Русские народные танцы и пластические импровизации под русскую музыку в этнохудожественном образовании

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 21:09, курсовая работа

Краткое описание

Необходимость обращения к глубинным пластам народной художественной культуры, в современных условиях, восстановления сложившихся веками ее социально-культурных функций детерминирована рядом тенденций: созданием российской государственности на основе национально культурного многообразия, признания ценности каждой из самобытных культур народов России и создания условий для их изучения и сохранения в современном социуме.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Система современного российского этнохудожественного образования………………………………………………………………………..6
1.1. Содержание этнохудожественного образования…………………...............6
1.2. Влияние хореографического искусства на развитие личности………......10
Глава 2. Особенности русских народных танцев и пластических импровизаций под русскую музыку……………………………………………15
2.1. История развития русского народного танца……………………………..15
2.2. Основные виды русского народного танца……………………………...26
Заключение……………………………………………………………………..37Список литературы…………………………………………………………...…39

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 200.00 Кб (Скачать)

1.2. Влияние хореографического искусства на развитие личности

Широко известно, что  одной из традиционных функций искусства  является воспитание норм морали, формирование нравственных черт личности.  Возможности  хореографического искусства в  области нравственного воздействия  на личность в народном танце проявились в непосредственном приложении его к бытовому укладу (выбор невест, распределение мест в хороводе по достоинствам, танцы на свадьбе жениха и невесты, родителей и т. п.). В национальных традиционных дуэтах и массовых танцах нашли отражение сложившиеся у данного народа нравственные нормативы. Заложенная в природе хореографического искусства эта традиционная черта получила развитие в содержании современного сценического и бытового искусства танца.

Хореография - средство эстетического  воспитания широкого профиля, её специфика определяется разносторонним воздействием на человека. Решая те же задачи эстетического и духовного развития и воспитания, что и музыка, танец даёт возможность физического развития, что становится особенно важным при существующем положении со здоровьем подрастающего поколения. Тренировка тончайших двигательных навыков, которая проводится в процессе обучения хореографии, связана с мобилизацией и активным развитием многих физиологических функций человеческого организма: кровообращения, дыхания, нервно-мышечной деятельности. Понимание физических возможностей своего тела способствует воспитанию уверенности в себе, предотвращает появление различных психологических комплексов. Народные танцы с их стремительными ритмами, необычными и сложными положениями тела хорошо тренируют выносливость, вестибулярный аппарат, систему дыхания и сердце, а так же танец является средством внутренней и внешней гармонизации личности.

Как и другие виды искусства, хореография отражает социальные процессы, взаимоотношения людей. Специфика ее состоит в том, что чувства, переживания человека она передает в пластической образно-художественной форме.

Хореография родилась на заре человечества. Еще в первобытном  обществе существовали танцы, изображавшие трудовые процессы, танцы магического характера, ритуальные, воинственные. В них первобытный человек обращается к силам природы. Дошедшие до нас танцы прежних времен рассказывают о жизни, быте и нравах различных народов. С изменением социального строя, условий жизни людей менялись характер и тематика искусства, в том числе и народной хореографии. Русский народ танцевал с незапамятных времен. Плавные, торжественные хороводы славили явления природы, олицетворением которых были Ярило и другие языческие божества. Раздольная, свободная русская пляска, изобиловавшая замысловатыми коленцами, родилась из самого характера русского народа. Из нее возникли пляски первых российских профессиональных актеров-скоморохов. [6]

Еще в XVIII веке передовые  деятели искусства того времени, а позднее, в XIX веке, великие представители русской культуры А. С. Пушкин, В.Г.Белинский, Н. В. Гоголь понимали танец как искусство содержательное, реалистически выразительное, способное воплощать серьезные мысли. Где, как не в песне и танце, выражаются душа народа, его самобытность.

Танец передает мысли, чувства  и переживания человека в своеобразной для каждого народа национальной форме. Эта форма рождается конкретным содержанием, на которое накладывают  свой отпечаток политические, экономические  и географические условия жизни в той или иной стране. Так, у каждого народа складывается свой стиль танца, отражающий особенности определенной эпохи. [16] Танец является одним из наиболее древних видов искусства. Он возник в недрах народного творчества и живет в народе. Даже в провинциях одного и того же государства изменяется танец. Северный русс не так пляшет, как малороссиянин, как славянин южный, как поляк, как финн: у одного танец говорящий, у другого бесчувственный; у одного бешеный, разгульный, у другого спокойный; у одного напряженный, тяжелый. У другого легкий, воздушный. Разнообразие танцев родилось из характера народа, его жизни и образа занятий. Народ, проведший горделивую и бранную жизнь, выражает ту же гордость в своем танце; у народа беспечного и вольного та же безграничная воля и поэтическое самозабвение отражается в танцах; народ климата пламенного оставил в своем национальном танце ту же негу, страсть и ревность».

И географическое положение, и образ жизни влияют на танец, на его содержание и характер исполнения. Задачей педагога является, глубоко изучив и прочувствовав подлинно народный танец, воссоздать его на сцене, обогатить своей творческой фантазией, учитывая законы сцены и композиции. Формирование личности - это, прежде всего, формирование характера. Типические, закрепленные в характере, свойства влияют и на опыт личности, и на поведение человека в целом. Развитие характера протекает  в  непосредственной  зависимости  от степени  вовлеченности в ту 

или иную деятельность. Одним  из способов развития таких качеств  как активность, дисциплинированность, самостоятельность, внутренняя свобода и уверенность в себе являются занятия в различных спортивных и танцевальных студиях. [17]

Для того чтобы человек имел возможность эффективно самореализоваться, добиться цели он должен быть вовлечен в деятельность, значимую для него. Для того чтобы поднять его на новый уровень произвольности, необходимо, опираясь на его эмоциональное отношение, интересы, желания найти такое средство, которое станет побудителем собственной активности, и будет мотивировать его действия, связанные с расширением знаний, формированием нужных умений и навыков, позволяющих заниматься самостоятельной творческой деятельностью. [32] Именно таким стимулом и является фольклор.

Личность есть только там, где есть свобода и творчество. Это - важнейшее требование к условиям ее формирования. Ростислав Захаров писал: «Педагог-наставник, обучая танцу, тренируя тело ученика, формирует и его взгляды, его духовный облик, его внутренний мир, его позиции и не только в искусстве, а и в жизни. Ведь в искусстве отражается жизнь, и поэтому, беседуя о нем с молодежью, нельзя не говорить при этом об окружающей нас жизни. Личность человека, как известно, складывается из его субъективного отражения объективной действительности.

Каждый человек может выбирать из этой действительности то, что он захочет. Одни - оптимисты, другие - пессимисты. Оптимисты видят мир в более позитивных красках. Какова психика художника, такое и отражение найдет в его искусстве действительность: в жизнеутверждающем, оптимистическом звучании и унылом, беспросветном. Психический склад художника, его мировоззрение - вот что определяет акт рождения искусства». [8]

Недаром существуют такие  понятия, как концепция и композиция. Так вот, концепция - это есть то, что сформировано мыслью, разумом, психикой человека, это внутренняя форма будущего произведения и является своего рода программой будущей внешней формы - композиции.

Композиция же - это  то, что уже сочинено, будь то музыка, драма, опера или балет. И вот  бывает так, что концепция, может, и очень хороша, но не хватило таланта, в композиции это не получилось.

Бывает и иначе: композиция превосходна, а концепция оказалась  с гнилым зернышком. На первый взгляд не разберешься: вроде бы все красиво, все нравится, и аплодируем, а чему, спрашивается, красивости танца, технике исполнения? Вот поэтому необходимо обратить внимание учеников, прежде всего на идею, которая лежит в основе каждого танца, и сделать это возможно с использованием фольклора, так как именно различные формы фольклора ближе всего детям. От общей культуры и знаний педагога во многом зависит мировоззрение, моральные и эстетические принципы его учеников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Особенности русских  народных танцев и пластических импровизаций под русскую музыку

2.1. История развития русского народного танца

Русский народный танец является одним из наиболее распространенных и древних видов народного творчества. Он возник на основе трудовой деятельности человека. На протяжении многовековой истории своего развития русский народный танец всегда был тесно связан с трудовым календарным сельскохозяйственным годом (посев, сбор урожая и т. п.). Он тесно связан и с различными сторонами народного быта, обычаями, обрядами, верованиями (рождение, свадьба, игры и т. п.). В танце народ передает свои мысли, чувства, настроения, отношение к жизненным явлениям.

Русский народный танец неотделим от русской песни, которая всегда была явлением массовым и неотъемлемым от жизни народа. Песня наложила отпечаток на характер и стиль танца, определив особенности русской манеры исполнения, наполнив танец содержательностью и сюжетностью, эмоциональной выразительностью и певучей пластикой.

Создаваясь  на протяжении многих столетий, танец  стал подлинной художественной энциклопедией социальной жизни народа. Русский народный танец - это яркое, красочное творение народа, являющееся эмоциональным художественным специфическим отображением его быта, характера, мыслей, чувств, эстетических взглядов и понимание красоты окружающего мира. Русский танец своими корнями уходит в далекое прошлое. Истоки его тесно связаны с культурой и бытом восточнославянских племен. Расселившись на обширном пространстве нынешних территорий Европейской части России, Украины и частично Белоруссии, эти племена впоследствии и образовали Русь. Название Русь, Русская земля произошло от наименования племен — россы или руссы, — живших на этих землях. [13]

Развитие  русского народного танца тесно  связано со всей историей русского народа. Каждая новая эпоха, новые политические, экономические, административные и религиозные условия отражались в формах общественного сознания, в том числе и в народном творчестве. Все это несло с собой известные перемены в быту русского человека, что в свою очередь накладывало отпечаток и на танец, который на многовековом пути своего развития не раз подвергался различным изменениям. Происходила эволюция танцевальных форм, отмирали старые и зарождались новые виды танца, обогащалась и видоизменялась его лексика. Русский народный танец развивался в различных направлениях. В языческие времена он был необходимой принадлежностью культовых обрядов. Эти танцы долго хранили следы быта, труда и религиозных верований. Но по мере разложения первобытно- общинного строя, в связи с разделение труда и ростом городов, из среды народа выделились люди- плясуны, профессиональные сочинители и исполнители музыки, песен и плясок. В Древней Греции таких людей называли мимы. В различных местностях они носили различные наименования, но сущность их деятельности, в своем многообразии, одна: профессионалы низших родов сценических забав. Они выступали на площадях, праздниках и ярмарках. [13]

Наличие схем, разнообразных  рисунков и фресок из прошлого позволяет  нам говорить о том, что у плясунов того времени была своя техника танца: практикуются заноски и  разнообразные прыжки. Для танцовщиц типичны акробатические танцы на руках - кубистика - и виртуозная техника; также танец  с балансированием на руках и голове - кубиками и корзинами.

О древности танцев на Руси говорят дошедшие до наших дней предания о свайных постройках на Ладожском озере в дохристианский период. На них собирали девицы и молодцы «хороводились и играли кругами».

В V - VII веках народный танец исполняли в лоне «игрищ». На их характер налагали отпечаток древне-языческого представления. В VIII - IX веках складывается первое древнерусское государство - Киевская Русь. Принятие христианства способствовало развитию культуры: возводятся храмы, развивается письменность. Народное творчество получает выражение в скоморошестве. [13]

Переходя  с одного места на другое, скоморохи  всегда были непосредственными участниками  народных игр и гуляний, приуроченных к языческим и православным праздникам, участвовали в свадебных, похоронных обрядах, различных семейных торжествах. Но скоморохов, плясунов и музыкантов часто приглашали и на княжеские пиры, где у них были постоянные «скоморошные места». Принимая участие в игрищах, давая представления для народа или на княжеских пирах, скоморохи не только популяризировали и совершенствовали созданное народом, но и сочиняли новые песни, игры, хороводы, пляски, прививали любовь к русскому народному танцу. Они несли в себе неистощимый заряд веселья, остроумия, энергии, часто высмеивали представителей власти и духовенства, зарождали в народе вольнолюбивые мысли. Но жизнеутверждающее и радостное творчество скоморохов, «веселых людей», как называют их былины, было враждебно церковной идеологии, утверждавшей изначальную греховность человека и призванной воспитывать народ «в страхе божием», в духе сурового аскетизма, рабского смирения и покорности перед церковью и властями», и церковь начинает преследование скоморохов. Скоморохи сыграли большую роль в развитии, совершенствовании и популяризации русского народного танца. По сути дела, они являлись первыми профессиональными исполнителями русской пляски. Скоморохи не только поддерживали традиции в исполнении: пляски, но и усложняли ее рисунок, лексику, совершенствовали технику исполнения, сочиняли отдельные движения, а иногда и целые пляски, вносили яркий игровой элемент в их исполнение.

В конце XV века русский народ окончательно освобождается от татаро - монгольского ига. Это способствует мощному подъему национальной культуры. В 1571 году была создана «Потешная палата» царя Михаила Романова, в которую вошли наиболее талантливые скоморохи.  А в 1629 году среди них появился первый известный в истории учитель танцев на Руси - Иван Лодыгин. Однако в средние века усиливающиеся влияние церкви негативно сказывается на народном творчестве. Видя в народных танцах и песнях пережитки язычества, церковь называла их сатаническими и угрожала всякими бедами и наказаниями в аду музыкантам, танцорам, певцам. В 1648 году под влиянием церкви царь Алексей Михайлович издает указ о преследовании скоморохов. [13]

Информация о работе Русские народные танцы и пластические импровизации под русскую музыку в этнохудожественном образовании