Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 21:09, курсовая работа
Необходимость обращения к глубинным пластам народной художественной культуры, в современных условиях, восстановления сложившихся веками ее социально-культурных функций детерминирована рядом тенденций: созданием российской государственности на основе национально культурного многообразия, признания ценности каждой из самобытных культур народов России и создания условий для их изучения и сохранения в современном социуме.
Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Система современного российского этнохудожественного образования………………………………………………………………………..6
1.1. Содержание этнохудожественного образования…………………...............6
1.2. Влияние хореографического искусства на развитие личности………......10
Глава 2. Особенности русских народных танцев и пластических импровизаций под русскую музыку……………………………………………15
2.1. История развития русского народного танца……………………………..15
2.2. Основные виды русского народного танца……………………………...26
Заключение……………………………………………………………………..37Список литературы…………………………………………………………...…39
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Система современного российского этнохудожественного
образования…………………………………………………
1.1. Содержание этнохудожественного образования…………………............
1.2. Влияние хореографического искусства на развитие личности………......10
Глава 2. Особенности русских
народных танцев и пластических импровизаций
под русскую музыку………………………………
2.1. История развития
русского народного танца………………
2.2. Основные виды русского народного танца……………………………...26
Заключение……………………………………………………
Введение
Актуальность исследования обусловлена тем, что в процессе реформирования российского общества едва ли не самым ощутимым достижением стало осознание значимости фундаментальных ценностей отечественной культуры, в том числе- традиционной народной художественной культуры. Издавна народная художественная культура определяла нормы поведения в социуме, моделировала взаимоотношения разных поколений, помогала формировать ценности и идеалы личности, несла в себе селективные и нормативно- эвристические функции.
Необходимость обращения к глубинным пластам народной художественной культуры, в современных условиях, восстановления сложившихся веками ее социально-культурных функций детерминирована рядом тенденций: созданием российской государственности на основе национально культурного многообразия, признания ценности каждой из самобытных культур народов России и создания условий для их изучения и сохранения в современном социуме.
Время, которое
переживает Россия начала XXI века,
обнажило множество проблем на
самых разных уровнях
Уровень духовности человека теснейшим образом связан с его эстетической культурой, отношением к искусству. Воздействуя, прежде всего, на чувства, эмоции, переживания, искусство вносит глубокие изменения в его духовную сферу, проецируя внутреннее состояние человека на поведение и поступки. Особую актуальность в образовании современного молодого поколения приобретает обеспечение исторической преемственности поколений; сохранение, распространение и развитие национальной художественной культуры и народного искусства как корневого ее начала.
Благодаря устойчивой традиционности народное искусство несет в себе многовековой опыт жизни народа, изначальным основанием которого всегда являлось стремление к красоте, к идеалам истины, добра. Именно традиция и следование ей играют роль управляющих систем в самосохранении, самоутверждении различных этнических сообществ (Л.Н. Гумилев). Поэтому опору на традиционное искусство можно рассматривать как фактор позволяющий адаптировать традиционные, общепризнанные ценности к жизни конкретных людей и общества, как фактор развития и саморазвития личности в соотнесении с духовными ценностями своего народа. Исходя из этого, каждый человек в стремительно меняющемся обществе представляется личностью, формирующейся на опыте своего народа, личностью, способной осознать своеобразие и уникальность отечественной культуры, впитать ее самобытный характер с тем, чтобы стать ее носителем, полноправным творцом и проводником.
Многочисленные педагогические исследования, поиск концептуальных подходов, разработка учебных программ для разных звеньев системы образования свидетельствуют об актуальности идей формирования личности на основах отечественной художественной культуры, искусства в России.
В исследованиях психологической
науки выявляется зависимость психики
человека от состояния культурно-
Роль художественной культуры этносов в их саморазвитии и функционировании исследовалась в трудах отечественных ученых: Н.А. Бердяев, Н.Я. Данштевский, И.А. Ильин, А.Ф.Лосев, Н.О. Лосский, и др. Фундаментальные положения искусствознания в области народной художественной культуры, народного искусства, имеющие непосредственное значение в разработке системы этнохудожественном образовании личности, отражены в трудах ведущих ученых - искусствоведов: А.Б. Бакушинского, П.Г. Богатырева, И.Я. Богуславской, Г.К. Вагнера, В.М. Василенко, B.C. Воронова, М.А. Некрасовой, Б.Н. Путилова, СБ. Рождественской, А.Б. Салтыкова и др.
Обращение к духовно-нравственному, экологическому, эстетическому, педагогическому потенциалу традиционной художественной культуры и народного искусства в развитии личности отражено в трудах Г.Н. Волкова, Д.С. Лихачева, Б.Т. Лихачева, Т.И.Баклановой, Е.Б. Бондаревской, Е.Е. Литвиновой, А.С. Каргина, С.Ю.Сенатор. Специфике художественно-эстетического воспитания сельской молодежи на материале народного декоративно-прикладного искусства посвящены работы С.Н. Новикова.
В области дошкольного воспитания идеи художественного образования с использованием народного искусства развивались в трудах Е.А. Флериной, Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой, А.В. Антоновой, P.M. Чумичевой и др.
Проблемам образования и воспитания школьников на основе национальной художественной культуры посвящены работы М.Ю. Новицкой, Л.А. Рапацкой, А.С. Хворостова, Т.Я. Шпикаловой и др.
В последнее время разработка концептуальных аспектов моделей этнокульурного и этнохудожественного образования осуществляется в системе вузов культуры и искусств - Т.Н. Баклановой, А.Ю. Белогуровым, В.И. Должен-ковой, М.С. Жировым, Т.К.Солодухиной, В.К. Шаповаловой и др. [31]
Основополагающими стали труды Т.Я. Шпикаловой, которые оказали решающее влияние на развитие системы этнохудожественного образования.
Объектом исследования является этнохудожественное образование. Предмет исследования: особенности русских народных танцев и пластических импровизаций под русскую музыку в системе этнохудожественного образования.
Целью исследования является выявление специфики русских народных танцев и пластических импровизаций под русскую музыку в системе этнохудожественного образования.
В соответствии с целью, предметом, объектом, определены следующие задачи:
4. Рассмотреть основные виды русского народного танца.
Глава 1. Система современного российского этнохудожественного образования
1.1. Содержание этнохудожественного образования
Понятие «этнохудожественное образование» появилось в российской педагогике сравнительно недавно. В 2002 г. оно было закреплено в государственной Концепции художественного образования в РФ.
Этнохудожественное образование - это целенаправленный непрерывный педагогический процесс формирования художественной культуры личности, приобщение учащихся к этнической культуре (или культурам) в учреждениях дошкольного, школьного, общего, дополнительного, профессионального образования, на основе взаимодействия с семьей, учреждениями культуры и средствами массовой информации. [33]
Все вышеперечисленные учреждения составляют несколько уровней системы этнохудожественного образования. Первый уровень был представлен сетью детских музыкальных школ, художественных школ и школ искусств. Второй составляли учреждения среднего профессионального образования: музыкальные, художественные, хореографические училища, а так же училища искусств. Третий уровень включал вузы культуры и искусства: консерватории, художественные, театральные институты.
В образовательном пространстве
система художественного
Поскольку этнокультурное образование нацелено на освоение учащимися тех национально-культурных традиций, в которых воплощены высшие духовно-нравственные ценности, как отдельных этносов, так и всего человечества, имеющие особую значимость для духовно нравственного воспитания и гражданского становления человека, а также позитивного развития и консолидации современного российского общества и его интеграции в мировое сообщество. Такое образование формирует ценностное отношение к Родине, к природе, семье, родному дому и родителям, к труду, к творчеству, к культурному наследию и традициям своего и других народов. Исходя из этого, цель этнохудожественного образование определяется как: формирование и развитие художественной культуры личности на основе высших гуманистических ценностей средствами отечественной культуры и искусства.
Этнохудожественное образование включает формирование следующих умений: воспринимать, понимать, оценивать продукты этнохудожественной культуры; принимать посильное участие в сохранении, поддержании и развитии художественной культуры своего народа в процессе коммуникативной деятельности со взрослыми, сверстниками, с произведениями искусства, а также путем собственного художественного творчества. [33]
Благодаря устойчивой традиционности этнохудожественная культура аккумулирует в себе многовековой опыт жизни народа, стереотипы поведения и воспитания, нормы морали, критерии истины и красоты. Вместе с тем традиции и следование им играют роль управляющих систем в функционировании различных этнических сообществ (Л.Н. Гумилев).
Поэтому опору на традицию можно рассматривать как фактор самосохранения, самоутверждения, саморазвития народа в самых различных сферах бытия, духовного или материального.
Осознание того, что все значимое для жизни человека в окружающем мире создается творческим трудом народных и профессиональных мастеров, необходимо формировать у подрастающего поколения, начиная с дошкольного и младшего школьного возраста. Эту задачу помогают решать учебно-методические пособия.
В них представлены разные виды искусства в их взаимодействии с жизнью человека, природой, трудом, поисками и утверждением национальных и общечеловеческих идеалов добра и красоты. Этническое искусство впервые выступает как равноправный компонент образования наряду с другими видами искусства. Этнохудожественное образование младших школьников рассматривается авторами учебно-методических пособий как приобретение опыта художественно-творческой деятельности в различных видах искусств на основе народных традиций художественной обработки материалов. Этот процесс должен быть неразрывно связан с познанием образной основы художественной вещи, концентрирующей в себе эстетический, художественный, нравственный опыт, тесно сопряженный с национальными идеалами, народным характером и общечеловеческими устремлениями. Именно такое единство обеспечивает процесс вхождения ребенка в мир этнической культуры как сферу, способствующую развитию и саморазвитию личности.
Этнохудожественное
Системообразующим компонентом
этнохудожественного
Развития системы