнастер.- Москва, ЭКСПО, 2002.

12. Козлов, В.В., Гиршон, А.Е., Веремеенко, Н.И. Интегративная танцевально-двигательная терапия.// В.В. Козлов, А.Е. Гришон, Н.И. Веремеенко.- М.,: 2005. 255 с.

13. Клитмов, А.А. Основы русского народного танца: Учебник для студентов вузов искусств и культуры.// А.А. Клитмов. Изд. 3-е.- М.,: Издательство Московского Государственного Университета культуры и искусства, 2004. -320с.

14. Круткин, В.Л. Антология человеческой телесности.//В.Л. Круткин – Ижевск.,: Радуга, 2003 - 356с.

15. Куракина С.Н. Феномен танца (социально-философский и культурологический анализ). Автореф. на соиск. учен. Степ. канд. философск. наук. С.Н. Куракина. - Ростов-на-Дону.,: 1994 - 70с.

16. Лабунская, В.А., Шкурко, Т.А. Развитие личности методом танцевально-экспрессивного тренинга. Психологический журнал. В.А. Лабунская, Т.А. Шушко.- 1999. Т.20. №1. С.31-38

17. Лабунская, В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание.// В.А. Лабунская. Ростов-на-Дону.,: Феникс, 1999. 608с.

18.Лихачев, Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников.// Б.Т. Лихачев - М.,: Педагогика, 1999.

19. Мак-Нили, Д. Прикосновение: глубинная психология и телесная терапия.//Д. Мак-Нили. - М.,: Институт Общегуманитарных Исследований, 1999. 144с.

20. Назарова, Л. Фольклорная арт-терапия.//Л. Назарова.- Спб, Речь, 2002. 231с.

21. Никитин, В.Н. Психология телесного сознания.//В.Никитин.- Москва.,: Алтейа, 1998. 488с.

22. Пасынкова, Н.Б. Влияние музыкального движения на эмоциональную сферу личности. Психол. журнал. Н.Б. Пасынкова. - 2002. - №4. - С. 142-146.

23. Роджерс, Н. Творчество как усиление себя. Вопросы психологии.//Н. Роджерс. - 1999.-№1.-С. 164-168.

24. Руднева, С.Д., Пасынкова, Н.Б. Опыт работы по развитию эстетической активности методом музыкального движения. Психологический журнал. С.Д. Руднева, Н.Б. Пасвнков.  - 1992.-№3-С. 84-92.

25. Старк, А. и Хендрикс, К. Танцевально-двигательная терапия. Пер. с англ. //А. Старк, К. Хендрикс.- Ярославль.,: 1994. 116с.

26.Ткаченко, Т. Народный танец. // Т. Ткаченко. - М.,: 1967. - Ч.1.

27.Фейдимен, Д., Фрейгер, Р. Вильгельм Райх и психология тела. Личность и личностный рост. Выпуск 2.//Д. Фейдимен, Р. Фрейгер. - М.: Исток, 2003 - 453с.

 28. Фельденкрайз, М. Искусcтво движения. Уроки мастера.//М. Фельденкрайз.- Москва.,: ЭКСМО, 2003. 148с.

29. Фельденкрайз, М. Осознавание через движение: 12 практических уроков.// М. Фельденкрайз.- М.,:- СПб, 2000. 160с.

30. Фомин, А.С. Танец: понятие, структура, функции.//А.С. Фомин.- М.,: Книга, 1990 32 с.

31.Шпикалова, Т.Я., Бакланова, Т.И., Ершова, Л.В. Концепция этнокультурного образования в Российской Федирации. Сборник статей Непрерывное этнохудожественное образование: методология, проблемы, технология.// Я.Т. Шпикалова, Т.И. Бакланова, Л.В. Ершова.- Шуя, 2005.

32. Шкурко, Т.А. Танцевально-экспрессивный тренинг.//Т.А. Шкурко.- Спб: Речь, 2003. 192с.

33. Щирова, А.Н. Этнохудожественный компонент в содержании технологического образования младших школьников. Статья. А.Н. Щирова.




Информация о работе Русские народные танцы и пластические импровизации под русскую музыку в этнохудожественном образовании