Русские народные танцы и пластические импровизации под русскую музыку в этнохудожественном образовании

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 21:09, курсовая работа

Краткое описание

Необходимость обращения к глубинным пластам народной художественной культуры, в современных условиях, восстановления сложившихся веками ее социально-культурных функций детерминирована рядом тенденций: созданием российской государственности на основе национально культурного многообразия, признания ценности каждой из самобытных культур народов России и создания условий для их изучения и сохранения в современном социуме.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Система современного российского этнохудожественного образования………………………………………………………………………..6
1.1. Содержание этнохудожественного образования…………………...............6
1.2. Влияние хореографического искусства на развитие личности………......10
Глава 2. Особенности русских народных танцев и пластических импровизаций под русскую музыку……………………………………………15
2.1. История развития русского народного танца……………………………..15
2.2. Основные виды русского народного танца……………………………...26
Заключение……………………………………………………………………..37Список литературы…………………………………………………………...…39

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 200.00 Кб (Скачать)

Прекрасные танцевальные композиции, созданные на основе народных творчеств и составляющие репертуар этих коллективов, вошли в золотой фонд нашей сокровищницы искусств.

Изучение  русского народного танца, как старинного, так и современного, правильное понимание стиля, характера и манеры его исполнения дают возможность создавать на сцене средствами танца правдивый образ русского человека, и что очень важно- образ нашего современника. [13]

2.2. Основные виды русского народного танца

Танец—это яркое, красочное творение народа, являющееся эмоциональным, художественным, специфическим отображением его многовековой многообразной жизни, воплотившее в себе творческую фантазию народа и глубину народных чувств.

Народный  танец всегда имеет ясно выраженную тему и идею — он всегда содержателен. В танце существуют драматургическая основа и сюжет, в нем есть и обобщенные и конкретные художественные образы, которые создаются посредством разнообразных пластических движений и пространственных рисунков — построений. Танцевальный   образ   может   восприниматься   как   непосредственно, так и путем ассоциаций. Правдивость, конкретность и художественность   танцевальных   образов   определяется   их   содержанием и танцевальной лексикой, органической связью с мелодией, ее характером, ритмом и темпом. [13]

Важной составляющей народного танца и хореографического искусства, в целом, является импровизация.

Импровизация - это один из основных принципов, методов  русской народной хореографии.

Танцевальная импровизация как явление искусства сформировалась в эпоху постмодерна как возможность игры с пространством, перегруженным культурными смыслами и стилевыми конструкциями.

Импровизация, с другой стороны, сама по себе не является презумпцией  истинного творчества. Она может исходить из очень разных предпосылок, требует особой подготовленности (или открытости) зрителя; можно назвать это также включенностью в культурный контекст.

С.Пэкстон  говорил  что человек может заниматься импровизацией, потому что не владеет  хореографией, или потому, что желает точности и правды выражения. Человек  может заниматься хореографией потому, что боится импровизации, боится другого уровня открытости (самому себе, конечно).

Импровизация - это соединение осознанного выбора и спонтанной реакции. Она включает периоды непрерывной  концентрации и удивительной моменты  магии, которые никогда не повторятся. Отвечая на воображение, интеллект, стиль, и энергию каждого человека, танцоры находят пути прорыва через стереотипы мышления и движения, которые ограничивали их. В процессе импровизации может создаваться хореографический образ.

С помощью образов танец в специфической художественной форме, всеми средствами народной хореографии выражает и раскрывает духовную жизнь народа, его быт, эстетические вкусы и идеалы. Многие танцы носят характер коллективного действия, и очень часто их композиция помогает раскрытию содержания. В ходе развития общества народный танец приобрел большое самостоятельное значение, став одной из форм эстетического воспитания.  

Русский народный танец  делится на два основных жанра - хоровод  и пляска, которые в свою очередь состоят из различных видов. [13]

Хоровод

Одним из основных жанров русского народного танца  является хоровод. Это не только самый  распространенный, но и самый древний вид русского танца. Не случайно основное построение хоровода — круг, его круговая композиция — подобие солнца — и движение по ходу солнца, хождение за солнцем — «посолонь» берут свое начало из старинных языческих обрядов и игрищ славян, поклонявшихся могущественному богу солнца — Яриле. Основой хоровода является  совместное исполнение хороводной песни всеми его участниками. Танец, песня и игра в хороводе неразрывно и органично связаны между собой. Хоровод объединяет и собирает большое количество участников. Хоровод - это массовое народное действо, где пляска, или просто ходьба, или игра неразрывно связаны с песней. Хороводы имеют культово-обрядовую, социальную и бытовую темы. Хоровод становится русским бытовым танцем, в котором существуют свои формы и правила исполнения, определенные отношения между участниками, подчиненные известному и выработанному ритуалу. Он превращается в самостоятельный жанр и становится украшением различных праздников русского народа. [26]

Участники хоровода держатся, как правило, за руки, иногда за платок, шаль, пояс, венок. В некоторых хороводах  участники за  руки не держатся, а движутся друг за другом или рядом, сохраняя строгий интервал, иногда идут парами.

Хоровод распространен  по всей России, и каждая область  вносит что-то новое, создавая разнообразие в стиле, композиции, характере и  манере исполнения. Хороводы исполняют в медленном, среднем и быстрых темпах.

Но в различных районах  России существуют свои местные особенности  исполнения хороводов, связанных с  природными и климатическими условиями, со спецификой бытового уклада и труда, человеческими взаимоотношениями, формировавшимися в различных жизненных условиях. Эти особенности проявляются и в составе исполнителей, и в ритме, и в содержании песен, под которые идет хоровод, и в манере исполнения, присущей только данной местности. На исполнение хороводов сказывается и разнообразие в костюмах, которые в разных областях значительно отличаются друг от друга и подчас весьма далеки от общепринятого «русского сарафана», к которому мы так привыкли на сцене.

Большое значение при  постановке хороводов отводится  фигурам. Фигуры могут образовываться одними девушками, или парнями, или парнями и девушками вместе, которые могут быть разнообразно выстроены. [13] 

Виды хоровода

1. Орнаментальные

Если в тексте песни, сопровождающей хоровод нет конкретного  действия, ярко выраженного сюжета, действующих лиц, то это орнаментальный хоровод. Участники хоровода ходят кругами, рядами, заплетают из хороводной цепи различные фигуры, согласую свой шаг с ритмом песни, являющейся лишь музыкальным сопровождением. Иногда орнаментальные хороводы своим рисунком, построением раскрывают и передают содержание песни. Содержание песен, сопровождающих орнаментальные хороводы, чаще всего  связанно с образами русской природы, с поэтическими обобщениями, коллективным трудом народа, его бытом. Эти песни отличаются более четким ритмическим построением, объединяющим участников хоровода в плавном или быстром плясовом движении. В рисунках орнаментальных хороводов очень силен элемент изобразительности - «завивание капустки»,  «заплетение плетня».

Орнаментальные хороводы в различных областях России носят название фигурные, узорные, кружевные и т.д. Этот хоровод отличается строгостью форм и малым количеством фигур. Весь хоровод состоит лишь из нескольких фигур, которые органично переходят, переливаются, перестраиваются из одной в другую. [13]

  1. Игровые

Хоровод, в песне которого имеются действующие лица, игровой  сюжет, конкретное действие, то содержание песни разыгрывается всеми участниками  хоровода одновременно. Исполнители  с помощью пляски, мимики, жестов создают различные образы и характеры героев. Часто персонажами песни являются животные, птицы, и тогда участники хоровода подражают их движениям, повадкам. В игровых хороводах главным является - раскрытие сюжета, столкновение характеров и интересов действующих лиц. Больше всего тем для игровых хороводов содержится в песнях, отражающих жизнь и быт народа. В действие хоровода органично входят платочек, лента, венок, палка и т.д. Эти предметы иногда служат и символами. Так венок символизирует брачный союз, платочек заменяет подушку, перину и т.д. В таких хороводах может выделяться исполнитель, играющий роль, а иногда две или три, но чаще всего выделяется несколько действующих лиц. В игровых хороводах рисунок построения проще, чем в орнаментальных. Композиционно эти хороводы строятся по кругу, или линиями, или парами. В центре круга происходит действие, разыгрывается сюжет. В линейном построении хороводов участники поделены на две группы, которые ведут своеобразный диалог. Существуют определенные группы песен, требующие обязательного линейного построения или именно кругового. В игровых хороводах большое значение приобретают артистические способности участников. [13]

3. Пляска

В древности пляски носили обрядовый, культовый характер, но со временем приобрели бытовой. Пляска - это наиболее распространенный и любимый жанр русского народного танца.

Пляска родилась в  хороводе и вышла из нее, разорвав хороводную цепь, усложнив техническую  основу, создав свои формы и рисунки, заменив хороводную песню плясовой и различным музыкальным сопровождением. Пляской можно выражать различные состояния человека. Пляска состоит из ряда отдельных движений - элементов, которые отличаются характерной манерой исполнения, имеют русский национальный колорит. Каждые движения в пляске наполнены смыслом. Разнообразные движения, число которых во много раз увеличивается за счет импровизации исполнителей,  - характерная особенность русской пляски. У исполнителя русской пляски очень выразительны руки, голова, плечи, лицо, кисти рук и т.д. Пляска дает возможность раскрыть личные, индивидуальные черты характера. В пляске могут участвовать парни  и девушки, мужчины и женщины, подростки и пожилые люди. [26]

Для мужской пляски характерны широта, размах, удаль, сила, внимание и  уважение к партнерше. Для женской  пляски характерны величавость, плавность, благородство и задушевность, однако часто она исполняется живо, с задором. В различных областях России мужская и женская пляска в зависимости от географического положения, климатических и жизненных условий, а также характера труда отличается по манере исполнения. Так, например, северяне пляшут со свойственной им сдержанностью, а южане — с присущим им темпераментом и задором. Пляски могут быть с малым и с большим количеством участников. Одни пляски исполняются только в медленном темпе, другие — только в быстром. Есть и такие, которые начинаются в медленном темпе, который постепенно ускоряется, а заканчиваются в очень быстром темпе. В некоторых видах пляски нередко отсутствует строго установленное хореографическое построение.

В каждой пляске есть свое содержание, сюжет — особенно это относится к групповым пляскам, которые чаще всего имеют свои традиционные темы и сюжеты, присущие той или иной местности. [13]

Пляска отличается от хоровода  более богатой и сложной  лексикой танцевальных движений. Помимо обогащения лексики пляска дает возможность и для усложнения и разнообразия пространственного рисунка: лихие выходы парней, задорные проходки девушек, перебежки, разнообразные по рисунку переходы пар и т.д. - все это создает новые рисунки и построения, присущие только пляске. Отличает пляску от хоровода и музыкальное сопровождение. Пляски идут не только под песни, а под аккомпанемент различных музыкальных инструментов. Песни, под которые исполняется пляски, в основном быстрые, мелодии их ярко расцвечены акцентами и резко выраженной активной ритмикой. Такие песни называют плясовыми. Плясовые и хороводные песни где -то сближались, не всегда имея резко отличительные черты. Исполнители и зрители плясок подчеркивают ее ритмические акценты с помощью подголосков, подкрикивания, хлопков и различных музыкальных инструментов. Пляска может идти в сопровождении многих русских народных инструментов. Инструментальное сопровождение - это еще одна основная особенность отличающая пляску от хоровода.

 

Виды пляски

1. Одиночная

Бывает мужской и  женской. В ней наиболее полно  отражается индивидуальность, мастерство, изобретательность исполнителя. Одиночная  пляска основана на импровизации исполнителя. Исполнители пляски своими движениями могут передавать радость и веселье, глубокое любовное чувство и юмор, также исполнители привносят движения, связанные с трудовыми процессами, образами птиц, зверей и т.д. Одиночная пляска имеет свои устоявшиеся традиции исполнения, определенную форму построения. Она начинается с движения по кругу - проходки - или с выхода в круг и исполнения какого-либо движения на месте - с выходки. Это начало пляски, затем следует ее развитие и пляска достигает кульминации, и следует финал.

  1. Парная

Ее исполняют в основном парень и девушка, реже мужчина и женщина, но пожилые люди в ней участия не принимают. Содержание парной пляски - как бы сердечный разговор, диалог влюбленных. Чаще всего это свадебные пляски. Но иногда в парных плясках содержание и настроение бывает несколько иным: передается равность или легкая обида любящих. В основном парные пляски очень лиричны. Они не имеют строго установленного рисунка, бурного нарастания и энергии исполнения. Она ровная по темпу.

  1. Перепляс

Это соревнование в силе, ловкости, изобретательности. Это показ индивидуальности исполнителя. В старинном русском переплясе участвовали два парня или двое мужчин, девушки участия не принимали. Перепляс исполнялся под сопровождение музыкальных инструментов, реже под песню. Перепляс начинался медленно, а заканчивался в быстром темпе. С изменением бытового уклада перепляс стали исполнять все желающие (женщины, мужчины, пожилые люди), но участвуют всего двое. Перепляс исполняется под общеизвестные распространенные мелодии, иногда под частушки. В настоящее время на сцене пляшут несколько человек с одной стороны,  несколько с другой, но при этом задача и характер исполнения парного перепляса сохраняется.

4. Массовый пляс

В этой пляске нет ограничения  ни в возрасте, ни в количестве участников. Массовый пляс чаще всего исполняют в парах - один против другого. Пляшут по одному, по трое, по четверо, но у каждого исполнителя пляса есть своя задача - не только показать себя, но и сплясать лучше, чем стоящий рядом. Каждый исполнитель может войти и выйти из пляса в любом месте, не дожидаясь окончания. Исполнитель может плясать в любом месте площадки и с любым участником пляса. На сцене массовый пляс встречается редко.

Информация о работе Русские народные танцы и пластические импровизации под русскую музыку в этнохудожественном образовании